А. Г. Гетман
современные таможенные технологии как инструмент снижения рисков в цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
В статье рассмотрены научно-практические проблемы использования информационных таможенных технологий для снижения рисков в цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Дано определение термина «таможенные технологии». Проанализированы направления минимизации рисков в цепи поставок товаров, содержащих такие объекты. Обоснована необходимость установления связи между данными из декларации таможенной стоимости товаров и графой 44 декларации на товары.
Ключевые слова: цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; информационные таможенные технологии; риски в цепях поставок; лицензионные платежи; автоматический выпуск.
A. G. Getman
modern customs technologies as a tool for reducing risks in the supply chain of goods containing intellectual property
Scientific and practical issues of using information customs technologies to reduce risks in the supply chain of goods containing intellectual property are considered in the article. The definition of the term "customs technologies" is given. The ways to minimize risks in the supply chain of goods containing such objects are analysed. The necessity of establishing a link between the data from the declaration of the customs value of goods and colomn 44 of the goods declaration has been justified by the author.
Keywords: supply chains of goods containing intellectual property; customs information technologies; risks in supply chains; license fees; automatic release.
В условиях постоянного увеличения международного товарооборота, количества стран-контрагентов, осуществляющих торговую деятельность с Российской Федерацией (РФ), необходимости укрепления позиций нашей страны в рейтинге Doing Business государством уделяется большое внимание качеству таможенного администрирования. Одним из основных факторов, определяющих качество таможенного администрирования, являются современные таможенные технологии.
Применение современных технологий - важное направление в содействии торговле и создании благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это положение нашло отражение в основных задачах, направленных на развитие Федеральной таможенной службы (ФТС России) на 2020-2021 гг., одна из которых заключается в дополнительном упрощении процедур с помощью различных современных таможенных технологий [1].
Несмотря на то, что в документах в области таможенного дела довольно часто употребляются термины «современные технологии» и «таможенные технологии», уточнение определений этих терминов и перечень технологий, которые в настоящее время перешли в категорию «современные таможенные технологии», представляется актуальным, так как эти технологии являются инструментом
снижения рисков в цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В статье 365 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) термин «технологии» применяется исключительно в контексте «информационных технологий», которые используют таможенные органы [2]. При этом предусматривается возможность использования информационных технологий как таможенных органов, так и декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств - членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование на территории ЕАЭС основывается на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 301) определено, что информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в том числе для обмена информацией в электронном виде с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями для предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также иным заинтересованным лицам [3].
Следовательно, употребление термина «технология» в таможенном деле наиболее часто относится к информационным процессам, влияющим на таможенное администрирование. В зависимости от развития таможенного администрирования изменяются и информационные технологии в сфере таможенного дела. При этом термин «информационные технологии» употребляется лишь как видовой по отношению к термину «таможенные технологии». Например, на этапе вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза велась активная дискуссия о внедрении технологии удаленного выпуска товаров [4]. При этом технология удаленного выпуска товаров являлась предметом научных исследований как современная информационная таможенная технология [5].
С 1 мая 2020 г. введена новая технология совершения таможенных операций в отношении лицензируемых товаров [6], которая применяется в отношении лицензий Министерства промышленности и торговли РФ, выданных в форме электронного документа.
Технология предварительного информирования также является современной информационной технологией, влияющей на качество таможенного администрирования. К новым информационным таможенным технологиям относятся технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации на товары (ДТ). Следовательно, определять термин «таможенные технологии» целесообразно через термин «технология», называющий более общее понятие. «Технология» определяется как: а) наука, знание, учение; б) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических
и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов [7].
На основании проведенного анализа предлагается следующее определение термина «таможенные технологии» - это совокупность (набор) и логическая последовательность определенных действий в рамках единого процесса совершения таможенных операций, осуществляемых таможенным органом во взаимодействии с другими участниками такого процесса, а также совокупность средств и методов, используемых в конкретном процессе.
Определив содержание термина «таможенные технологии», перейдем к рассмотрению влияния современных таможенных технологий на интересы участников процесса совершения таможенных операций при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС).
Товарный поток, содержащий ОИС, обладает определенными особенностями [8, с. 180-182], которые непосредственно влияют на риски, связанные с перемещением такого потока. Это специфические риски [9, с. 107], которые возникают при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих ОИС. Последствиями выявления таможенными органами рисков и принятия мер реагирования для участников процесса могут стать:
а) задержка сроков выпуска товаров (до 20 рабочих дней);
б) конечная конфискация и уничтожение товара (при выявлении контрафактных продуктов).
При этом следует отметить, что участниками процесса совершения таможенных операций при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих ОИС, являются [10, с. 81-82]:
1) правообладатель (его представитель);
2) продавец товара;
3) экспедитор;
4) покупатель (получатель товара);
5) ФТС России;
6) иные контролирующие (компетентные) органы;
7) судебные органы.
Рассмотрим более подробно риски, возникающие у участника ВЭД - покупателя (получателя) товара. К рискам, связанным с перемещением через таможенную границу товара, содержащего ОИС, относятся:
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- увеличение сроков выпуска товаров;
- уничтожение товара;
- возбуждение уголовного дела;
- несоблюдение условий контракта;
- корректировка таможенной стоимости, связанная с учетом ОИС в таможенной стоимости товара;
- вынесение решения суда о контрафактности товара;
- издержки, связанные с хранением на складе временного хранения.
Все указанные риски условно можно разделить на две группы:
1) соблюдение прав на ОИС;
2) учет лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости товара.
Для участника ВЭД важно определить, каким образом минимизировать эти риски как можно раньше, поскольку от того, насколько грамотно будут предприняты предупредительные меры профилактики, зависит уровень вероятности наступления риска.
