Научная статья на тему 'Содержание профессионально-специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий'

Содержание профессионально-специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND SPECIFIC COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SPECIALIZED COMPETENCIES / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL AND COMPUTER ACTIVITIES / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / MUSICAL-COMPUTING TECHNOLOGIES / BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина Наталья Иннокентьевна, Коновалов Антон Андреевич

Раскрывается специфика профессионально-специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий. Особое внимание уделяется содержанию музыкально-компьютерной деятельности как основы формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров указанного профиля педагогического образования.The specificity of the professional and special students’ competences in the field of musicalcomputing technologies have been revealed in this articl. Particular attention is paid to the content of music and computer activities as the basis for the formation of professional and special student’s competences of the indicated profile of pedagogical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Наталья Иннокентьевна, Коновалов Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионально-специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий»

Э01: 10. 25586^Ыи.НЕТ.18.05.Р.52 УДК 378.016:[78.02:004]

Н. И. Буторина, А. А. Коновалов,

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Содержание профессионально-специализированных компетенций

студентов в области музыкально-

«*

компьютерных технологий

Российский профессионально-педагогический университет

Разработка содержания профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров педагогического образования в области музыкально-компьютерных технологий (МКТ) является основой профильной подготовки обучающихся. Изменения в нормативных документах профессионального образования обусловливают необходимость своевременной корректировки содержания рассматриваемых компетенций.

Природу профессионально-специализированных компетенций ученые (В. И. Байденко, В. В. Белкин, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. В. Рыжаков) раскрывают через знания, умения, навыки, качества и свойства личности, а также специальные способности.

В. И. Загвязинский с помощью понятия «компетенция» объясняет такой интегральный социаль-но-личностно-поведенческий фе-

номен как результат образования в совокупности его мотивационно-ценностных, когнитивных и инструментально-операциональных составляющих [5, с. 54].

Э. Ф. Зеер определяет компетенцию как способность применять знания, умения, навыки, эмоционально-волевые личностные качества и полученный в результате обучения опыт в сложившихся жизненных, в том числе профессиональных, ситуациях [6, с. 8].

При подготовке бакалавра педагогического образования формируются две основные группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Общекультурные являются базовыми и имеют постоянный характер, обеспечивают вхождение человека в мировое пространство культуры и его самоопределение в нем, помогают в профессиональном развитии и становлении [13]. Профессиональные компетенции связаны с конкретной профессией и содержат навыки, присущие предметной области деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Педагогическое образование» разделяет профессиональные компетенции на инвариантные (общепрофессиональные) и вариативные (профессиональные, по областям деятель-

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-001-00001.

© Буторина Н. И., Коновалов А.А., 2018

НАТАЛЬЯ ИННОКЕНТЬЕВНА БУТОРИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: инновационные технологии в образовании; музыкально-компьютерные технологии в музыкально-педагогическом и музыкально-художественном образовании, искусстве и культуре; музыкально-теоретическая подготовка студентов-бакалавров, применение современных технологий в музыкально-теоретической подготовке; формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий. Автор 170 опубликованных научных работ

АНТОН АНДРЕЕВИЧ КОНОВАЛОВ

соискатель Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: новые педагогические технологии, методика преподавания информатики, формирование профессионально-специализированных компетенций в музыкально-компьютерной деятельности студентов. Автор 18 опубликованных научных работ

Раскрывается специфика профессионально-специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий. Особое внимание уделяется содержанию музыкально-компьютерной деятельности как основы формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров указанного профиля педагогического образования.

Ключевые слова: профессионально-специализированные компетенции, формирование профессионально-специализированных компетенций, музыкально-компьютерные технологии, музыкально-компьютерная деятельность, студенты-бакалавры.

The specificity of the professional and special students' competences in the field of musical-computing technologies have been revealed in this articl. Particular attention is paid to the content of music and computer activities as the basis for the formation of professional and special student's competences of the indicated profile of pedagogical education.

Key words: professional and specific competence, the formation of professionally specialized competencies, musical-computing technologies, musical and computer activities, bachelors.

ности - педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской).

