Научная статья на тему 'К вопросу об истории декорирования в интерьере'

К вопросу об истории декорирования в интерьере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1435
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОР / АРХИТЕКТУРА / ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО / УКРАШЕНИЯ В СТИЛЕ / ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ТЕХНИКИ / РЕЗЬБА / РОСПИСЬ / МЕТАЛЛ / СТЕКЛО / DECORATION / ARCHITECTURE / INTERIOR DESIGN / DECORATING STYLE / THE EVOLUTION OF HUMANITY AND TECHNOLOGY / CARVING / PAINTING / METAL AND GLASS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайфуллина И. З.

Данная работа посвящена анализу и изучению истории декорирования в интерьерах того или иного стиля. Исследование проводилось методом изучения литературных источников и реальных объектов архитектуры и дизайна. В результате были выявлены основные течения в искусстве внутреннего убранства, в которые вошли: Древний Египет, Греция и Рим, Средневековая Готика, Классицизм, Барокко, Рококо, Ампир, Эклектика, Модерн. А также характерные нововведения на примере рассмотренных стилей. Интересным было узнать о новаторских решениях в работе с деревом, камнем, стеклом и металлом в разные отрезки времени, так как именно в этих материалах в основном и работали зодчие и ремесленники для оформления предметно-пространственных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of interior decoration

Aim of this study was to analyze the major styles of interior decoration. The manifestation of innovation and creativity in the work of architects in the design and interior decoration of buildings. Based on the analysis addressed the main architectural styles are: Ancient Egypt, Greece and Rome, medieval Gothic, Classicism, Baroque, Rococo, Empire, Eclectic and Modern. It was during these periods of embellishment especially influenced design of internal and external decoration. Abundantly used in floral designs, blending different finishing materials (wood, metal and ivory furniture in the decision), houses of worship for the murals an inspiration, as a rule, served as the religious themes and in private houses, palaces, excerpts from the daily life of military paraphernalia or objects brought from the conquered territories and travel. The analysis identified the most common methods in the applied arts, particularly those that have changed with the development of science and of man as a creative unit. Here are some of them painted surfaces (the plane of the walls, furniture, glass and cloth), carving on wood, stone, ivory, active use of textiles, jewelry, glass work (stained art, and other grezal) with metal (stamping, casting, engraving, forging), as well as pottery. Many of them evolved and stepped into the «machine» at the end of XIX century. In conclusion we can say that the decor as a set of techniques for decorating interior decoration has always existed. Methods of design have always existed the primitive in the primitive society as well as advanced techniques at present. Embellishment developed in parallel with the discoveries and inventions. The most important breakthrough occurred in the late XIX century, when Modern was born. Art Nouveau as the design direction clearly defined the concept of art and craft. Modern has become a springboard, where the major upheavals and when the industrial revolution to the design in the late XIX and early XX century have occurred

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории декорирования в интерьере»

УДК 72.04+721.011.8

Сайфуллина И.З. - ассистент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

К вопросу об истории декорирования в интерьере

Аннотация

Данная работа посвящена анализу и изучению истории декорирования в интерьерах того или иного стиля.

Исследование проводилось методом изучения литературных источников и реальных объектов архитектуры и дизайна. В результате были выявлены основные течения в искусстве внутреннего убранства, в которые вошли: Древний Египет, Греция и Рим, Средневековая Готика, Классицизм, Барокко, Рококо, Ампир, Эклектика, Модерн. А также характерные нововведения на примере рассмотренных стилей.

Интересным было узнать о новаторских решениях в работе с деревом, камнем, стеклом и металлом в разные отрезки времени, так как именно в этих материалах в основном и работали зодчие и ремесленники для оформления предметно-пространственных объектов.

Ключевые слова: декор, архитектура, внутреннее убранство, украшения в стиле, эволюция человечества и техники, резьба, роспись, металл, стекло.

«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след».

