Научная статья на тему 'Искусство интерьера - искусство ремесла'

Искусство интерьера - искусство ремесла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1197
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ИНТЕРЬЕР / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО / СТИЛЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / INTERIOR / ARTISTIC CRAFTS / ETHNIC STYLE / DIRECTION / DECORATIVE AND APPLIED ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулеева Л. М.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития художественных ремесел, оказавших влияние на формирование и декорирование пространства интерьера на примере наиболее характерных архитектурных стилей и этнических направлений. На примере предметно-пространственной и функционально-художественной организации пространств интерьера рассматривается эволюция ремесел как вида деятельности от сугубо утилитарной направленности до вида декоративно-прикладного искусства с целью формирования целостной в стилевом и функциональном значении среды интерьера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of interior - art crafts

Subject-Interior spatial environment at all times have been a reflection of various crafts: potters, weavers, carpenters, embossing, glassblowers, etc. Almost all kinds of handicrafts showed themselves in two directions utilitarian-functional and artistic. Ceramic tile, brick and magnificent roughly done chest medieval and luxurious Baroque armchair, coarse needle felted canopy and wool Persian carpet is only a small portion of the products of different crafts makers in different times subject-art interior environment. The emergence of new building materials and technologies in the development of architectural styles and artistic directions developed not only the handicrafts, but also a substantive approach to interior environment. Purely utilitarian household items, furniture, equipment, are not only functional, but also have completed features artistic attractive and completed objects and spaces. Crafts are evolving in the direction of artistic and decorative registration of both individual objects and interior space as a whole. Both are separate types of artistic crafts: carpentry skill is complemented by technologies such as decorative inlay, marquetry, intarsia, the art of taking, skill Masons enriched skill embossing, while transforming the cold stone in Gothic architecture, creating the lace. Artisan craftsmanship is the foundation of a high interior environment at all times of their formation.

Текст научной работы на тему «Искусство интерьера - искусство ремесла»

УДК 72.04.011.8

Кулеева Л.М. - кандидат архитектуры, профессор

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Искусство интерьера - искусство ремесла

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы становления и развития художественных ремесел, оказавших влияние на формирование и декорирование пространства интерьера на примере наиболее характерных архитектурных стилей и этнических направлений. На примере предметно-пространственной и функционально-художественной организации пространств интерьера рассматривается эволюция ремесел как вида деятельности от сугубо утилитарной направленности до вида декоративно-прикладного искусства с целью формирования целостной в стилевом и функциональном значении среды интерьера.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, интерьер, художественное ремесло, стиль, этническое направление, декоративно-прикладное искусство.

Во все времена на различных этапах развития человеческого общества интерьер создавался не только как выражение и отражение в пространстве помещения архитектурных стилей, формируемых талантом архитекторов и строителей, но и как сфера профессиональной деятельности ремесленников самых различных направлений: гончаров-керамистов, стеклодувов, мастеров по работе с металлом, деревом, тканями. Постепенно ремесло становится художественным творчеством высочайшего уровня, наряду с такими видами искусства, как живопись и скульптура. Имена таких ремесленников, как Гобелен, Жаккард, Веджвуд и многих других, дали название изделиям - коврам, тканям, керамике, - войдя в пространство интерьера замечательными художественными изделиями, применяемыми в интерьере и по сей день.

Задача данной статьи - показать на отдельных наиболее характерных исторических примерах, что, наряду с возникающими и развивающимися в исторической и художественной последовательности видами сугубо декоративного творчества, значительную роль в формировании интерьеров различного функционального назначения: культовых, общественных и жилых - играли в значительной степени различные ремесла: камнерезов, резчиков по дереву, гончаров, стеклодувов, ткачей и т.д.

Последовательность и выборка представленных в статье примеров не ставит целью выделение ремесел по значимости, но лишь демонстрирует роль мастерства в формировании предметно-художественной среды.

Пожалуй, ткачество можно выделить как наиболее раннее - с точки зрения «появления в интерьере» - ремесло. Все началось с простеньких полосок и клеточек, затем появились более сложные узоры, которые использовались при создании плетеных изделий, шерстяных одеял и ковров. Создание тканей из разноцветных волокон натурального происхождения натолкнуло человека на мысль, что переплетением цветных нитей можно получать узоры.