Профильная подготовка обеспечивается формированием у студентов профессионально-специализированных компетенций (ПСК), которые педагогическая наука определяет как:

- интегрированные комплексы специально-предметных и методических знаний, умений и навыков, а также личностного опыта их применения студентами в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, опосредованные спецификой профессиональной культуры и предметного образования и обеспечивающие способность продуктивно решать профессиональные задачи (Е. А. Гончар) [3, с. 13];

- прогнозируемый результат обучения, включающий в себя систему фундаментальных знаний

специальной области, способов практической деятельности и мотивационно-ценностных отношений в предметной области (Л. Г. Горбунова) [4, с. 201];

- способность к выполнению установленных видов профессионально-педагогической деятельности, умение решать типовые задачи в соответствии с профилем подготовки, оценивать результаты своего труда, самостоятельно приобретать новые знания и умения (С. А. Башкова) [2, с. 103];

- компетенции, обусловленные предметной областью и предполагающие «большую аналитическую способность, широкий научный и профессиональный кругозор, самостоятельность и активность студента» (И. А Бекк) [8, с. 12].

В области МКТ формирование

ПСК происходит в процессе освоения студентами профильной

музыкально-компьютерной деятельности (МКД). В широком значении МКТ - это стремительно развивающаяся область знаний на стыке между техникой и музыкальным искусством; в узком - совокупность технических средств (компьютеров, музыкального программного обеспечения, технических приспособлений, в том числе электромузыкальных и виртуальных инструментов). Педагогическая наука рассматривает музыкально-компьютерные технологии как важную часть музыкального воспитания будущих педагогов, музыкантов и звукорежиссеров.

И. Б. Горбунова указывает на следующие сферы приложения и развития МКТ: профессиональное музыкальное образование; общее образование; средство реабилитации людей с ограниченными возможностями; раздел дисциплины «Информатика»; направление в образовании специалистов технического профиля [11].

Деятельность бакалавра в области МКТ сегодня востребована в таких разнообразных сферах, как: высшие и средние профессиональные учебные заведения; дошкольные образовательные и общеобразовательные учебные учреждения; организации дополнительного художественного образования; государственные учреждения и СМИ; профессиональные и самодеятельные музыкальные коллективы; предприятия малого и среднего бизнеса, сферы обслуживания, досуга и развлечений.

Общие философские основы теории деятельности были разработаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др.

Педагогика рассматривает деятельность как активный процесс взаимодействия субъекта деятельности с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей [7, с. 39]. Музыкальная деятельность трактуется как часть художественного творчества (Н. А. Воитлева) [10], восприятие му-

зыкальной информации и активное музицирование (В. И. Петрушин) [9].

Профильная подготовка бакалавров в области МКТ предполагает освоение ими музыкально-теоретической, музыкально-исполнительской, музыкально-компьютерной, музыкально-педагогической и научно-исследовательской деятельности в области музыкально-художественного образования, культуры и искусства. Особое место здесь занимает МКД, взаимосвязанная с перечисленными видами учебной деятельности и определяющая все направления будущей профессиональной деятельности выпускников в области МКТ.

МКД как вид музыкальной деятельности - это активный процесс создания и обработки музыкально-художественного материала в цифровом формате, а также воспроизведения (исполнения) музыки с применением электронных ресурсов. На практике рассматриваемая деятельность может быть профессиональной, учебной и самодеятельной.

Учебная МКД направлена на усвоение студентами необходимых знаний, формирование профессиональных умений и навыков, накопление опыта их самостоятельного применения. На рисунке предложена структура учебной МКД, созданная на основе структуры деятельности А. Н. Леонтьева [12].

МКД обучающегося находится в процессе формирования, поэтому каждый ее этап нуждается в достижении конкретного результата и его оценке. Осваивать указанную деятельность обучающегося побуждает потребность в профессиональном развитии, при этом целью становится освоение необходимых действий и операций по созданию и обработке электронного продукта.

Бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Музыкально-компьютерные технологии») должен обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными, а также профессионально-специализированными компетенциями. Согласно основной профессиональной образовательной программе, разработанной коллективом кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского профессионально-педагогического университета, последние из них предполагают:

- владение методологическими основами научно-исследовательской деятельности в области музыкально-художественного образования, искусства и культуры (ПСК-1);

- способность реализовывать художественно-эстетический потенциал произведений искусства,

формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПСК-2); способность выстраивать технологии обучения музыке на основе традиционных и инновационных подходов (ПСК-3); способность осуществлять слуховой и теоретический анализ музыкальных произведений различных жанров и стилей (ПСК-4);

способность применять музыкально-теоретические знания для анализа содержания и основных тенденций развития музыкально-художественного образования, искусства и культуры (ПСК-5);

