материалы обобщите, и создайте агитационный ролик для призыва населения к рациональному лесопользованию.
Выводы. На основе изучения понятия «экологическая ответственность», а также особенностей её формирования у обучающихся нами была создана авторская программа «Школьное лесничество» для геоэкологического объединения дополнительного образования.
Структура содержания программы выстроена в логике последовательного формирования экологической ответственности. Осуществлено сопряжение содержательного, процессуального и технологического компонентов формирования экологической ответственности, что придает системный, целостный характер разработанной программе.
Литература:
1. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе "География России" // География в школе. 2017. № 7. С. 53-60.
2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Разработка учебно-методических материалов по реализации программы формирования культурно-экологической образовательной среды региона // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 12.
3. Губанинцкая О.В. Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 4. — С. 35-37.
4. Гурьевских О.Ю., Липухин Д.Н., Поздняк С.Н., Янцер О.В. К проблеме формирования экологической ответственности школьников при изучении географии // Труды шестой международной научно-практической конференции: сборник статей. 2018. — г. Екатеринбург: Буки-Веди, 2018. — С. 573.
5. Дворецкая Е.В. Формирование экологической ответственности для достижения определенных личностных результатов // Человек и образование. — 2014. — № 4(41). — С. 80.
6. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения / А.Н. Захлебный. // Информационные материалы VI Всерос. науч.-практич. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». - Сургут: Винчера, 2011. - С. 26.
7. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Сиротин В.И. - Учебное пособие. 9 класс. Москва: Дрофа, 2007.
8. Отношение школьников к природе / [А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.]; Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. - М.: Педагогика, 1988.
9. Шобонов С.А. Структура экологической ответственности личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МФД России. — 2009. — № 2. — С. 33.
10. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E.ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Т. 7. № 9. С. 409
Педагогика
УДК 378(045)
кандидат педагогических наук Винокурова Наталья Валентиновна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья затрагивает проблему формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в аспекте их лингвометодической подготовки. Авторами рассмотрены компоненты модели лингвометодической подготовки обучающихся в вузе, осуществлен процесс интеграции традиционных и современных технологий и определены наиболее эффективные технологии лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов на основных этапах обучения.
Ключевые слова: современные технологии, лингвометодическая подготовка, русский язык, педагог, учитель начальных классов.
Annotation. The article deals with the problem of formation of professional competence of future teachers in the aspect of their linguistic and methodological training. The authors consider the components of the model of linguistic and methodological training of students in higher education, implement the process of integration of traditional and modern technologies, and identify the most effective technologies of linguistic and methodological training of future primary school teachers at the main stages of training.
Keyword: modern technologies, linguistic and methodological training, Russian language, teacher, primary school teacher.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ - ЮУрГГПУ) по теме «Цифровая трансформация лингвометодической подготовки будущих педагогов
начального образования»
Введение. В условиях цифровизации образования особую актуальность приобретает проблема подготовки учителей начальных классов, способных решать профессиональные задачи образования и воспитания детей. Сложность профессиональной подготовки педагога начального образования заключается в том, что он обязан в равной степени владеть всеми преподаваемыми школьными предметами, быть воспитателем, организатором, грамотно обеспечивать взаимодействие с детьми и их родителями. В связи с этим у учителя начальных классов должны быть сформированы профессиональные компетенции, связанные с разработкой и реализацией образовательных программ по всем учебным предметам и использованием современных методов и технологий обучения и диагностики. В научно-методических кругах проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов является предметом дискуссии достаточно длительное время. Так, в исследованиях рассмотрено и описано понятие «профессиональная компетентность, обозначены психологические условия ее формирования ^.Л. Бусыгина, А.А. Воротникова); охарактеризованы возможности интеграции учебной и практической деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности (О.Н. Загора); определены инновационные технологии подготовки (Н.В. Матяш); обозначена роль самостоятельной работы студентов (Н.В. Харитонова); акцентировано внимание на ориентации обучения на решение практических профессиональных проблем (Н.Г. Сухобская); описаны особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов (А.Н. Неустроева и др.); рассмотрены вопросы истории подготовки учителя начальных классов в России (Г.И. Вергелес и др.).
