Научная статья на тему 'Современные технологии как условие формирования профессионально-специальных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике'

Современные технологии как условие формирования профессионально-специальных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND SPECIFIC COMPETENCE / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / MUSIC INFORMATICS / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL AND COMPUTER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Антон Андреевич

Рассматривается понятие «педагогические технологии». Приводится классификация педагогических технологий по направлению и содержанию модернизации и модификации, которым подвергается отечественная образовательная система. Показана актуальность применения современных педагогических технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, в обучении студентов-бакалавров музыкально-компьютерной деятельности, в частности на учебной дисциплине «Музыкальная информатика».The article discusses the concept of «educational technology». Classification of pedagogical technologies in the direction and content upgrades and modifications, which is subjected to the national education system. Shows the relevance of using of modern educational technologies, including the use of information and communication technologies in the teaching of undergraduate students musical and computer activities, in particular on discipline «Informatics of Music».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии как условие формирования профессионально-специальных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике»

УДК 378.147

А.А. Коновалов,

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Современные технологии как условие формирования профессионально-специальных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике

При формировании профессионально-специальных компетенций студентов на занятиях профильных учебных дисциплин, в том числе по музыкальной информатике, актуальным является обращение к современным педагогическим и информационным технологиям, обеспечивающим процесс профессиональной подготовки бакалавров эффективными средствами, методами и формами обучения.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах В.П. Беспаль-ко, С.В. Богдановой, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и других ученых. Необходимость применения информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе отмечают в своих работах А.А. Андреев, С.И. Архангельский, С.А. Жданова, К.Р. Овчинникова, О.Л. Серветник и др.

В узком смысле философия связывает термин «технология» с техникой, определяя его как «совокупность правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности». В широком смысле философская наука трактует это понятие, наряду с другими циви-лизационными завоеваниями, как «сложную реальность, которая в

Российский государственный профессионально-педагогический университет

функциональном отношении является механизмом новаций и развития, а по существу представляет собой сферу целенаправленных усилий» [4].

Психология рассматривает понятие «технология» достаточно широко в качестве аспекта культуры, который «применяет открытия, процедуры и принципы систематического исследования для выявления и решения проблем» [8].

Педагогическая наука под технологией понимает «последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических

задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [6, с. 495]. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые должны привести к запланированному учебному результату.

В.С. Кукушин, О.Н. Игна и другие ученые-педагоги выделяют три структурные составляющие педагогической технологии:

- концептуальную основу (опору на определенную научную концепцию);

© Коновалов А.А., 2016

АНТОН АНДРЕЕВИЧ КОНОВАЛОВ

аспирант Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогика, педагогические технологии, музыкальная информатика, методика преподавания учебной дисциплины «Музыкальная информатика». Автор 14 публикаций

Рассматривается понятие «педагогические технологии». Приводится классификация педагогических технологий по направлению и содержанию модернизации и модификации, которым подвергается отечественная образовательная система. Показана актуальность применения современных педагогических технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, в обучении студентов-бакалавров музыкально-компьютерной деятельности, в частности на учебной дисциплине «Музыкальная информатика».

Ключевые слова: педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, профессионально-специализированные компетенции, музыкальная информатика, музыкально-компьютерная деятельность.

The article discusses the concept of «educational technology». Classification of pedagogical technologies in the direction and content upgrades and modifications, which is subjected to the national education system. Shows the relevance of using of modern educational technologies, including the use of information and communication technologies in the teaching of undergraduate students musical and computer activities, in particular on discipline «Informatics of Music».

Key words: pedagogical technology, information and communication technology, professional and specific competence, music informatics, musical and computer activities.

- содержательную часть (цель, степень достижения которой определяется точно, диагностич-но, операционально, а также содержание учебного материала);

- технологический процесс (методы и формы учебной деятельности обучающихся и преподавателя, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала и диагностика результатов) [3, с. 28; 1, с. 257].

Достаточно полную характеристику педагогическим технологиям дает Г.К. Селевко, приводя их классификацию по пятнадцати основаниям [5, с. 53-59]. Из всего представленного ученым перечня можно выделить наиболее актуальную, с нашей точки зрения, классификацию педагогических технологий по направлению и содержанию модернизации и модификации, которым подвергаются существующие образовательные системы. Помимо технологий развивающего образования, а также альтернативных, радикально меняющих обучение, эта классификация содержит педагогические технологии на приведенной ниже основе.

1. Гуманизация и демократизация педагогических отношений (технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и ярко выраженной гуманистической направленностью содержания).

2. Активизация и интенсификация деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение и др.).

2. Эффективность организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, компьютерные (информационные) технологии и др.).

4. Методическое совершенствование и дидактическое реконструирование.

5. Усиление социально-воспитательных функций образовательных учреждений (здоровьесбере-гающие технологии и др.).

