предпринимательство в музейном деле: отвечая на вызовы глобализации
_Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития моделей предпринимательской деятельности в социальной сфере на примере положительного опыта мировых музеев. Учет современных тенденций в городском строительстве и архитектуре, расширение географического представительства музеев в различных странах, применение новых технологий в маркетинге, планировании и финансировании музейных проектов способствует развитию музейного дела и совершенствованию моделей предпринимательства. _
Ключевые слова: музейное предпринимательство, маркетинг объектов культуры, современный музей _
лобализация оказывает влияние не только на экономику и бизнес, но и на так называемую социальную сферу. Театры, музеи, университеты ищут новые модели предпринимательства, позволяющие им не только выжить в условиях недостаточного государственного финансирования, но и превратиться в самостоятельных игроков в условиях рыночной экономики. Предпринимательская деятельность музея позволяет существенно укрепить его финансовое положение, разнообразить и расширить впечатления посетителей от восприятия экспонатов музейной коллекции, сделать коллекции музея доступными не только для жителей и гостей того города, где расположен музей, но и для поклонников искусства в других странах. Успешный опыт предпринимательства известных мировых музеев служит эталоном для новых специализированных музеев, возникающих во многих малых городах
Сагинова Ольга Витальевна
д-р экон. наук,
профессор,
зав. кафедрой
сравнительной
экономики и
предпринимательства,
Российский
экономический
университет
им. ГВ. Плеханова,
г. Москва
Вейё Марин
студентка, бизнес-школа Ли4впеш, г. Нант, Франция marine.veШeux@ gmail.com
экономика и культура
_успешный опыт
предприниматель_ства известных
_мировых музеев
служит эталоном
_для новых
гециализированных музеев, возникающих .во многих малых _городах России
России и являющихся катализаторами их экономического развития.
Исторически музеи выполняли четыре основных функции:
1) собрание коллекции;
2) проведение выставок;
3) сохранение экспонатов;
4) проведение научных исследований. Государственная поддержка и финансирование крупных национальных музеев достаточно надежно защищали музеи от вызовов глобализации. Однако уже в начале 1990-х даже крупные музеи начали испытывать трудности с финансированием своей деятельности, и постепенно сложилась новая модель музейного предпринимательства в ответ на все расширяющийся процесс глобализации.
Основой модели является создание отделений зея в различных странах или партнерство с рубежными музеями и другими частными и сударственными организациями с целью при-ечения иностранных спонсоров и инвесторов. Использование рыночных механизмов для управления музейным бизнесом заставило многие известные музеи пересмотреть свою роль хранителей мировой и национальной культуры, агентов культурного взаимодействия. Однако использование данной модели не столь однозначно, активная эксплуатация новых каналов экономического роста не должна наносить ущерб другим функциями музея.
я понимания новых направлений развития узейного предпринимательства важно также итывать современные тенденции в городском строительстве и архитектуре. Торгово-развлекательные центры, объединенные со спортивными сооружениям и рекреационными комплексами, преображают ранее заброшенные промышленные зоны и становятся центрами культурной жизни. Примеры таких культурных центров можно найти в Ливерпуле, Бильбао, Москве. Проекты по переориентации и рекультивации постиндустриальных зон городов привлекают не только девелоперов жилой и коммерческой недвижимости и индустрию гостеприимства, но и музейные и выставочные организации.
