Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ УКРАИНЫ'

КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЕНЕЗИС РУСИ / ИСТОРИЯ УКРАИНЫ / ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ / КИЕВСКАЯ РУСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фукс А.Н., Ковригин В.В.

Цель. Изучить ключевые концепции происхождения и развития Древнерусского государства в школьных учебниках истории Украины за последние 10 лет. Особое внимание уделено специфике освещения призвания варягов и образования государства у славян.Процедура и методы. В основе исследования - материалы сравнительного анализа изданных в Украине школьных учебников за последнее десятилетие.Результаты. Выявлены серьёзные различия трактовок ключевых фактов генезиса и развития Древнерусского государства в украинских учебниках в сравнении с российскими.Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии школьных учебников, школьными учителями при подготовке к урокам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF THE GENESIS OF THE ANCIENT RUSSIAN STATE IN THE HISTORY TEXTBOOKS OF UKRAINE

Aim. To study the key concepts of the origin of the Old Russian state in school textbooks of the history of Ukraine over the past 10 years. Special attention is paid to the specifics of highlighting the vocation of the Varangians and the formation of the state among the Slavs.Methodology. The study relies on such methods as comparative analysis of data presented in Ukrainian history textbooks within the last decade.Results. The authors revealed serious differences between Ukrainian and Russian history textbooks based on their interpretations of key facts of the genesis and development of the Ancient Russian state over the past decade.Research implications. The research materials can be used by specialists in the field of historiography of school textbooks as well as by school teachers while preparing their teaching materials.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ УКРАИНЫ»

УДК 930

DOI: 10.18384/2310-676X-2022-4-27-31

КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ УКРАИНЫ

Фукс А. Н, Ковригин В. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Изучить ключевые концепции происхождения и развития Древнерусского государства в школьных учебниках истории Украины за последние 10 лет. Особое внимание уделено специфике освещения призвания варягов и образования государства у славян. Процедура и методы. В основе исследования - материалы сравнительного анализа изданных в Украине школьных учебников за последнее десятилетие.

Результаты. Выявлены серьёзные различия трактовок ключевых фактов генезиса и развития Древнерусского государства в украинских учебниках в сравнении с российскими. Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии школьных учебников, школьными учителями при подготовке к урокам.

Ключевые слова: Древнерусское государство, генезис Руси, история Украины, древние славяне, Киевская Русь

CONCEPTS OF THE GENESIS OF THE ANCIENT RUSSIAN STATE IN THE HISTORY TEXTBOOKS OF UKRAINE

A. Fuks, V. Kovrigin

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To study the key concepts of the origin of the Old Russian state in school textbooks of the history of Ukraine over the past 10 years. Special attention is paid to the specifics of highlighting the vocation of the Varangians and the formation of the state among the Slavs. Methodology. The study relies on such methods as comparative analysis of data presented in Ukrainian history textbooks within the last decade.

Results. The authors revealed serious differences between Ukrainian and Russian history textbooks based on their interpretations of key facts of the genesis and development of the Ancient Russian state over the past decade.

Research implications. The research materials can be used by specialists in the field of historiography of school textbooks as well as by school teachers while preparing their teaching materials. Keywords: Ancient Russian state, genesis of Rus, history of Ukraine, ancient Slavs, Kievan Rus

© CC BY Фукс А. Н., Ковригин В. В., 2022.

Введение

История России и современной Украины имеет большой общий отрезок -Древнерусское государство со столицей в Киеве. В советских учебниках это единство особо подчёркивалось - государство ранних Рюриковичей именовалось в школьных учебниках Киевской Русью. Сегодня в условиях серьёзных геополитических и идеологических трансформаций вопрос обоснования общих корней приобретает иное звучание.