Возможные направления минимизации рисков в цепи поставок товаров, содержащих ОИС, представлены на рисунке. Анализ указанных направлений показывает, что минимизировать риски можно с помощью предварительной отработки таких рисков как путем представления разрешительных документов (подтверждающих законность использования ОИС на товарах, перемещаемых через таможенную границу), так и указания достоверных сведений о таможенной стоимости товара, включая в ее структуру сумму уплаченных лицензионных платежей.
Рис. Минимизация рисков в цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Следует подчеркнуть, что не только у участника ВЭД есть заинтересованность в снижении указанных рисков и, как следствие, в снижении своих издержек. Стратегическим направлением деятельности таможенной службы РФ является содействие развитию внешней торговли за счет сокращения издержек участников ВЭД при совершении таможенных операций предварительного информирования и таможенного декларирования товаров путем применения новых таможенных технологий.
В настоящее время для бизнеса особо важны таможенные технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ.
Автоматический выпуск товаров является ключевым в направлении упрощения и ускорения процессов, связанных с выпуском товаров. Первоначально технология автоматического выпуска товаров применялась преимущественно в отношении экспортируемых товаров, изначально в их общем объеме автоматически выпускалось не более 1 500 ДТ [11, с. 31]. По официальным данным ФТС России, уже по итогам 2019 г. в автоматическом режиме зарегистрировано более 2,8 млн ДТ, что практически на 1 млн ДТ превышает аналогичный показатель предыдущего года, а автоматически выпущено более 643 тыс. ДТ. Это существенно
сокращает временные издержки участников ВЭД, при условии абсолютного соблюдения с их стороны требований законодательства.
Здесь необходимо отметить, что автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров, содержащих ОИС, будут крайне проблематичными в силу следующих обстоятельств. Для автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ, содержащей ОИС, необходимо удостовериться в том, что все обязательные требования выполнены, а именно:
а) подтверждена законность права на использование ОИС;
б) заявленная таможенная стоимость учитывает лицензионные платежи за право использования ОИС.
Для подтверждения наличия указанных документов и сведений решением Комиссии Таможенного союза были определены соответствующие классификаторы и перечни документов, используемых для заполнения таможенных деклараций. В качестве таких документов определены следующие [12].
1. Документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, или иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (разд. 3), среди них:
- документы, подтверждающие передачу прав на ОИС (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации ОИС, договор на использование товарного знака и тому подобные документы) (код вида документа - 03021);
- документы, подтверждающие введение в гражданский оборот на таможенной территории ЕАЭС товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский, дистрибьютерский договор, письменное согласие и тому подобные документы) (код вида документа - 03022).
2. Коммерческие документы и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров (разд. 4). В данном разделе отсутствуют категории документов, касающиеся основных видов документов, в которых может быть указана стоимость за использование ОИС (например, лицензионный договор). Вместе с тем в декларации таможенной стоимости такие документы предусмотрены. Приказом ФТС России [13] в графе 9а предусмотрены платежи за использование ОИС. Однако в ДТ (исходном таможенном документе) в графе 44 подтверждающая запись о сумме платежей за использование ОИС отсутствует. В связи с этим получателю товара практически невозможно минимизировать риски, связанные с решением об отказе в автовыпуске товара данной категории.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие лицензионного документа и сведений о нем в графе 44 ДТ в части соблюдения прав на ОИС автоматически не проверяется на предмет таможенной стоимости товара. Следовательно, в ходе автоматической проверки ДТ такая декларация с высокой долей вероятности автоматический контроль не пройдет, дополнительно требуя проверки таможенной стоимости товара.
Решением данной проблемы может стать установление связи между декларацией таможенной стоимости и графой 44 ДТ путем указания сведений о документах, в которых имеется информация о стоимости прав на ОИС. Для этого предлагается дополнить разд. 4 классификатора видов документов [12] пунктом «Документы о передаче прав на использование ОИС». Реализация данного предложения позволит решить существующие проблемы в технологии
автоматического выпуска ДТ, содержащих ОИС, в части проверки сведений по учету лицензионных платежей в таможенной стоимости.
В «Стратегии развития таможенной службы на период до 2030 года» главной целью определено формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [14].
Реализация сформулированных выше предложений позволит таможенной службе быть незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства, а именно сократить временные и финансовые издержки, связанные с перемещением товарного потока, содержащего ОИС, как участников ВЭД, так и государства в лице таможенных органов. Кроме того, законодательное закрепление указанных предложений позволит таможенным органам при возникновении рисков, связанных с перемещением через таможенную границу товаров, содержащих ОИС, единообразно автоматически совершать таможенные операции по выпуску таких товаров.
Использованные источники
1. Коммерсантъ. 2020. 7 мар. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4282597.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
4. Азбука нового кодекса: интервью начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Некрасова журналу «Таможня» (2010. № 11) [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/press/aktual-no/ document/19443.
5. Стамати Е. П., Павликов И. А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов // Экономические отношения. 2016. Т. 6. № 3. С. 67-72.
6. Приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Литова З. А. Сущность понятия «технология» на современном этапе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). С. 164-172.
8. Гетман А. Г. Особенности товарного потока, содержащего объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 178-185.
9. Гетман А. Г. Специфические риски в цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, 2019. С. 105-111.
10. Гетман А. Г. Декомпозиция международной цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Управленческое консультирование. 2019. № 4. С. 78-88.
11. Малевич Ю. В. Некоторые аспекты проектирования международных цепей поставок с учетом современных таможенных технологий // Таможенное администрирование в Евразийском экономическом союзе: сборник статей. СПб., 2017. С. 29-36.
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 08.10.2019) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org.
13. Приказ ФТС России от 27.01.2011 № 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2011 № 20482) // Российская газета. 2011. 22 апр.
14. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.