ФОРМООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕБЕЛИ
Коняшкин В.И. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
The form of a product in design of an interior is defined by appearance, proceeding from its contents and assignment.
Форма изделия, предмета в дизайне определяет выражение внешнего вида, исходя из его содержания и назначения. Формы изделий из древесины простые и сложные определяются, прежде всего, его предназначением (корпусная мебель, мягкая мебель и др.). Большое значение во внешнем облике изделий мебели имеет фасадное решение и его органическая связь с интерьером помещения. Фасады простые, плоские и рельефные, профильные, а также сложные, объёмные образуя углы, сопряжения нескольких плоских или рельефных элементов.
Дизайнер при работе над формой изделия, предмета, интерьера должен знать и учитывать закономерности формообразования и, прежде всего эргономические требования, а также знать свойства применяемых материалов и технологию изготовления изделий.
Современное дизайнерское проектирование основано на создании гармоничных форм изделий мебели в прямой связи со многими факторами. Это, прежде всего согласованные свойства эстетических и функциональных факторов, которые характеризуются фантазией, изысканностью и вкусом дизайнера. Во многих случаях осуществляются и предпринимаются эксперименты, творческие усилия формообразования, но проглядываются старые индустриальные формы изделий мебели, которые создавались на основе теоретического осмысления, расчета и инженерного конструирования. Формы мебели всё более и более становятся дифференцированными и разнообразными. Идёт поиск новых необычных, более фантастических, выразительных форм, где-то гротескных, что можно охарактеризовать как поздний модерн. Образцами оказываются различные структуры, включая растительные, особое внимание вызывают решения с вынужденными искажениями. Декор заменяется усложненными расчленёнными формами и конструкциями. Во многих случаях изделия мебели начинают походить на архитектурные формы в строительном искусстве, что характеризуется общим пространственным формообразованием и стремлением быть или определять время и общество. Различием в этих двух областях служит масштаб. Можно сказать, что архитектура влияет на формообразование мебели и наоборот.
Производство мебели, в настоящее время, имеет характер от высоко индустриальных методов, до индивидуальных методов и ручного ремесла. Сегодня нередко можно увидеть уникальные изделия в авторском решении.
Большинство дизайнеров используют компьютерные программы для реализации своих новых творческих решений, другие, в качестве новой идеи, ранние исторические стили или тезис «Вперед к природе», что по-прежнему в цене. Индивидуальные варианты, во многих случаях, решаются с учётом желания заказчика. Отсутствуют массовые, крупносерийные поставки на рынок изделий мебели. Проектирование и производство существуют рядом, они тесно связаны и не отделены
друг от друга. Путь изделия от проекта до реализации его в материале сократился до минимума.
Материалы в конструкциях нередко применяются прежние, но жестче стали требования к ним по экологии. Широко применяется древесина, как конструкционный материал, в том числе переклеенная и плиты MDF. В качестве облицовочных материалов применяются как традиционные материалы, так и новые. За технологическим открытием в области новых материалов стоит множество вариантов, возможностей для дизайнерского проектирования предметной среды. Поверхности деталей выполняются разной шероховатости, полученные тонкой или грубой обработкой.
Стекло в конструкциях мебели для дома и для офиса в сочетании с металлом или древесными материалами используется в производстве различных видов изделий, в том числе: столов - обеденных, журнальных; подставок, витрин, комодов, тумб, шкафов и т.п. Стекло органическое и неорганическое используется как в виде конструкционного материала, так и в качестве, наряду с зеркалами, декоративных и накладных элементов, что при их использовании позволяет улучшить эстетические свойства мебели. Великолепно смотрится цветное стекло в витражах, а витражи в рамках. Внутри изделий устраивается подсветка, что усиливает цветность стекла и объём изделия в целом в интерьере помещения.
Использование цветовой гаммы, разных цветов, их комбинирование и сочетание создает обширные возможности для дизайна. Для дизайнера имеет огромное значение правильный выбор цвета. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать психологические моменты, для каждого человека каждый цвет обладает определёнными свойствами. Сегодня модный цвет в изделиях мебели серый, цвет «ме-таллик», подчеркивая современные высокие технологии «High technologies»
На освещённость помещения большое влияние оказывает величина отражаемого света. Поэтому, выбирая цвет для отделки, следует учитывать то, что чем ближе он будет к цвету естественного освещения, тем сильнее свет будет отражаться от поверхностей стен, потолка и тем светлее будет днём в помещении. Свет искусственный общий или индивидуальный устраивают с учётом функциональных зон помещения. Следует помнить, что искусственный свет меняет цвет предметов, изделий, стен и др. в интерьере.
Главной тенденцией развития формы сегодня является поиск художественной формы изделия. Отсюда, требования к формообразованию изделий гласят:
- отходить от общих правил, создавать без норм и границ, ломать стереотипы;
- заинтересовывать, повышать любопытство, провоцировать, создавать возбуждение;
- ближе к искусству;
- усиливать интерес к старому через новое. Ностальгия подскажет.