Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание / информация / психотехнологии / информационно-психологическая война / технологии информационного воздействия / манипуляции / манипулятивные приемы / техники информационного манипулирования сознанием / информационное оружие / трансформация картины мира / consciousness / information / psychotechnologies / information-psychological warfare / technologies of information influence / manipulations / manipulative techniques / techniques of information manipulation of consciousness / public opinion / information weapons / transformation of the world picture
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ)»

Красовская Н.Р.

к.психол.н., советник заместителя председателя ГД ФС РФ

krasovskaya.mcm@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ)

Ключевые слова: сознание, информация, психотехнологии, информационно-психологическая война, технологии информационного воздействия, манипуляции, манипулятивные приемы, техники информационного манипулирования сознанием, информационное оружие, трансформация картины мира.

Keywords: consciousness, information, psychotechnologies, information-psychological warfare, technologies of information influence, manipulations, manipulative techniques, techniques of information manipulation of consciousness, public opinion, information weapons, transformation of the world picture.

Не вызывает сомнений, что в современном обществе информация как средство влияния не менее, а зачастую -более значима, чем деньги и формальная власть. Причём информационное воздействие на социум способно стать как важнейшим фактором для его прогресса, единения и развития, так и средством манипулирования людьми, способным формировать и изменять их мотивацию, представления и цели к чьей-либо выгоде. Производиться это воздействие может как открыто, так и латентно1, и пресечь его чрезвычайно сложно, учитывая, что в нашу цифровую эпоху глобальная сеть Интернет ежедневно, круглосуточно и практически мгновенно доносит информацию до каждого пользователя, отличаясь небывалой востребованностью и популярностью.

Всемирная паутина - глобальная компьютерная сеть - очень быстро позволила миллионам своих участников сформировать общемировое информационное пространство, объединившее новостные, политические, финансовые, научно-технические инфопотоки. Значение информации в современном мире трудно переоценить: её своевременное получение и трансформация - непреложные условия эффективного функционирования и развития нашего общества. Именно информационный обмен задаёт динамичный прогресс новых технологий, эффективное использование ресурсов, развитие общества в целом.

Расширяющаяся информационная среда способствует и повышению значимости информационных ресурсов в сравнении с традиционными, материальными и финансовыми средствами. Региональные и государственные информационные ресурсы сегодня приобретают статус стратегических, не менее ценных, чем природные, сырьевые и энер-2

гетические запасы .

Можно с уверенностью констатировать, что развитие мировой отрасли информационных технологий сделало оказание информационных услуг глобальной человеческой деятельностью. Непрестанно пополняемые массивы данных и стремительно прогрессирующие технологии способствуют бесповоротной информатизации важнейших сфер человеческой деятельности - управления и производства, медицины и образования, творчества и культуры и т. д. Значительно меняется в новой информационной среде и структура общественных отношений, вырабатываются новые ценностные и поведенческие ориентиры, модели и нормы общения. И в этот естественный, по сути, процесс сегодня злонамеренно вплетаются технологии манипуляции общественным сознанием, ставшие неотъемлемой частью мирового информационного пространства и эффективнейшим оружием современной информационной войны.

Использование психотехнологий для решения глобальных практических задач - политических и военных, экономических и экологических - давняя практика3. Информационные войны стали обыденностью уже во второй половине XX века. Специалисты характеризуют информационно-психологическую войну как психологическое воздействие на противоположную сторону посредством слухов и фейков4, угроз и демонстрирования военного потенциала. Цель такого воздействия - всестороннее ослабление «стратегического противника» - политическое, правовое, культурное, разрушение его «самости», нравственности и эстетических форм сознания5. Немаловажно, что техники информационного манипулирования сознанием действуют подспудно, скрытно влияя на психику человека, его менталитет, мировоззрение, жизненные ценности, разрушая целостность личности и национальную идентичность.

1 Информационные войны. Как работают психотехнологии сегодняшнего дня? // Рамблер.ру. 21.08.2019. -rambler.ru/other/42694508/

2 Информационные войны. Как работают психотехнологии сегодняшнего дня?...