Созданные в результате распада Советского Союза государства пытаются удревлять свою историю и монополизировать отрезки общего исторического пути. Эта проблема особенно ярко стала в последние годы проявляться на Украине. Украина сегодня позиционирует себя в геополитическом плане как соперник России. Воспитание исторического сознания подрастающего поколения украинцев осуществляется в этом контексте, отсюда - попытки противопоставления истории Украины историческому пути России [1].

Некоторые исследователи прямо говорят о намеренной фальсификации истории в украинских учебниках [2]. Особенно это касается событий, переломивших эпоху [3].

«Камнем преткновения» становится в т. ч. и вопрос происхождения государства. Отечественная историческая наука ключевым событием генезиса Древнерусского государства считает 862 г. - призвание варягов. Не вдаваясь с дискуссию норманистов и антинорманистов, отметим, что это событие действительно способствовало укреплению начал государства. Однако призвание варягов к Киеву отношения не имеет. Украинская историография началом государства чаще считает начало княжения полулегендарных Кия, Щека, Хорива и Лыбеди.

Модель «Русь-Украина»

История в украинских школах изучается с 5 класса. В 5 классе применя-

ется аспектно-проблемный подход при построении школьного курса. Это, по сути, пропедевтический курс, охватывающий лишь самые важные факты отечественной истории. «Красной линией» учебников для 5 класса проходит идея о «древности» украинской нации. Так, в одном учебнике утверждается о более чем 3000 летней истории герба Украи-ны1. Далее в 6 классе школьники изучают историю Древнего мира, а в 7 - Средневековье. В рамках общемирового исторического пути появляется история Древней Руси.

История в Украине не разделяется на отечественную и всемирную. История Украины изучается в контексте общемировой ленты времени.

Спецификой украинских учебников является выделение особой династии Киевичей, хотя о полулегендарных Кие, Щеке, Хориве, Лыбеди, Аскольде и Дире там представлены лишь отрывочные сведения. Утвердившееся в историографии название Древнерусского государства «Русь-Украина» перекочевало во все учебники: «В результате этих событий династия Киевичей прекратила своё существование и утвердилась новая династия Рюриковичей. Произошло объединение восточнославянских Севера и Юга, на основе первичного образования Киевского княжества началось создание нового государства, которое в древнерусских письменных источниках называют Русь, а современные украинские историки - Русь-Украина. Своим "стольным градом", "матерью городам русским" Олег объявил Киев»2.

Особое внимание авторы учебников уделяют признакам государственности в Киевском княжестве доваряжского периода: «Считают, что к середине IX в. в Киеве уже присутствовали признаки государственности: официальная власть

1 Хгабовська Г. М. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2021.

176 с.

2 Власов В. С. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2020.

С. 32.

- князь, орган принуждения - жена, налоги и хотя бы неписаные правила сосуществования его жителей. Киевским властителем в то время был Аскольд. В 860 г. он совершил удачный поход на византийскую столицу (г. Константинополь), благодаря которому греки согласились на подписание выгодного торгового соглашения - первого известного договора между византийскими императорами и киевскими властителями. А ещё Аскольд в том же 860 г. принял крещение и сделал первую попытку окрестить всю страну. В упомянутом соглашении государство Аскольда именуется Русью. А поскольку тогдашние русичи были непосредственными предками украинцев, до сих пор средневековое Киевское государство называют Русью-Украиной1.

В учебниках, изданных в последние 5 лет, тенденция противопоставления династии «Киевичей» и Рюриковичей, Руси «доваряжской» и государства после призвания варягов и похода Олега на Киев усиливается. Больше приводится «фактов» о попытках крещения Руси ещё Аскольдом, о «походах и выгодных торговых соглашениях с Византией» до 862 г. Однако тексты соглашений и ссылки на иные источники отсутствуют.

