5. Domenach J.-M. Ce qu' il faut enseigner. Paris, Seuil, 1989. 190 p.
6. lioloie Aiogunde Komparativizm i pedagogicheskie issledovaniya. Perspektivy: voprosy obrazovaniya, 1991, no. 1, 93-101 pp. (In Russian)
7. Ob utverzhdenii Kontseptsii profil'nogo obucheniya na starshei stupeni obshchego obrazovaniya: [prikaz Minobrazovaniya RF ot 18.07.2002 no. 2783]. Available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)
8. Molchanov S.G. "Dukhovnye skrepy": innovatsionnaya tekhnologiya sotsializatsii. Chelyabinskii gumanitarii, 2013, no. 1, i. 22, pp. 66-85. (In Russian)
9. Molchanov S.G. Kak ispolnit' 4 razdel novogo FGOS DO? Detskii sad ot A do Ya, 2014, no. 5, pp. 4-21. (In Russian)
10. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Saint Petersburg, Norint, 1998. 1536 p. (In Russian)
11. Buslov E.V., Kudryavtsev Yu.A., Syrykh V.M. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob obrazovanii — strategicheskii put' sovershenstvovaniya obrazovatel'nogo zakonodatel'stva v Rossiiskoi Federatsii. Pravo i obrazovanie, 2001 no. 4 (iyul'), pp. 34-47. (In Russian)
12. Sovremennyi slovar' inostrannykh slov. Moscow, Russkii yazyk, 1993. 740 p. (In Russian)
13. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1985. 1600 p. (In Russian)
14. Bol'shoi illyustrirovannyi slovar' inostrannykh slov. Moscow, Russkie slovari, AST, Astrel', 2007. 957 p. (In Russian)
15. Rossiiskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya, 2003. 1888 p. (In Russian)
16. Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Dictionnaire de Pédagogie. Paris, Larousse Bordas, 1996. 288 p.
17. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1979. 1600 p. (In Russian)
18. Frantsuzsko-russkii slovar'. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannykh i natsional'nykh slovarei, 1962. 902 p. (In Russian)
19. Molchanov S.G. Kak podgotovit' programmu razvitiya doshkol'noi obrazovatel'noi organizat-sii. Detskii sad ot A do Ya, 2015, no. 5, i. 77, pp. 26-41. (In Russian)
Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего образования РФ, отличник просвещения РФ, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Molchanov S. G., doctor of pedagogical sciences, professor, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Павильч, А. А. Современные стратегии развития образования в Республике Беларусь [Текст] / А. А. Павильч // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 26-33.
УДК 37.0 ББК 74.04(3)
СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А. А. Павильч
В статье рассматриваются современные стратегии развития образования в Республике Беларусь, определяются основные направления реформирования национальной системы
образования. Прослеживаются последние изменения в законодательном обеспечении образования, анализируются нововведения в общем среднем образовании, затрагиваются проблемы оценки знаний. Излагаются основные принципы и идеи поликультурного воспитания в Республике Беларусь.
Ключевые слова: система образования Республики Беларусь, современные стратегии, Кодекс об образовании, реформирование, профильное обучение, тестирование, поликультурное воспитание.
Согласно «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», стратегической целью развития системы образования является предоставление возможности получения качественного образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями современного информационного общества, образовательными запросами граждан, развитием потенциала молодежи и ее вовлечением в общественно полезную деятельность. Для реализации стратегической цели необходимо создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний; обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе — среднего специального и высшего образования; вхождение национальной системы образования в мировое образовательное пространство [1].
Структура национальной системы образования, базирующаяся на Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об образовании и других нормативно-правовых актах, включает дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, а также дополнительное образование для взрослых. Общее среднее образование, в свою очередь, состоит из трех ступеней: начальное (1-4-е классы), базовое — обязательное (5-9-е классы) и среднее образование (10-11-е классы). Чиновники Минобразования РБ постоянно подчеркивают, что в республике уже созданы все необходимые условия для перехода на обязательное общее среднее образование. В 2000-е гг. планировался перевод среднего образования на двенадцатилетнее обучение с обязательными десятью классами обучения, но в 2008 г Администрацией Президента РБ было принято решение о возврате к одиннадцатилетней средней школе. С 2002 г. в учебных заведениях Республики Беларусь действует десятибалльная система оценки знаний.