Ткачество было известно ещё в Древнем Египте. В гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н.э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов, в Древней Греции, в Америке (Перу) самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка, датируются 2500 г. до н.э.

Средневековье вносит в холодный интерьер замков и храмов оформление стен ткаными полотнами - шпалерами. Самая ранняя европейская шпалера времен Средневековья из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими ткачами в XI веке. Отдельные её мотивы -изображения фантастических животных и растений. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Фон был гладким, изображение - простым: геометрические узоры, геральдические изображения. В средние века на севере Европы шпалеры не только украшали

стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. Первые европейские шпалеры ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии и Франции, распространивших позже по всей Европе.

В ХУ в. во Фландрии было положено начало традиции создания шпалеры по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий прием -растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов.

Со временем в формировании интерьеров изделия ткацкого ремесла использовались все более разнообразно: в обивке и декорировании мебели, в декорировании стен, дверных и оконных проемов, в виде ковровых покрытий на поверхностях стен и пола.

В XVI и XVII веках огромные суммы денег расходуются на отделку интерьеров тканями и бахромой, стены украшаются роскошными шелковыми и бархатными панелями с вышивкой или бахромой по краям, а кровати и стулья обиваются богатейшими тканями.

Ткани для обивки мебели изготавливались в виде законченных орнаментальных композиций, выполненных не только с учетом габаритных размеров мебели, но и с учетом мебельных подушек, каждая из которых рассматривалась как самостоятельный элемент текстильной композиции.

Парадные кровати Версаля (1672 г.) были спроектированы Жаном Береном, украшались богатыми ниспадающими покрывалами. Кровать, изготовленная специально ко дню бракосочетания Якова II, имея очень простые геометрические формы, была украшена очень дорогими тканями, собранными в венчающие полог текстильные украшения.

Рис. 1. Кровать, изготовленная специально ко дню бракосочетания Якова II

Интересно, что интерьер дворцовой кареты Карла ХІ Шведского тоже оформлялся королевскими обивщиками с использованием тканей, богато украшенных вышивкой.

Даже незначительная часть приведенных примеров дает основание говорить о значимой роли изделий ткацкого ремесла в формировании интерьеров в различных архитектурных стилях.

Не менее значимо в формировании интерьеров во все времена было столярное ремесло, изначально включавшее в себя ремесло резчика по дереву и ставшее основой для таких видов художественно-декоративного оформления предметов, как интарсия,

инкрустация или маркетри. Именно эти изначально ремесла стали видами художественного декорирования предметов мебели и некоторых поверхностей интерьера.

Лаконично-простые в своем конструктивном решении стулья и кровати, бытовые предметы, найденные в гробнице Тутанхамона (приблизительно 1300 г. до н.э.), даже при минимальном использовании декора представляют собой образцы изысканного стиля и формы, являя собой продукт столярного ремесла.

Период позднего Средневековья в Европе, вошедший в историю архитектуры под названием готика, демонстрирует примеры начала формирования ремесленников, работающих с деревом как с материалом декора. Совершенствование этого вида ремесла - ремесла резчиков по дереву - объясняется использованием резных деревянных стеновых панелей в отделке жилых помещений. Такой вид отделки был характерен для районов, богатых лесом.

Рис. 2. Жилая комната времени Генриха VI, начало XVI в.

Дополнением к резным деревянным панелям становятся предметы мебели. Резные деревянные скамьи довольно широко использовались в ранних готических соборах Франции. Деревянные кресла-троны представляли собой прочный рамный каркас, в который вставлялись значительно более тонкие панели, выполненные в технике ажурной резьбы по дереву.

В середине XVI века в некоторых районах Германии, Австрии, Швейцарии искусство резьбы по дереву достигает высочайшего мастерства. Наиболее характерно применение резных «льняных складок», имитирующих складки ткани, разновидностей растительного орнамента.