Следует отметить, что проблемы подготовки будущих учителей начальных классов представлены в научно-методических исследованиях применительно к разным аспектам: ранняя профориентация младших школьников (Л.А. Милованова и др.); формирование мотивации учения школьников (Ю.М. Инкина); педагогические условия информационной компетентности будущих педагогов начальных классов (А.А. Дедюхина); творческая педагогическая деятельность в предметной области «Технология» (Э. Галямова); методическая подготовка в процессе изучения математики (З.А. Магомеддибирова).
Проблемы лингвометодической подготовки будущих педагогов начального образования представлена в исследованиях применительно к овладению младшими школьниками различными видами речевой деятельности (Д.Л. Коломиец, Н.Д. Глизерина); методам и приемам формирования лингвометодической компетентности (О.Е. Курлыгина), возможностям использования e-leaming (С.А. Бабина и др.). Обзор научно-методических трудов обнаружил отсутствие многоаспектного описания процесса интеграции традиционных и современных технологий лингвометодической подготовки будущих педагогов начального образования. Однако следует отметить, что без должного внимания к выбору эффективных технологий подготовить бакалавров к успешной профессиональной педагогической деятельности становится затруднительным и маловероятным.
В рамках данной статьи представляется необходимым определить наиболее эффективные технологии лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов.
Изложение основного материала статьи. Представим опыт организации лингвометодической подготовки будущих педагогов начального образования на факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева».
Лингвометодическая подготовка занимает одно из центральных мест в образовательном процессе и осуществляется на междисциплинарной основе. Система работы направлена не только на формирование лингвистических знаний, но и на приобретение способов методической деятельности при реализации программ русского языка начального общего образования. Обучение осуществляется в двух аспектах: теоретическом и практическом. Теоретическое обучение позволяет студентам овладеть знаниями общих закономерностей обучения русскому языку, концепций и теорий языкового образования. Практическое обучение направлено на решение педагогических задач в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности [1]. В обобщенном виде модель лингвометодической подготовки представлена следующими компонентами:
- личностный (обеспечивает формирование языковой личности обучающегося; наряду с фундаментальными знаниями также включает в себя такие качества как компетентность, креативность, адаптивность, мобильность и коммуникативность);
- содержательный (обеспечивает отбор содержания изучаемого материала осуществляется в соответствии с ФГОС ВО и Профессиональным стандартом «Педагог»);
- технологический (обеспечивает формат смешанного обучения);
- результативный (обеспечивает систематический мониторинг эффективности учебного процесса и корректирующие мероприятия).
Содержательный компонент представлен учебными дисциплинами, в рамках которых формируются профессиональные компетенции, имеющие прикладную направленность. Тесная связь теории и практики ориентирует будущего педагога на применение полученных знаний, умений и навыков в процессе преподавания в начальной школе. Полноценному лингвистическому образованию способствует изучение таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Практикум по русскому правописанию». Методическая подготовка в области обучения русскому языку в начальной школе определена изучением таких дисциплин, как «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Обучение младших школьников основам речевого этикета», «Словотворчество в речи дошкольников и младших школьников», «Формирование языковой компетенции младших школьников», «Преподавание риторики во внеурочной деятельности младших школьников», «Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время по русскому языку», «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка», «Использование жанрово-стилистических разновидностей текста в процессе формирования коммуникативных компетенций», «Использование тестовых заданий при обучении русскому языку в начальной школе», «Исследовательские проекты в системе обучения младших школьников орфографии», «Теоретические основы современных
программ по русскому языку в начальной школе», «Интерактивные технологии в обучении русскому языку в начальной школе», «Работа над текстом на уроках русского языка в начальной школе», «Методика оценки учебных достижений младших школьников по предметным областям». Можно заметить, что изучаемые дисциплины направлены на формирование коммуникативной компетентности младших школьников, способствуют развитию умения анализировать имеющееся методическое обеспечение предмета «Русский язык» в начальной школе, отбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные заявленным целям. В этой связи с этим важно адекватно подобрать технологии и формы обучения студентов по изучаемым дисциплинам.