ское предпринимательство, № 6 (204)/март 2012
Лувр - музей среди музеев
Лувр в музейном бизнесе является музеем среди музеев - и по ценности и разнообразию своей коллекции, и по исторической значимости своих зданий. Всемирно известный проект «Le Grand Louvre», начатый в 1981 г. и вызвавший столько споров возведением стеклянной пирамиды во дворе исторического королевского дворца в Париже, превратил национальный символ Франции в современный музей как с технологической, так и с управленческой точки зрения. Реконструкция музея удвоила площадь его выставочных залов и позволила выставлять дополнительно почти 14 000 предметов искусства. За архитектурной модернизацией последовали и другие усовершенствования. Сайт музея стал виртуальным дополнением его выставочных залов, существенно изменилось и управление музеем. Он первым среди музеев подписал в 2003 г. соглашение с правительством, получив тем самым большую автономию в принятии решений и развитии других каналов финансирования, используя спонсорство и инвестиции частных лиц и организаций. Важной стратегической задачей музея стала географическая экспансия. Во Франции музей организовал свое отделение в г. Ленс на месте бывшей угольной шахты, которое используется как для постоянных экспозиций, так и для проведения различных выставок из фондов Лувра. Новое отделение способствовало культурному возрождению региона, познакомило жителей с шедеврами музейной коллекции. На новых выставочных площадях стали возможны эксперименты, которые не могли быть реализованы в историческом здании в Париже. Например, в Ленсе были открыты для посещения публики некоторые хранилища и технические помещения музея, чтобы показать так называемое «закулисье музейного бизнеса», представить его современный технологичный уровень. Поддержка этого проекта Лувра культурными фондами Евросоюза придала международное значение музейным инициативам.
Международная экспансия музея осуществляется в основном за счет совместных и обменных выставок с другими государственными и региональными музеями. Особые контакты устанавливаются с
...уже в начале 1990-х даже крупные музеи начали испытывать трудности с финансированием своей деятельности, и постепенно сложилась новая модель музейного предпринимательства....
экономикаикультура
Лувр в музейном бизнесе является музеем среди музеев -
_и по ценности
_и разнообразию
_своей коллекции,
и по исторической _значимости своих _зданий
ве i
теми странами, откуда происходят экспонаты коллекций Лувра - Египтом, Сирией, Ираном. Музей стремится заполнять существующие пробелы в географии своих выставок, направляя экспонаты в Америку, страны Восточной Европы, Среднюю Азию. Трехлетний партнерский договор с региональным музеем искусств в г. Атланте (США) позволил Лувру выйти на новый сегмент целевой аудитории, представляя экспонаты своих коллекций не только в помещении национальных галерей, но и в залах местных музеев. Обычно временные выставки позволяют музею лишь на короткое время представить публике свои коллекции, более длительное партнерство позволяет дополнить временные выставки разнообразными образовательными и научными мероприятиями, что, по мнению специалистов, полезно не только для принимающей стороны такой выставки, но и для Лувра.
принимательская модель музея на Гуггенхайма в Нью-Йорке
еждународная экспансия Лувра строится на партнерстве с местными музеями, что существенно отличает ее от предпринимательской модели музея Соломона Гуггенхайма. Этот музей также является своеобразным символом и известной достоп-мечательностью крупного города - в данном :учае Нью-Йорка. Стратегия создания зарубежных отделений-спутников музея получила название «кренсификации» по имени директора фонда Гуггенхайма Т. Кренса. Постепенное расширение ллекции музея, начиная с 1948 г., привело к необ-одимости разместить экспонаты музея в других зданиях. Так, коллекция Пегги Гуггенхайм открылась в Венеции в 1985 г. Заключенный в 1991 г. договор музея с властями Бильбао принес фонду Гуггенхайма, управляющему музеем, 20 млн долларов единовременного взноса и солидный годовой бюджет на проведение постоянных выставок из коллекции музея в этом городе. Сотрудничество музея с Deutsche Банком выразилось, начиная с 1997 г., в проведении четырех ежегодных выставок в Берлине. В 2001 г. музей Гуггенхайма совместно с Эрмитажем открыл музей в Лас-Вегасе, в котором выставляются известные шедевры из коллекций музеев партнеров. Это и есть воплощение
' предпринимательство, № 6 (204)/март 2012
идеи Т.Кренса «Музей без границ», для которой он использовал франчайзинговую модель отделений-спутников, получившую в последние 10 лет все большее распространение. Музей ежегодно проводит несколько исследовательских проектов для анализа возможностей открытия новых отделений. Совместно с Эрмитажем исследовалась возможность создания отделения в г. Вильнюсе (Литва), ведутся работы над строительством здания музея в Абу Даби (ОАЭ). Архитектура музейных зданий -особый вопрос для музея Гуггенхайма. Первая галерея музея была организована в бывшем автосалоне в Манхэттене. Здание постоянной экспозиции музея, открытое в октябре 1959 г., само экспонат архитектуры. До его строительства в музейном бизнесе были известны лишь две модели архитектуры - дворец искусств и выставочный павильон. Архитектура Райта (Write) дала начало новой тенденции в музейной архитектуре, когда само здание превращается в один из экспонатов музея. Это можно отнести и к зданию музея Гуггенхайма в Бильбао, и к зданию музея Ж. Помпиду в Париже. Для музея Гуггенхайма архитектура стала важным компонентом его бренда, ассоциации с выразительной архитектурой музея - обязательный компонент его бренд-коммуникаций.