6.Современные информационно-коммуникационные средства [5, с. 58].

Из этой классификации видно, что представленные группы технологий относятся либо к чисто педагогическим технологиям (группы 1, 2, 5 и частично 3 и 4), либо представляют собой технологии на основе современных информационных телекоммуникационных, в том числе компьютерных технологий (частично группы 3 и 4, а также группа 6).

Важно обратить внимание на то, что информационно-коммуникационные технологии связаны с телекоммуникацией, т.е. общением на расстоянии посредством сети Интернет. Они направлены на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации [10, с. 119].

Самостоятельными педагогическими технологиями информационно-коммуникационные технологии назвать нельзя, несмотря на их активное внедрение в систему образования. Однако согласно приведенной выше классификации педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных технологий существуют, а их разработка и использование на занятиях необходимы и обусловлены рядом факторов.

Во-первых, согласимся с М.И. Шараповой, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования значительно ускоряет передачу знаний, позволяет человеку быстрее и успешнее адаптироваться к окружающей среде [10, с. 119].

Во-вторых, включение этих технологий в образовательный процесс позволяет обучающимся усваивать знания на более высоком уровне, так как есть возможность представить информацию не только в печатном, но и графическом, слуховом, анимирован-ном виде.

В-третьих, информационно-коммуникационные технологии предоставляют педагогам возможность осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения, автоматизировать систему контроля и оценки знаний.

Следует отметить, что вследствие становления и развития информационно-коммуникационных технологий появились совершенно новые направления учебной деятельности в разных образовательных сферах, в частности в музыкальном образовании. Так, неизменный профессиональный интерес вызывает у абитуриентов и представителей творческих профессий область музыкально-компьютерных технологий, которая осваивается в вузах нашей страны в рамках направления «Педагогическое образование» (профиль «Художественное образование», профилизация «Музыкально-компьютерные технологии»).

Это образовательное направление подготовки объединяет классическое музыкальное образование и современные информационные технологии, которые являются составной частью содержания образования и педагогических технологий, направленных на освоение студентами-бакалаврами инновационных профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов, аранжировщиков, композиторов. В ходе подготовки по этому направлению у студентов формируются общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Как справедливо отмечает Р.Н. Слонимская, «освоение компетенции есть способность обучающегося использовать и сочетать знания и умения в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы» [7, с. 309]. Применяемые при этом педагогические технологии должны способствовать органи-

зации самостоятельной деятельности студентов в процессе освоения будущей профессиональной деятельности, активному включению студентов в разнообразные виды деятельности [2].

Значительную роль в формировании профессионально-специализированных компетенций играют учебные дисциплины, так как именно на аудиторных занятиях педагогические технологии применяются наиболее эффективно.

Одна из первых дисциплин, погружающая студентов в область музыкально-компьютерных технологий и подготавливающая их к дальнейшему освоению всего блока профильных дисциплин, -«Музыкальная информатика». Согласно рабочей программе ее основной целью в рамках рассматриваемого направления является формирование компетенций студентов-бакалавров в музыкально-компьютерной деятельности, которая включает:

- владение основами музыкально-компьютерной грамотности, музыкально-компьютерным программным обеспечением и грамотное его использование

в соответствии с поставленными задачами;

- применение музыкально-теоретических знаний, принципов композиции и формообразования в своей музыкально-компьютерной деятельности;

- продолжение самообразования в области информационно-коммуникационных технологий и музыкально-компьютерного программного обеспечения для личностного, творческого,професси-онального саморазвития, готовность и способность к этому [9].

В рамках музыкально-компьютерной деятельности рассматриваемая учебная дисциплина формирует следующие профессионально-специализированные компетенции:

- способность создавать с помощью музыкально-компьютерных технологий композиции, применять различные приемы обработки музыкального материала, производить подбор и компоновку музыкально-фоновых элементов (профессионально-специализированная компетенция - 9);

- способность разрабатывать и применять мультимедийный на-

Онлайн-курс по информатике

На пути к музыкальной информатике

глядно-дидактический материал в музыкальном образовании (профессионально-специализирован-ная компетенция (10);

- способность создавать с помощью музыкально-компьютерных технологий авторские творческие проекты и продукты в сфере музыкально-художественного образования, культуры и искусства (профессионально-специализированная компетенция - 11).

Для определения актуальности отбора и последующей разработки современных технологий, направленных на успешное формирование профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров на занятиях по музыкальной информатике, нами был использован метод анкетного опроса.

Студентам учебных групп МЗ-312 и ММ-301 (37 человек) кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета было предложено письменно ответить на вопросы анкеты. Цель опроса состояла в том, чтобы выявить необходимость применения на за-

нятиях по музыкальной информатике современных педагогических технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, для формирования профессионально-специализированных компетенций.