Выбор технологий обучения обусловлен, прежде всего, трудностями в подготовке к профессиональной деятельности. Овладение профессиональной деятельностью происходит в процессе учебной. В результате обучения преподаватель выступает в роли транслятора знаний, а студент соответственно в роли потребителя этих готовых знаний. В этой связи происходит несовпадение структурных компонентов этих видов деятельности в части мотивов, средств, результатов. В учебной деятельности не у всех студентов сформированы мотивы обучения, у части отсутствует личностный смысл, требуемый для овладения профессией. Поскольку в профессиональной деятельности перед педагогом возникает конкретная ситуация, требующая профессионального решения, от специалиста требуется проанализировать проблему, предположить способы решения, обосновать верность выбранного способа, а затем решить обозначенную педагогическую задачу. Учебная деятельность будет способствовать формированию профессиональных качеств педагога, если в процессе обучения будет организован переход от познавательного типа деятельности к профессиональному с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов [8]. В этой связи наиболее эффективными считаем технологии, в основе которых находится ситуация, способная спроектировать реальную практическую деятельность. Среди таких технологий можно выделить технологию контекстного обучения, в рамках которой учебная деятельность осуществляется в форме квазипрофессиональной деятельности; интерактивные технологии, в основе которых моделирование реальных ситуаций профессиональной деятельности.
Так, например, при изучении курса «Интерактивные технологии в обучении русскому языку в начальной школе» студенты в качестве самостоятельной подготовки к практическим занятиям решают следующие учебные задачи, направленные на подготовку к профессиональной деятельности:
1. В ходе урока русского языка вам необходимо проверить домашнее задание, объяснить новый материал, проверить его осмысление всеми учениками, дать возможность учащимся применить изучаемый материал на практике. Какие технологии обучения будут ведущими на данном уроке? Какие компоненты образовательной среды будут задействованы на уроке?
2. Посетите уроки русского языка в начальной школе. Проанализируйте методы и формы работы, используемые учителем начальных классов на уроках русского языка (урок объяснения нового материала, урок обобщения, урок контроля сформированности предметных навыков). Выскажите собственное мнение о преимуществах и недостатках использования методов и форм работы на данных уроках. Предложите рекомендации.
Еще одной из эффективных технологий лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов является технология проблемного обучения, поскольку основывается на творческом продуктивном мышлении, общении.
Проблемное обучение как «творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами» [11, С. 76].
Кроме того, проблемные ситуации позволяют «перевести» учебную деятельность в профессиональную, так как критерии оценивания их решения направлены на профессиональную деятельность. Проблемная практическая ситуация требует конкретного анализа и учета взаимосвязи всех факторов, способствующих ее решению.
В качестве примера можно привести проблемные ситуации по дисциплине «Методика обучения русскому и литературному чтению»:
Выясните, чем отличается исправление учителем пунктуационных ошибок от исправления орфографических ошибок. Учащиеся в диктанте написали «выспешься». Подумайте, как Вы объясните им способ определения спряжения глагола «выспишься». Какие виды упражнений необходимы для усвоения правописания глаголов этого типа?
Учащийся в диктанте написал «спросешь», «мелишь». Чем вызваны эти ошибки? Какое индивидуальное задание Вы предложили бы ученику? С этой целью можете обратиться к учебнику или составить такое задание самостоятельно.
Успешная профессиональная деятельность требует от специалиста умения эффективно решать профессиональные задачи, поэтому профессиональное обучение требует специального сопоставления различных типов задач и способов их решения - для осознания обучающимся их специфики и овладения различными стратегиями их решения. Практическими профессиональными задачами для профессиональной подготовки будущего педагога являются задачи, моделирующие конкретные педагогические ситуации, содержащие проблемные отношения, конфликты и т.п. Их решение требует умения учителя синтезировать различные виды теоретических знаний (психологических, педагогических, предметно-методических) по отношению к конкретным ситуациям обучения [12, С. 47-48].
