Рабочие обязаны обеспечивать ведение технологического процесса, рационального использования ресурсов, снижать потери и выполнять все указания своего непосредственного руководителя. Менеджеры должны использовать современные методы и способы управления, обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, соблюдать режим труда и отдыха.
Соблюдение принципа социально-экономической справедливости есть результат сочетания благожелательности с правосудием. Справедливость не исключает ни энергичных действий, ни жесткости в случаях необходимости со стороны руководителей различных звеньев управления. Справедливость при практическом ее осуществлении нуждается в применении современных методов, здравом смысле, большом опыте и добропорядочности. Требования социально-экономической справедливости и равенства - это совокупность запросов, с которыми менеджерами различных уровней надо всегда считаться в обращении с персоналом и друг с другом. Руководители и менеджеры предприятия должны напрягать свои лучшие способности, чтобы эффективно управлять персоналом. Они должны стремиться укоренить ^ чувство справедливости на всех ступенях иерархии. При этом условия труда должны быть ь равными для всех, только при этом они будут улучшаться, обновляться знания, повышаться (□ заработная плата.
Принцип прибыльности ориентирован на наращивание массы прибыли и расширенное ^ воспроизводство. Для получения объема прибыли, достаточного для осуществления производственно-коммерческой деятельности, стимулирования персонала и удовлетворения его ^ труда в результатах диверсификации и обновления производства, расширения числа рабо-]> чих мест необходимо осуществлять постоянный поиск новых сфер рынка, расширять ассортимент продукции, обеспечивать её конкурентоспособность, внедрять культуру производс-
к тва, обесточивать ох„ану окружающей сре»ы и т.».
□
□ ш
о_
миронов в.и.
специфика развития промышленной интеграции в
российской федерации >
о
о В советский период интеграционные процессы в производстве имели свою специфике ку [1]. На протяжении этого исторического периода предпринимались попытки внедрить Е5 различного рода объединения, комбинаты, комплексы и другие формы территориальной а и отраслевой организации производства с целью рационального использования ресурсов < и получения народнохозяйственного эффекта. При этом критерии интеграции определя-о лись в большей степени не экономическими соображениями. При объединении предпри-^ ятий использовались планово-административные методы, не в полной мере учитывавшие о экономические интересы хозяйствующих субъектов. Взаимосвязи между предприятиями в о планово-административной экономике устанавливались и регулировались плановой сис-
0 темой, а не участниками. Отношения между предприятиями скорее являлись вертикальны-$ ми, чем горизонтальными, поскольку предприятия были тесно интегрированы с вышесто-'Ъ ящими административными органами, а горизонтальные связи с другими предприятиями
1 были довольно слабыми.
о В 90-е годы ХХ века помимо объективных требований и тенденций развития народного ™ хозяйства, у России появились специфические обстоятельства, активизирующие интегра-§ ционные процессы в промыщленности и других отраслях бизнеса. Потеря управляемости, ф обвальное падение спроса и объемов производства, недостаток инвестиций и оборотных средств, сокращение государственных заказов и крайняя неопределенность перспективы о обусловили необходимость поиска новых форм кооперации, проведения интеграции. о С точки зрения организационных преобразований наиболее типичной стратегией выжи-0) вания предприятий в 1991-1995 гг. была стратегия вхождения в вертикальные структуры
о
I—
ф
о а ф
п
ш
(корпоративные группы), организованные из отраслевых структур или создаваемые заново. В этот период была велика роль корпоративных объединений, большей частью реорганизованных из бывших министерств и их подразделений. Многие предприятия старались оставаться элементом подобных структур, что позволяло им получать помощь в снабжении и сбыте, во внешнеэкономической деятельности, финансовую поддержку, участвовать в лоббировании интересов в верхних эшелонах власти.