способность анализировать основные этапы и закономерности развития музыкального языка, особенности и перспективы развития музыкального искусства и образования (ПСК-6); способность и готовность осуществлять сольную и ансамблевую исполнительскую деятельность (ПСК-7);

способность применять музыкально-теоретические знания, принципы композиции и формообразования в МКД (ПСК-8); способность создавать с помощью МКТ композиции, применять различные приемы обработки музыкального материала, производить подбор и компо-

Технология

Рис. Структура учебной музыкально-компьютерной деятельности

новку музыкально-фоновых элементов (ПСК-9);

- способность разрабатывать и применять мультимедийный наглядно-дидактический материал в музыкальном образовании (ПСК-10);

- способность создавать с помощью МКТ авторские творческие проекты и продукты в сфере музыкально-художественного образования, культуры и искусства (ПСК-11).

По преобладающей роли той или иной деятельности в формировании данных компетенций ПСК можно условно разделить на следующие группы: музыкально-теоретическую (ПСК-4, ПСК-5, ПСК-6, ПСК-8); музыкально-исполнительскую (ПСК-2, ПСК-7);музыкаль-но-компьютерную (ПСК-8, ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); музыкально-педагогическую (ПСК-1, ПСК-3, ПСК-10); научно-исследовательскую в области музыкального образования, культуры и искусства (ПСК-1, ПСК-6, ПСК-10, ПСК-11).

Исходя из цели настоящей работы представляем ниже (через знания, умения и навыки/владение) сводное содержание дескрипторов всех ПСК, формируемых в процессе освоения МКД студентами-бакалаврами на занятиях по профильным музыкально-компьютерным дисциплинам. Студент должен... Знать: возможности работы со звуком и требования к аппаратным средствам персонального компьютера; виды музыкально-компьютерных программ; принципы и технологии обработки звуковых сигналов (ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); интерфейс и функционал MIDI-секвенсоров и виртуальных студий; звуковые библиотеки, интерфейс и особенности звучания программных синтезаторов; способы применения плагинов обработки звука в процессе сведения композиции (ПСК-9, ПСК-11); основы музыкальной акустики и психоакустики; интерфейс и функционал программных синтезаторов (ПСК-9,

ПСК-11); выразительные возможности методов синтеза, шумов, эффектов (ПСК-8, ПСК-9); характеристики акустических сигналов; основы психоакустики (ПСК-8, ПСК-9); строение и функционал слуховой системы; специфику охраны и гигиены слуха (ПСК-8); характеристики акустических сигналов; названия и назначения приборов студии звукозаписи; программные средства записи и монтажа звука (ПСК-9, ПСК-11);

уметь: сочинять подголоски и аккомпанемент; аранжировать музыкальный материал в различных стилях и жанрах, для различных исполнительских составов (ПСК-8, ПСК-9, ПСК-11); записывать и редактировать композиции в формате MIDI; озвучивать композиции с использованием программных синтезаторов и плагинов (ПСК-9); устанавливать междисциплинарные связи между предметами музыкально-теоретической и музыкально-творческой направленности (ПСК-8, ПСК-11); осуществлять запись, монтаж и обработку звука, ввод и редактирование MIDI-данных (ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); настраивать аппаратные и программные компоненты мультимедийного компьютера (ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); набирать и редактировать нотный текст (ПСК-10, ПСК-11); устанавливать междисциплинарные связи между предметами музыкально-теоретической и музыкально-творческой направленности (ПСК-8, ПСК-10); настраивать и грамотно эксплуатировать синтезаторы и другие электромузыкальные инструменты; устанавливать, настраивать и эксплуатировать программные синтезаторы и процессоры эффектов; синтезировать звук в соответствии с конкретной художественной задачей (ПСК-9, ПСК-11); анализировать тембры музыкальных инструментов; анализировать акустику концертных помещений (ПСК-8, ПСК-9); осуществлять запись, монтаж и обработку звука с использованием программных средств

(ПСК-9, ПСК-11); подключать и настраивать микрофоны, микшерный пульт, акустические системы, приборы обработки звука; настраивать программы и плагины для записи, обработки звука; осуществлять запись;

владеть: технологиями синтеза звука (ПСК-8, ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); навыками использования звукового оборудования в образовательном процессе; навыками грамотной эксплуатации музыкального оборудования (МГОКконтроллер, микшерный пульт, акустическая система, микрофон); технологиями управления воспроизведением МГО1-партитур (ПСК-9, ПСК-10, ПСК-11); технологиями синтеза и обработки звука; навыками настройки мультимедийного компьютера; навыками анализа образцов электронной (компьютерной) музыки (ПСК-9, ПСК-11); технологией создания электронных композиций в различных стилях и жанрах (ПСК-8); навыками настройки звуковой аппаратуры, исходя из особенностей концертного зала и музыкально-исполнительских задач (ПСК-8, ПСК-9); навыками анализа фонограмм (слухового, визуального, компьютерного); навыками мониторинга сигнала в процессе записи и воспроизведения (ПСК-9, ПСК-11).

