УДК 378.147
А. А. Коновалов,
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике
Необходимость формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения определена федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Однако способы их формирования федеральные образовательные стандарты не устанавливают. И выбор этих способов, во многом зависящий от специфики образовательных программ, остается за образовательной организацией и конкретным педагогом.
Согласно действующим нормативным актам профессиональные компетенции в сфере образования по своему назначению подразделяются на две группы: общие (ключевые) и предметно-специализированные (профессиональные). Применительно к последней группе можно выделить инвариантные компетенции, характерные для всех направлений подготовки кадров, и вариативные компетенции, отличительные для конкретных направлений.
Под вариативными, или как мы их будем называть, профессионально-специализированными компетенциями понимается комплекс фундаментальных специально-предметных знаний,умений и навыков в сочетании с мотивированной способностью их применения в профессиональной деятельности на основе личностного опыта и эмоционально-волевых качеств [2, с. 178].
© Коновалов А. А., 2017
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Обязательное требование формирования профессионально-специализированных компетенций при подготовке бакалавров предопределяет активное участие преподавателей вузов в разработке учебно-методических комплексов учебных дисциплин, обеспечивающих овладение этими компетенциями, в которых особое значение придается выбору способа овладения ими. Нами были проанализированы несколько таких спосо-
бов, среди которых мы считаем целесообразным выделить модели обучения и комплекс педагогических технологий.
Многие исследователи (Е.А. Гончар, Л. Г. Горбунова, С. А. Башкова, Ф. Э. Зеер, В. И. Байденко, А. В. Га-мов, М. А. Бекк, Е. А. Кузина) считают, что процесс становления профессионально-специализированных компетенций оказывается наиболее эффективным, если он протекает в рамках специально раз-
АНТОН АНДРЕЕВИЧ КОНОВАЛОВ
аспирант Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, профессиональное образование, формирование профессионально-специализированных компетенций, педагогические технологии, музыкально-компьютерная деятельность, музыкальная информатика. Автор 16 публикаций
Анализируется понятие профессионально-специализированных компетенций студентов, выделены способы их формирования, в частности модель обучения и педагогическая технология. Рассмотрена такая педагогическая интерактивная технология, основанная на активизации и интенсификации учебной деятельности, как деловая игра. Представлен опыт применения деловых игр на занятиях по учебной дисциплине «Музыкальная информатика», показана их роль в формировании профессионально-специализированных компетенций. Ключевые слова: профессионально-специализированные компетенции, педагогические технологии, деловая игра, информационно-коммуникационные технологии, музыкальная информатика, музыкально-компьютерная деятельность.
The term professional and special competences, the ways of their formation, in particular the model of teaching and pedagogical technology have been analyzed in this articl. Also the article examines in detail such a pedagogical interactive technology based on the activation and intensification of learning activities as a business role-playing. The experience of using the business game in the lessons of the educational discipline "Music Informatics" as a way of forming professional-specialized competences is presented.
Key words: professional and specific competence, pedagogical technology, business role-playing, information and communication technology, music informatics, musical and computer activities.
работанной модели обучения. Изучив такие модели, можно выявить ряд закономерностей, которые их объединяют.
Во-первых, каждая модель основана на компетентностном подходе, т.е. нацелена на результат в виде сформированных профессионально-специализированных компетенций.
Во-вторых, каждая модель описывается с четырех позиций, представляющих собой структурные единицы (блоки), в совокупности образующие целостную систему, в рамках которой протекает образовательный процесс. Исследователи называют их по-разному, но, как правило, каждый блок выполняет одну из четырех функций: нацеливает (мотивирует) на образовательный процесс, представляет содержание учебного материала, описывает деятельность студентов, направленную на усвоение учебного материала, в процессуально-технологическом аспекте, и диагностирует степень достижения поставленной цели, т.е. фиксирует и оценивает результат посредством сформированных для этого дескрипторов компетенции.
