Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития сил и средств гражданской обороны'

Современное состояние и перспективы развития сил и средств гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития сил и средств гражданской обороны»

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru

5. Шаров И.Н. Эффективность оценки соответствия требованиям пожарной безопасности в форме федерального государственного пожарного надзора: дисс. .. .канд. техн. Наук / И.Н. Шаров. - М.: АГПС МЧС РФ, 2013. -148 с.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Я.В. Соловьёв, курсант 4 курса Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Система гражданской обороны нашей страны ведет отсчет от 4 октября 1932 года, когда в СССР была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы противовоздушной обороны (ПВО) страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания необходимых условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта, систем оповещения, а так же специальных убежищ и взрывобезопасных мест. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В результате осуществления перечисленных мероприятий значительно возросла оперативная готовность всей системы МПВО. За короткий срок был создан фонд защитных сооружений. Убежища МВПО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность. В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было

возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО); были созданы штабы ГО и различные службы. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 - МЧС). В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своем составе имели полки ГО (размещенные в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха). С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России [1].

Появление Гражданской обороны - это эволюционный, естественный процесс. Преобразование МВПО в Гражданскую оборону ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии защиты населения и территорий от опасностей военного характера и, прежде всего, разработки и последовательного формирования стройной системы взглядов на комплексную защиту всего населения, объектов и отраслей народного хозяйства страны от оружия массового поражения, ликвидацию последствий его применения.

Современный мир переменчив и нестабилен, особенно в отношении геополитических и военно-стратегических факторов. Они находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Предсказать их изменения намного сложнее, чем изменения погоды. Но, как и в круговороте природы, общие тенденции смены зимы на лето и наоборот сохраняются. Так и в международном климате «холодная война» сменяется потеплением, а потепление сменяется похолоданием. И ни одна страна в мире не застрахована от того, что она вдруг окажется в конфронтационном поле и ей придется защищать свои национальные и общественно-социальные интересы. И тогда неизбежно возникает проблема - как обеспечить защиту своего населения [2].

В настоящее время, благодаря бурному развитию средств нападения, возможность подрыва обороноспособности государства посредством нанесения ударов по глубокому тылу увеличилась в невиданных размерах. В таких условиях для обороняющихся все жертвы на фронте будут напрасными, если не удастся добиться цели, ради которой они приносятся, -спасение Родины от военной или техногенной катастрофы.

Состояние гражданской обороны, ее будущее является одной из важнейших проблем для государства. Существует несколько нередко диаметрально противоположных точек зрения на масштабы этой проблемы.

Первая заключается в том, что сегодня в условиях отсутствия реальной угрозы военной опасности для России ей не нужна мощная гражданская оборона. Поэтому ее необходимо сократить до минимума, тем самым уменьшив государственные расходы на эти цели. Взамен предлагается

оставить только мобилизационное ядро для возможного развертывания системы и мероприятий гражданской обороны в угрожающий период.

Сторонники другой точки зрения убеждают, что снижение реальной угрозы военной опасности для России носит временный характер и что геополитическое положение страны обязывает заблаговременно, в мирное время создавать развернутую систему гражданской обороны.

Истина, как всегда в таких спорах, лежит посередине. Сегодня необходима такая система ГО, которая, с одной стороны, имела бы определенную степень готовности к действиям в короткие сроки, с другой -обладала бы мощным мобилизационным потенциалом для развертывания в случае необходимости крупномасштабной система защитных мероприятий. Вместе с тем, по мнению специалистов, при оптимальных условиях с учетом компонентов ПВО гражданская оборона может обеспечить защиту около 80 % населения страны при любом варианте вооруженного конфликта. Существует еще один немаловажный довод в пользу необходимости эффективной ГО в современных условиях. ГО должна быть в полной мере задействована по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это позволит, с одной стороны, повысить ее социальную значимость и полезность в обществе, с другой -дать необходимую практику органам управления, а так же силам и средствам ГО [3].