Авторы учебников не пытаются дискутировать о правопреемстве Киевского княжества эпохи Аскольда и Древней Руси эпохи Рюриковичей. Наоборот, они всячески подчёркивают, что Средневековая Русь - это «Русь-Украина». Основной тезис для доказательства этого утверждения - то, что населявшие земли вокруг Киева поляне и другие племена были непосредственными предками именно украинцев, а не русских. Отсюда возник специфичный только для украинской исторической науки и школьных учебников термин «Русь-Украина». Лишь в одном учебнике прямо противопоставлены названия «Русь» и «Украина»: «Название Украина впервые употреблено в летопи-

1 Псем О. Г. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2019. С. 32.

си 1187 г. относительно Киевщины, Пере-яславщины и Черниговщины. Оно происходит от слова крата - родной край, родная сторона, земля. Впоследствии название Украина распространилось на всю нашу землю и дало наименование нашему народу, вытеснив из употребления прежнее - Русь»2.

Следует отметить, что термин «Русь-Украина» стал массово использоваться в украинских учебниках лишь последние 10 лет. По сообщениям СМИ, украинские власти даже задумались о переименовании государства. Но, с исторической точки зрения, это название абсолютно беспочвенно, поскольку не упоминается в каких-либо летописях или иных исторических документах.

Специфичной выглядит периодизация украинской истории:

1. «древняя история: наиболее продолжительный период, охватывающий события от момента появления людей на территории Украины до Великого переселения народов;

2. средневековая история: повествует о событиях, происходивших в период от Великого расселения славян и до конца XV в.;

3. новая история: характеризует развитие украинских земель в XVI- XIX вв.;

4. новейшая история: знакомит с событиями от начала XX в. и до наших дней»3.

Заметим, что в данной периодизации значение призвания варягов и образования Древнерусского государства не признаётся переломным. Важнейшее событие для большинства авторов школьных учебников - Великое переселение народов, и как его составляющая - Великое переселение славян. При этом уже с ранних этапов развития Древнерусского государства они пытаются провести племенные границы современных славянских

2 Сввдерський Ю. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2021.

С. 56.

3 Дрiбниця О. В. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2022.

С. 12.

государств: «Территорию современной Украины, по словам Нестора-летописца, заселяли 7 союзов племён: древляне, поляне, уличи, тиверцы, северяне, волыняне (дулебы) и белые хорваты. Именно их считают предками украинцев. На землях, ныне входящих в состав Беларуси, жили дреговичи и полочане, России - кривичи, радимичи, словены и вятичи»1.

Среди основных причин создания государства называются внутренние: «По свидетельству арабских авторов, на восточнославянских землях существовали 3 объединения: Куявия (земли полян с Киевом), Славия (земли ильменских сло-венов) и Артания (Ростово-Суздальская земля, а возможно, также причерноморские или приазовские земли). Считается, что племенное княжение полян в Среднем Поднепровье, известное арабам как Куявия, стало центром, вокруг которого происходило создание государства у восточных славян»2. При этом всегда выделяется особая роль Киева и полян. Целый параграф учебника посвящён образу жизни и обычаям полян. В некоторых учебниках особо подчёркивается наиболее высокий уровень развития и «цивилизованность» полян в отличие от других восточнославянских племён.

Факты призвания варягов упоминаются лишь вскользь: «В то время как в Среднем Поднепровье возникло Киевское княжество, на севере восточнославянского мира единства не было. По словам Нестора-летописца, в 862 г. ильменские словены и кривичи пригласили варяжского вождя Рюрика с дружиной княжить и владеть ими»3. Ни одни автор не связывает с этим событием образование государства. Главное последствие этого события - лишь смена династии: «С 882 г. княжить в Киеве начал Олег из рода Рюрика. Именно с его правлением

1 Власов В. С. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2020.

С. 39.

2 Дрiбниця О. В. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2022.

С. 45.

3 Псем О. Г. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2019. С. 45.