В мае 2015 г Беларусь стала участником Болонского процесса. При этом включение
ее в единое европейское образовательное пространство было условным, поскольку до 2018 г. требовалось выполнение задач, прописанных в разработанной специально для Беларуси дорожной карте — плане действий на три года. В соответствии с ней предусматривалось введение трехуровневой системы высшего образования, создание независимого агентства по контролю качества, пересмотр практики распределения выпускников, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, а также академической свободы и автономии университетов. Смена в 2016 г. на посту министра образования умеренного реформатора Михаила Журавкова руководителем Коммунистической партии Беларуси Игорем Карпенко — крайним консерватором и сторонником советской идеологической модели — была оценена общественностью в качестве знака сворачивания болонской реформы.
На уровне Министерства образования постоянно констатируется отсутствие согласованности между общим средним и высшим образованием, гармонизация которых представляется возможной благодаря функционированию в школах профильных классов (профильное образование в Республике Беларусь было отменено в 2008 г.). С 2015 г. в учреждениях общего среднего образования действуют профильные классы педагогической направленности. Нынешний министр образования предлагает ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизации, которую, по его словам, в первую очередь следует связывать с осознанным выбором школьником своей будущей профессии, в то время как поступление в гимназию чаще всего продиктовано не желанием самих детей, а амбициями их родителей. Профильное образование также рассматривается в качестве потенциального способа приостановки массового репетиторства. На Республиканском педсовете, проходившем 23-24 августа 2017 г. в Минске, министр образования сравнил репетиторов с коррупционерами. Многие учителя, вовлеченные в школьный образовательный процесс, якобы заинтересованы не в проведении поддерживающих уроков, а в занятиях
репетиторством для подготовки детей к поступлению, что сопоставимо с «завуалированной формой коррупции» [2].
Вопрос о будущем белорусских гимназий начали активно обсуждать еще летом 2017 г Речь шла о том, что экзамены в них необходимо отменить, а на одаренного ученика имеет право любая школа. После заявлений министра образования о намерении отменить вступительные экзамены в гимназии в стране начались бурные обсуждения начавшихся тенденций к уничтожению подобных учреждений образования. Изначально отмену экзаменов в гимназии планировалось закрепить в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, однако парламентарии не поддерживали эту идею. Что касается самого проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании, то он до сих пор не внесен в Палату представителей.
Президент РБ 25 января 2018 г. подписал Указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них», согласно которому вступительные экзамены в пятые классы белорусских гимназий отменяются. Любое решение, принятое на уровне Президента, не подлежит отмене. Таким образом, ученики, закончившие обучение в четвертом классе гимназии, смогут продолжить в ней обучение. Конкретные направления действий в соответствии с Указом № 30, определяющим отмену экзаменов в пятые классы гимназий, появятся в течение двух месяцев. Такой срок дан Министерству образования для приведения в соответствие с Указом других нормативно-правовых актов и их последующей реализации.
Резонанс, вызванный Указом № 30, связан с общественным волнением относительно того, не повлечет ли коррупционных рисков отмена экзаменов в пятый класс гимназий, не скажется ли их исключение на уровне подготовки? Решение об отмене экзамена, по мнению представителей Министерства, было принято исключительно в интересах младших школьников, которые испытывают в данном возрасте ненужный стресс, переносят неоправданную психологическую нагрузку и подвергаются сильным эмоциональным переживаниям. В настоящее время осуществляется разработка проектов нормативных документов, касающихся процедуры и порядка зачисления в гимназии. Пока неизвестно, смогут ли учиться в гимназиях дети, не связанные с ними территориально. При приеме в первый класс основным принципом остается территориальная привязка места жительства ребенка к учреждению образования, хотя в Мин-
образования отмечают, что, наверное, не стоит жестко следовать такому порядку.
