СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЛИТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Вахнина Т.Н., Уткина Е.М. (КГТУ, г.Кострома, РФ) Inspected the questions of the disign of the wood-shaving slabs.
Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не трудился дизайнер. За чуть более чем столетнюю историю своего существования дизайн превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности со своим научно -исследовательским аппаратом, арсеналом проектно -художественных средств. У дизайна появились свои «идолы» - классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна. Возникли отделы дизайна в музеях искусств, постоянно устраиваются выставки дизайна. Все это сформировало в сознании масс представления о дизайне как равноправной части культуры. По мере развития дизайна перед ним с течением времени ставились постоянно разные задачи. Они расширяются и усложняются, охватывая все большие области, нежели просто формообразование продукции. Приемы в дизайне становятся все сложнее.
С архитектурой дизайн роднит, прежде всего, общность задач и техники творческой деятельности, с инженерией - производственная сторона, с искусством - многие отношения продуктов жизнедеятельности к человеку, с наукой -строгий анализ и опора на точные знания. Сфера дизайна - весь предметный мир человека. Дизайн не совпадает с инженерией: его объекты и продукты - не орудия, не вещи обихода, а элементы предметного мира человека; здесь у продуктов производства является новое качество, такие стороны, которые не учитывались и не могли учитываться чистой инженерией. Дизайн производит совершенно особые продукты - проекты и образцы изделий, никак не сводимые к знаниям. Это сплав разных видов деятельности. Дизайн - это новая сфера социальной деятельности, которая уже в ближайшем будущем займет место рядом со сферами науки и искусства.
Большинство предметов массового потребления у различных фирм -изготовителей к началу 80-х годов ХХ века было уже технически зрелыми, и имели приблизительно одинаковые цены при приблизительно одинаковом качестве. Дизайн оставался зачастую последним средством производителей в борьбе против конкурентов. Дизайн охватывал все больше и больше предприятий, становясь естественной составной частью их фирменного стиля: оформление продукции, носитель имиджа. Фирмы не только принимали определенную дизайн политику, но и зачастую использовали существовавшие популярные дизайн -продукты. Они готовы были выпускать более цветные, косые и кривые формы, подписанные именем известного дизайнера, лишь бы увеличить спрос. При этом, чтобы удовлетворить множеству различных вкусов, необходимо было придавать индивидуальность каждой внешней формы и каждой детали, при неизменном техническом содержании.
Современные дизайнеры, вопреки распространенному их имиджу декоратора, все больше демонстрируют социальные обязательства перед обществом и осознание окружающей среды.
По мере развития дизайна перед ним с течением времени ставились постоянно разные задачи. Они расширяются и усложняются, охватывая все большие области, нежели просто формообразование продукции. Приемы в дизайне становятся все сложнее, как и в других видах искусства и архитектуре историки, теоретики, критики и практики дизайна все больше посвящают себя специальным областям и отдельным проблемам этого сложного и многообразного вида современной проектно -художественной деятельности.
Установление потребностей - необходимое условие работы дизайнера, оно является ключевым моментом первого этапа проектирования. Выявление и определение потребностей осуществляется с помощью совокупности операций большого социального значения. В соответствии с обобщенным подходом к этим операциям относятся:
- выявление потребности;
- концептуальное исследование, то есть подбор возможных решений проблемы потребности;
- разработка проектно-конструкторских предложений.
Потребность отдельных людей и общества в целом в мебели является безусловной. Поскольку в обыденной жизни мебель является одним из главных элементов интерьера, ее дизайну всегда уделялось большое внимание.
На кафедре МТД Костромского государственного технологического университета проводятся исследования по выявлению потребительских предпочтений в области дизайна ламинированных древесностружечных плит.
Для проведения эксперимента были сформированы экспертные группы, состоящие из 25 экспертов, принадлежащих к возрастным категориям от 12 до 17 лет и от 23 до 30 лет. Для опроса экспертов были составлены опросные листы, состоящие из вопросов, касающихся цветового решения ламинированной плиты. Результаты приведены в таблице.
Таблица 1 - Результаты опроса экспертной группы о цветовом решении плит
Эсксперттые группы Имитация древесины различных пород Однотонные Металлик Камень Экзотик (имитация ротанга, бамбука, соломки и т.п.) Прозрачная отделка по древесным плитам типа OSВ Перламутр Фантазийные декоры Сочетание древесины с различными компаньонами
баллы место баллы место баллы место баллы место баллы место баллы место баллы место баллы место баллы место
от 12 до 17 11 1 4 17 0 9 98 2 15 5 7 10 5 3 17 3 8 11 2 5 77 1 12 4 6
от 23 до 30 76 1 12 2 6 13 5 7 18 9 8 95 3 19 5 9 10 0 4 11 9 5 94 2
При выборе цветового решения поверхности плит на первое место эксперты возрастной категории от 23 до 30 лет поставили имитацию древесины различных пород. Такое решение наиболее традиционно. На второе место эксперты поставили сочетание древесины с различными компаньонами, так как такое цветовое решение в мебели очень распространено в настоящее время. На третье место эксперты поставили имитацию ротанга, бамбука, соломки и различных плетений. На четвертое место эксперты поставили перламутровые оттенки. На пятое место -фантазийные декоры. Эксперты возрастной категории от 12 до 17 лет на первое место поставили фантазийные декоры, и лишь на 4-е - имитацию древесины. Проверка согласованности мнений экспертов производилась с использованием коэффициента конкордации. Она показала, что в отдельных группах мнения экспертов (потенциальных потребителей) согласованы, а вот в объединенной группе согласованность не выявлена.
И это вполне объяснимо, т. к. нет единой общности - абстрактного потребителя, поэтому так важна работа по выявлению потребительских предпочтений. Если мы не будем знать, чего хотят потребители, ничего не получится и с решением глобальной задачи - повышения конкурентоспособности отечественного мебельного и плитного производства.