3 Красовская Н.Р., Лахтин А.Ю., Вакуленко А.Н. Технологии информационных войн против России // Власть. 2019. - № 3.

4 Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - М., 2002. - С. 181.

5 Волкогонов Д. А. Психологическая война (Подрывные действия империализма в области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984.

В современном мире практикуется целый ряд технологий информационного манипулирования человеческим сознанием, которые, для усиления эффекта, часто используются в сочетании.

Упрощение посыла

Это фундаментальная техника, использующая активную реакцию массового сознания на самые простые мес-седжи. Для лучшего понимания и запоминания смысловое содержание сообщения нарочно примитивируют и семантизируют, описывая «простыми словами», часто просторечными, жаргонными, эмоционально насыщенными. Подобные сообщения, особенно негативно окрашенные, традиционно собирают наибольшее количество комментов, лайков и прочих реакций на информационных порталах, форумах и в социальных сетях. Для эффективного упрощения материала коммуникатор - агент адресного влияния - должен хорошо представлять свою целевую аудиторию и её средний интеллектуальный уровень. Эксперты отмечают, что «сообщение должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение»1. В основе этого правила - глубинный психологический принцип: на подсознательном уровне мы склонны выбирать самые простые объяснения и решения.

Информация как утверждение

Наиболее действенным упрощённый посыл является в краткой и ёмкой, экспрессивной и мощной форме утверждения, приказа, не допускающего не только возражений, но даже обсуждения. Власть идеи или личности таким образом преподносится единственно возможной, достоверной и правдивой. Аудитории предлагается принимать информацию как данность, не осмысливая её, не взвешивая «за» и «против», без лишних раздумий отвечая «да»2.

Повторение месседжа

Для большей эффективности воздействия упрощённую утвердительную информацию неоднократно повторяют, систематически внедряя её в наше подсознание, где коренятся побуждения к действию. Даже рассудительные, образованные люди, воспринимая одно и то же утверждение снова и снова в разных контекстах, начинают считать его данностью. По мнению экспертов, многократно повторённая мысль «отделяется от своего автора», становясь самоочевидной и бесспорной, независимой от места и времени, выражая теперь не личность говорящего, а сущность предмета разговора. Причём, повторяемое утверждение не просто становится навязчивой идеей, цельной, очевидной и осязаемой, оно одновременно противодействует любым отличающимся и, тем более, противоположным мнениям, не позволяя человеку осмыслить их. Если идеи, образы и мнения не предполагают обсуждения и рассуждения, то практически без задержек внушённая человеку мысль становится запрограммированным действием. Благодаря этому эффекту повторение посыла стало одним из ведущих инструментов пропаганды и рекламных технологий.

Дробление информации

Эксперты отмечают, что информация в Интернете очень часто намеренно дробится - электронные СМИ предоставляют её пользователям по частям, которые неспециалист ни за что не сможет связать воедино и осмыслить как единую проблему. К примеру, уже привычные нам «страшилки» о росте заболеваемости очередным вирусом, как правило, замалчивают многие важнейшие аспекты новости - совершенствование диагностики заболевания, уменьшение смертности в самых уязвимых группах и т.д.

Стереотипизация сознания

Эта техника манипулирования сознанием базируется на том, что наше восприятие, по сути, представляет собой цепочку рефлексов. Любое новое явление мы стремимся подогнать под заранее сформированный оценочный и поведенческий шаблон, экономя свою энергию. Чтобы быть максимально эффективным, каждое сообщение должно восприниматься нами без усилий, сомнений и внутренней борьбы, минуя стадию критического анализа.

Наряду с фейками и дипфейками манипуляция общественным мнением сегодня - одно из самых эффективных орудий информационной войны, эта технология не единожды отработана и крайне действенна. Общественное мнение складывается из позиций и точек зрения личностей, различных групп и слоёв социума по поводу общественно значимых явлений. В коммуникационном процессе эти индивидуальные и групповые оценочные суждения взаимодействуют, озвучиваются и выражаются, зримо проявляя текущее состояние социума. Это позволяет получить представление о «среднестатистической» позиции людей по важным вопросам, которая базируется на общей системе ценностей и мнений, определяющей оценку действительности и поведение индивидуума в конкретной ситуации. Государственный контроль СМИ, модерация информации и пропаганда «удобных» мифов и клише - это традиционные способы обеспечить преобладание необходимого властям группового мнения.

