литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-16.11.2016-N-1204/
2. Реестр советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr/
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 29 июля 2017 года) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617
4. Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_178864/.
Исаева H.A.
современные стратегии лингвометодической подготовки будущего учителя на 1 ступени высшего образования
Одной из важнейших стратегических задач высшего педагогического образования является подготовка учителя-профессионала нового типа, владеющего компетенциями в рамках его специализации, способного адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия деятельности, использовать информационные технологии, быть готовым к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Поиск путей реализации новых требований к подготовке будущего учителя русского языка в компетентностной модели привел к мысли, что модернизация отдельных сторон лингвометодической деятельности явно недостаточна, нужна новая концепция подготовки учителя по профилю «Русский язык» в рамках ба-
калавриата.
Эту концепцию мы излагаем в монографии «Современные стратегии лингво-методической подготовки бакалавра педагогического образования» [1], основные положения которой отражены в данной статье.
Целостную концепцию обучения бакалавров мы представляем как совокупность двух стратегий - когнитивной и проективной: когнитивная стратегия обеспечит развитие лингвометодического мышления и когнитивных способностей бакалавров на базе предметного содержания «русский язык», проективная стратегия - приобретение новых способов методической деятельности для успешного самостоятельного осуществления образовательного процесса в школе.
При этом каждая стратегия определяется своими целями, подходами, принципами, методами и средствами (инструментами), имеет свое содержание, и в то же время две стратегии взаимодополняют друг друга:
когнитивная стратегия (стратегия познания), ориентированная на овладение базовыми компетенциями, содержание которых составляют фундаментальные лингвистические знания, а также способы овладения ими, создает теоретико-методическую основу будущей профессиональной педагогической деятельности;
проективная стратегия (стратегия действия), ориентированная на овладение практической компетенцией и реализуемая с помощью гипертекстового инструмента - «Лингвометодического органайзера учителя», позволяет осуществить управление процессом подготовки к уроку русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
В рамках выделенных стратегий уточнен комплекс компетенций, формирующих лингвометодическую компетентность на разных этапах методической деятельности (табл. 1).
Таблица 1.
Стратегии лингвометодической подготовки бакалавров в соотношении с компетенциями и этапами методической деятельности
Стратегии лингвометодической подготовки Компетенции в структуре лингвометодической компетентности Этапы лингвометодической деятельности
Когнитивная Лингвистиче ская Ориентировка в предметном содержании, условиях, способах и средствах осуществления деятельности.
Частнометодическая
Проективная Проектировочная Планирование содержания, средств и способов выполнения деятельности.
Исполнительская Реализация запланированных методических решений
Информационно-репрезентирующая
Контрольно-оценочная Контроль и оценка хода деятельности и ее результатов.
Когнитивная стратегия определяет развитие лингвистической и частно-методической компетенций на этапе ориентировки в предметном содержании, условиях, средствах и способах осуществления методической деятельности;
Проективная стратегия способствует формированию проектировочной, исполнительской, информационно-репрезентирующей и контрольно-оценочной компетенций на этапе планирования, реализации намеченного плана и проведения самоконтроля за результатами выполненного действия.
Реализация стратегий предполагает коренную перестройку форм и инструментов обучения с помощью гипертекстовой технологии. Гипертекст как способ организации текста с гибким механизмом ссылок, связывающих компоненты разной модальности (вербальной, иллюстративной, графической, мультимедиа), открывает новые возможности в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся. Новая информационная среда определяет потребность в формировании специальной (лингвометодической) информационной компетентности: бакалавры - будущие учителя должны быть готовы управлять процессом обучения, используя возможности компьютерной среды для обеспечения нового качества языкового образования школьников.
Когнитивная стратегия подготовки будущих учителей русского языка предполагает организацию активного процесса познания языка и его последующего преобразования с целью эффективного обучения школьников русскому языку. Цель ее - развитие лингвометодического мышления и интеллектуальных способностей бакалавров на основе оперирования лингвистическими знаниями, представленными понятиями и правилами.