А.А. Фет

Декор как способ украшения возник еще задолго до того, как зародилась архитектура и дизайн, именно в том значении, которое мы в него сейчас вкладываем. Человечество на протяжении всего времени, что существует, стремилось и стремится к прекрасному в своем окружении. Уже первобытные мастера оформляли резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих дошедших до нас изделиях воплотились представления древних людей об эстетике, гармонии человека и природы, месте индивида в нём. И уже тогда использовались различные приемы украшения своего жилища, такие, как: роспись, резьба по камню и дереву даже в самой примитивной форме. Позже

- с развитием и эволюцией человечества и техники - появились уже более сложные способы декорирования, сочетающие в себе несколько приемов по украшению изделия.

Значение слова «декор» (франц. decor, от лат. decoro - украшаю) определяется как художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Украшательство достигалось за счет решения объёмно-пространственной композиции, где декор, как простой (например, одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись, различные по фактуре и текстуре материалы), становился её элементом, акцентирует выразительность композиции, или зрительно преобразуя её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит.

И во все времена, испокон веков, основной задачей украшательства следовало и следует понимать специальные и целенаправленные действия для придания форме или поверхности изделия соответствующего свойства - декоративности.

На примере многих архитектурных и этнических исторически сложившихся стилей можно проследить становление и формирование декора в архитектуре и пространстве интерьера.

Древний Египет является цивилизацией, в которой возникло искусство украшения, и окружение человека стало предметом внимания и декорирования. Различные приемы

украшательства дошли и до наших дней. Зодчие этой цивилизации в полной мере использовали все знания и навыки для достижений результатов в усовершенствовании технологий обработки камня и его транспортировки. Уникальные памятники прикладного творчества чудесным образом сохранились и до сегодняшних дней.

Художники использовали интересную и очень сложную технологию - контррельеф, на поверхность которого густым слоем наносились натуральные краски, рафинированная графика иероглифов (характерные только для Египта), статуи из металла, в результате обработки инструментами приобретающие уникальную гладкую поверхность (даже в нынешнее время по технологии не имеющее аналогов!), ювелирные украшения, потрясающие воображение по стилизованности. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях золото, серебро и сложный сплав, соединяющий в себе симбиоз нескольких видов металлов - электрум (в настоящее время его практически невозможно получить). Приемы обработки камня и металла были на высоком уровне, что говорит о достаточно развитой технологии. Применялись такие камни, как бирюза, лазурит, аметист, яшма, обсидиан и изумруды. При работе с камнями мастера использовали инструмент, в 3 раза превосходящий по прочности алмаз, что позволяло делать на поверхностях изделий гравировку.

В античной Греции и Риме активно использовали мозаику, лепнину, скульптуру, систему архитектурных ордеров, массивные колонны. Большинство сооружений храмов, дворцов, общественных зданий, дошедших до наших дней, сохранили в себе великолепные, изящные статуи, массивные колонны, украшенные лепниной. Вдохновением для античных мастеров являлись сама природа и гармоничное сосуществование человека во всем. Для декорирования использовались аналоги растительного и животного мира. Предпочтение всегда отдавалось орнаменту в виде изломанной линии, волюты, геометрических фигур, переплетения ветвей и трав. Удивительное сочетание листьев, виноградных лоз, гирлянд из лавра говорило о том, что это работа древнегреческих ремесленников. Наиболее популярным материалом для изготовления лепных деталей являлся гипс. Популярность этого материала обуславливалась его дешевизной и простотой обработки.

Мебели была отведена особая роль в убранстве дома. Древнегреческая мебель совмещала сразу несколько предметов, некие комплекты. Например, известное древнегреческое ложе представляет собой стул с сиденьем (нынешний пуф) вытянутой формы, что на нем можно лежать. Ножки стульев, столиков и кресел всегда были изогнутыми и представляли собой ордера колонн, которые крепились к основанию ножек. В основном такие украшения использовались в качестве подлокотников для кресел. Для отделки сундуков и ларей использовались приемы инкрустации. Мебель для хранения украшалась вставками из слоновой кости, дорогих пород древесины, а крышки зачастую обивались золотым листом.