Если в административно-плановой экономике число типов объединений предприятий исчислялось десятком, то в рыночной (например, в США) их сотни. В переходной экономике России типов объединений - больше ста. И структура, или фазовые портреты, этих организаций, их зоны гораздо разнообразнее, чем в США (сказались результаты приватизации). Если в административно-плановой экономике существовал критерий технологической целесообразности, в рыночной - критерий прибыльности, то критерий, которым руководствовались предприниматели, участвующие в приватизации, не является ни тем, ни другим. Субъекты ориентировались на стратегическую прибыль, захват рынков либо на приобретение тех или иных активов. Короткие сроки приватизации обусловили возникновение в России объединений совершенно различных объектов народного хозяйства. Появились промышленные, фи- ь нансово-промышленные, финансово-коммерческие группы. щ
До 1995 г. можно было говорить о двух разных секторах экономики переходного периода: коммерческих фирмах и приватизированных и неприватизированных государственных предприятиях. После 1995 г. произошел качественный скачок: заметные позиции занял сме- И шанный сектор, где представители «новых» и «старых» приватизированных предприятий оказались вместе в различных объединениях, начали «играть» по одним и тем же правилам, у них формировалась общая корпоративная культура. о
Процессы децентрализации государственного сектора, а затем его укрупнения и образования промышленных и финансово-промышленных групп, с одной стороны, и процесс образования и укрупнения коммерческого и финансового капитала с другой стороны, происходи- □ ли параллельно до 1995 г. ^
В 1995 г. вновь созданные коммерческие, финансовые, финансово-коммерческие груп- О пы, возникшие в результате приватизации, промышленные предприятия, а также транс- 0 формированные промышленные и финансово-промышленные группы стали объединятся. Ей Коммерческие фирмы и финансово-коммерческие группы начали покупать промышленные ^ предприятия, участвуя в приватизации, залоговых аукционах, конкурсах, и создавать торго- ^ во-финансово-промышленные объединения. Ц
Во второй половине 90-х гг. начался процесс упорядочивания российских холдингов. > Предприниматели стали искать логику своего бизнеса, изменять холдинги. Многие дивер- 2 сифицированные корпорации формируются, как и ранее, за счет размешения свободных де- ^ нежных средств - покупаются наиболее перспективные бизнесы или просто те предприятия, ЕЕ которые продаются в настояший момент. Одной из главных целей является достижение ус- о тойчивости холдинга за счет создания бизнес-портфеля, сбалансированного с точки зрения о жизненных циклов различных отраслей и подверженности влиянию рыночной конъюнктуры.
Большая часть вертикально интегрированных компаний была выстроена нефтяными £5 компаниями и металлургами. Интеграция назад, как правило, была необходима для защиты £5 от монополизма поставщиков. Интеграция вперед объяснялась желанием увеличить добав
о
ленную стоимость - иными словами, получать большую прибыль. о
Многие горизонтально-интегрированные холдинги образовывались путем покупки кон- о курентов. Вследствие этого увеличивается доля рынков, эффект масштаба приводит к сниже
о.
нию удельных издержек на разработки, производство и продвижение. Правда, в результате |
некоторые компании стали ощущать себя монополистами национального масштаба. о
Происходит строительство правовой инфраструктуры. Созданы базовые элементы сов- ® ременного корпоративного права - «правила игры», законодательно определяюшие формы,
механизмы образования крупных интеграционных структур. Интенсифицируется процесс о формирования корпоративного звена рыночного типа.
Таким образом процесс интеграции предприятия стал достаточно заметным явлением для ^
1997г. - первой половины 1998 г., однако его можно было рассматривать в тот период прежде §
всего как защитную центростремительную реакцию микроуровня в отдельных неконкурен- ^
тоспособных или депрессивных секторах российского реального сектора экономики. В конце 1998-1999 гг. происходил более масштабный процесс усиления роли государства - федерального центра и региональных властей.
Процесс интеграции продолжается и по сей день. Однако экономика России предпочитала вертикальную интеграцию, так как данная форма удовлетворяла в условиях кризиса неплатежей. В настоящее время наметился интерес к горизонтальной форме интеграции, хотя данная форма еще не приобрела значительных масштабов.
История развития крупных структур в отечественной промышленности отличается от зарубежной практики, а именно: создание структур происходило централизованным способом на протяжении советского периода, и в 90-е гг. произошел резкий скачок к стихийному процессу образования интеграционных объединений. Если рынок США и Европы на протяжении 100 лет в процессе эволюции подошли к устойчивому и упорядоченному рынку слияний и поглощений, то для Российской Федерации многие приемы и методы данного рынка еще не известны и законодательно не закреплены. Поэтому следующим этапом изучения будут ис-^ следования методов объединения предприятий, условия образования горизонтальных струк-ь тур, применение методов оценки при слияниях, мотивы объединения и антимонопольное (□ регулирование процессов горизонтального слияния.