Позднее, в периоды стилей эпохи Возрождения, Барокко, Ампир, резьба по дереву нашла свое широчайшее применение в изготовлении мебели различного функционального назначения в сочетании с такими видами работы по дереву, как интарсия и маркетри. Так, мастерство резчиков по дереву достигло такого высокого уровня, что серебряная мебель из знаменитой Стеклянной галереи Версаля, выполненная по эскизам Берена, была заменена на деревянную резную, дополнительно декорированную металлом (инкрустация столешницы) и позолотой.

Несмотря на то, что разнообразие видов мебели незначительно, она обращает на себя внимание разновидностями ремесла декорирования. Стулья, столы и комоды выполняются в технике резьбы по дереву, которая либо покрывается лаками, либо позолотой, либо дополняется инкрустацией. Возрастает количество профессиональных приемов по достижению ярких декоративных эффектов. Чаще всего используется древесина дуба и ореха, сосна и бук используются для изготовления декоративных элементов «под золочение».

Стиль Рококо, известный в архитектуре как помпезно-декоративный, в том числе и в интерьерах, совершенствуя мастерство декорирования, выделяет в самостоятельное направление собственно столярное ремесло. Стулья собираются столярами-сборщиками, которые и конструируют форму. Украшения же вырезаются специалистами, многие из которых - скульпторы или люди, имеющие навыки и умения резьбы по дереву.

Значимость ремесла мастеров-мебельщиков проявилась в формах мебели стиля Бидермайер, который за относительно короткий срок своего существования продемонстрировал красоту формы столярного изделия, являющей собой и конструкцию, и декор одновременно. Лаконизм и изящество формы - вот характерный признак мебели этого стиля. Главное достоинство стиля бидермайер состоит в красоте форм мебели, красоте используемого материала и великолепной столярной работе. Примером тому могут служить разнообразные предметы мебели, созданные Михаэлем Тонетом. Знаменитый стул № 14, известный в истории мебели под названием «венский стул», является и сегодня своеобразным эталоном стиля.

Любое ремесло развивается и трансформируется во времени, оставляя при этом в истории яркие примеры мастерства. Не является исключением и ремесло камнерезов, проявившееся в интерьерах разных стилей и этнических культур.

В качестве яркого примера поистине ювелирного мастерства резчиков по камню можно назвать интерьеры кафедрального собора Капилья де Вильявисьоса в Кордове (785 г., Испания) и дворца Альгамбры в Гранаде (1354-1391 гг., Испания), построенного в эпоху поздней готики. Ажурный рисунок различных арок с трудом воспринимается как выполненный из камня. В громадном зале большой мечети в Кордове колонны поддерживают арки из красных и белых камней. Капители колонн украшены абстрактной резьбой. Резьба капителей и полосатые арки -единственные декоративные элементы интерьера.

Не менее значимы примеры искусства строителей и камнерезов в процессе формирования и развития интерьеров французской и английской готики. Готическая архитектура за время своего развития видоизменялась и для различных периодов ее становления характерны различные приемы. Но все периоды развития стиля - и высокая готика, и лучистый стиль, и пламенеющая готика - имеют множество замечательных примеров решения интерьеров соборов и церквей.

Имеющие практически одну планировочную структуру в виде трех (чаще всего) параллельных пространств - нефов - и однотипный набор конструктивных элементов -колонна и опирающаяся на нее стрельчатая арка - готические интерьеры за счет мастерства каменотесов и строителей представляют бесчисленное множество решений и художественного выражения конструкций, превращая их в главное декоративное убранство внутреннего пространства. Ствол колонн, состоящий как бы из нескольких отдельных вертикалей и переплетения ребер стрельчатых арок - нервюр, - выполняя сугубо конструктивную роль, создает впечатление изящных раппортов, выстроенных исключительно по законам построения орнамента. Таковы интерьеры Кафедрального собора Нотр-Дам (1220-1288 гг., Амьен, Франция), церкви Сен Маклу (1463-1520 гг., Руан, Франция), соборов в Шартре, Бове, Бурже, интерьеры которых представляют образцы периода высокой готики.

Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1503-1519 гг., Лондон) по праву считается самым изысканным памятником готического стиля Англии. Каменные нервюрные своды часовни украшены ажурным орнаментом, превращающим камень в тончайшее кружево. Не менее потрясающе выглядит интерьер капеллы Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515 гг., Лондон). Веерный свод и стены, заполненные витражами, создают ощущение невесомости каменных конструкций.

Говоря о готическом стиле, невозможно не сказать и о мастерстве ремесленников витражных дел. Уже упоминавшийся собор Нотр-Дам в Шартре украшен изысканной композицией из системы оконных проемов, заполнение которых выполнено в витражной технике, центром которой является большое круглое окно «роза», диаметром 12 м, под «розой» расположены 5 стрельчатых окон с витражами.

Рис. 3. Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1503-1519 гг., Лондон)

Появление технологии получения листового стекла с добавлением различных пигментов дало возможность не только осветить интерьеры соборов, но и придать интерьерам неожиданные колористические решения. Так, стены второго уровня небольшой королевской часовни Сент Шапель (1242-1248 гг., Париж) заменены тончайшими столбами, что позволило заполнить все высвободившееся пространство витражными окнами. В результате интерьер производит впечатление будто бы залитого красками пространства.

Стекло в интерьере по мере появления новых технологий его производства имело свое достойное место и в более позднее время - время стилей Барокко и Рококо. Великолепие интерьера галереи Палаццо Колонна в Риме подчеркивается в том числе и необычным использованием зеркального стекла - зеркальные плоскости расписаны изящным растительным орнаментом, как бы продолжая тему росписи на потолке.

В период стиля неоклассицизм особое место занимает производство свинцового стекла как материала изготовления светильников. Обладая большей способностью преломлять и рассеивать свет, свинцовое стекло, отражая солнечный свет или свет пламени лучше, активно используется в изготовлении канделябров. При этом используется не только бесцветное, но и окрашенное - чаще кобальтовое - стекло. Использованию стекла как ведущего материала всевозможных светильников способствует появление большого разнообразия видов гравировки и резьбы по стеклу.

К ремеслу, далекому на первый взгляд от сферы формирования пространства интерьера, можно по праву отнести ремесло ковки и литья. Благодаря мастерам, работающим в этой области, в интерьерах Барокко и Рококо появляются роскошные литые серебряные рамы, обрамляющие зеркала, предметы мебели, светильники и аксессуары интерьера.

Особое место занимают изделия, выполненные в технологии Каслинского литья. Каслинское литье - своеобразная отрасль русской художественной промышленности по производству литых изделий из чугуна. Для отливки художественных произведений употребляются бронзовые модели и особый состав чугуна, обладающий вязкостью и позволяющий поэтому отливать с большой точностью тонкие и сложные по своему профилю вещи.

Художественное литье возникло в селе Касли (Урал) в первой половине XIX века на медеплавильном заводе, основанном в середине XVIII века Демидовым, где вырабатывалась до революции самая разнообразная продукция: всевозможные

хозяйственные вещи, например, котлы, чаши, декоративные блюда, вазы с рельефным и ажурным орнаментом, настольная скульптура, архитектурные детали.

Среди изделий, выполненных на Каслинском заводе, особое место занимает чугунный павильон, выполненный в 1900 г. для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е.Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья: скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и Гран-при выставки.

В Лондоне на заводе металлических конструкций Шропшира по эскизам Дрессера с середины XIX в. начали отливать чугунную мебель, используя лиственный орнамент часто имитируемой готики.

Гончарное ремесло, пожалуй, можно отнести к одному из самых древних и самому многоликому в своем проявлении в интерьере ремеслу. Это и керамическая плитка для отделки поверхности пола и стен, это и керамические изделия, такие, как настенные блюда эпохи Ренессанса, вазы и фарфоровая миниатюра, это и мозаичные панно и даже интерьеры, полностью выполненные в технике мозаики (Равеннское мозаичное наследие, 400-500 гг.), это и специальные керамические плитки - изразцы, - предназначенные для облицовки печей, это и уникальные изделия из фарфора и фаянса, в числе которых уникальные фарфоровые иконостасы в православных храмах.

Насколько изделия гончарного ремесла имеют древнюю историю, настолько их присутствие правомерно и актуально в современных интерьерах, благодаря новейшим технологиям их производства, начиная с миниатюры и заканчивая значительными по площади панно.