В заключение следует подчеркнуть, что взаимосвязь представленных профессионально-специализированных компетенций выражается на практике в способности бакалавров к выполнению разнообразных профессиональных задач с применением музыкальных компьютерных технологий. Определение содержания профессионально-специализированных компетенций бакалавров в области музыкальных компьютерных технологий позволяет не только уточнять и корректировать специфику профильной подготовки студентов, но и разрабатывать способы ее оптимизации. Именно в этом направлении мы видим дальнейшие перспективы настоящей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 73 с.

2. Башкова С.А. Развитие профильно-специализированных компетенций студентов профессионально-педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2016. 252 с.

3. Бекк М.А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 24 с.

4. Воитлева Н.А. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru/articl.e/n/razvitie-kreativnosti-detey-mladshego-shkol.nogo-vozrasta-v-muzykal.noy-deyatel.nosti (дата обращения: 12.11.2017).

5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

6. Гончар Е.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций у будущих учителей географии в контекстном обучении: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2015. 276 с.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2004. № 4(9). С. 123-138. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (дата обращения: 29.03.2018).

8. Горбунова Л. Г. Формирование и оценивание специальных профессиональных компетенций студентов педвуза в процессе обучения физической химии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 201-205.

9. Загвязинский В. И. и др. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011. 176 с.

10. Зеер Э.Ф. Компетентность^ подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2005. № 1. С. 5-12.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. URL: http://www.psylib.org.ua/books/leona01/index. htm (дата обращения: 19.12.2016).

12. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования: электрон. науч.-практ. журн. URL: http://human.snauka.ru/2014/02 /5851 (дата обращения: 10.04.2018).

13. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проспект, Трикста, 2008. 400 с.

LITERATURA

1. Bajdenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pok-oleniya: metod. posobie. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. 73 s.

2. Bashkova S.A. Razvitie profil'no-specializirovannyh kompetencij studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2016. 252 s.

3. Bekk M.A. Pedagogicheskie usloviya ovladeniya bazovymi kompetenciyami nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentami bakalavriata napravleniya «Filologiya»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk, 2011. 24 s.

4. Voitleva N. A. Razvitie kreativnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta v muzykal'noj deyatel'nosti // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2009. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnos-ti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-muzykalnoy-deyatelnosti (data obrashcheniya: 12.11.2017).

5. Voronin A.S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike. Ekaterinburg: Izd-vo UGTU-UPI, 2006. 135 s.

6. GoncharE.A. Formirovanie professional'no-specializirovannyh kompetencij u budushchih uchitelej geografii v kontekstnom obu-chenii: dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2015. 276 s.

7. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tekhnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2004. № 4(9). S. 123-138. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (data obrashcheniya: 29.03.2018).

8. Gorbunova L. G. Formirovanie i ocenivanie special'nyh professional'nyh kompetencij studentov pedvuza v processe obucheniya fizicheskoj himii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 7. S. 201-205.

9. Zagvyazinskij V. I. i dr. Pedagogicheskaya innovatika: problemy strategii i taktiki: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo TyumGU, 2011. 176 s.

10. Zeer Eh.F. Kompetentnostnyj podhod kak metodologicheskaya poziciya obnovleniya professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob»edineniya po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2005. № 1. S. 5-12.

11. Leont'evA. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. URL: http://www.psylib.org.ua/books/leona01/index.htm (data obrashcheniya: 19.12.2016).

12. Nigmatzyanova G.H. Struktura i soderzhanie obshchekul'turnyh kompetencij studenta // Gumanitarnye nauchnye issle-dovaniya: ehlektron. nauch.-prakt. zhurn. URL: http://human.snauka.ru/2014/02 /5851 (data obrashcheniya: 10.04.2018).

13. NovikovA.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. M.: Izdatel'skij centr IEHT, 2013. 268 s.

14. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. 2-e izd. M.: Akademicheskij prospekt, Triksta, 2008. 400 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.