Анкета состояла из следующих вопросов.

1. Какие методы и технологии обучения используются на занятиях по музыкальной информатике?

2. Какие задания традиционно предлагаются на занятиях по учебной дисциплине «Музыкальная информатика» при организации самостоятельной работы студентов-бакалавров?

3. Какие педагогические технологии на основе активизации и интенсификации вашей учебной деятельности используются на занятиях по музыкальной информатике?

4. Как вы считаете, необходимо ли при изучении дисциплин использовать технологии индивидуального обучения?

5. Какие педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения используются на

занятиях по музыкальной информатике?

6. Считаете ли вы необходимым применение мультимедийных технологий на занятиях по музыкальной информатике?

7. С какой целью, на ваш взгляд, необходимо применять мультимедийные технологии на занятиях по музыкальной информатике?

8. Как вы думаете, работа над музыкально-творческими заданиями должна осуществляться только на аудиторных занятиях под контролем преподавателя, или она может проводиться в виде внеаудиторной самостоятельной работы?

9. Считаете ли вы, что для успешного освоения образовательной программы на занятиях по музыкальной информатике необходимо применять альтернативные технологии (продуктивного, вероятностного или эвристического образования, технологии мастерских)?

Предложенные студентам вопросы можно сгруппировать следующим образом:

- для определения наиболее актуальных, с точки зрения обучающихся, технологий (традиционных или инновационных) для занятий по музыкальной информатике, (см. вопросы 1, 4, 5, 7);

- для выявления интереса студентов к инновационным технологиям, позволяющим формировать профессионально-специализированную компетенцию на занятиях учебной дисциплины «Музыкальная информатика» (см. вопросы 1, 6, 8, 9).

Проведенный анкетный опрос показал следующие результаты.

1. Студенты-бакалавры указали, что на занятиях по музыкальной информатике применяются такие традиционные образовательные технологии как рассказ, беседа и практические задания.

2. 31 студент (84% опрошенных) считает, что для успешного обучения музыкальной информа-

тике, освоения будущей профессии недостаточно использовать вышеперечисленные образовательные технологии, 4 студента (11% респондентов) сомневаются и 2 студента (5 % участников опроса) затрудняются ответить.

3. Самостоятельная работа студентов организована в виде написания конспектов (12 студентов -32%) и подготовки электронных презентаций (28 студентов - 76%).

4. 37 студентов (100% опрошенных) отметили, что на занятиях по музыкальной информатике не используются вообще педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

5. 25 студентов (68% респондентов) считают, что для эффективного формирования профессионально-специализированных компетенций на занятиях по музыкальной информатике необходимо использовать технологии индивидуального обучения.

6. 18 студентов (49% опрошенных) отметили, что на занятиях по музыкальной информатике в качестве педагогической технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения используются технологии дифференцированного обучения, 12 студентов (32%) отметили использование на занятиях перспективно-опережающего обучения, 37 студентов (100%) подтверждают необходимость использования компьютерных технологий.

7. Все опрошенные студенты считают актуальным применение мультимедийных технологий на занятиях по музыкальной информатике.

8. Все респонденты отметили, что внедрение мультимедийных технологий на занятиях по музыкальной информатике целесообразно в качестве демонстрационного материала для организации интерактивного взаимодействия между студентом

и компьютером. При этом можно самостоятельно выбирать интересующую информацию, скорость и последовательность ее передачи. Кроме того, эти технологии необходимы и для организации интерактивного взаимодействия между студентами, а также студентами и преподавателем. 18 студентов (49% опрошенных) полагают, что эти технологии необходимо применять и для подготовки демонстрационного сопровождения занятий.

9. 24 студента (65% респондентов) считают, что работа над музыкально-творческими заданиями должна осуществлятьсяво время аудиторных занятий под контролем преподавателя, так и в виде внеаудиторной работы. Остальные участники анкетного опроса в своем мнении разделились поровну и указали на целесообразность выполнения таких заданий посредством одного из видов организации работы.

10. 18 студентов (49% опрошенных) считают, что для успешного освоения образовательной программы необходимо применять на занятиях альтернативные технологии; 15 студентов (41% респондентов) ответили на этот вопрос «скорее "нет", чем "да"», и 4 человека (10%) затруднялись ответить.

Результаты анкеты показывают актуальность разработки современных педагогических технологий, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий для формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров на занятиях по музыкальной информатике.