Рассмотренные в данной статье примеры формирования интерьеров в историческом аспекте становления и развития лишь некоторых архитектурных стилей призваны продемонстрировать роль и значимость отдельных ремесел в процессе создания предметно-художественной среды интерьера.

Каждый из рассмотренных видов ремесла представлен, по мнению автора, незначительными, но убедительными по раскрытию главного тезиса статьи примерами, говорящими о роли и значении прикладных ремесел в такой сфере деятельности, как создание интерьера.

Список литературы

1. Введенский Б. А. Большая советская энциклопедия, второе издание (том 13) - М.: «Большая советская энциклопедия», 1952. - 610 с., илл.

2. Аронова А. Искусство западной Европы. - М.: «Аванта+», 2003. - 413 с.

3. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. Пер. с англ. - М.: ООО «Магма», 2004. - 546 с., илл.

4. Элементы стиля. Энциклопедия архитектурных деталей. / Под ред. С. Кэлоуэй. Издание 2-е, доп. и переработанное. Пер. с англ. - М.: ООО «Магма», 2006. - 592 с., илл.

5. Джон Пайл. Дизайн интерьеров. 6000 лет истории. Пер с англ. - М.: АСТ «Астрель». - 612 с., илл.

6. Стивен Адамс. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел». Пер. с англ. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000. - 128 с., илл.

7. http://prof-18.narod.ru/p36aa 1 .htm (дата обращения: 3.10.2011).

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%B4 (дата обращения: 29.10.2011).

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5 %D0%BD (дата обращения: 1.11.2011).

Kuleeva L.M. - candidate of architecture, professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The art of interior - art crafts Resume

Subject-Interior spatial environment at all times have been a reflection of various crafts: potters, weavers, carpenters, embossing, glassblowers, etc. Almost all kinds of handicrafts showed themselves in two directions - utilitarian-functional and artistic. Ceramic tile, brick and magnificent roughly done chest medieval and luxurious Baroque armchair, coarse needle felted canopy and wool Persian carpet - is only a small portion of the products of different crafts makers in different times subject-art interior environment.

The emergence of new building materials and technologies in the development of architectural styles and artistic directions developed not only the handicrafts, but also a substantive approach to interior environment.

Purely utilitarian household items, furniture, equipment, are not only functional, but also have completed features artistic attractive and completed objects and spaces.

Crafts are evolving in the direction of artistic and decorative registration of both individual objects and interior space as a whole. Both are separate types of artistic crafts: carpentry skill is complemented by technologies such as decorative inlay, marquetry, intarsia, the art of taking, skill Masons enriched skill embossing, while transforming the cold stone in Gothic architecture, creating the lace. Artisan craftsmanship is the foundation of a high interior environment at all times of their formation.

Keywords: subject-spatial environment, Interior, artistic crafts, ethnic style, direction, decorative and applied art.

References

1. Vvedensky B.A. Bolshaya Sovetckaya Encyclopedia, second edition (Volume 13) - M.: Bolshaya Sovetckaya Encyclopedia, 1952. - 610 p., ill.

2. Aronov A. Art of Westaern Europe (architecture abroad XIX-XX centuries), -М.: «Avanta +», 2003. - 413 p.

3. Riley N. Elements of design. Development of design and style elements from the Renaissance to Postmodernism - M.: OOO «Magma», 2004. - 546 p., ill.

4. Style elements. Encyclopedia of architectural details. Pod red. C. Kelouej. Edition 2-e, third. and processed.-per. with engl. - M.: LLC «Magma», 2006. - 592 p., ill.

5. John Pyle. Interior Design. 6000 years of history.-per. with engl. - M.: AST «Astrel», 612 p., ill.

6. Stephen Adams. Guide to style «Arts and Crafts Movement». per. with English. - M.: Publishing House «Rainbow», 2000. - 128 p., ill.

7. http://prof-18.narod.ru/p36aa 1 .htm (reference date: 3.10.2011).

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%B4 (reference date: 29.10.2011).

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5 %D0%BD (reference date: 1.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.