Научная статья на тему 'Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века'

Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1717
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / MUSICAL COMPUTER / COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / COMPUTER-BASED MUSIC CREATION / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC / TEACHING MUSICIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна

Статья посвящена проблемам применения музыкального компьютерного инструментария в системе профессионального образования. Рассматриваются возможности использования музыкального компьютера как специализированного музыкального инструмента в творчестве композитора, музыковеда, преподавателя-музыканта. Компьютерное музыкальное творчество анализируется как вид учебно-художественной деятельности, включающий эту деятельность в контекст исторического развития музыкальной культуры, искусства и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical computer as a new tool of teaching musicians at the digital age school

The article deals with the use of computer music tools in vocational education. The author considers the applicability of the musical computer as a specialized musical instrument in the work of composers, musicologists, teaching musicians. The computer music art is analyzed as a form of educational and artistic activities, embracing these activities in the context of historical development of the music culture, art and education.

Текст научной работы на тему «Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века»

УДК 378.02:372.8 Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

Gorbunova Irina Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

MUSICAL COMPUTER AS A NEW TOOL OF TEACHING MUSICIANS AT THE DIGITAL AGE SCHOOL

Аннотация:

Статья посвящена проблемам применения музыкального компьютерного инструментария в системе профессионального образования. Рассматриваются возможности использования музыкального компьютера как специализированного музыкального инструмента в творчестве композитора, музыковеда, преподавателя-музыканта. Компьютерное музыкальное творчество анализируется как вид учебно-художественной деятельности, включающий эту деятельность в контекст исторического развития музыкальной культуры, искусства и образования.

Summary:

The article deals with the use of computer music tools in vocational education. The author considers the applicability of the musical computer as a specialized musical instrument in the work of composers, musicologists, teaching musicians. The computer music art is analyzed as a form of educational and artistic activities, embracing these activities in the context of historical development of the music culture, art and education.

Ключевые слова:

музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, компьютерное музыкальное творчество, электронные музыкальные инструменты, информационные технологии в музыке, педагог-музыкант.

Keywords:

musical computer, computer music technologies, computer-based music creation, electronic musical instruments, information technologies in music, teaching musician.

С середины 90-х гг. ХХ столетия, с момента, когда компьютеры стали способны полноценно обрабатывать звуковую информацию в реальном времени, появились новые методы интерактивного взаимодействия пользователя с музыкальной моделью, сформировались новые взгляды на компьютер как на инструмент музыканта. Получили развитие направления, связанные с анализом и моделированием процесса музыкального творчества [1; 2; 3], которые открывают новые возможности как в области теории музыки, так и в исследовании музыкального творчества в целом [4; 5; 6; 7]. Успех в современном использовании подобных систем лежит в интеграции всех компьютерных возможностей (символьного и численного интерфейса, встроенной графики, музыки, мультипликации, анимации, баз и банков данных и т. д.).

В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного электронного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Развитие музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [8; 9; 10; 11] оказало большое влияние на формирование современной музыкальной культуры. Формируется понимание того факта, что специализированный музыкальный компьютер (МК) становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта. Музыкальному компьютеру, электронному музыкальному синтезатору и различным аспектам их функционирования в современной художественно-творческой среде посвящен ряд исследований [12; 13; 14].

Сегодня для музыкантов МК открывает широкие возможности для творческого поиска. Можно перечислить лишь некоторые возможности МК: запись, редактирование и печать партитур и дальнейшее их использование при помощи звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных, в частности, с помощью интерфейса MIDI; оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и их дальнейшая обработка и преобразование с помощью программ-секвенсоров; гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей и возможность их редакции вплоть до изобретения своих собственных стилей, форм, структур;

сочинение мелодий на основе последовательности выбранных музыкальных звуков (музыкальное и звукотембральное программирование); управление звучанием электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) - по сути, музыкальных компьютеров - путем введения определенных параметров до начала исполнения; запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с их хранением и обработкой в программах-редакторах звука; программный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов и многое другое [15]. В таком специфическом виде деятельности, как музыкальное искусство, специализированный компьютер является не только помощником, но в некоторых случаях советчиком и учителем. Многообразные возможности МК позволяют использовать его как в области профессиональной деятельности композитора, звукорежиссера, аранжировщика, так и в области музыкального образования [16; 17; 18; 19].

Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной педагогики и педагогических исследований в данном направлении заключается в том, чтобы раскрыть дидактические особенности использования МКТ и МК, возможности их применения в музыкальном воспитании и образовании на основе классической музыки, традиционных подходов к способам трансляции многовековой музыкальной культуры [20; 21; 22]. Важно, чтобы увлечение новыми внешними цифровыми эффектами и возможностями не только способствовало получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста учащихся в Школе цифрового века.

Сегодня становится совершенно очевидным тот факт, что в использовании МК таятся большие возможности для сочинения, исполнения, исследования музыки и музыкального образования и воспитания; что этого процесса не следует опасаться, а, напротив, нужно поддерживать и принимать в нем активное участие, что отражено, например, в нашей работе [23]. Так, на часто звучащий вопрос: «Для чего нужно заменять одаренных музыкантов "машинами", отводить живое искусство на какой-то последний план и тем самым понижать эстетическую ценность музыкального искусства?» композитор и музыковед, педагог и ученый Ю.Н. Рагс, работавший в различных областях науки о музыке (среди которых: проблемы музыкальной эстетики, музыкальной акустики, исследования в области музыкальной психологии, взаимодействие композиторского и исполнительского творчества, исследование роли и места информационных технологий в музыке и музыкальном образовании, роль электронной и компьютерной музыки в современном музыкально-художественном пространстве и другие), отвечал: «Но в таком плане задачу никто не ставит. Известно, что компьютерное и электронное звучание заполняет уже сейчас рекламу, клипы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и т. п. Их качество нас далеко не всегда удовлетворяет. Поэтому возникает необходимость готовить в этой сфере настоящих профессионалов, которые могли бы действительно поднять художественный уровень искусства. И учебные заведения должны не отходить от дела, а по возможности руководить им» [24, с. 87].

Информационные технологии (ИТ) сегодня - это мощнейший образовательный и воспитательный ресурс в Школе цифрового века. С помощью Интернета можно обмениваться мнениями, общаться с людьми из любой страны в любой точке планеты. Но мы пока еще не используем многие новые инструментальные возможности цифрового века в музыкальном образовании, среди которых преимущества интерактивного диалога с МК для развития и совершенствования музыкальных навыков, применимых в повседневной академической практике. Построенные на основе цифровых технологий инструменты (электронные музыкальные синтезаторы, рабочие станции, виртуальные синтезаторы и т. д.) отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании. На основе использования МК как специализированного музыкального инструмента и МКТ нами разработана концепция обучения компьютерному музыкальному творчеству как виду учебно-художественной деятельности, включающему эту деятельность в контекст исторического развития музыкальной культуры, искусства и образования. Концепция раскрывает ключевые признаки данной деятельности, содержание направленного на ее освоение обучения (включающего элементы композиторской, исполнительской, звукорежиссерской и темброво-творческой деятельности), принципы обучения (расширения звуковой палитры музыкального творчества, интеграции всех его видовых составляющих, его акустической автономности, возрастания интерактивной роли пользователя музыкального инструмента и т. д.), методы обучения (авторской интроспекции, представления теоретического материала в системном виде, применения нотно-клавишной модели звуковысотного рисунка и т. д.) [25; 26: 27; 28; 29].

Концепция охватывает различные аспекты развития МК и МКТ в отечественном образовании в Школе цифрового века: значение компьютерного музыкального творчества в современной музыкальной культуре, образовании и понимании специфики этой деятельности, возможности МКТ в духовно-нравственном воспитании учащихся, отношение к новым учебным дисциплинам

коллег-педагогов, совершенствование мастерства преподавателей по классу МК и ЭМИ (представлена панорама развития МК, МКТ и ЭМИ, построенная на движении от фундаментальных признаков, связанных с конструктивными особенностями этих инструментов, к признакам, обусловливающим особенности их художественного применения; на импровизации, обучении игре в ансамбле и т. д.) [30; 31; 32; 33; 34].