связывают утверждение в Руси-Украине династии Рюриковичей»4. Причём отношение к походу Олега на Киев и переносу столицы противоречивое. Обычно эти события связаны с фактом заговора против Аскольда: «В настоящее время трудно восстановить цепочку событий, приведших к отстранению Аскольда от власти. По свидетельству летописца, заговорщики надеялись на поддержку варяжского князя Рюрика. Однако в 879 г. Рюрик умер, и мятежники обратились к родственнику Рюрика Олегу. Он занимался малолетним сыном князя Рюрика - Игорем и имел полномочия править от имени княжича. Именно Олег в 882 г. совершил поход на Киев»5. В учебниках, кстати, отмечены полководческие таланты Олега, Святослава и других Рюриковичей.

Модель «Русь-Украина» продолжает при этом функционировать до раздробленности.

Заключение

Таким образом, отражение генезиса Древнерусского государства в учебниках для школ Украины весьма специфичное. Отмечается попытка удревления истории, особенно это касается культурных артефактов и государственных символов. Авторы учебников выводят развитие государства из внутренних причин, отмечая его зарождение уже в начале IX в. Значимой темой является противопоставление разных восточнославянских племён и выделение полян. Факт призвания варягов не является каким-либо значимым событием. Поход Олега на Киев, по мнению создателей учебников Украины, завершил процессы складывания «Руси-Украины». «Русь-Украина» противопоставляется в дальнейшем Московской России.

Дата поступления в редакцию 08.08.2022

4 Сввдерський Ю. Iсторiя Украши. 7 клас. Киев, 2021.

С. 34.

5 Там же. С. 39.

ЛИТЕРАТУРА

1. Манюхин И. С. История России и Украины в украинских школьных учебниках // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М. И. Бальзанникова, К. С. Галицкова, Е. А. Ахмедовой. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 402-406.

2. Писяева Э. В. Фальсификация событий Второй мировой и Великой Отечественной войн в школьных учебниках истории Украины и Беларуси // Педагогический форум. 2020. № 2 (6). С. 48-51.

3. Турянская О. Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: мат-лы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178-185.

REFERENCES

1. Manyukhin I. S. [History of Russia and Ukraine in Ukrainian school textbooks]. In: Balzannikov M. I., Galitskova K. S., Akhmedova E. A., eds. Traditsii i novatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Arkhitektura i dizayn [Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and design]. Samara, Samarskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet Publ., 2015, pp. 402-406.

2. Pisyaeva E. V. [Falsification of events of the Second World War and the Great Patriotic War in school textbooks of the history of Ukraine and Belarus]. In: Pedagogicheskiy forum [Pedagogical Forum], 2020, no. 2 (6), pp. 48-51.

3. Turyanskaya O. F. [Textbooks in Ukraine: falsification of the history of the Great Patriotic War and the improvement of nationalism in school education]. In: Yedinstvo fronta i tyla vgody Velikoy Otechestven-noy voyny: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Unity of the front and rear during the Great Patriotic War: materials of the international scientific conference]. Smolensk, OOO «Svitok» Publ., 2020, pp. 178-185.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фукс Александр Николаевич - доктор исторических наук, профессор, директор Историко-филологического института, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: anfyks20@yandex.ru

Ковригин Вадим Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: letter@vkovrigin.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexander N. Fuchs - Dr. Sci. (History), Prof., Director, Institute of History and Philology, Department Head, Department of Methods of Teaching History, Political Science and Law, Moscow Region State University; e-mail: anfyks20@yandex.ru

Vadim V. Kovrigin - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Department of Methods of Teaching History, Political Science and Law, Moscow Region State University; e-mail: letter@vkovrigin.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Фукс А. Н., Ковригин В. В. Концепции генезиса древнерусского государства в учебниках истории Украины // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 4. С. 27-31. DOI: 10.18384/2310-676X-2022-4-27-31

FOR CITATION

Fuks A. N., Kovrigin V. V. Concepts of the genesis of the ancient Russian state in the history textbooks of Ukraine. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2022, no. 4, р^ 27-31.

DOI: 10.18384/2310-676X-2022-4-27-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.