Научная статья на тему 'Современные технологии в музеях '

Современные технологии в музеях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / интерактивность / современные технологии / экспозиция / музей нового типа / современное общество / museum / interactivity / modern technologists / exposure / a museum of a new type / modern society

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лунёва Татьяна Владимировна, Лихачёв Евгений Николаевич

Рассмотрена роль применения современных технологий в культурном пространстве музеев. Быстрый темп развития технологий не смог обойти стороной музейную деятельность ― интерактивные технологии расширяют границы и дают множество возможностей в получении новых знаний. Применение современных технологий в музеях служит не только одним их способов привлечения внимания, росту посещаемости, но и прогрессу всей музейной деятельности. Проведено сравнение используемых интерактивных технологий в музеях на примере отечественных и зарубежных аналогов. В результате выполненного исследования, касающегося изменений классической музейной экспозиции, было выявлено становление музея, как центра актуальной информации и активной коммуникации, благодаря внедрению в него современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technology in museums

The article examines the role of the use of modern technologies in the cultural space of museums. The relevance of the study is due to the need for a person to master new knowledge, in particular, thanks to interactive technologies. The rapid pace of technology development could not ignore museum activities ― interactive technologies expand the boundaries and provide many opportunities for obtaining new knowledge. The use of modern technologies in museums is not only one of the ways to attract attention, increase attendance, but also the progress of all museum activities. The purpose of the study is to examine the changes that have taken place in museums with the use of modern equipment, as well as to identify the advantages of modern technologies. The main results of the study are to propose the develop-ment of museum equipment and to solve the problem of museum attendance. A comparison of the interactive technologies used in museums is carried out on the example of domestic and foreign analogues. As a result of the research carried out concerning the changes in the classical museum exposition, it was revealed the for-mation of the museum as a center of up-to-date information and active communi-cation, thanks to the introduction of modern technologies into it.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в музеях »

Т.В. Лунёва, магистрант

Научный руководитель — Е.Н. Лихачёв, заведующий кафедрой Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

T. Luneva, MA student

Scientific advisor E. Likhachev, the Head of the Department Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Современные технологии в музеях

Modern technology in museums

Рассмотрена роль применения современных технологий в культурном пространстве музеев. Быстрый темп развития технологий не смог обойти стороной музейную деятельность — интерактивные технологии расширяют границы и дают множество возможностей в получении новых знаний. Применение современных технологий в музеях служит не только одним их способов привлечения внимания, росту посещаемости, но и прогрессу всей музейной деятельности. Проведено сравнение используемых интерактивных технологий в музеях на примере отечественных и зарубежных аналогов. В результате выполненного исследования, касающегося изменений классической музейной экспозиции, было выявлено становление музея, как центра актуальной информации и активной коммуникации, благодаря внедрению в него современных технологий.

Ключевые слова: музей, интерактивность, современные технологии, экспозиция, музей нового типа, современное общество

The article examines the role of the use of modern technologies in the cultural space of museums. The relevance of the study is due to the need for a person to master new knowledge, in particular, thanks to interactive technologies. The rapid pace of technology development could not ignore museum activities — interactive technologies expand the boundaries and provide many opportunities for obtaining new knowledge. The use of modern technologies in museums is not only one of the ways to attract attention, increase attendance, but also the progress of all museum activities. The purpose of the study is to examine the changes that have taken place in museums with the use of modern equipment, as well as to identify the advantages of modern technologies. The main results of the study are to propose the development of museum equipment and to solve the problem of museum attendance. A comparison of the interactive technologies used in museums is carried out on the example of domestic and foreign analogues. As a result of the research carried out concerning the changes in the classical museum exposition, it was revealed the formation of the museum as a center of up-to-date information and active communication, thanks to the introduction of modern technologies into it.

Keywords: museum, interactivity, modern technologists, exposure, a museum of a new type, modern society

Введение

В наше время современные технологии становятся неотъемлемой частью жизни. Высокие технологии обширно используются во многих сферах жизнедеятельности человека, не осталось без внимания и культурное пространство. Исследования на тему использования современных технологий в музеях проводятся в течение длительного времени. В работах Т.М. Троши-ной, В.В. Мингалева, Л.Л. Глущенко приведены результаты влияния современных технологий на музейную деятельность [Трошина 2008, с. 16; Мингалев 2014, с. 57; Глущенко 2012].