Обучение в студии компьютерной музыки рассматривается как новая предметная область в современном музыкально-образовательном пространстве в Школе цифрового века. Методика включает разделы, характеризующие МК как новый инструмент музыкально-педагогической деятельности, специфику музыкально-творческой деятельности на основе различных компьютерных программ, принципы и методы обучения в студии МКТ. Использование МК в учебно-художественной деятельности рассматривается с позиций педагогики, психологии, музыковедения, культурологии, философии, акустики, информатики и информационных технологий в музыке. Реализация данной концепции в системе художественного образования позволит значительно увеличить количество учащихся, вовлеченных в активные формы продуктивного музыкального творчества в Школе цифрового века.

Отметим, что тенденция применения МК и МКТ в высшем музыкальном образовании уже совершенно очевидна, о чем свидетельствует, например, анализ сайтов консерваторий и музыкальных вузов. Изменяется содержание подготовки музыкантов за счет введения новых дисциплин, связанных с информатизацией образования; создаются новые возможности для коммуникации - порталы, форумы, блоги, живые журналы и т. д.; формируются электронные библиотеки и медиатеки, появляются новые структурные подразделения - медиацентры, отделы информатизации и компьютеризации, научно-исследовательские структуры - лаборатории информатизации, НИИ проблем информатизации, Центры МКТ и т. д.

Так, сайт Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова свидетельствует о наличии Кабинета музыкально-компьютерных технологий, медиацентра (совокупности медиатеки и студии видео- и аудиозаписи), который организует записи концертов, мастер-классов, видеопортретов ведущих педагогов, предлагает два научных журнала в электронной форме - Musicus и Opera musicological, а также электронную газету Консерватория.ру.

Сайт Московской консерватории имени П.И. Чайковского имеет сетевой портал www.konsa.net, где можно просмотреть новости, посетить гостевую страничку, пообщаться в режиме форума, найти информацию об обучающихся в консерватории в разные годы и другое. Научно-учебный центр музыкально-компьютерных технологий проводит исследования на основе компьютерных технологий в области музыкальной акустики, музыковедения, музыкальной педагогики и музыкальной психологии, проводит обучение и консультирование пользователей компьютерной техники из числа сотрудников и педагогов Московской консерватории.

Анализ содержания сайтов российских консерваторий и музыкальных и музыкально-педагогических вузов показал, что отдельные из них уже предлагают возможности получения музыкального образования в дистанционном варианте (например, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки). Эти факты позволяют говорить о наличии в музыкальных вузах условий для полной или частичной реализации модели информационно-образовательной среды, основанной на использовании МК в Школе цифрового века.

В последнее время обозначился значительный интерес музыкантов к МКТ, в частности к компьютерной музыке: многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость компьютерной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Все это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях; с другой - необходима подготовка специалистов в области музыкальной информатики, освоивших основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукосинтеза, аудиоинжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов и профессионально владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами.

Ссылки:

1. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.

2. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.

3. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.

4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка» // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4 (25). С. 135-139.

5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2012. Т. 2, № 4. С. 164-172.

6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания // Научное мнение. 2014. № 12 (1). С. 113-120.

8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». Казань, 2013. С. 7-12.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-11.

12. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.

13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 412 с.

14. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.

15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.

16. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.

17. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) // Элективные куры в профильном обучении : сб. Министерства образования Российской Федерации, НФПК / под общ. ред. А.Г. Кас-паржака. М., 2004. С. 107-112.

18. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 классов общеобразоват. учр. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. СПб., 2006. 212 с.

19. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта : метод. пособие для учителя. СПб., 2006. 64 с.

20. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.

21. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 99-104.

22. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в Школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart» // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 104-110.

23. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. C. 86-90.

24. Там же.

25. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта : монография. СПб., 2011. 115 c.

26. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 256-261.

27. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 214-221.

28. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Т. 1: Компьютерное музыкальное творчество : учеб. пособие. СПб., 2013. 215 с.

29. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. Saarbrucken, 2014. 133 с.

30. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука : учеб. пособие. СПб., 2009. 175 с.

31. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : труды XII Санкт-Петербургской междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.

32. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии : науч. изд. / под ред. С.В. Клягина, О.В. Шипуновой. СПб., 2013. С. 192-202.

33. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика : учеб. пособие. СПб., 2013. 180 с.

34. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 12 (83). С. 390-395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.