В-третьих, включение в модели обучения деятельностного (процессуально-технологического) блока позволяет ставить акцент на деятельность студентов как на ключевой фактор формирования профессионально-специализированных компетенций.
В-четвертых, каждая модель реализуется в рамках всего курса обучения, т.е. носит целостный междисциплинарный характер с учетом единства содержательной и процессуальной сторон обучения.
В-пятых, рассматриваемые модели обучения направлены на формирование у студентов целого ряда профессионально-специализированных компетенций. Это обусловлено тесной взаимосвязью учебных дисциплин профессионального цикла, близостью и премственностью их содержания и специфики.
В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. И. Писаренко, Е.С Полат, В. А. Сластенин, Н. Э. Эрганова и другие исследователи в качестве способа формирования компетенций называют педагогические технологии, использование которых в образовательном процессе оптимально при построении и реализа-
ции дидактических целей с учетом их гарантированного достижения. Педагогическая наука под технологией понимает «последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [5, с. 495].
Достаточно полную характеристику педагогических технологий предлагает Г. К. Селевко, приводя их классификацию по пятнадцати основаниям [4, с. 53-59]. Из содержания этой классификации видно, что представленные группы образовательных технологий относятся либо к чисто педагогическим технологиям, либо представляют собой технологии на основе современных информационных телекоммуникационных технологий, в том числе и компьютерных.
Деловые игры как разновидность интерактивных технологий, которые Г. К. Селевко называет педагогическими технологиями,основанными на активизации и интенсификации учебной работы, призваны имитировать профессиональную деятельность, различные практические ситуации. Мы разделяем точку зрения Н. Э. Эргановой, что развитие личностных качеств студентов через особую форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, моделирования отношений, характерных для этой деятельности как целостного образования, является главной целью игровых технологий, в том числе деловых игр [7, с. 144].
Согласно Т. А. Дмитренко, проведение на учебных занятиях деловых игр ценно тем, что студенты приобретают качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, среди которых можно особо выделить: - умение определять ошибки как однокурсников, так и свои собственные;
- объективно относиться к каждой оплошности;
- уметь не только выявлять, но и оценивать профессиональные способности [1, с. 58].
В рамках педагогического эксперимента, проводившегося с 2014 по 2017 год на кафедре музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) на занятиях по учебной дисциплине «Музыкальная информатика» со студентами бакалавриата, нами были использованы деловые игры в одной из учебных групп, которой, согласно правилам проведения педагогического эксперимента, был присвоен статус экспериментальной. При этом на занятиях в контрольной группе использовались традиционные образовательные технологии (беседа, рассказ, иллюстрации и др.).
Важно отметить, что учебная дисциплина «Музыкальная информатика» играет существенную роль в формировании трех профессионально-специальных компетенций музыкально-компьютерной деятельности, а именно:
- способности создавать с помощью музыкально-компьютерных технологий композиции, применять различные приемы обработки музыкального материала, производить подбор и компоновку музыкально-фоновых элементов (профессионально-специальная компетенция 9);
- способности разрабатывать и применять мультимедийный наглядно-дидактический материал в музыкальном образовании (профессионально-специальная компетенция 10);
- способности создавать с помощью музыкально-компьютерных технологий авторские творческие проекты и продукты в сфере музыкально-художественного образования, культуры и искусства
На занятии по музыкальной информатике
(профессионально-специальная компетенция 11) [6]. При изучении раздела 5 «Программы для создания музыки» учебной дисциплины «Музыкальная информатика» в экспериментальной группе было проведено три деловые игры: «Студия звука» в рамках учебной темы «Плагины и подключаемые модули», «Нотная типография» по учебной теме «Программы для нотного набора» и «Аранжировщик» в процессе изучения темы «Секвенсоры и их возможности».