Музеи стараются быть интересными. Для привлечения публики они оснащают своё пространство современными технологиями и пытаются более детально продемонстрировать наполнение экспоната, предлагая прямой контакт. На данный момент с использованием новых технологий посещаемость музеев стремительно возрастает. Несмотря на то, что многие музейные работники с осторожностью относятся к изменению всем привычной экспозиции, а именно к использованию современных технологий, их применение уже не остановить.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью человека осваивать новые знания, в частности, благодаря интерактивным технологиям.

Объектом исследования являются современные технологии, применяемые в музеях.

Проблема заключается в том, что многие музеи не подготовлены пространственно и функционально к посещению музея абсолютно каждым человеком.

Гипотеза состоит в том, что исследовательская проблема может быть решена с помощью использования в музеях современных технологий.

Цель исследования заключается в выявлении преимуществ использования современных технологий в музеях.

Методы и материалы

Исследование построено на последовательном осуществлении трёх основных этапов: поиска, анализа и систематизации материалов.

Методика исследования основана на интеграции научно-исследовательских работ по изучению современных технологий, применяемых в музеях отечественных и зарубежных стран, и представляет системный подход при анализе типологических и стилистических особенностей музеев. Методика включает в себя изучение и использование современных литературных источников и научно-исследовательских работ, связанных с данной темой.

Результаты и обсуждение

Интерактивность (от англ. interact — взаимодействовать) — это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалоге [Аниськин и др. 2017, с. 5-8]. Из этого можно сделать вывод, что интерактивные выставки в музее — это диалог между посетителем и экспозицией.

Интерактивные технологии помогают осваивать новые знания. Сформировавшаяся музейная система опирается на абсолютно новые интерактивные технологии, которые очень близки современному обществу. Изменения, которые постепенно происходят во всех музеях мира, влекут за собой изменения и в подаче информации для посетителей, она становится более увлекательной.

Существующие музеи стараются соответствовать прогрессу. Следя за модными трендами, музеи могут дать посетителям почувствовать новые эмоции от их посещения. Например, виртуальные возможности для путешествий. Если раньше мультимедийные технологии вызывали критику и отвержение, то сейчас они всё больше применяются в современных выставках.

Помимо постоянного усовершенствования технологий, параллельно идёт разработка совершенно новых устройств коммуникации. Внедрение новых технологий в классическую музейную экспозицию помогает привлечь новых посетителей и вновь делает музеи популярными.

Сейчас каждый человек находится в мире, окружённом новыми технологиями: найти любую информацию не составит труда, 3D фильмы уже не вызывают восторга, создаются интерактивные устройства для развлечений, использовать которые можно в домашних условиях. В современном мире не обойтись без сайта, он стал неотъемлемым помощником, не только в упрощении работы сотрудников музея, но и координации посетителей. Сайты позволяют не только узнать график работы, телефоны музея, расписание, но и дают возможность совершить покупку электронного билета. Сайт, это, пожалуй, первая ступень оснащения музея современными технологиями.

В настоящее время, даже находясь дома, существует возможность посетить музей, увидеть его коллекции, находящиеся в любой точке мира. Сейчас благодаря технологиям можно создать копию экспоната и разместить его где угодно. Музеи применяют эту технологию для сайтов, также на них они устраивают онлайн-экскурсии. Существуют сайты, позволяющие скачать объёмную модель экспоната и воссоздать её дома с помощью 3D принтера. Один из самых масштабных таких проектов в настоящее время реализует Смитсоновский музей совместно с Autodesk. Разработан проект Google Art&Culture, который призван объединить на своём портале сокровища лучших музейных собраний мира. В его рамках оцифрованы десятки тысяч экспонатов и сформирована уникальная система навигации. Найти экспонаты можно по названию, имени автора, технике исполнения, направлению искусства, тематике, стране. Также пользователям проекта предлагаются виртуальные туры по 60 музеям. Новые возможности открывает дополненная реальность перед музеями технической и научной тематики [Калачёв 2018].

Очень важную и интересную роль в оборудовании музеев интерактивным оборудованием играет дополненная и виртуальная реальность.

Мы все привыкли жить в мире полном различных технологий, придя в музей и видя привычный для всех экспонат, висящий на стене, он уже не вызывает

бурю эмоций. Поэтому так актуальны становятся технологии виртуальной и дополненной реальности. Две эти технологии помогают заново посмотреть на уже обыденный нам экспонат. Одна из них вписывает экспонат в реальность, другая создаёт отдельный мир на основе экспоната, куда можно зайти, оглядеться и лучше понять суть работы.

