Научная статья на тему 'Военная реформа и гражданская оборона страны'

Военная реформа и гражданская оборона страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
425
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная реформа и гражданская оборона страны»

ЧЕРНИЧКО Б. И.

Наша страна переживает сложный этап своего исторического развития, характеризуемый интенсивным поиском путей выхода из экономического и социально-политического кризиса. Масштабы и характер проявления этого кризиса таковы, что возникла достаточно остра проблема обеспечения безопасности государства в широком смысле этого слова, включая такие элементы, как обороноспособность страны, личная и общественная бе-

зопасность людей, экологическая безопасность и другие.

При этом, как известно, проблема безопасности страны имеет два

аспекта: внешний и внутренний.

Внешний аспект включает в себя вопросы предотвращения войны, подготовки и организации обороны страны от возможной внешней агрессии, обеспечения защиты государства от иностранного шпионажа и различного рода диверсий, а также защиты населения и повышения устойчивости функционирования экономики в военное время.

Внутренний аспект концепции безопасности государства содержит такие элементы, как обеспечение политической и социальной стабильности общества, включая предотвращение и устранение межнациональных конфликтов, повышение устойчивости функционирования экономики страны при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (мирного времени), решение проблем экологической безопасности, защиты населения от последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф и другие.

Сегодня главные угрозы для безопасности страны возникают во внутренней сфере жизни и деятельности общества. Основная опасность - это перспектива прогрессирующей экономической и технической отсталости страны, социальной напряженности и дезинтеграции а обществе, быстро нарастающей экологической опасности.

На фоне этих явлений и как следствие возрастает опасность для жизни каждой личности и общества в целом. Внутренняя нестабильность не может не отражаться и на обороноспособности страны, т.е. на внешнем факторе его безопасности.

В последнее время наблюдается снижение международной напряженности. уменьшение опасности возникновения новых мировыж войн. Ведутся ра-

боты по сокращению запасов ядсрного оружия и ликвидации химического оружия, снижению военных потенциалов стран до уровня необходимой разумной оборонной достаточности.

Несмотря на это, опасность войны для нашего государства пока не исключается.

В связи с этим все еще сохраняется вероятность развязывания мировых войн как с применением обычного оружия, так и ядсрного, а также большая опасность возникновения локальных войн. Ядсрная война, в случае ее развязывания, будет иметь возможно глобальный характер с катастрофическими последствиями для всего человечества. Победителей в ней не будет. Главной, если не единственной, задачей в такой войне станет выживание населения и государства. При этом особое значение приобретают защита населения от первичных и вторичных факторов поражения при применении ядерного оружия и жизнеобеспечение людей, как главный фактор сохранения или восстановления жизнедеятельности государства.

Современная мировая война с применением обычного, и прежде всего высокоточного оружия, также может привести к огромным разрушениям и потерям, приближающимся по своим масштабам к последствиям применения ядерного оружия, особенно в случае разрушения объектов ядерной энергетики, складов ядерных боеприпасов и химического оружия, химических предприятий, плотин гидростанций и т.п. Ив этом случае защита населения и обеспечение его жизнедеятельности становятся важнейшим условием сохранения жизнеспособности государства.

Наиболее вероятным в наше время остается опасность развязывания локальных войн и военных конфликтов в различных регионах мира, которые в определенных условиях могут перерасти в войну мирового масштаба.

Из вышесказанного следует, что на современном этапе развития человечества опасность войн, в том числе и мировых, пока окончательно не устранена, поэтому укрепление обороноспособности страны как основного внешнего фактора обеспечения государственной безопасности остается первостепенной задачей общества. При этом гражданскую оборону страны следует рассматривать как важнейшую сферу государственной военной политики и существенный элемент военного строительства, так как в современной войне с использованием оружия массового поражения и высокоточного оружия масштабы потерь населения и разрушения экономики страны будут настолько велики, что именно они в первую очередь станут определять дальнейшую жизнеспособность и обороноспособность государства.

Считается, что потери населения и разрушения экономического потенциала страны могут привести к ее гибели как государства, в связи с чем эффективная защита населения и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в войне являются важнейшими оборонными задачами всех государственных структур страны.

По этой причине наряду с подготовкой Вооруженных Сил необходима заблаговременная подготовка территории страны, населения и объектов экономики к современной войне, т. е. в конечном итоге - усиление внимания к гражданской обороне страны. Значение этого фактора достаточно наглядно проявилось в военном конфликте с Ираком, гх)тери населения которого могли быть намного большими, если бы Ирак не осуществил в свое время ряд необходимых мероприятий гражданской обороны.

