СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИИ
Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н.,
Д.М. Мацкевич, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Система гражданской обороны нашей страны в своем развитии прошла несколько этапов и ведет отсчет с 4 октября 1932 года. Первый - это местная противовоздушная оборона (МПВО). Она должна была обеспечить защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.
После Великой отечественной войны и проведенного Америкой испытания ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки (Япония, 1945 г.) в Советском Союзе была создана гражданская оборона, которая была призвана парировать угрозу ядерного нападения вероятного противника. С этой целью ускоренно строились защитные сооружения, организовывались мероприятия по эвакуации населения, накоплению и выдаче гражданам средств индивидуальной защиты, создавались формирования для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Это был второй этап развития гражданской обороны - разработка комплекса мер по ликвидации последствий применения оружия массового уничтожения и минимизации потерь. Однако проведенные расчеты показали, что огромное количество атомного оружия и возможность его массированного применения не смогут обеспечить гарантированное выживание населения [1].
Как следствие, интерес к гражданской обороне резко упал, отдельные издания средств массовой информации стали говорить об обороне с иронией и насмешками. Однако, сама идея, что это оружие губительно для цивилизации, подтолкнула правительства ядерных держав планеты к заключению различных договоров, соглашений: по противодействию распространения ядерного оружия, о запрещении наземных испытаний, о запрещении применения ядерного оружия в локальных войнах и конфликтах. И вероятность войны с применением и использованием ядерного оружия стала минимальной. И снова меняется отношение к гражданской обороне.
Наступает третий этап ее развития. В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий идет формирование «нового облика» гражданской обороны, явно обозначены попытки сделать ее универсальной - для военного и мирного времени; создать для нее новую идеологию, новую нормативную базу.
И вот сейчас начинается новый - четвертый этап развития гражданской обороны. События последних лет наглядно показали, что новые формы борьбы, новая идентичность, новое состояние нашей цивилизации меняют форму и организацию современной гражданской обороны [2]. Определить ее содержание, основные тенденции и перспективы развития - это дело и наших научно-исследовательских организаций, и наших практиков. Надеюсь, что когда-нибудь
наш орган управления станет лучшим в мире институтом по проблемам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сейчас Гражданская оборона - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей.
Гражданская оборона является составной частью оборонного строительства, обеспечения безопасности населения страны, важнейшей функцией государства. Ее выполнение обусловлено успешным решением следующих задач:
- оказание своевременной помощи при нападения врага;
- повышение надежности функционирования важных государственных, социальных и экономических объектов;
- обеспечение защиты от аварий и катастроф техногенного или природного характера;
- рациональное использование ресурсов гражданской обороны для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля [3].
Вместе с тем, в состоянии сил и средств гражданской обороны Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем:
- отсутствует система работы органов и аппарата управления по оптимизации состава сил гражданской обороны, их подготовке и обучению;
- не выполняются сроки и пункты плана строительства и развития сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
a) строительство и развитие федеральной противопожарной службы, создание на ее основе органов и сил, предназначенных для решения задач гражданской обороны;
b) не решены вопросы по созданию специальных формирований в федеральных органах и соответствующих органах управления гражданской обороны.
- остается острой проблемой накопление, хранение и поддержание в готовности материально-технической базы;
- недостаточными темпами идет накопление фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и средств жизнеобеспечения;
- не разработаны новые подходы к накоплению фонда защитных сооружений, новые конструктивно-планировочные решения для созданий простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов;
- назрела необходимость разработки более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля;
- отсутствует стройная система мер по совершенствованию обучения всех категорий граждан, формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения [4].
Таким образом, важнейшей задачей по обеспечению гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий необходимо обеспечить поэтапное наращивание сил и средств гражданской обороны по времени и
пространству, в нужном месте, в зависимости от уровня и места угроз. Выполнение этой задачи предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных обеспечивать защитой не только объекты инфраструктуры, но и целые территории; а также наличие мобильных резервов средств защиты и жизнеобеспечения населения.
Список использованной литературы
1. От МВПО к гражданской защите: исторический очерк / Под ред. С.К. Шойгу. - М.: УРСС, 1998.
2. Современная стратегия гражданской защиты / Под общ. ред. В.А. Пучкова. 2008 - 259 с.
3. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова. 2007 - 288 с.
4. Хампе Э. Стратегия гражданской обороны / Э. Хампе - М.: Изд. Иностранной литературы, 1958 - 132 с.