1 Шейнов В. П. Манипулирование сознанием. - Минск: Харвест, 2010. - С. 244.

2

Московичи С. Век толп. - Минск: Харвест, 2018. - С. 165.

Все указанные приемы активно используются в украинских печатных и телевизионных СМИ, которые, по сути, используются не столько как каналы для информирования населения, сколько как каналы доставки информационного оружия.

Случаи применений технологий манипуляции сознанием рассмотрим на примере анализа статьи «Трудные вопросы истории россии»: в чём реальная «трудность» (орфография первоисточника в названии сохранена)1.

1. «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе - учителям всё труднее становится объяснять детям, какова связь между Русью и россией, если их «преемственность» - не более чем плод фантазии кремлёвских пропагандистов. Более того, «роль варягов» заметна только на том этапе, когда несколько столетий подряд уже существовало государство с центром в Киеве. Признание этого факта означает не что иное, как только лишь подтверждение первенства украинцев в правах на наследие Древней Руси перед московитами».

Технологии: обесценивание («плод фантазии»), противопоставление выдернутых из контекста фактов, составляющих единую структуру (роль варягов и существование государства с центром в Киеве), утверждение без аргументации (первенство украинцев в правах на наследие Древней Руси перед московитами).

2. «Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории россии, Украины и беларуси - действительно, трудно доказать связь финно-угорских племён, из которых зарождалась москва, с русичами, а также то, как Новгородское княжество могло быть «праматерью» современной россии, если оно было завоёвано московитами лишь в 1510 г. - практически спустя 200 лет после основания московского княжества».

Технологии: прямая фальсификация, избирательный анализ фактов с целью обоснования ложных выводов (русские и белорусы - потомки финно-угорских племен, русичи - украинцы), подтасовка исторических фактов - завоевание Новгородского княжества «московитами» рассматривается как обоснование того, что Новгородское княжество не может быть «праматерью» современной России.

3. «Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде, который состоял в том, чтобы под «крышей» золотоордынских ханов заниматься сбором дани с близлежащих княжеств, а также соперничать за мировое владычество. Весьма незавидное «начало российской государственности», которое трудно объяснить учащимся».

Технология: использование уголовного сленга для изложения исторических фактов, с обесцениванием последних («крыша» золотоордынских ханов как «начало российской государственности»).

4. «Роль Ивана IV Грозного в российской истории - с его именем связано становление московии как государства, не способного существовать без экспансии, а также оформление идеологических основ российского экспансионизма, существующих по сей день - фактически того, что не даёт сегодня погибнуть путинскому режиму».

Технологии: создание стереотипа «государство, не способное существовать без экспансии» с протяжкой в будущее - по сей день. Утверждение без аргументации - российский экспансионизм не дает сегодня погибнуть путинскому режиму. Скрытое сообщение - сегодняшний режим крайне неустойчив.

Еще один типичный материал для украинской прессы - телепрограмма под названием «Украина не Россия -тысячелетняя война Московии с Русью»2. Для чего создаются подобные программы, совершенно очевидно: «дискурс информационной войны демонизирует политического противника, дихотомически разделяет на «своих» и «чужих», формирует образ врага, с которым нет и не может быть примирения»3.

Структура программы.

1. Выступление Президента России В.В. Путина о крещении Руси.

2. Выступление якобы «российского историка» некоего Никиты Петрова с обоснованием, что «князь Владимир был киевским князем... Он крестил Киевскую Русь».

3. Эпизод с представлением книги американского исследователя Эдварда Кинана «Российские исторические мифы».

4. Выступление украинского журналиста с высмеиванием памятника св. Владимиру в Москве («Российская власть решила забрать Владимира себе. Киевский князь Владимир в Москве уже стал героем народных анекдотов»).