Самыми распространенными и общеизвестными элементами интерьера были и будут, безусловно, вазы и амфоры. Форма вазы могла быть и в виде женской головы, фигурки сфинкса, выходящей из пены Афродиты. Чаще всего они украшались геометрическим орнаментом, но потом стали использоваться и сюжетные картины, навеянные мифами и легендами эллинов. Узоры на глиняной поверхности вырисовывались в сочетании двух и редко трех цветов. Рисунок отдельно прорабатывали черным лаком, либо им полностью заливался фон, после окончательного высыхания орнамент приобретал цвет глины.

Декорирование приобрело очень важную роль в средневековье, особенно в эпоху готики, которая охватила все виды декоративного искусства: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, гравюру, витраж, фреску и кузнечное дело.

Искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви. Так, готический собор символизировал порыв к небу. Этой же цели служило его богатейшее декоративное убранство. Эпоха готики - это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В этот период наблюдается расцвет ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях.

Главными изобретениями того времени являлись новая каркасная конструкция и листовое стекло. Стены перестают быть массивными. Теперь это ограждающие элементы, которые становятся более воздушными, отделываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты - «каменное кружево». Архитектурные конструкции обыгрывались благородной резьбой по камню, дереву, росписью плоскостей стен и потолков, большие пролеты на фасаде - витражами. Это стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы - контрфорсы. Также на контрфорсах в целях утяжеления конструкции в целом и ее устойчивости устанавливались своеобразные «грузики» в виде своеобразно решенных башенок - пинаклей. Фризы соборов орнаментировались узорами в виде листьев, четырех полукругов, перекрещивающихся арок. Колонны декорировались капителями - чашеобразной формы, в виде стебля с бутонами и различных листьев (виноградные, плющ, выпуклые, плоские).

Благодаря новаторским решениям в технологии производства стекла, появились кованые витражные окна. Форма витража подчинялась размеру проема и мастерству витражиста. В ранней готике наиболее часто встречающимся видом были окна, вписанные в круг - окна-роза (розетки). Позже - это окна с «пламенеющим» узором, его еще называют «рыбьим пузырем», где вертикальные стойки сочетаются с арками, подобно тому, как колонки сливаются с нервюрами, так и арку оконного переплета стремятся сделать продолжением стоек. В поздней готике мастера настолько развили витражное искусство, что могли конструировать и заполнять очень большие пролеты. Появились сложносочиненные окна, сочетающие все ранее применяемые формы украшения. Ярким примером являются фасады, заполненные витражами, Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари, 1163-1345 годы).

Характерная мебель в интерьере готики - это высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, аналогами для которых служили архитектурные детали замков и соборов. Позже это влияние сказалось и на орнаменте. Столяры использовали геометрический орнамент, противоречащий самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан, был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Этот предмет мебели служил столом, скамьей и кроватью. Мебель украшалась камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

На Руси также применялись различные украшательства. Даже очень лаконичные по форме интерьеры богато украшались резьбой, росписью, текстилем. К примеру, такие старинные русские промыслы, как Хохлома, Гжель, вышивание, резьба по кости и дереву, кружевоплетение, всегда находили применение в украшательстве предметов быта и пространства. Так, над окном устанавливали широкие полки, на которые расставляли красивые предметы посуды, шкатулки. Кровати часто были с резными спинками. Их покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек, края скатертей обрамлялись рушниками. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Безусловно, существовали и существуют предметы, которые носят только декоративный характер. Яркими примерами подобных изделий и приемов декора внутреннего убранства являлись объекты прикладного творчества таких стилей, как классицизм, барокко, рококо, ампир. В предметно-пространственных объектах в эти периоды суть изделия - функция, - скрывалась под причудливыми по форме украшениями: лепниной, активным и контрастным цветом, мебель и интерьерные аксессуары приобретали более чем пышный, вычурный по оформлению объем, который ничем, кроме как проникнутым эстетизмом внешним видом, не был оправдан.