Методологической основой когнитивной стратегии выступает когнитивный (Е.С. Кубрякова, М.Д. Холодная, Р.М. Фрумкина) и деятельностный подходы (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн), опирающиеся на принципы научности, сознательности, познавательной активности, ценностного отношения к русскому языку, межпредметных связей.
Содержание когнитивной стратегии, направленной на формирование лингвистической и частометодической компетенций, составляет система работы с лингвистическими понятиями и правилами на 6 уровнях (согласно таксономии Б. Блума): знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Переход от одного уровня к другому свидетельствует об усложнении интеллектуальной деятельности и приводит к развитию лингвометодического мышления и когнитивных способностей бакалавров. Такой подход к работе с понятиями, по нашему мнению, делает процесс обучения управляемым, контролируемым и диагностичным.
В качестве критерия сформированности базовых компетенций (лингвистической и частнометодической) выступают задания, определяющие тип преобразования учебного материала с последовательно усложняющимися действиями, например, на уровне знание: найдите, воспроизведите, вспомните, на уровне понимание: задайте вопросы, преобразуйте и др., на уровне применение: подберите, докажите, составьте алгоритм, на уровне синтеза: разработайте, спроектируйте и т.д. Виды интеллектуальной деятельности на каждом уровне выступают средством
формирования и развития лингвометодического мышления.
Наиболее сложным видом деятельности является разработка проблемных ситуаций и компетентностных задач по русскому языку. Типология, модели и приемы, а также методика создания проблемных ситуаций и компетеностных задач помогают студентам освоить способы их проектирования, повышают лингвометодическую компетентность, необходимую для работы в соответствии с требованиями ФГОС [2, 3].
Если когнитивная стратегия формирует фундаментальные теоретико-методические основы обучения бакалавров, цель проективной стратегии - максимальное сопряжение обучения с реальными ситуациями педагогической деятельности, управление процессом подготовки к уроку русского языка, его самостоятельному проектированию.
готовность бакалавров к проведению урока определяется владением проектировочной, исполнительской, информационно-репрезентирующей и контрольно-оценочной компетенциями. Синергетический (Г. Хакен, С.П. Капица, И. Пригожин) и деятельностный подходы создают методологическую базу грамотной организации процесса обучения школьников русскому языку. Теоретическую основу проективной стратегии составляют принципы модульности, практикоориентированности, вариативности, непрерывности и преемственности, а готовность инициировать деятельность учащихся обеспечивается технологиями деятельностного типа (проблемного диалога, продуктивного (смыслового) чтения, проектной деятельности).
Центральное место в проективной стратегии подготовки бакалавра отводится проектированию урока русского языка. Результатом проектирования урока являются три лингвометодических продукта: проект урока, конспект с мультимедийной презентацией и самоанализ урока (табл.2).
Компоненты проектирования урока
Таблица 2.
Этапы проектирования Проектные модули Лингвометодические продукты
1. Моделирование Общедидактиче ский Проект урока
2.Собственно проектирование Лингвометодиче ский Деятельностно-технологический
3. Конструирование Конструктивно-информационный Конспект урока и мультимедийная презентация
4. Самоанализ Рефлексивный Самоанализ
Они создаются на разных этапах проектирования (моделирования, собственно проектирования, конструирования, рефлексии) и отражены в модулях: проект - в общедидактическом, лингвометодическом, деятельностно-технологическом; конспект и мультимедийная презентация - в конструктивно-информационном, 40
самоанализ - в рефлексивном.