5. Выступление украинских историков и журналистов, чередуемые с кадрами из фильмов, с обоснованием, что русские - потомки финно-угорских племен и татаро-монголов, а украинцы - славяне.

Ключевая цель данных манипуляций: отключение систематизированного рационального знания - исторической памяти. По мнению С. Кара-Мурзы, в исторической памяти «заложены сведения и символы, которые соединяют людей в общество и обеспечивают наличие в нем общего языка и устойчивых каналов общения. Человек с разрушенным миром символов теряет ориентиры, свое место в мире, понятия о добре и зле. Он утрачивает психологическую защиту против манипуляторов, увлекающих его на самые безумные дела и проекты»4.

Итак, какие же манипулятивные приемы применяются в данной передаче?

1 «Трудные вопросы истории россии»: в чём реальная «трудность» // Укринформ. 02.09.2022. - https://www.ukrinform.ru/rub пс-аШ/35605074т^уе-уорго8у^опьго88и-у-сет-геа1паа4ги(1по81Мт1

2 Украша не Роия - тисячолгтня вшна Московй з Руссю. Ч. 1 - Машина Часу. [видеозапись] // УоиТиЬе. - https://youtu. Ье/2ЬБ_15а^41

3 Белова Н.Е. Особенности дискурса информационной войны // Приволжский научный вестник: сборник статей. 2015. -№ 6-3 (46). - С. 75-78. - https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/osobennosti-diskursa-informatsionnoy-voyny/viewer

4 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 830 с.

Первый приём: выступление В.В. Путина в качестве объекта для «развенчания»: используется политическая фигура, чьи слова подавляющим большинством населения России не подвергаются сомнению по определению. Соответственно, представив его слова и утверждения как ложь, манипуляторы работают на снижение авторитета руководства страны, создают образ народа России как «оболваненного», истории России как фальшивой, «украденной», созданной искусственно с определенными целями. Идет создание образа криминализированной России и ее народа.

Второй: выступление якобы «российского историка». «Сообщение» эпизода - в России далеко не все признают «официальную версию Российской истории», в обществе России существует раскол, многие поддерживают позицию Украины.

Следующий шаг: в эпизоде с представлением крайне спорной книги американского исследователя Эдварда Ки-нана «Российские исторические мифы» создается образ «мировой поддержки» позиции Украины относительно интерпретации исторических фактов. «Сообщение»: «Россия упорствует в своих заблуждениях, но весь мир знает, что Украина - не Россия, и авторитетные специалисты подтверждают эту истину». Подчеркивается, что книга американского исследователя создана задолго до начала конфликта между Россией и Украиной. То есть педалируется, что утверждения о фальсификации истории России с конфликтом не связаны, то есть носят «истинный», а не пропагандистский характер. Выступление украинского журналиста с высмеиванием памятника Св. Владимиру в Москве («Российская власть решила забрать Владимира себе. Киевский князь Владимир в Москве уже стал героем народных анекдотов») -это повторение «сообщения» о расколе российского общества, о поддержании версии «истории Украины» частью россиян. Обесценивание действий российского руководства по установлению памятника, низведение акта сохранения исторической памяти до анекдота.

Четвертый приём: выступление украинских историков и журналистов, чередуемые с кадрами из фильмов, с обоснованием, что русские - потомки финно-угорских племен и татаро-монголов, а украинцы - славяне - это прямая фальсификация, избирательный анализ фактов с целью обоснования ложных выводов.

Схожие посылы, реализуемый теми же приемами, агрессивно транслируются самыми разными украинскими СМИ, приведу лишь несколько примеров.

«Топ-100 великих украинцев. Люди, определявшие ход истории со времен Киевской Руси до наших дней». В статье в качестве великих украинцев рассматриваются княгиня Ольга, князь Владимир, французская королева Анна, дочь князя Ярослава Мудрого и др.1

«Украина - это не забитое приграничье: историки развенчали миф об окраине Российской империи» - обосновывается, что Украина куда более древнее государство, чем Россия. Приводятся «мнения западных специалистов»2.