Исходя из результатов анкетного опроса, а также специфики учебной дисциплины «Музыкальная информатика», можно сделать вывод о том, что организация процесса формирования профессионально-специализированных компетенций, соответствующих этой

профильной учебной дисциплине, требует применения:

- традиционных образовательных технологий (рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, практический метод, игровые технологии, проблемное обучение);

- современных дидактических методов, информационных и пе-дагогическихтехнологий;

- дистанционных образовательных технологий (самостоятельная работа по подготовке электронных презентаций, конспектов занятий, дидактических материалов);

- внеаудиторной работы студентов по выполнению музыкально-творческих заданий с помощью музыкально-компьютерных программ и специального компьютерного программного обеспечения (набор страниц оркестровых партитур в программах Finale и Sibelius, коррекция музыкальных произведений с помощью плагинов Waves и др.);

- педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся («мозговой штурм», дидактическая игра);

- технологий индивидуального обучения (проектное обучение);

- мультимедийных технологий с применением методов линейного и нелинейного представления информации;

- технологий развивающего обучения, при которых познавательные действия студента насыщены задачами, проблемами, требующими самостоятельного поиска знаний.

Следует подчеркнуть, что применение современных технологий обучения предполагает их технологичность, т.е. диагностику личностных особенностей обучающихся, точную измеряе-мость и оценку результатов обучения (В.И. Писаренко). Поэтому формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров

на занятиях по музыкальной информатике требует расширения и уточнения технологий контроля, в частности таких как контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям, тестовые задания для проверки знаний материала по изученным учебным темам, лабораторные работы. К примеру, для определения качества освоения составляющих профессионально-специализированной компетенции - 9, формируемых

на занятиях по музыкальной информатике, следует разработать содержание таких оценочных средств как тестовая технология, практические задания, комбинированный зачет (устная и практическая формы).

Таким образом, формирование профессионально-специальных компетенций у студентов на занятиях по музыкальной информатике требует внедрения в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий. Их выбор зависит от многих

факторов: составляющих компетенций, целей конкретного аудиторного занятия и самостоятельной работы студентов, форм организации учебной деятельности и др. Поэтому тщательная разработка, апробация и корректировка содержания современных педагогических и информационных технологий для занятий по музыкальной информатике является важной педагогической задачей при подготовке студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игна О.Н. Методика и технология обучения: понятийно-функциональное соотношение // МНКО. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-i-tehnologiya-obucheniya-ponyatiyno-funktsionalnoe-sootnoshenie (дата обращения: 13.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // СТЭЖ. №14. 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-proektirovaniya-uchebnyh-zanyatiy-v-vuze (дата обращения: 15.06.2016).

3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. 333 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Институт философии РАН; Нац. обществ.-науч. Фонд / предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и до-пол.. М.: Мысль, 2010. URL: http://iph.ras.ru/elib/3011. html (дата обращения: 13.06.2016).

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

7. Слонимская Р.Н. Технологии обучения в музыкальном образовании // Труды СПбГУКИ. 2013. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (дата обращения: 15.06.2016).

8. Толковый словарь по психологии. 2013. URL: http:// psychology_dictionary.academic.ru (дата обращения: 13.06.2016).

9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Музыкальная информатика». Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.

10. Шарапова М.И. ИКТ в образовании // Вестник МГЛУ №620. 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-obrazovanii (дата обращения: 13.06.2016).

LITERATURA_

1. Igna O.N. Metodika i tehnologija obuchenija: ponjatiino-funkcional'noe sootnoshenie // MNKO. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-i-tehnologiya-obucheniya-ponyatiyno-funktsionalnoe-sootnoshenie (data obrashenija: 13.06.2016).

2. Ishak E.R. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii kak osnova proektirovanija uchebnyh zanjatii v vuze // STYeZh. №14. 2011. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-proektirovaniya-uchebnyh-zanyatiy-v-vuze (data obrashenija: 15.06.2016).

3. Kukushin V.S. Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih special'nostei. Rostov n/ Donu: Izdatel'skii centr «MarT»; Feniks, 2010. 333 s.

4. Novaja filosofskaja yenciklopedija: v 4-h t. Institut filosofii RAN; Nac. obshestv.-nauch. Fond / preds. nauchno-red. soveta V.S. Stepin. 2-e izd., ispr. i dopol.. M.: Mysl', 2010. URL: http://iph.ras.ru/elib/3011.html (data obrashenija: 13.06.2016).

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. M.:

Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii. M.: Izdatel'skii centr «Akademija», 2002. 576 s.

7. Slonimskajа R.N. Tehnologii obuchenija v muzykal'nom obrazovanii // Trudy SPbGUKI. 2013. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (data obrashenija: 15.06.2016).

8. Tolkovyi slovar' po psihologii. 2013. URL: http://psychology_ dictionary.academic.ru (data obrashenija: 13.06.2016).

9. Uchebno-metodicheskii kompleks discipliny «Muzykal'naja informatika». Ekaterinburg: Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet», 2013. 24 s.

10. Sharapova M.I. IKT v obrazovanii // Vestnik MGLU. №620. 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-obrazovanii (data obrashenija: 13.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.