В настоящее время состояние сил и средств ГО можно охарактеризовать как в целом обеспечивающее выполнение основных задач в современных условиях. На данный момент осуществлен ряд мер по развитию и укреплению их состояния. Например, таких как сформированность нормативно-правовой базы в области ГО; поддержка требуемого уровня готовности сил и средств ГО; созданы группировки сил ГО в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях для проведения аварийно спасательных и других неотложных работ. Существенную роль в повышении готовности ГО сыграло создание Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС, силы и средства которой позволяют более эффективно решать главные задачи в области ГО.

Вместе с тем, в состоянии сил и средств ГО Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем. Необходимо предпринять конкретные шаги по совершенствованию состава сил ГО, их подготовке и обучению. Основные усилия должны быть направлены на безусловное выполнение плана строительства и развития сил и средств МЧС России.

Ключевым элементом этой работы является строительство и развитие федеральной противопожарной службы, включая создание на их основе органов и сил, предназначенных для решения задач ГО.

В целях повышения эффективности реализации задач ГО необходимо также решить вопрос о создании специальных формирований в федеральных органах и соответствующих федеральных служб ГО. Остается острой

проблемой накопление, хранение и поддержание в готовности материальной базы.

В силу сложившихся социально-экономических обстоятельств недостаточными темпами идет накопление фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и средств жизнеобеспечения. Необходимы новые подходы к накоплению фонда защитных сооружений, новые конструктивно-планировочные решения для созданий простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов.

Назрела необходимость разработки более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля. Необходимо так же предпринять ряд конкретных шагов по совершенствованию обучения населения и формированию культуры безопасности жизнедеятельности у растущего поколения [4].

Требованием времени является существенное улучшение финансового и материально-технического обеспечения ГО и защиты населения. В настоящее время принята федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». Объем финансирования программы за 5 лет составит 204000 млн. рублей. Данная программа позволит наилучшим образом способствовать как развитию, так и дальнейшему совершенствованию сил и средств ГО.

Структура сил и средств должна строиться в дальнейшем таким образом, чтобы поэтапно наращивать мероприятия ГО по времени и пространству в зависимости от уровня и места угроз, а так же концентрировать силы и средства в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных обеспечивать защитой не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства ГО для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Данное обстоятельство обусловлено тем, что за последние годы резко возросло число техногенных катастроф и стихийных бедствий. Это, в свою очередь, требует пересмотра концепции ГО с целью ориентации ее на участие в предупреждении и ликвидации ЧС в мирное время.

Список использованной литературы

1. От МВПО к гражданской защите: исторический очерк / под ред. С.К. Шойгу. - М.: УРСС, 1998.

2. Современный войны и гражданская оборона / под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ИПП «КУНА», 2008.

3. Хампе Э. Стратегия гражданской обороны / Э. Хампе - М.: Изд. Иностранной литературы, 1958.

4. Цаликов Р.Х. Гражданская оборона Российской Федерации и перспективы ее развития в XXI веке / Р.Х. Цаликов // Материалы IV научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской федерации». - М.: МЧС России, 2007.

ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Я.П. Коломникова, к.т.н., доцент, Е.А. Питайкина, студент Воронежский государственный университет инженерных

технологий, г. Воронеж

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента от 30 января 2010 №120, продовольственная безопасность является одним из главных направлений для обеспечения национальной безопасности, одним из факторов сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Под продовольственной безопасностью понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни[1].

Одним из важнейших факторов жизнеобеспеченья человека является питание. Пищевые рационы, содержащие в недостатке или избытке по качественному и количественному составу пищевые вещества, а также другие компоненты, обусловливают развитие специфических "болезней неправильного питания", снижение устойчивости организма к воздействию различных болезнетворных факторов. Именно поэтому Доктрина пищевой безопасности предусматривает формирование здорового типа питания через:

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий, включающих био-и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.