Заключение
Таким образом, и Лувр, и музей С. Гуггенхайма продемонстрировали различные способы адаптации музейного бизнеса к новым вызовам современного глобального мира. Не являясь прямыми конкурентами, оба музея являются лидерами музейного и туристического бизнеса, используют предпринимательство для привлечения новых целевых аудиторий, продвижения культурной дипломатии и привлечения дополнительного финансирования для реконструкции и преобразований музеев. Наряду с инновациями в маркетинге, планировании и финансировании музейных проектов, практика этих двух мировых музеев вызвала немало критики. Из тихих хранилищ культурных сокровищ и научных лабораторий музеи превратились в места культурного паломничества сотен тысяч посетителей. Бизнес-модели музеев позволяют обслуживать массового потребителя, получая немалый доход,
в Ленсе были
открыты
для посещения
публики некоторые
хранилища
и технические
помещения музея,
чтобы показать
так называемое
закулисье
музейного бизнеса»,
представить
его современный
технологичный
уровень
экономика и культура
что не всегда укладывается в традиционные представления о некоммерческих организациях.
Литература
1. Benhamou, F. & Moureau, N. From Ivory Towers to Museums Open to the Community: changes and developments in France's cultural policy. Museum International. № 58. P. 21-28. 2006.
2. Caldwell, N. Marketing the Guggenheim. Museums Journal. Vol. 97. № 10. October. P. 32-33. 1997.
3. Caldwell, N.G. The Emergence of Museum Brands. International Journal of Arts Management. № 2. P. 28-34.
4. Dennison, L. From Museum to Museums: The Evolution of the Guggenheim. Museum International. 2003. p. 53.
5. Gombault, A. Organizational Saga of a Superstar Museum: The Louvre. International Journal of Arts Management. 4. P. 75. 2002.
6. Marketing Museums: When Merchants enter the temple. The Economist. 2001. April 19. P. 64-66.
7. Trilupaityte, Skaidra Global museums in the twenty-first century. The Guggenheim foundation and the rhetoric of cultural planning in Vilnius. Eurozine. 2008.
8. Wallace, M.A. Museum Branding: How to Create and Maintain Image, Loyalty, and Support. - Lanham, MD: AltaMira Press, 2006.
Olga V. Saginova
Doctor of Econ. Sci., Professor, Head of Department of Comparative Economics and Business, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Marine Veilleux
Student, Audencia Business School, Nantes, France
Entrepreneurship in Museum Business: Facing the Challenges of Globalization
Abstract
The paper focuses on the development of business models in the social sphere, taking the positive experience of museums around the world as an example. To maintain successful museum business and improve the business models involved, one must consider the modern trends in urban construction and architecture, geographical expansion of museum representatives, branches and offices abroad, new technologies in marketing planning and financing museum projects.
Keywords: museum business, marketing of objects of culture, modern museum
ро
ссийсков предпринимательство, N б (204)/март 2012