Очень интересный пример музея естественных наук MUSE, расположенного в Италии в городе Тренто, именно этот музей оснащён уникальным муль-тимедиатоннелем с видеопроекциями и объёмным звуком. Данный тоннель даёт возможность посетителям ощутить полёт над Альпами и спуск по снежной трассе. Ещё одно новое изобретение — интерактивный глобус — копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое [Высокие технологии].

В ЮАР есть музей города, который расположен в Стеллнбосе, именно там посетители смогут опробовать машину времени. Если вращать ручку против часовой стрелки и по часовой, то с лёгкостью можно оказаться как в прошлом, так и будущем. На большом экране появляется изображение, выбранного времени с рассказом на нескольких языках.

Сразу в нескольких музеях России — в Краеведческом музее в Тольятти, Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре, региональном музее Северного Приладожья, Музее природы и человека в Ханты-Мансийске — особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоёмов на планете [Высокие технологии].

Следующим примером применения данных технологий служит один из самых интерактивных музеев Москвы «Еврейский музей и центр толерантности» [Еврейский музей]. Данное пространство разделено на несколько частей по тематике. Настолько этот музей продуман, что посетитель может не только узнать об истории евреев в России, но и «прожить» некоторые моменты из истории. Люди, посещающие выставку, могут подслушивать разговоры, примерять виртуальную одежду и листать интерактивные книги.

Одним из востребованных способов формирования любой экспозиции является проекция. Благодаря проекторам залы музея становятся частью экспозиции, которая в свою очередь поддерживает общий настрой произведений.

Примером применения проекций послужил датский национальный морской музей, расположенный в Хельсингере. Множество проекторов образуют огромнейшую широкоформатную проекцию для того, чтобы посетители смогли погрузиться в водное пространство. Благодаря 11 проекторам появляется реальное ощущение пребывания в морской стихии [Maritime Museum].

В Санкт-Петербурге находится музейный комплекс «Вселенная воды», который построен по принципу постоянного движения [Вселенная воды].

Пространство музея состоит из водного мира, в который посетитель погружается с помощью видеопроекций и звука, копирующего звук водной стихии. Вдобавок ко всему, в музее отсутствует фраза «экспонаты трогать запрещено», трогать можно всё.

Ещё один немало важный помощник в создании экспозиций — это интерактивные панели и экраны. Они очень часто применяются для навигации по музею и описания экспонатов. Чаще всего панели используют в масштабных форматах, где они оказывают очень важную роль в передвижении по музею. Их используют в качестве каталога, на огромном экране без остановки показываются тысячи экспонатов, позволяя посетителям вступать в контакт с демонстрацией и в дальнейшем с лёгкостью ориентироваться в музейном пространстве.

В наших отечественных музеях сейчас набрали популярность интерактивные экраны и столы, которые позволяют посетителям самостоятельно делать выбор в пользу желаемого контента для просмотра. А также, информационные стенды, где можно с лёгкостью узнать всю необходимую информацию о коллекции музея и о нём самом. Музей истории в Екатеринбурге удивляет своих посетителей интерактивной книгой, на её страницах словно оживают рассказы об истории города. На большом экране появляется изображение, выбранного времени с рассказом на нескольких языках [Музей истории Екатеринбурга].

В Музее искусств Кливленда в США находится большой сенсорный экран, позволяющий одновременно узнать обо всём, что находится в музее сразу нескольким людям. Также огромное количество экспонатов, а именно 3500, можно изучить в деталях из-за масштабного увеличения. Более того, данная программа способствует формированию индивидуальной виртуальной коллекции и на основе неё созданию собственного маршрута по музейному пространству [The Cleveland Museum of Art].

Абсолютно всегда, придя в музей, хочется потрогать экспонаты и сейчас это становится реальностью. Уже давно существующая технология 3D-прин-тера входит в обиход и доступна каждому. Данное явление нашло своё применение и в музеях, создаются копии экспонатов, которые можно потрогать. Такая опция позволяет не только сделать экскурсии более интересными и оживлёнными, но и даёт возможность людям с ограниченными возможностями посещать выставки. Новые технологии словно заново распахивают двери музеев, погружая посетителей в совершенно новый мир экспозиций.