Особенностями в интерьерах стиля барокко и рококо были массивные парадные лестницы, украшенные «пузатыми» балясинами, колонны, пилястры, скульптуры с обильной лепниной, местами золоченой росписью, резной орнамент. Причудливо изогнутые линии, округленная форма углов, выпукло-вогнутый симметричный и

асимметричный рисунок; основная форма - полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн, для зрительного увеличения высоты помещения; характерное выраженное горизонтальное членение для расширения пространства. Также для декора интерьеров была характерна роспись потолка, придающая зрительно больше воздуха, размер помещения и множество зеркал. Резная вычурная деревянная мебель, зачастую очень тяжелая и больших размеров, украшенная резьбой и орнаментами из перламутра, в основном являлась объектом красоты. Огромные многоярусные хрустальные люстры, позолоченные тяжеловесные рамы для картин, обильное количество текстиля еще больше усиливали эффект роскоши и излишества во всем.

Ампир - императорский стиль. Декор в этом стиле был навеян завоеванными территориями Наполеона I. Всевозможные арабески, пальметты, барельефы со стилизованными этрусскими мотивами гармонично вписывались в убранство помещения. Растительные узоры египетских мастеров перекочевали на фасады мебели для хранения: секретеров, кабинетов, письменных столов, кресел. Спинки стульев в основном имели форму лиры, подлокотники плавно соединялись с передними ножками, орнаментированные резными фигурками животных, например, стилизованными сфинксами и массивными завитками. Украшениями интерьера также стали элементы военной атрибутики античного происхождения, в частности римского. Это были мечи, щиты, шлемы, копья, лавровые венки, геральдические орлы римских легионов. Цветовое решение диктовалось декором помещения. Насыщенный красный и зеленый, «брутальный» золотой, благородный коричневый. Тяжелые драпировки, гравюры, а также старинные картины, металлические украшения для интерьера, ковры с классическим рисунком, изящные осветительные приборы из стекла - все это в совокупности, как бы говорили, что здесь живет император, правитель.

Ампир сменился стилем, знаменовавшим собой кризис. Было долгое время «безстилья», так называемый эклектизм (историзм). Художники искали новые способы проявления себя в архитектуре, декоре аксессуаров, мебели, убранстве пространства. Внутреннее убранство помещения зависело от фантазии заказчика и архитектора. Эклектика сохранила архитектурный ордер, однако в ней он утратил свою исключительность. Ордер стал частью декора. В оформлении мебели также использовали растительные узоры из разных периодов: меандр, лавровые венки, листья аканта, классический ордер, барельефы с геометрическим рисунком. Внутреннее убранство было обогащено знаковыми предметами восточной, азиатской и средиземноморской культуры. Но, несмотря на обилие элементов украшения в интерьерах, в стиле эклектика чувствовались гармония, уют и оригинальность.

В России же эклектика стала «глотком свежего воздуха», которая сменила строгость и излишнюю вычурную элегантность. И вот как об этом периоде в России говорил ценитель искусства и писатель Николай Васильевич Гоголь: «... Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену. » (Н.В. Гоголь «Об архитектуре нынешнего времени» , 1831 г.).

И все же, несмотря на спорность, историзм стал некой предпосылкой к становлению и развитию в последующем промышленности, ибо фантазийные элементы декора в новых решениях интерьера не могли бы осуществиться без заметного интереса к машинному производству.

Вскоре усилиями художников, декораторов и архитекторов сформировался новый, не основывающийся на прообразах стиль. У него уже была четкая цель на завоевание новых горизонтов при помощи новых технологий в производстве. Так возник модерн.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Его отличительными особенностями являлись:

- отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий;

- интерес к новым технологиям (наиболее ярко это проявилось в архитектуре);

- расцвет прикладного искусства.

«Современный стиль» зародился в эпоху расцвета промышленной революции. Индустриализация создала некий «фильтр», сквозь который прошли все виды прикладного и декоративного искусства. В этот период кузнечное дело приобрело новое звучание. Ковка, литье, чеканка и гравировка помогали осуществить все фантазии и задумки архитекторов и дизайнеров. Ограды в плавных «лекальных» изгибах, навеянных растительным миром, изготовление аксессуаров для интерьера и декорирования внешних фасадов необычных зданий. К примеру, как пишет А. Аронова про творчество австрийского зодчего, первооткрывателя в работе с металлом - Виктора Орта: «. металл для Орта - живой, органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованных лестничных ограждений, геометрический узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на зоны. Чудесный мир металла и стекла превратил творение Орта в уникальное жилище, удобное и одновременно далекое от реальности».