Перед тем как применить данную технологию, студент осваивает необходимые для той или иной деловой игры знания и умения, включая: - знание музыкально-компьютерного программного обеспечения (Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase или Adobe Audition) в объеме, необходимом для выполнения музыкально-нотной записи, а также для создания с помощью музыкально-компьютерных тех-
нологий авторских творческих проектов;
- умение набирать музыкальный текст в нотных редакторах;
- умение работать в редакторах М/0/-данных;
- умение сравнивать функциональные возможности однотипного музыкально-программного обеспечения (нотографического, аранжировочного, секвенсорного и др.);
- умение самостоятельно выполнять задания по аранжировке музыкальных произведений в специальных музыкально-компьютерных программах (Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase, или Adobe Audition).
Все три деловые игры выступили прообразом будущей профессиональной деятельности в области музыкально-компьютерных технологий, к тому же они были ориентированы на личность студента, его интересы, склонности и способности. Во время игр
обучающиеся смогли применить и улучшить ранее приобретенные ими знания, умения и владения в сфере квазипрофессиональной деятельности.
Целью деловой игры «Студия звука» было овладение студентами умениями пользователя специального программного обеспечения в объеме, необходимом для записи элементарных музыкальных построений (в рамках формирования профессионально-специальной компетенции 9). Основные разыгрываемые роли данной игры -это заказчик, руководитель студии и исполнители.
Перед заказчиком стояло две задачи:
1) озвучить описание продукта, который должен появиться в результате действий исполнителей (фрагмент музыкального произведения, записанный с помощью определенного количества музыкальных инструментов);
2) оценить качество получившегося продукта на предмет соответствия заявленным требованиям.
Задача руководителя студии заключалась в распределении обязан-
ностей по созданию продукта между исполнителями, а также в контроле над ходом работы.
Перед исполнителями ставилась задача по выполнению конкретной операции (запись МГО/-сообщений. редактирование M/DI-команд, работа с l/SF-инструментами и др.) с помощью той или иной музыкально-компьютерной программы (Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase или Adobe Audition).
Цель деловой игры «Нотная типография» заключалась в овладении студентами основными умениями и навыками работы в ното-графических редакторах в рамках формирования профессионально-специальной компетенции 9. Разыгрываемые роли были аналогичны описанным выше ролям деловой игры «Студия звука».
В качестве продукта деятельности студентов рассматривался готовый для печати и тиражирования нотографический документ. выполненный на основе предлагаемого заказчиком рукописного нотного текста. Операциями исполнителей могли быть установка параметров партитуры в программе Avid Sibelius, организа-
ция пошагового ввода, настройка МО/-клавиатуры, установка ключей и выбор тональности, набор полифонического произведения, ввод лиг (фразировочных, штриховых, технических), установка динамических штрихов и аппликатуры, верстка и др.
Целью деловой игры «Аранжировщик» стало овладение студентами:
1) умениями пользователя специального программного обеспечения в объеме,необходимом для создания авторских творческих проектов с помощью музыкально-компьютерных технологий;
2) основными умениями и навыками работы в аранжировоч-ных редакторах секвенсорного типа (в рамках формирования профессионально-специальной компетенции 11).
Помимо основных ролей, которые предлагались студентам для разыгрывания,необходимо было назначить из их числа экспертов для оценки сформированности заранее обозначенных умений и владений, приобретенных в результате проведения деловых игр. Такие экспертные группы фиксировали поведение остальных участников. На основании предоставленных экспертами сведений и личных наблюдений преподаватель оценивал уровень освоенных каждым студентом умений и владений.
Для оценки уровня сформированности профессионально-специальных компетенций и их компонентов у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий на занятиях учебной дисциплины «Музыкальная информатика», в частности при изучении раздела 5 «Программы для создания музыки», нами были разработаны четыре критерия и соответствующие им показатели. Кроме того, были определены три уровня сформированности профессионально-специальных компетенций, а именно недоста-
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
s
ir С
Е-
U О
ч
U £
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА 5
s
ir С
Е-
U О tí
k я s
я
g
& С
«Плагины и поключаемые модули»
н ч о
g
Е-
U
о
д
е
£
н ч о
g
Е-
U
о tí
н и
Я
g
& П
«Программы для нотного набора»
н ч о
оат
т
и
о
д
е
£
н ч о
оат
т
U
о tí
ут
н и
я
g
р П
«Секвенсоры и их возможности»
■ Контрольная группа Экспериментальная группа Рис. Результаты изучения студентами раздела 5 «Программы для создания музыки»
точный, достаточный (базовый) и продвинутый.