В практике слияний российских компаний в 1991-2000 гг. превалировала тенденция ^ «враждебных поглощений». «Враждебные поглощения - одна из форм интеграционных операций, имеющих те же черты, что и любые интеграционные сделки». ^ Большинство российских «враждебных поглощений» не могут быть квалифицированы в ]> соответствии с иностранными дефинициями [3]. Спектр способов получения контроля над компанией-целью в процессе «враждебной атаки» не подпадает ни под какие модели и критерии, принятые международным бизнес-сообществом. Из подобных сделок только небольшая часть может быть квалифицирована как классические образцы слияний и поглощений. При этом □ большая часть российских интеграционных операций квалифицируется как «захваты», во-^ первых, из-за оказанного сопротивления, и, во-вторых, при наличии конкурента - захватчика. О В России частота использования сделок по «враждебному поглощению» предопределяет-0 ся следующими условиями:
ш - изначальное сохранение условий монополизации экономики, которая была унаследо-о вана от советской экономики;
ф - основной экспортный поток доходов формируется на 2000 российских предприятий; § - большая часть предприятий-производителей экспортных товаров, так называемые > «компании-цели», уже были включены в те или иные группы компаний к августу 1998
5 г. А также сформировавшаяся стабильная структура акционеров возможных компанийке целей в условиях краха фондового рынка 1998 г. не позволила в большинстве случаев т получать контроль над компанией-целью путем приобретения пакетов акций на вто-££ ричном рынке до середины 2000 г.;
^ - возможность снижения стоимости сделки по получению контроля посредством приоб-о ретения долговых обязательств и сохранения «инкогнито»; отсутствие нормативного 2 регулирования сделок с долговыми обязательствами.
2 Основные причины «непопулярности» и возможные трудности при осуществлении клас-^ сических слияний и поглощений в России следующие:
о 1. Трудоемкая и капиталоемкая процедура сделки (необходимость в проведении в боль-о шинстве случаев нескольких собраний акционеров; квалифицированное «голосова-
^ ние»; согласование с государственными органами; финансовые издержки; затраты на
| приобретение акций у несогласованных акционеров; снижение ликвидности обще-
о ства - приобретателя акций.
6 2. Влияние кредиторов (право досрочного прекращения обязательств, возможные выплаты).
3. Наличие задолженности присоединяемой компании перед бюджетом и внебюджетны-
о ми фондами и издержки по ее реструктуризации, наличие ценных бумаг на иностран-
ных рынках.
о 4. Требования по составлению и наличию информации в передаточных актах и раздели-о тельном балансе.
00 5. Налоговые последствия.
6. Противоречия между группами акционеров.
1995-2003 гг. Характерными особенностями слияний и поглощений в России являются: характер юридического оформления, роль государства, влияние глобализации, по-прежнему превалируют поглощения через банкротства [4].
Основные причины, усилившие процесс слияния и поглощения в России [2]:
Во-первых, не завершен процесс реальной приватизации, и примерно 1/3 собственности после ваучерной приватизации оказалась в руках неэффективных собственников, которые не могут извлечь из этой собственности нормальный доход и прибыль. Поэтому неизбежен дальнейший передел собственности и ее переход от неэффективных собственников к более эффективным.
Во-вторых, в ряде отраслей не проведены институциональные реформы, и структура предприятий в основном осталась такой же, как и была при плановом, централизованном хозяйстве, что противоречит рыночным реалиям.
В-третьих, в результате приватизации в ряде отраслей образовалось множество мелких и неэффективных компаний, которые сейчас укрупняются, в том числе, так сказать, «по ини-
СП
.0
циативе сверху». ь
В четвертых, сегодня для предприятий болезненная тема - нехватка оборотных средств. щ В отличие от развитых рыночных стран в России практически отсутствует рынок капитала. Предприятиям и организациям для финансирования экономического роста прежде всего ^ приходиться полагаться на собственные средства. В этих условиях крупным объединениям, И концернам, холдингам выживать намного легче, чем мелким и средним по размерам предпри- ^ ятиям и организациям, что также подхлестывает процесс поглощения и слияния. ^
В-пятых, низкая рыночная капитализация подавляющего большинства предприятий и о организаций (в среднем она в 3-5 раз ниже показателей других рыночных стран в расчете на сопоставимые параметры) резко облегчает процедуру слияния и поглощения.