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление пространства в особняках архитектора Ф.О. Шехтеля, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока, витражные работы Луис Комфорта Тиффани, изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французских дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и другие.

Стекло стало таким же гибким в работе материалом, как металл. Новизну в работу со стеклом внес американский художник и декоратор Луис Комфорт Тиффани. За то время, что существовала компания «Тиффани и Ко», мастер запатентовал более тысячи способов работы со стеклом. Экспериментируя на своей фабрике по изготовлению стекла, за короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Большое внимание Тиффани уделял разработке новых видов стекол. Мастер воссоздал технологию получения стекла с «люстровым эффектом» - стекло «йЪгЛ» (от франц. мерцающий, пламенеющий). Металлический порошок наносился толстым слоем на поверхность стекла, после чего поверхность обрабатывалась парами, содержащими оксид металла. В результате при этом на поверхности пластины образовывался металлический глянец, который переливался всеми цветами радуги. А именная техника витража стала неким образцом применения новых технологий того времени.

Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми. Мастер хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Льюис нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом, стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника «медной фольги» применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже - для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Что касается производства мебели, то здесь стоит упомянуть знаменитый город Нанси, который становится центром Франции по изготовлению предметов мебели в стиле Ар нуво. Именно здесь работали мастера Галле и Мажорель. Для их работ было характерно применение облицовочной фанеры - однослойного шпона дерева, маркетри (деревянная мозаика) и золоченой бронзы. Нововведением в украшении мебели было использование резной рельефной инкрустации и сочетание нескольких пород дерева.

Уже после Первой Мировой войны (1914-1918 годов), когда модерн как стиль полностью исчерпал себя, возникло много других стилей. В новый период мастера

прикладного искусства начали больше использовать технику как средство для ускоренного получения результата.

XX век становится эпохой машин. Приемы декорирования развивались и совершенствовались параллельно с новыми техническими разработками в той или иной отрасли: изготовление мебели, текстиль, художественное стекло, металл, витражи.

Что же касается понимания эстетики в «техническом декоре», то машинный век был способен насытить спрос на «дизайнерские штучки» товарами массового производства, что привело к неразборчивости и безвкусице. Со временем украшательство стало более «коммерческим» видом деятельности. Благодаря, а может и к несчастью, оно приобрело масштабный, глобальный размах. С целью донести дизайнерские творения до всех масс населения возник конвейер, который штампует «идеи». Эксклюзивность страдает. И сейчас одно и то же изделие может иметь несколько разных видов декоративных элементов или не иметь их вовсе. Огромный поток видов декоративных элементов может вызвать их несовместимость в интерьере, а художественная ценность такого изделия может оказаться ниже, чем изделия чистой технологической формы. Так, большое количество декоративных элементов еще не обеспечивает решения художественного уровня изделия. Но «мастера» придумывают и дорабатывают, а украшательство остается, привязываясь к функциональной значимости предмета или нет.

В заключение хотелось бы сказать, что декор как способ сделать окружение человека эстетичным, функциональным и комфортным, начиная с украшения грандиозных сооружений и заканчивая детальной проработкой интерьера, существовал во все времена. Украшательство всегда менялось, подчиняясь стилевому отрезку времени. В каждом периоде истории декор параллельно шел с развитием и совершенствованием ремесла, техники, появлением новых изобретений и открытий, что все в совокупности вносило свою лепту в эволюционирование приемов украшательства в интерьере, тем самым способствуя развитию новых композиционных приемов в изделиях внутреннего убранства и разработке современных технологических методов решения задуманного художником. Но самый важный рывок произошел в конце XIX века, когда зародился модерн. Ар нуво как течение в дизайне четко разграничило понятия «искусство» и «ремесло», так как для последователей этого стиля стало важным иметь возможность работать и расширять свое производство, благодаря промышленности, которая шагнула далеко вперед. И именно модерн стал трамплином для дизайна, где уже произошли основные перевороты, связанная с промышленной революцией в конце XIX - начале XX веков.