Одной из отличительных особенностей проекта нооой военной доктрины России является положенный в ее основу принцип разумной оборонной достаточности, сущность которой состоит в обеспечении такого оптимального уровня военного и экономического потенциала страны, который бы гарантировал надежную защиту государства от внешней агрессии при минимальных экономических затратах общества на оборону. При этом достаточность обороны включает в себя достаточность стратегических ядерных сил, гарантирующих в мирное время военно-стратегическую стабильность, а в случае войны - нанесение неприемлемого ущерба агрессору, а также достаточность обычных вооруженных сил и вооружений, обеспечивающих отражение и разгром противника, вторгшегося на территорию страны. Количественные пределы оборонной достаточности лимитируются сложившимся или установленным международным обязательством, воеино-стратегическим приоритетом противостоящих сторон, который обеспечирал бы сохранение примерного равновесия сил этих сторон на постоянно снижающемся уровне оборонной достаточности.

Разумная оборонная достаточность как часть военной доктрины имеет политическую и военно-техническую стороны. Первая заключается в предотвращении войны всеми возможными политическими методами, а также проведение активной политики двухстороннего разоружения. Военно-технический аспект оборонной достаточности выражается, кзк указано выше, в достижении относительного равновесия вооруженных сил и вооружений потенциальных противников на уровне, обеспечивающем необходимую оборону от агрессии, но исключающем возможность ведения наступательных операций.

При рассмотрении необходимой и разумной оборонной достаточности

как важного фактора государственной безопасности возникает вопрос, какими при этом должны быть уровни и пределы достаточности обороны страны.

Обороноспособность государства должна оцениваться его способностью успешно отразить любые нападения агрессора с минимальными для себя потерями и максимальным сохранением жизнедеятельности государства. При этом проблема оборонной достаточности должна решаться как за счет количества и качества вооруженных сил и их боеготовности, так и за счет заблаговременного проведения мероприятий по снижению возможного ущерба от воздействия противника, в частности мероприятий гражданской обороны по защите населения и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время. Обороноспособность страны не может быть признана достаточной, если заблаговременно не решены проблемы выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в условиях ведения современной вооруженной борьбы, т.е. проблемы гражданской обороны.

Поэтому заблаговременное создание необходимых условий и отработка в мирное время эффективных механизмов поддержания устойчивости и восстановления безопасности жизнедеятельности населения, общества и государства в период войны является не только актуальным направлением оборонной, военной и социально-экономической политики государства, но и важной сферой национальной безопасности. Этим и определяется, что гражданская оборона страны является важным стратегическим и социальным фактором оборонной достаточности и этот фактор со временем становится относительно более весомым по мере сокращения Вооруженных Сил и повышения качества вооружений потенциального противника, особенно если будет происходить относительное отставание России от развитых стран в технологии производства, в том числе военной техники и вооружения.

Стратегический аспект достаточности гражданской обороны состоит в том, что мероприятия гражданской обороны и действия ее сил в военное время должны существенно снизить ожидаемый воєнно-экономический и психологический эффект от воздействия противника и создать в конечном итоге определенный стратегический перевес над ним при достижении конечных целей войны.

Экономический аспект указанной достаточности реализуется в повышении устойчивости функционирования экономики страны и, следовательно, в способности к жизнеобеспечению населения и необходимому материальному обеспечению Вооруженных Сил в военное время. Наконец, социальный

аспект достаточности гражданской обороны состоит а максимально возможной защите жизни и здоровья людей при воздействии первичных и вторичных факторов поражения, а также в создании при этом необходимых условий для жизнедеятельности населения.

Изложенное выше, в основном, относится к обеспечению безопасности личности и государства в случае угрозы внешней агрессии. Вместе с тем, современная концепция национальной безопасности страны, включает в себя также предоставление гражданам и в мирное время необходимых условий для защиты их жизни и свободы, гарантий граждански* прав социальной и экономической защищенности. При этом защита жизни людей и окружающей среды, а также повышение устойчивости экономики в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия,катастрофы, социальные потрясения и т.п.) являются важными элементами безопасности страны. Приоритетным остается охрана жизни каждого человека, а затем уже должна обеспечиваться безопасность общества и государства с целом, хотя, конечно, эти задачи тесно связаны между собой. Гражданская оборона играет важную роль в системе безопасности личности, государства и общества, выполняя возложенные на нее гуманные функции защиты жизни и здоровья людей, обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени и во время войны.

