Научная статья на тему 'Современные технологии в обучении студентов медицинского профиля'

Современные технологии в обучении студентов медицинского профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коваленко Б.С., Волков Д.В., Копылов А.А., Анацкий А.Н., Новиков Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в обучении студентов медицинского профиля»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Б.С. Коваленко, Д.В. Волков, А.А. Копылов, А.Н. Анацкий, Д.Ю. Новиков, А.А. Бабенко Современные технологии в обучении студентов медицинского профиля

ГБОУ ВПО «Белгородский национальный исследовательский университет»

Разработка и широкое внедрение в клиническую практику современных эндоскопических методов исследования значительно расширили диагностические и лечебные возможности практически во всех областях медицины: хирургии, гастроэнтерологии, урологии и др. Это обусловлено созданием новых видов эндоскопических приборов на основе современных цифровых видеотехнологий, характеризующихся высокой разрешающей способностью и малой травматичностью.

В связи с высокой диагностической эффективностью эндоскопические методы широко используются в профилактических и терапевтических целях во всех звеньях здравоохранения — от поликлиник до высокоспециализированных центров. Информативность, доступность и относительная безопасность эндоскопии позволяют применять ее как скрининговый метод в амбулаторных условиях. Активная профилактика заболеваний, как известно, гораздо более эффективна и экономически оправдана, нежели чем лечение уже возникшего заболевания, особенно в запущенной стадии. Это чрезвычайно актуально в регионах с высоким уровнем опухолевых заболеваний (в том числе в зоне Чернобыльской АЭС) для диагностики рака на ранних стадиях. Так, в Японии, традиционно лидирующей в ранней диагностике новообразований желудочно-кишечного тракта, рак желудка в I стадии диагностируется в 47% случаев, тогда как отечественная медицина не может похвастаться высокими показателями. Успешно развивается неотложная эндоскопия, обеспечивающая раннюю диагностику и рациональное лечение угрожающих жизни состояний: остановка кровотечения из язв желудка и двенадцатиперстной кишки играет ведущую роль в спасении жизни больного.

Постоянное совершенствование диагностических и лечебных методик предъявляет высокие требования к системе преподавания на кафедрах медицинского профиля. Обучение студентов зачастую ограничивается теоретическим курсом, исключая практику. Таким образом, это еще раз подчеркивает необходимость создания классов виртуального обучения. На кафедре хирургических болезней № 1 Белгородского национального исследовательского университета с 2010 г. оборудован класс для отработки практических навыков, куда закуплены новейшие виртуальные медицинские симуляторы, которые позволяют закреплять знания, полученные студентами в ходе практических занятий по хирургическим болезням и реаниматологии. Эндоскопический симулятор «EndoVR» фирмы CAE Healthcare позволяет выполнять следующие эндоскопические исследования: гастроскопию, дуоденоскопию, эндоскопическую ретроградную холангиопанкреатогра-фию, бронхоскопию, трансбронхиальную аспирационную биопсию под контролем УЗИ, а также колоноскопию. На базе комплекса разрабатываются и внедряются в практическую работу кафедры новые инновационные технологии: хирургическое лечение язвенной болезни, осложненной кровотечением; указанная технология позволяет добиться гемостаза при продолжающемся кровотечении; также разрабатывается тактика лечения и оказания

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.йкМ

03.12.2012 16:35:43

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

помощи пациентам в ургентной хирургии с желчнокаменной болезнью, осложненной хо-ледохолитиазом с вклинением камня в большом дуоденальном соске двенадцатиперстной кишки. Кроме того, клинические интерны и ординаторы, проходящие обучение на кафедре, имеют возможность отрабатывать следующие хирургические манипуляции: эндоскопическая папиллотомия, эндосонография. Для работы на симуляторе привлекаются члены студенческого научного кружка по хирургическим болезням, а также студенты, выбравшие своей будущей специальностью хирургию. Реанимационный робот-симулятор Code Blue III позволяет обучать различным навыкам сердечно-легочной реанимации, используя запрограммированные реалистичные сценарии, наиболее часто встречающиеся в практике врача-реаниматолога. Виртуальные инструменты, используемые в ходе обучения, полностью повторяют вид реальных инструментов. Система оснащена обратной связью и контролирует не только каждый шаг выполнения навыков, но и учитывает время, затраченное на восстановление витальных функций. Робот имеет собственные дыхательные пути, что позволяет подключать его к аппарату ИВЛ, проводить интубацию, внутривенные инъекции, дефибрилляцию, осуществлять мониторинг жизненно важных функций за счет имплантированных датчиков для снятия показателей. В составе робота-симулятора имеется собственный персональный компьютер, позволяющий имитировать более 20 нестандартных ситуаций, ЭКГ-монитор, дефибриллятор. Таким образом, создание класса симуляционного виртуального обучения позволяет обеспечить непрерывную связь между теорией, вновь полученными навыками и их практическим воплощением в клинике, а также проводить подготовку конкурентоспособных специалистов, повышая качество и эффективность учебного процесса без риска для пациентов. Кроме того, обязательное выполнение стандартов III поколения, принятых к исполнению в 2012 г., предусматривает использование инновационных обучающих технологий в виде симуля-ционных тренингов.

А.Ж. Досимов, К.Б. Курмангалиев, Ж.Б. Досимов Технология междисциплинарной интеграции в системе последипломной подготовки врачей общей практики

РГП«Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова» Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, Актюбинск

В ближайшей и отдаленной перспективе основным назначением высшего медицинского образования в Республике Казахстан является подготовка/переподготовка специалиста новой формации — врач общей практики (ВОП), ключевой фигуры в системе первичного здравоохранения, способного оказывать первичную медико-санитарную помощь населению независимо от возраста, пола и характера заболевания.

Подготовка (переподготовка) ВОП в Республике Казахстан является инновационным процессом, направленным не только на расширение спектра профессиональных знаний, но и на формирование нового междисциплинарного мировоззрения на стыке медицины, психологии и социологии. Вместе с тем структура учебных планов и программ по специаль-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

н

#

блок МОИПР 3 2012.indd 89 -fffi+ 03.12.2012 16:35:43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.