Список литературы

1. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия, второе издание (том 13). - М.: Большая советская энциклопедия, 1952. - 610 с., илл.

2. Аронова А. Искусство западной Европы (архитектура рубежа XIX - XX вв.). - М.: «Аванта+», 2003. - 413 с.

3. Фриленгхоузен, Алиса Куни и Моника Обниски. «Луис Комфорт Тиффани (18481933)». В. Хейлбранн. Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Музей

Метрополитен, 2000. http://www.metmuseum.org/toah/hd/tiff/hd_tiff.htm (июль 2007).

4. Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. - Екатеринбург, 1991. - 234 с., илл.

5. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. - М.: Жираф, 1998. - 315 с.,

6. Муратова К.М. Мастера французской готики 12-13 вв. - М.: Искусство, 1988. - 128 с., илл.

7. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма (пер. с англ.). - М.: ООО «Магма», 2004. - 310 с., илл.

Saifullina I.Z. - assistant E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

On the history of interior decoration Resume

Aim of this study was to analyze the major styles of interior decoration. The manifestation of innovation and creativity in the work of architects in the design and interior decoration of buildings. Based on the analysis addressed the main architectural styles are: Ancient Egypt, Greece and Rome, medieval Gothic, Classicism, Baroque, Rococo, Empire, Eclectic and Modern. It was during these periods of embellishment especially influenced design of internal and external decoration. Abundantly used in floral designs, blending different finishing materials (wood, metal and ivory furniture in the decision), houses of worship for the murals an inspiration, as a rule, served as the religious themes and in private houses, palaces, excerpts from the daily life of military paraphernalia or objects brought from the conquered territories and travel.

The analysis identified the most common methods in the applied arts, particularly those that have changed with the development of science and of man as a creative unit. Here are some of them - painted surfaces (the plane of the walls, furniture, glass and cloth), carving on wood, stone, ivory, active use of textiles, jewelry, glass work (stained art, and other grezal) with metal (stamping, casting, engraving, forging), as well as pottery. Many of them evolved and stepped into the «machine» at the end of XIX century.

In conclusion we can say that the decor as a set of techniques for decorating interior decoration has always existed. Methods of design have always existed - the primitive in the primitive society as well as advanced techniques at present. Embellishment developed in parallel with the discoveries and inventions. The most important breakthrough occurred in the late XIX century, when Modern was born. Art Nouveau as the design direction clearly defined the concept of art and craft. Modern has become a springboard, where the major upheavals and when the industrial revolution to the design in the late XIX and early XX century have occurred.

Keywords: decoration, architecture, interior design, decorating style, the evolution of humanity and technology, carving, painting, metal and glass.

References

1. Vvedensky B.A. Bolshaya Sovetckaya Encyclopedia, second edition (Volume 13). - M.: Bolshaya Sovetckaya Encyclopedia, 1952. - 610 p., ill.

2. Aronov A. Art of Western Europe (architecture abroad XIX-XX centuries). -M.: «Avanta +», 2003. - 413 p.

3. Frelinghuysen, Alice Cooney, and Monica Obniski. «Louis Comfort Tiffany (18481933)». In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000. http://www.metmuseum.org/toah/hd/tiff/hd_tiff.htm (July 2007).

4. Berseneva A. European modernism: the Viennese school of architecture. -Yekaterinburg, 1991.

5. Nashokina M.B. The architects of Moscow Art Nouveau. - M.: «Giraf», 1998. - 315 p. Muratova K.M. Masters of French Gothic architecture of XII-XIII centuries. - M.: Iskusstvo, 1988.

6. Riley N. Elements of design. Development of design and style elements from the Renaissance to Postmodernism. - M.: OOO «Magma», 2004. - 310 p., ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.