Основными задачами гражданской обороны страны являются: защита населения от последствий воздействия противника, стихийных бедствий, аварий и катастроф;

проведение спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации указанных выше последствий;

всеобщее обязательное обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

участие в осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени.

Решение указанных задач требует осуществления целого комплекса мероприятий гражданской обороны, среди которых следует назвать:

обеспечение высокой готовности сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях;

подготовка по гражданской обороне руководящего состава и органов гражданской обороны, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени;

разведка в районах поражения, стихийных бедствий, аварий и ка-

тастроф, а также наблюдение и лабораторный контроль за заражением объектов внешней среды, продовольствия, пищевого сырья и воды;

оповещение населения о возникновении угрозы здоровью и жизни людей, о порядке действий в сложившейся обстановке;

создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений;

планирование, подготовка и осуществление эвакуационных мероприятий;

осуществление мероприятий по жизнеобеспечению населения в экстремальных ситуациях;

проведение спасательных и других неотложных работ в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами, учреждениями здравоохранения, подразделениями пожарной охраны, а также аварийно-спасательными формированиями других министерств и ведомств;

участие в повышении устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.

Перечисленный комплекс мероприятий и задач гражданской обороны можно эффективно реализовать только в том случае, если гражданская оборона будет функционировать как единая государственная система (или подсистема) со своими силами и органами управления на всех уровнях в тесном взаимодействии с соответствующими исполнительными органами власти.

Снижение международной напряженности, проводимые в стране коренные экономические и политические реформы обусловили необходимость проведения военной реформы.

В свете этой реформы возникла необходимость соответствующей реформы и гражданской обороны страны.

Прежде всего необходимо обеспечить ее правовой статус принятием соответствующего закона "О гражданской обороне11, определяющего оборонные и социальные функции, структуру, права и сферу ответственности гражданской обороны как государственной системы защиты населения и повышения устойчивости функционирования экономики страны в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.

Главным в реорганизации гражданской обороны должно быть решение задачи резкого повышения ее эффективности, а это может быть достигнуто в первую очередь за счет улучшения технической оснащенности и высокого профессионализма сил гражданской обороны. Особые требования в этом плане должны предъявляться к мобильным частям (бригадам) гражданской

обороны, которые по своей природе и назначению должны быть частями быстрого реагирований на чрезвычайные ситуации.

Возможно в настоящее время уже назрели условия и необходимость перевода войск гражданской обороны на профессиональную наемную форму комплектования.

Учитывая сравнительно небольшую численность войск гражданской обороны, полифункциональность их назначения и постоянную готовность к действиям в мирное время (подобно пожарным частям), указанный выше принцип формирования частей гражданской обороны вполне оправдан не только с точки зрения профессионального эффективного их использования, но и экономически, т.к. предотвращенные потери в результате действия войск гражданской обороны нового типа окупят все затраты на их содержание.

Повышение профессионализма требуется не только для солдат и прапорщиков войск гражданской обороны, но и от офицеров этих войск, а также офицеров органов управления всех уровней. Для этого необходимо улучшить подготовку офицерского состава путем создания высшего военного училища гражданской обороны и Академии гражданской обороны.

В реформировании гражданской обороны большое внимание должно быть уделено повышению роли органов управления гражданской обороны всех территориальных звеньев страны в подготовке и при действиях в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.

В условиях перестройки гражданской обороны особое внимание должно быть уделено усилению научного обеспечения развития сил и средств гражданской обороны, совершенствованию тактики и технологии применения этих сил в чрезвычайных ситуациях, решению проблем гражданской обороны страны на уровне современных мировых достижений. Для этого потребуются в ближайшем будущем определенная перестройка в организации научных исследований в интересах гражданской обороны и создание соответствующей лабораторно-испытательной базы. .

В заключение необходимо сказать, что какие ни происходили в стране политические, экономические и социальные изменения, вопросы безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей в любых, в том числе в чрезвычайных ситуациях, останутся одними из главных задач общества, в связи с чем не должно быть снижено внимание к гражданской обороне как государственной системе, предназначенной для защиты населения и повышения устойчивости функционирования экономики страны в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.