Использование 3D-технологий постепенно распространяется по всему миру, дошли они и до музейной деятельности. Например, в Шведском Музее Средиземноморья данные технологии применяются масштабно, например, для создания цифровых моделей мумий Египта. После тамографического сканирования модель отображается на специальном интерактивном столе, все эти действия произведены для того, чтобы посетители могли в деталях рассмотреть и по слоям изучить анатомию мумии и всё, что находится в саркофаге [Stellenbosch Museum].

Отсутствие возможности прикоснуться к экспонатам, является самым обидным за всё посещение музея. В США национальная портретная галерея подошла с энтузиазмом к этому вопросу и разрешила его с помощью 3D принтера. Музейные работники сделали несколько копий объектов, находящихся в музее и теперь каждый желающий может потрогать и вдоволь насладиться представленными экспонатами [National Portrait Gallery].

Сейчас наступает время, когда, находясь в одной точке мира, ты можешь тут же побывать в другой. Всё это благодаря возможностям, которые нам открыли технологии. Онлайн-экскурсии сейчас существуют в лучших музеях мира. Можно сказать, что, посетив подобную выставку, ты словно совершил небольшое путешествие. В связи с этим происходит расширение публики.

Современные технологии позволяют посетителям полностью погрузиться в определённую среду и переместиться из точки А в точку В. Музей истории польских евреев в Варшаве применяет компьютерные технологии для небольших перемещений по еврейским городам для того, чтобы лучше узнать традиции и быт еврейского народа. Благодаря аудио и видео дорожкам посетители перемещаются в виртуальную среду. Внутри неё они могут оказаться где угодно, посетить различные места, услышать речь и музыку, тем самым погрузиться в атмосферу восточноевропейских евреев.

Музейные путешествия это не единственное, чем удивляют нас эксперименты, связанные с технологиями. Эксперименты также помогают завлечь совершенно юных посетителей. Из-за использования мультимедиа дети начинают всё больше акцентировать своё внимание, тем самым начинают ценить искусство.

Уже существуют музеи, где есть оснащения для посещения людей с ограниченными возможностями, а именно слуха. Для них созданы видеогиды и видео-туры, которые с лёгкостью помогают им ориентироваться в музее. Такими технологиями оснащены парижский Лувр и Третьяковская галерея [Louvre; Третьяковская галерея].

И такой опыт постепенно перенимают все музеи. Они стараются убрать барьер, не позволяющий людям с разными возможностями посещать выставки. Происходит модернизация музейного оборудования: появляются он-лайн-экскурсии, экспозиции оснащаются новыми технологиями. Данное явление получило название — информационная доступность. Это означает использование на объекте средств информирования, соответствующих особенностям различных групп инвалидов, обеспечивающих сокращение времени и усилий на получение необходимой информации. Для того, чтобы обеспечить поход в музей абсолютно каждому человеку, музей предусматривает наличие: системы навигации и информации с повышенной распознаваемостью визуального текста; применение аудиоконтура (индукционного контура) в регистратурах и других местах индивидуального обслуживания, зрительных залах и аудиториях; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической

информации, выполненных шрифтом Брайля; дублирование оперативной информации в аудио- и видео- формате или на информационных табло.

Музеи стараются обеспечить себя всеми необходимыми условиями, чтобы каждый человек смог с комфортом и без труда его посетить.

Заключение

Подводя итог, посещение музеев сейчас перевернёт ваше представление о них. Если вы давно не ходили в музей, вам определённо стоит его посетить, это будет совершенно другой интересный опыт.

За применением современных технологий следует ряд преимуществ, они расширяют возможности показа экспозиций, а также помогают получить посетителю максимально большой объём информации. Ещё один большой плюс мультимедиа в том, что они позволяют восстанавливать экспонаты. С появлением новых технологий в культуре музея стало возможным сохранять больше подлинных вещей и передавать информацию о них новому поколению. Таким образом, технологии и приёмы передачи информации развивают музей. Все эти преимущества способствуют активизации процесса получения информации посетителями музея, поход в музей становится удобным, интересным и интерактивным.

Таким образом, необходимость использования технологий и новых приёмов в работе музеев не вызывает сомнения. Перспективы новых технологий разнообразны, они будут расширяться и открывать новые возможности для человека и всей музейной деятельности.

Использование новых технологий музеями во многом облегчает поход в музей части посетителей, а именно людям с ограниченными возможностями.

На данный момент большинство музеев всего мира вносят новые технологии в свою деятельность. Сейчас музеи пытаются совместить всем привычную классическую экспозицию с новыми современными технологиями, стараются сделать поход в музей интересным и занимательным. Не так давно многие люди высказывались неоднозначно насчёт такого сочетания, зато сейчас мы видим наглядный пример того, что посетители получают огромное удовольствие от внедрения современных технологий в культурное пространство музеев.