В соответствии с принятыми в современной педагогической науке основными этапами обучения нами были определены технологии обучения в рамках лингвометодической подготовки бакалавров, используемые в аудиторной и самостоятельной работе студентов:
1. На этапе восприятия учебного материала, подлежащего усвоению (в процессе аудиторной работы такими технологиями становятся проблемная лекция, мультимедийные презентации, семинар-дискуссия, Open Space, мультимедийные презентации, видеофильмы; в рамках самостоятельной работы студентов можно использовать работу в электронной библиотеке МГПУ с электронными учебниками, видеолекциями);
2. На этапе осмысливания учебного материала, образования понятий (в процессе аудиторной работы такими технологиями становятся интерактивные технологии case-study, brainstorming session и др., веб-технологии; в рамках самостоятельной работы студентов можно использовать тест-тренажеры, электронные учебники, интерактивные тренажеры);
3. На этапе закрепления и совершенствования знаний, образования умений и навыков (в процессе
аудиторной работы такими технологиями становятся интерактивные технологии case-study; brainstorming session, «Аквариум» и др., веб-технологии; в рамках самостоятельной работы студентов можно использовать диалоговые тренажеры, электронные учебники, интерактивные тренажеры);
4. На этапе формирования практических знаний и способов действий (в процессе аудиторной работы такими технологиями становятся интерактивные технологии case-study; brainstorming session, «Аквариум», Basket Method и др., анализ видеофрагментов уроков русского языка на канале YouTube; в рамках самостоятельной работы студентов можно использовать персонализированное обучение с использованием сайта «Электронный конструктор методических пазлов»).
Подробно данные технологии работы в рамках электронного обучения представлены в статье «Возможности e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов» [1].
Выводы. Таким образом, использование современных технологий в процессе лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов позволяет спроектировать образовательный процесс с учетом специфики учебных дисциплин, особенностей и возможностей преподавателей и студентов. Совокупность применения обозначенных технологий способна оптимизировать процессы преподавания и обучения. Следует отметить, что введение электронного обучения в процесс лингвометодической подготовки будущих педагогов начального образования есть путь решения задач индивидуализации процесса обучения, создания условий для вариативности и практико-ориентированной направленности процесса повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов.
Литература:
1. Бабина, С.А. Возможности e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов / С.А. Бабина, Н.В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Т.10. -№ 2 (38). - С. 27-34
2. Безукладников, К.Э. Современные инструменты оценивания результатов лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков / К.Э. Безукладников, М.А. Мосина // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 73-73.
3. Белова, Н.А. Интеграция гуманитарных дисциплин и пути ее реализации в вузовском педагогическом образовании / Н.А. Белова // Гуманитарные науки и образования, 2010. - № 1.- С. 32-36.
4. Белова, Т.А. Технология проблемного обучения как инструмент развития самостоятельной работы студентов / Т.А. Белова, А.Л. Брицкая, Н.М. Емельянова, И.В. Непша, О.А. Сивирина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22309 (дата обращения: 01.10.2020).
5. Винокурова, Н.В. Интерактивная орфография [Электронный ресурс]: электронное учеб. пособие / Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко. - Саранск, 2017. - 1 СD-R.
6. Егорченко, И.В. Интерактивное обучение как фактор совершенствования современного высшего образования / И.В. Егорченко, И.В. Кочетова, О.Н. Шалина // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - 3 (31). - С. 31-36.
7. Заяц, Ю.С. Деятельностный подход в подготовке бакалавров начального образования / Ю.С. Заяц, Г.Ф. Свиридова, И.В. Федорова // МНКО. 2016. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-podgotovke-bakalavrov-nachalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.11.2020).
8. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина; М-во образования Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т, Алт. гос. техн. ун-т им. И.П. Ползунова - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. - Ч. 2. - 2004. - 232 с.
9. Курлыгина, О.Е. Лингвометодическая компетентность как интегративный показатель готовности учителя к обучению младших школьников русскому языку / О.Е. Курлыгина // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № - 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13136. (дата обращения: 26.09.2020).
10. Михайлов, В.М. Восприятие учебного материала как основа информационного обеспечения образовательного процесса / В.М. Михайлов, Н.В. Путилина // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-uchebnogo-materiala-kak-osnova-informatsionnogo-obespecheniya-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 30.10.2020).
11. Потапова, Е.Н. Проблемное обучение в вузе / Е.Н. Потапова // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов / науч. ред. М.А. Дьячкова; отв. ред. О.Н. Томюк. -Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - С. 76-80.
12. Сухобская, Н.Г. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / Н.Г. Сухобская // Вопросы психологии. - 1984. - №5. - С. 45-47
13. Теория и технологии языкового и литературного развития младших школьников: методика правописания и культуры письма: рабочая тетрадь: учебно-практическое пособие / авт.-сост. Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 98 с.
14. Царева, С.Е. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов / С.Е. Царева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. -С. 37-39.
15. Шхапацева, М.Х. Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов / М.Х. Шхапацева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvometodicheskaya-pod