После изучения студентами рассматриваемого раздела (в контрольной группе посредством традиционных образовательных технологий, а в экспериментальной - посредством деловых игр) полученные результаты были распределены по трем уровням сформированности профессионально-специальных компетенций и оформлены в виде диаграммы (см. рис.).
Как показано на рисунке, студенты контрольной группы в основном освоили соответствующие профессионально-специальные компетенции на достаточном уровне (66% при изучении учебной темы «Плагины и подключаемые модули», 74% при изучении темы «Программы для нотного набора», 67% при изучении темы «Секвенсоры и их возможности»), при этом почти треть студентов показали недостаточный уровень овладения компетенциями (32%, 24%, 31% соответственно при изучении трех указан-
ных выше тем). Лишь 2% студентов контрольной группы продемонстрировали продвинутый уровень освоения компетенций. Студенты экспериментальной группы освоили раздел 5 учебной темы «Программы для создания музыки» в основном на достаточном уровне (58%, 55%, 58% соответственно при изучении трех тем) и продвинутом (37%, 41%, 38% соответственно при изучении трех тем).
Таким образом, результаты применения в экспериментальной группе на занятиях по музыкальной информатике при изучении раздела 5 «Программы для создания музыки» интерактивной педагогический технологии, основанной на активизации и интенсификации учебной деятельности с использованием деловых игр, в сравнении с обучением на базе традиционных технологий в контрольной группе позволяют сделать следующие выводы.
Деловые игры значительно повышают познавательный интерес студентов к содержанию учебной
дисциплины «Музыкальная информатика», особенно к проблемам, которые они разрешают в процессе игры.
Использование интерактивной технологии способствует овладению студентами в процессе квазипрофессиональной деятельности конкретными профессионально-специальными компетенциями.
Указанная технология стимулирует усвоение будущими бакалаврами большого объема информации, что способствует творческому подходу к решению ими задач. Одновременно возникает возможность адекватно анализировать реальный процесс выполнения творческих профессиональных задач. К тому же деловые игры формируют у обучающихся навыки объективной самооценки своей учебной деятельности.
Наконец, рассмотренная педагогическая технология развивает аналитическое и инновационное мышление будущих бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитренко, Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. 2004. № 2. С. 54-59.
2. Коновалов А. А. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компетентностного подхода // Ученые записки РГСУ. 2017. № 2 (141). C. 177-184.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL: www.минобрнауки.рф/документы/7995 (дата обращения: 19.07.17).
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ши-янов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
6. Учебно-методический комплекс дисциплины «Музыкальная информатика». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.
7. Эрганова Н. Э. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
LITERATURA
1. Dmitrenko, T.A. Obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme vysshej shkoly // Pedagogika. 2004. № 2. S. 54-59.
2. KonovalovA. A. Formirovanie professional'no-specializirovannyh kompetencij studentov-bakalavrov pri realizacii kompetentnostnogo podhoda // Uchenye zapiski RGSU. 2017. № 2 (141). S. 177-184.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 04.12.2015 № 1426 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)». URL: www.minobrnauki.rf/dokumenty/7995 (data obrashcheniya: 19.07.17).
4. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.
5. Slastenin V. A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. SHiyanov. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. 576 s.
6. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Muzykal'naya informatika». Ekaterinburg, FGAOU VPO «Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet», 2013. 24 s.
7. EHrganova N.EH. Pedagogicheskie tekhnologii v professional'nom obuchenii: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. obrazovaniya. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2014. 160 s.