Инструментом проектирования урока выступает «Лингвометодический органайзер учителя», представляющий собой гипертекстовую деятельност-но-технологическую форму организации подготовки урока русского языка в новой информационной обучающей среде [4]. «Лингвометодический органайзер учителя» помогает осуществить проектирование урока русского языка в рамках иерархически организованного гипертекста, где система ссылок-переходов между модулями создает «ветвящийся текст». При этом становится возможным свободное перемещение по разным модулям в зависимости от потребностей бакалавров в тех или иных сведениях, материалах, в том числе и из сети Интернет, и в то же время сохраняется последовательность действий в ходе подготовки урока, т.е. общий план деятельности.
Предложенные формы (мы называем их формы-практикумы) для проектирования урока с возможностью заполнения отдельных свободных зон помогают организовать деятельность бакалавров. Специальные «внутренние» ссылки организуют переход к файлам-образцам (например, гипертекстовая форма-образец проектирования урока «Способы словообразования имен существительных. Бессуффиксный способ словообразования»). В результате представленный в «Лингвометодическом органайзере учителя» гипертекст приобретает когнитивную и дидактическую значимость, становится воплощением информационно-деятель-ностной сети как одной из наиболее удобных моделей организации обучающей среды в лингвометодической области.
таким образом, исследование показало, что
1. Лингвометодическая подготовка бакалавра будет эффективна при реализации целостной концепции обучения, включающей два ключевых направления - когнитивную и проективную стратегии.
2. Содержание когнитивной стратегии составляет система работы с лингвистическими понятиями, формирующими лингвометодическую компетентность на этапе ориентировки в лингвистическом содержании и методической деятельности.
3. Подготовка бакалавров к организации процесса обучения школьников русскому языку осуществляется в рамках проективной стратегии, где максимально сопрягается обучение с реальными ситуациями профессиональной педагогической деятельности.
4. Каждая из стратегий соотнесена с формируемыми на разных этапах методической деятельности компетенциями, что обеспечивает новое качество теоретико-методического (лингвистическая и методическая компетенции) и практического (проективная, исполнительская, информационно-репрезентирующая и контрольно-оценочная компетенции) уровня подготовки бакалавра.
5. Основой научно-исследовательской деятельности будущего учителя русского языка выступает методика создания инновационных развивающих средств обучения школьников - проблемных ситуаций и компетентностных задач по русскому языку.
6. Центральное место в проективной стратегии отводится проектированию
урока как прогностической деятельности учителя, обеспечивающей процедуру разработки и проведения урока русского языка.
7. Современным эффективным гипертекстовым инструментом обучения является «Лингвометодический органайзер учителя», выступающий в качестве деятельностно-технологической формы организации обучающей информационной среды для бакалавра как самообразующейся личности.
8. В стратегическом управлении познавательной деятельностью бакалавров учтена система диагностики уровня лингвометодической компетентности в процессе овладения лингвистическими понятиями, что позволяет осуществлять контроль за результатами обучения.
Полагаем, что разработанные стратегии лингвометодической подготовки бакалавров - будущих учителей русского языка (когнитивная и проективная) и инструмент их реализации - «Лингвометодический органайзер учителя» могут быть востребованы в методике преподавания других предметов, что определит их универсальный характер и общие подходы в подготовке будущего учителя, создаст единую образовательную среду.
Кроме того, возможны дальнейшие поиски путей освоения гипертекстового информационного пространства, новых информационно-методических средств обучения, которые будут соответствовать динамично развивающейся электронной среде.
литература
1. Исаева, Н.А. Современные стратегии лингвометодической подготовки бакалавра педагогического образования: монография. М.: Баласс, 2016. 304 с.
2. Исаева, Н.А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций / Н.А. Исаева, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс До и После. 2014. №4. С. 22 - 34.
3. Исаева, Н.А. Проектирование компетентностных задач как основа прак-тико-ориентированного подхода к обучению в школе и вузе // Начальная школа плюс До и После. 2013. №5. С. 71 - 76.
4. Исаева, Н.А. Лингвометодический органайзер учителя. Инновационное гипертекстовое учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки к проведению уроков русского языка в средней школе: пути реализации ФГОС. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015г. 84с.