Ещё более активно и настойчиво подобные приёмы используются в Интернет-пространстве, где любая информация легко переиначивается, игнорируются и искажаются мнения, события. Для наглядного примера воздействия подобных манипуляций на сознание возьмем эпизод из интервью российского культуролога и блогера Федора Полева

3

с украинской девушкой-подростком .

Девушка: Какая разница между Русью и между Россией? Есть разница? Как вы считаете?

Мужчина: Ну, расскажите какая.

Д: Вы не знаете какая разница?

М: Откуда мне знать? Вы же у нас украинка.

Д: Ну, правильно. Потому что историю вам писала ваша правительница Екатерина.

М: А вам кто писал?

Д: Всю историю.

М: А какой правитель писал вам?

Д: Те, которые жили. Никакие правители не писали. Историки!

М: Я понял. Ваши историки, каких ваших правителей упоминают? Сколько княжеств входило в состав Киевской Руси? И какой украинский князь у вас правил? Можете назвать?

Д: В 988 году нам окрестили Киевскую Русь. Русь! России тогда вообще не было.

М: А кто крестил?

Д: Владимир.

М: А Владимир, вы в курсе, что новгородский князь? Он в Новгороде родился и в Киев пришел с Новгорода.

Д: Угу, это вам Екатерина II сказала?

М: А фамилию его знаете? Какого рода он был? Владимир. Какой род?

Д: А, ну, давайте. поведайте.

М: Рюрикович. То есть его прадед был Рюрик. Звали прадеда Рюриком. А первый князь, который пришел в Киев с Новгорода, был князь Олег. Он был дружинником Рюрика. Он тоже пришел с Новгорода. И он, по одной из версий, в 880 году основал Москву, и он никак не был украинцем, понимаете?

Д: Владимир не был украинцем?

М: Так и Олег не был украинцем, и Рюрик не был украинцем.

Д: Никто не был украинцем?!

1 Топ-100 великих украинцев. Люди, определявшие ход истории со времен Киевской Руси до наших дней - рейтинг НВ // НВ. 11.10.2020. - https://nv.ua/ukraine/events/top-100-velikih-ukraincev-povliyavshih-na-istoriyu-novosti-ukrainy-50116669.html

2 Украина - это не забитое приграничье: историки развенчали миф об окраине Российской империи // 24 Канал. 23.03.2021. -https://24tv.ua/ru/istoriki-razvenchali-mif-chto-ukraina-novosti-rossii-i-ukrainy_n1576849

3 История по украински // - https://rutube.ru/video/f5921388715e992d336d1d1fa0a879a3/

М: Ну а как Рюрик мог быть украинцем, если он с Новгорода пришел? И Олег, дружинник Рюрика.

Д: Хорошо, ладно... давайте не будем историю...

М: А почему не будем? Вас такая историю не устраивает, да?

Д: Нет, почему?

М: Вас устраивает вот та чушь, которую вам в голову...

Д: Эту историю вы сейчас себе сами придумали.

М: Девушка, откройте документы. Существуют документы - летописные источники. Есть византийские, есть наши летописи, есть «Ипатьевская летопись», в частности, Повесть временных лет - откуда есть и пошла русская земля...

Д: Я вам честно скажу, я не знаю, кто вам эту хрень писал, но я хочу вам сказать одно: отстаньте!

Проанализировав данный эпизод интервью, можно определить следующие вехи, на которых строится картина мира (в части реальной истории России и Украины) украинской девушки-подростка.

Источники информации в России: правительница Екатерина - то есть, изначально предвзятый, искажающий реальность, добивающийся своих целей персонаж - ложный авторитет, манипулирующий сознанием людей в России. Манипуляция, продленная по времени: продолжается веками. Образ «оболваненного» населения России, которое живет в плену изначально искаженно сформированной картины мира.

Источники информации на Украине: писал «тот, кто жил» - реальные свидетели, историки (эксперты, специалисты) - обоснование истинности сведений. «Единственно верная картина мира».

