КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЛИТНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Вахнина Т. Н., Мазаева А. М. (КГТУ, г.Кострома, РФ)
Present the test of expert of important index of the wood-shaving slabs.
Главная задача российских производителей ДСтП и ЛДСтП - подготовка к деятельности в условиях вступления страны в ВТО. Древесностружечная плита давно уже стала одним из основных материалов для мебельной промышленности любой страны. На данный момент отечественное мебельное производство конкурентоспособно, но только на внутреннем рынке. На российском мебельном рынке сегодня представлены отечественные и импортные плиты разных толщин, форматов и декоров.
Технологичность, низкая стоимость и привлекательные декоры сделали современную древесно-стружечную плиту универсальным мебельным материалом. Только по официальной статистике в России ежегодно выпускается почти два миллиона кубометров ДСтП. Плита имеет большие размеры, легко транспортируется, хранится, раскраивается и превращается в самые разные элементы мебели. Новые облицовочные материалы придают плите весьма респектабельный вид. Сегодня уже не увидишь кислой мины покупателя, узнавшего, что его стол, диван или шкаф сделан из ДСтП. Отечественные мебельщики работают с каширо-ванной, ламинированной и крашеной ДСП. Любому производителю мебели ясно, что без ДСтП никакого мебельного бизнеса просто не было бы. А потому интересуют мебельщиков другие вопросы. Нужно ли закупать импортную плиту или можно найти аналогичную отечественную? Какова перспектива российских заводов ДСП - они безнадежно устарели и дорабатывают свой срок или возможна их модернизация? Теоретически на российских заводах можно производить плиту европейского качества. Если будет жесткий технологический контроль, если будет использован хороший облицовочный материал, то можно получить плиту европейских стандартов на российских заводах. Собственно говоря, отечественная ДСтП дешевая и этим устраивает российского потребителя. Крупные экспортеры ДСтП в Россию конкурируют с российскими производителями ДСтП за счет ассортимента продукции и за счет возможности поставки плит разной толщины. Например, в России плиту толщиной 8 мм практически никто не делает и поэтому плиты 8-10 мм составляют около трети экспорта в РФ. Так, например, почти 15% поставок Egger в Россию приходится на плиту толщиной 18-19 мм, еще 5% составляет плита толщиной 25 мм. Бывают запросы на плиту 38 мм необлицо-ванную. Это заказывают те предприятия, которые имеют линии постформинга, поскольку такие толщины нужны в основном для производства столешниц. Отечественные мебельщики умудряются делать практически все - офисную, кухонную и другую мебель из ДСтП толщиной 16 мм.
К сожаленью не многие фирмы в России уделяют значительное внимание дизайнерской работе, а ведь это сейчас очень важно. Будущее за предприятиями, которые предлагают широкий ассортимент. Сегодня мебельщикам, производящим продукцию, конкурентоспособную с импортной, нужна древесно-
стружечная плита разных толщин, разнообразных декоров и европейских стандартов качества. Главное условие успеха выпуска высококачественной плиты -это ответственный и квалифицированный персонал, уровень и состояние оборудования, качество сырья, и, что не менее важно - ее дизайн.
Итак, очевидно, что определенная ниша в производстве отечественной ЛДСтП является незанятой. В перспективе вступления России в ВТО, когда будут снижены таможенные пошлины на импортные плиты и импортную мебель, мы можем эту нишу потерять, если не начать разработки уже сейчас. Зарубежный опыт подсказывает, что одно из непременных условий повышения конкурентоспособности производства - это работа с реальными и потенциальными потребителями продукции.
На кафедре МТД Костромского государственного технологического университета проводятся исследования потребительских предпочтений в сфере плитных материалов для производства мебели среди различных возрастных групп.
Для проведения опроса в качестве экспертов были выбраны покупатели и посетители мебельных магазинов в возрасте старше 40 лет, и студенты и учащиеся в возрасте от 17 до 22 лет, которые представляют собой потенциальных покупателей.
Таблица 1 - Результаты опроса экспертов касающиеся показателей качества
Возростная группа Цвет Стоимость Долговечность Проч-ность Безопасность(отсутстви е вредных выделений) Фактура поверхности Вес (плотность плиты) Прочность удерживания крепежных элементов
баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг
17-22 92 4 78 2 63 1 91 3 110 5 160 7 176 8 130 6
св. 40 85 3 68 1 96 4 74 2 109 5 142 6 183 8 143 7
Таблица 2 - Результаты опроса экспертов о цветовом решении плит
Возростная группа Имитация древесины различных пород Фоновые(монохром-ные)цвета Металлик Камень Экзотик(имитация ротанга, бамбука, соломки и т.п.) Прозрачная отделка по древесным плитам типа ОББ Перламутр Фантазийные декоры(креатив) Сочетание древесины с различными компаньонами
баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг баллы ранг
17-22 105 3 163 8 129 4 143 6 105 3 141 5 102 2 88 1 149 7
св. 40 48 1 126 5 194 9 161 7 102 3 136 6 170 8 117 4 71 2
Результаты опроса по показателям качества ламинированных плит схожи в различных возрастных группах. И те и другие наиболее важными показателями выделяют для себя стоимость, долговечность, цвет и прочность мебели. Но практика показывает, что при выборе мебели в магазине в первую очередь покупатель обращает внимание на внешний вид мебели, и, соответственно, на ее цвет, а также руководствуются стоимостью. А такие не менее важные показатели, как прочность и долговечность мебели, приобретают значение лишь при ее непосредственной эксплуатации. Однако недооценивать этот фактор нельзя, он работает косвенно в форме отзывов покупателей о степени удовлетворенности продукцией.
Такой немаловажный фактор, как безопасность, и в той и в другой группе был поставлен на 5-е место, а это значит, что он также важен для многих покупателей, хоть и не занимает лидирующих позиций, и этому показателю также необходимо уделить внимание. И, наконец, наименее важными показателями для покупателей обеих групп, по данным опроса, является фактура поверхности, вес и прочность удерживания крепежных элементов.
Анализ результатов опроса о цветовом решении мебели выявил следующие закономерности: возрастная группа старше 40-ка лет консервативна в своих предпочтениях, поэтому лидирующее положение со значительным отрывом занимает имитация древесины различных пород. Этот результат был ожидаем. Если посмотреть на предложение рынка мебели, то можно сделать вывод, что подобные потребности покупателей вполне удовлетворены, ведь если посмотреть любой каталог ламинированных плит, господствующее положение в нем занимает именно древесные расцветки.
А вот в возрастной группе от 17 до 22 лет первое место заняли фантазийные декоры, а второе - перламутр, и лишь на третьем месте - имитация древесины различных пород. Это говорит о том, что в течение ближайших 10 лет возможно появление неудовлетворенности потребителей предоставляемой продукцией, так как на данный момент времени эта ниша практически не заполнена. Работа на потенциального потребителя мебели из ламинированных плит должна стать одной из основных задач для отечественных производителей.
Исследование мнений российских потребителей, с одной стороны, создает простор для творчества дизайнеров, а с другой стороны, служит мощным импульсом для развития отечественной плитной и мебельной промышленности.