Список литературы

1. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школа — педагогический вуз // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. с. 5-8.

2. Глущенко Л.И. Интерактив на музейных площадках // Сообщения Муромского музея — 2011: Материалы отчётной конференции МИХМ. Владимир, 2012. с. 24-32.

3. Калачёв М.А. Новейшие технологии в музейном пространстве // Молодой учёный. 2018. № 6.

4. Мингалев В.В. Интерактивный музей // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014. № 4. с. 57-60.

5. Трошина Т.М. Современный интерактивный музей как пространство толерантности. Екатеринбург: УрГУ, 2008. 75 с.

Список источников

1. Высокие технологии в современных музеях // Культура.рф [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh (дата обращения: 06.10.2021).

2. Вселенная воды // Вселенная воды [Электронный ресурс]. URL: http://www.vodokanal-museum.ru/ekspozicii/vselennaya_vody/ (дата обращения: 06.10.2021).

ЗР V/ V V / / Р V/ V V

. Еврейский музей и центр толерантности // Еврейский музей и центр толерантности [Электронный ресурс]. URL: https://www.jewish-museum.ru/ (дата обращения: 8.10.2021).

4. Музей истории Екатеринбурга // Музей истории Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: https://m-i-e.ru/ (дата обращения: 06.10.2021).

5. Третьяковская галерея // Третьяковская галерея [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ (дата обращения: 08.10.2021).

6. Louvre // Site officiel du muse Louvre [Электронный ресурс]. URL: https://www.louvre.fr/ (дата обращения: 04.10.2021).

7. Maritime Museum of Denmark // Maritime Museum of Denmark [Электронный ресурс]. URL: https://mfs.dk/en/ (дата обращения: 04.10.2021).

8. National Portrait Gallery // National Portrait Gallery [Электронный ресурс]. URL: https://npg.si.edu/ (дата обращения: 08.10.2021).

9. Stellenbosch Museum // Stellenbosch Museum [Электронный ресурс]. URL: https://stelmus.co.za/ (дата обращения: 05.10.2021).

10. The Cleveland Museum of Art // Cleveland Museum of Art [Электронный ресурс]. URL: https://www.clevelandart.org/ (дата обращения: 06.10.2021).

11. The Museum of Mediterranean and Near Eastern Antiquities (Medelhavsmu-seet) // The Museum of Mediterranean and Near Eastern Antiquities [Электронный ресурс]. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g189852-d246217-Re-views-The_Museum_of_Mediterranean_and_Near_Eastern_Antiquities_ Medelhavsmu-seet-Stockholm.html (дата обращения: 04.10.2021).

References

1. Anis'kin V.N., Dobud'ko E.S., Zhuranova N.A. Realizatsiya didakticheskogo po-tentsiala proektnoi deyatel'nosti po informatike v ramkakh sotrudnichestva shkola-pedagogicheskii vuz [Realization of the didactic potential of project activities in informatics within the framework of cooperation between schools] Balkansko nauchno obozrenie. Samara, 2017, pp. 5-8.

2. Glushchenko L.I. Interaktiv na muzeynykh ploshchadkakh // Soobshcheniya Muromskogo muzeya — 2011: Materialy otchetnoy konferentsii MIKHM [Interactive at

museum sites // Communications of the Murom Museum — 2011: Materials of the reporting conference MICE]. Vladimir, 2012, pp. 24-32.

3. Kalachev M.A. Noveishie tekhnologii v muzeinom prostranstve: molodoi uchenyi [The latest technologies in the museum space]. Kazan, 2018.

4. Mingalev V.V. Interaktivnyi muzei. [Interactive museum]. Ekaterinburg, 2014, pp. 57-60.

5. Troshina T.M. Sovremennyi interaktivnyi muzei kak prostranstvo tolerantnosti. [Contemporary interactive museum as a space of tolerance] Ekaterinburg, 2008, 75 p.

Лунёва Татьяна Владимировна, магистрант 2 курса кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: tanya. luneva@bk.ru

Лихачёв Евгений Николаевич, заведующий кафедрой архитектуры НГУАДИ, кандидат архитектуры. E-mail: lixachev@nsuada.ru

Для цитирования | For citation:

Лунёва Т. В., Современные технологии в музеях // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 66-74.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.