И последнее. Не менее 2/3 российских предприятий имеют долги перед бюджетом, пе- □ ред поставщиками или перед банками. При этом у значительной части долг так велик, что ^ выплатить его практически невозможно из-за прогрессирующего роста сумм долга за счёт О пеней и штрафов. Такие предприятия и организации попадают под действие закона о бан- 0 кротстве. ф
Все сказанное выше свидетельствует о том, что горизонтальная интеграция в Российс- ^ кой Федерации отличается от зарубежной методами и условиями образования и регулирова- ^ нием антимонопольного законодательства. Российское антимонопольное законодательство § разрабатывалось на базе европейского опыта регулирования конкуренции. И в России, и в > Европейском Сообществе политике конкуренции отводится важное место, и к настоящему 2 времени создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования ^ конкурентных отношений, на государственном уровне постоянно проводиться работа по со- $ вершенствованию правил конкуренции и повышению эффективности конкурентной полити- о ки по контролю экономической концентрации. о
В целом следует отметить, что имеющие место ориентиры российской антимонопольной
политики противоречат практике промышленной политики развитых стран, стремившихся 2
с ее помощью укрепить конкурентоспособность национальных экономик. Российская анти- £5
монопольная политика в отличие от западной промышленной политики, проводившейся на ^
этапе послевоенного восстановления народного хозяйства, направлена на противодействие §
процессам экономической концентрации с целью не допустить появления хозяйствующих о
субъектов, обладающих рыночной властью. Представляется важным скорректировать госу- о-
дарственную политику таким образом, чтобы исключить ее противодействие эволюционным |
экономическим процессам. Действенными ориентирами повыщения конкурентоспособности о
российской экономики являются стимулирование ресурсосберегающей концентрации про- ® изводства (в том числе с увеличением рыночной власти хозяйствующих субъектов), а также
поощрение кооперации российских предприятий на мировом и национальном рынках. В кон- о центрированном виде этот подход можно охарактеризовать как формирование эффективной
конкурентной структуры рынков с целью противостояния давлению международной конку- ^
ренции. §
О
литература
1. Антонов Г.Д. Предпосылки интефации и эволюция интеграционных структур в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5.
2. Ильинская Н.В. Слияния и поглощения в современной России: анализ и тенденции // Бизнес Академия. 2003. № 2-3(24).
3. Леонов Р. «Враждебные поглощения» в России, опыт, техника проведения и отличие от международной практики // Рынок ценных бумаг. 2000. № 24(183).
4. Пирогов А. Особенности слияний и поглощений российских компаний // Управление компанией. 2002. № 5.
П
I) МИХАЙЛОВА Н.В.
га проблемы формирования систем управления
кластерами региональной экономики
X
^_
а -
7.
□ Современный этап развития процессов регионализации национальной экономики и ее ]Е рыночного трансформирования характеризуется переходом от посткризисной стабилизации ° к фазе экономического роста. Это требует от территориальных административно-хозяйственных систем пересмотра концептуального подхода к стратегическому, тактическому и
□ оперативному планированию, адаптации своей иерархической структуры к новым условиям
□ Ш
хозяйствования, пересмотра системы вертикальных и горизонтальных связей, усовершенствования методического и инструментарного обеспечения разработки управленческих решений.
о Одним из перспективных способов, обеспечивающих решение указанных выше задач, яв-£ ляется формирование на территории субъекта Федерации экономических кластеров, отличаю-о щихся единой целеориентацией. Это дает возможность использования позитивных эффектов ф взаимодействия предприятий различных форм собственности и направлений деятельности, ^ обеспечивает высокую адаптивность региональной системы и ее интегрированность в еди-ф ное экономическое пространство России. В настоящее время обоснование целесообразности,
0 мотивационные аспекты, ресурсное, организационное и инструментарное обеспечение при-
1 менения кластерного подхода достаточно хорошо разработаны для целого ряда направлений ^ [1], в том числе и обеспечивающих развитие регионов Юга России: зерновой кластер Крас-о. нодарского края [7], кластер туризма Республики Адыгея [4] и др. Однако авторы указанных < работ базируются на положении о саморазвитии региональной экономики. Таким образом, о появление кластера рассматривается как результат процессов самоорганизации в сложном ^ объекте - региональной социально-экономической системе. Вместе с тем, указанные процес-о сы формирования кластеров могут быть инициированы и региональными системами управ-о ления, что позволяет ожидать соответствия направлений деятельности возникающих струк-
0 тур стратегическим целям развития территории.
Возникающие в связи с этим проблемы могут быть подразделены в следующие агрегированные блоки:
1 - задачи научно-методического обеспечения процессов управляемого синтеза кластеров о региональной экономики, решение которых формирует концептуальные основы, схему ™ и алгоритм организации кластеров;
§ - организационное обеспечение, которое объединяет вопросы модификации структурой но-функциональных характеристик системы управления регионом;
- проблемы практической реализации, связанные с необходимостью разработки мето-о дического и инструментарного обеспечения решения задач мониторинга состояния, о диагностики, сценарного прогнозирования, оценки эффектов функционирования эко-0) номических кластеров, разработки и реализации управляющих воздействий.
о.