Научная статья на тему 'История симуляционного обучения в России и за рубежом'

История симуляционного обучения в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
442
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История симуляционного обучения в России и за рубежом»

ПРИЛОЖЕНИЕ

М.Д. Горшков, А.Л. Колыш

История симуляционного обучения в России и за рубежом

Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД)

История движется по спирали. Изобретения предшественников, в силу ряда причин не получившие признания, спустя годы повторяются современниками. Знание истории развития медицинского симуляционного обучения позволяет более осознанно подойти к оценке современных методик. Совершенствованию симуляционного тренинга способствовал научно-технический прогресс. Так, новые технологии в химической отрасли обеспечили появление манекенов из пластика и силикона, электронно-вычислительные машины сделали возможным изобретение анестезиологических роботов-симуляторов, а возросшее быстродействие компьютеров и графических карт заложило научно-технический фундамент для виртуальных симуляторов. Кроме того, принципиальные основы симуляционного обучения были разработаны в авиации и военном деле, и лишь затем адаптированы к медицинским реалиям.

Первый симулятор отработки управления самолетом «Антуанетта» (1909). Тренажер Линка (1930-е гг.). Тренажеры становятся неотъемлемой частью центров летной подготовки (1950-е гг.). Обязательное лицензирование летчиков на тренажерах (1955). Полнопилотажные тренажеры (1970). Значение человеческого фактора в безопасности, термин CRM (1970-е гг.). Регламент ZFTT переподготовки пилотов на полнопилотажных тренажерах, без совершения реальных полетов (1990-е гг.).

Фантомы родов XVIII в. — изобретение Мадам дю Кудрэ, Франция. Акушерские и гинекологические манекены в Японии (XIX в.). Питер Сафар разработал принципы СЛР и убедил норвежского производителя резиновых игрушек Асмунда Лаэрдала изготовить манекен Ресаски Энн, ставшей впоследствии «самой часто целуемой девушкой всех времен» (США, Норвегия, 1960-е гг.). Майкл Гордон создает манекен Харви для обучения исследованию сердечно-сосудистой и дыхательной системы (США, 1968). В Стэнфорд-ском университете под руководством Дэвида Габа создан анестезиологический симулятор пациента CASE (1986), с помощью которого в 1992 г. совместно с Гарвардской школой медицины (Бостон, США) был проведен так называемый «великий симуляционный эксперимент» (The Great Simulation Experiment), в ходе которого были получены убедительные доказательства эффективности обучающих симуляционных технологий. В этом же году он был представлен на съезде Европейского общества анестезиологов (Брюссель, 1993). Открыт Центр медицинской симуляции в Гарварде (1993). Параллельно и независимо ведется другой проект: в Университете Флориды (Гэйнсвилль, США) под руководством Дж. Гравенштейна создали анестезиологический симулятор GAS — Гэйнсвилльский анестезиологический симулятор, который открыл новый класс учебных изделий — «роботы — симуляторы пациента» и в дальнейшем стал известен под именем METI HPS — Human Patient Simulator (симулятор пациента-человека). Р. Сатава создал первый в мире виртуальный хирургический симулятор (1991). Симулятор был предназначен для диагностики

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

бл<ж_М0ИПР_3_2012.йкМ 126

03.12.2012 16:35:50

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

и лечения абдоминальных травм и имел целый ряд уникальных особенностей: виртуальные органы отображались на горизонтальном экране в области брюшной полости манекена; имитировались повреждения, кровотечения, органы можно было деформировать, рассекать, коагулировать; симулятор имел устройство обратной тактильной связи. Создано Европейское общество симуляции, применяемой в медицине SESAM (Копенгаген, 1994). Первый виртуальный лапароскопический симулятор MIST-VR (Манечестер, 1997). Лавинообразное создание виртуальных тренажеров: УЗИ и эндоскопия, ангиография и кардиохирургия, стоматология, глазная и ЛОР-хирургия и пр. (США, Швеция, Германия). Симуляционное обучение в России связано в основном с внедрением и адаптацией зарубежного опыта симуляционного обучения. Появление в России виртуальных симуля-ционных технологий — на Съезде эндохирургов в Институте им. Вишневского представлен виртуальный симулятор ЛапСим (2002). Появление роботов-симуляторов пациента (2008). Открытие Казанского центра обучения ВМТ (2008). В подготовке эндоскопистов используется виртуальный симулятор (2010). Для обучения артроскопии применяется виртуальный симулятор (2010). Первое централизованное оснащение симуляционных центров — по Федеральной программе охраны материнства и детства (2011). Виртуальные симуляторы УЗИ, ЛОР и стоматологии (2011). Первый в России мультидисциплинарный симуляционный центр, оборудованный системами высшего, VII класса реалистичности — при Управделами Президента РФ (2011). Отечественный виртуальный симулятор лапароскопии (2012).

А.Е. Веревкин Симуляционное обучение эндохирургов

ООО «ВИРТУМЕД», Москва

Шанс умереть от врачебной ошибки — 1:300 (ВОЗ), тогда как (для сравнения) шанс погибнуть в авиакатастрофе — 1:10 000 000. Ежегодно в США происходит от 40 000 до 98 000 смертей от предотвратимых ошибок врачей (Американский институт медицины). Уровень практического мастерства хирургов не удовлетворяет современным требованиям, многие хирурги не владеют целым рядом обязательных практических навыков. Рост объема навыков, высокая технологичность хирургии, давление финансовых институтов, ускоренный темп, юридические запреты — все это повышает требования к процессу практической подготовки хирургов.

Многочисленные исследования приводят доказательства эффективности симуля-ционного тренинга. Так, виртуальный симуляционный тренинг снижает уровень ошибок при выполнении резидентами их первых 10 лапароскопических холецистэктомий в 3 раза и сокращает длительность операции на 58%. Гинекологи, прошедшие виртуальную подготовку, выполняли лапароскопическую сальпингэктомию вдвое быстрее (12 мин вместо 24), что эквивалентно опыту вмешательств среднего уровня (примерно 20—50 самостоятельных лапароскопий). Симуляционная подготовка имеет и финансовые преимущества — так, при 8-часовой эксплуатации лапароскопического виртуального симулятора экономический эффект равен 314 815 руб. в мес.

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

м

блок_МОИПР_3_2012.Ш 127

03.12.2012 16:35:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.