Разделение объектов: Россия и Русь - разные объекты, разделенные по времени, существующие независимо друг от друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение событий: «в 988 году нам окрестили Киевскую Русь. Русь! России тогда вообще не было». Опора на название города при идентификации исторического субъекта - Киев - Киевская Русь - значит, это Украина.

Сформированная картина мира в рассмотренном аспекте: жесткая, не подлежащая коррекции. Аргументация, не соответствующая картине мира, сначала ставится под сомнение («Владимир не был украинцем?»), потом обесценивается («Эту историю вы сейчас себе сами придумали»), затем идет отказ рассматривать аргументы («давайте не будем историю.»), затем агрессия в социально неприемлемой форме (мат в прямом эфире).

Таким образом, анализ состояния социума и актуальных источников, даёт основание отметить особенности и выделить (на примере анализа украинской прессы), техники информационного манипулирования сознанием.

1. В настоящее время, на основе многомиллионных глобальных компьютерных сетей сформировано общемировое информационное пространство, объединившее новостные, политические, финансовые, научно-технические инфо-потоки. Непреложным условием эффективного функционирования и развития современного общества стало своевременное получение информации. Развитие мировой отрасли информационных технологий сделало оказание информационных услуг одним из направлений глобальной человеческой деятельности, новым ресурсом с огромными возможностями и потенциалом влияния.

2. В коммуникационном процессе позиции и точки зрения личностей, различных групп и слоёв социума по поводу общественно значимых явлений взаимодействуют, озвучиваются и выражаются в общественном мнении как основе восприятия и оценки происходящего в конкретной ситуации. Общественное мнение зримо проявляет текущее состояние социума, «среднестатистическую» позицию людей по важным вопросам.

3. В информационной среде меняется как сам процесс коммуникации, так и структура общественных отношений: возникают специфические поведенческие ориентиры, модели и нормы общения. В настоящее время в эти естественные, по сути, процессы, злонамеренно вплетены технологии манипуляции общественным сознанием, ставшие эффективнейшим оружием современных информационных войн, которые ведутся ещё с XX века и имеют форму психологического воздействия на реального или потенциального противника через слухи, фейки, угрозы с целью всестороннего ослабления на политическом, экономическом, правовом, культурном уровнях, разрушения его «самости», слома нравственности и трансформации сознания.

4. Отмечено, что технологии информационного манипулирования сознанием в современном мире активно практикуются и совершенствуются. Традиционными способами влияния на ситуацию, создания группового мнения, обеспечения преобладания являются контроль СМИ, модерация информации, пропаганда «удобных» мифов и клише. Наряду с фейками и дипфейками, сегодня, манипуляция общественным мнением - одно из самых эффективных орудий информационной войны.

5. Техники - упрощение посыла, информация как утверждение, повторение месседжа, дробление информации, стереотипизация сознания - представляют собой специальные, эффективные средства воздействия на общественное сознание и формирования общественного мнения, широко использующиеся в украинских печатных и телевизионных СМИ, которые являются не столько каналами информирования населения, сколько реализуют цели воздействия информационного оружия.

6. Исследование фактического материала показало, что приемы упрощения, внедрения стереотипов, восприятие без критического анализа, противопоставляемые наименования - украинцы / московиты, Русь и Россия, трансляция утверждения о наличии разных объектов, манипуляция через орфографию - Русь с заглавной буквы, россия, беларусь - с прописной буквы, широко используется в тексте. Эти и подобные им техники манипулирования грамотно сочетаются друг с другом «под задачу», комбинируются, дозируются, выстраиваются, определенным образом украинскими по-литтехнологами для усиления эффекта и нанесения максимально ощутимого (изначально на уровне эмоций, позже, на уровне сознания) урона противостоящей стороне для её дискредитации и ослабления.

7. В современных условиях информационные процессы глобализованы и отражают разнонаправленные тенденции социальной динамики и отношений, анализ которых свидетельствует: в своем большинстве современные технологии информационного воздействия на социум не являются фактором прогресса, единения и развития общества. Чаще наблюдаются обратные ситуации и примеры, когда через коммуникативные каналы в сознание внедряются созданные с определенной целью концепции, идеи, настроения, желания и стремления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.