В то же время при поступлении в пятые классы гимназий-колледжей искусств конкурсный отбор сохранится и будет осуществляться по итогам творческих испытаний. Такой подход предоставит возможность обучения в этих учреждениях образования наиболее талантливым детям, имеющим природные задатки и желающим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с искусством. Чиновники Минобразования обещают во всех школах обеспечить возможность изучения отдельных предметов на повышенном, гимназическом уровне.
В Республике Беларусь сохранились традиционные выпускные экзамены за курс средней школы. В последние годы выпускники аттестуются по трем предметам, как в устной, так и в письменной форме. Обязательными являются экзамены по белорусскому или русскому языку (на выбор) и по математике. Третий экзамен определяют сами учащиеся. Выпускники гимназий и лицеев сдают этот экзамен как обязательный по одному из учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне.
Отличительной особенностью итоговой оценки знаний выпускников школ и будущих абитуриентов является централизованное тестирование (ЦТ), по результатам которого проходит зачисление в учреждения высшего и среднего специального образования. В Беларуси все испытания в тестовой форме проводятся одновременно для всех участников на всей территории страны. Это ставит их в равные условия, поскольку все испытуемые обеспечиваются одними и теми же заданиями независимо от количества участников по каждому предмету и места проведения тестирования. В соответствии с Указом, подписанным Президентом Республики Беларусь в начале января 2017 г., с 2017 г. можно сдавать тестирование по четырем дисциплинам, при этом четвертый тест сдается по желанию, как правило, учащимися, дополнительно страхующимися при выборе специальностей перед поступлением. В Республике Беларусь обязательным является тестирование по русскому или белорусскому языку (на выбор) как государственным языкам. Поскольку ЦТ по этим дисциплинам проводится в разные сроки, то теперь можно сдавать и русский, и белорусский языки. А вот сдать два иностранных языка невозможно, потому что ЦТ по всем иностранным языкам проходит в один день. Настоящим Указом определяется обязательность тестирования по двум дисциплинам, поскольку по некоторым специ-
альностям в качестве третьего экзамена установлено не ЦТ, а устное или творческое испытание. В тех случаях, если учащийся не явился на ЦТ по уважительной причине, предоставляется три резервных дня, в которые можно сдать три дисциплины. Выпускники педагогических классов с 2017 г могут не сдавать ЦТ, а пройти профессиональное собеседование по соответствующим специальностям. Сейчас тщательно отрабатывается программа подобного собеседования.
Централизованное тестирование нередко вызывает негодование со стороны педагогов, родителей и самих абитуриентов. Несмотря на регулярную корректировку содержания тестов, ежегодная практика тестирования выявляет нестыковку предлагаемых заданий с содержанием учебных программ, задания тестов часто выходят за их рамки. Постоянно констатируется повышенная сложность заданий, рассчитанных только на выпускников профильных классов, отмечается некорректное изложение заданий и формулировок предлагаемых вопросов. Отмечается, что по гуманитарным предметам тестирование является не самой удачной формой проверки знаний. Часто критика тестирования касается его продолжительности по времени, поскольку не всем абитуриентам удается полноценно выполнить предлагаемое для испытаний количество заданий (от 30 до 60) за отведенное для тестирования время (90-180 минут), которое отличается для каждой учебной дисциплины. При этом, на взгляд представителей общественности и чиновников Минобразования, именно благодаря ЦТ удалось если не полностью исключить, то хотя бы уменьшить коррупцию.
Опыт показывает определенное несоответствие между средним баллом аттестата и результатами централизованного тестирования. Время диктует необходимость изменить понимание выпускного экзамена за курс средней школы. По словам Министра образования, в перспективе после одиннадцатого класса вместо экзаменов предполагается сдача общеобразовательного теста, а после девятого класса экзамены будут независимыми. Их прием предлагалось поручить авторитетным учителям из других школ и учреждений образования. Одно из предложений касается изменения механизма проведения вступительной кампании. Для отдельных специальностей рассматривается целесообразным проведение специального собеседования до подачи документов в учреждение высшего образования, например, по педагогическому профилю.
По ряду других специальностей — введение внутренних экзаменов при поступлении.
Президент РБ и государственные чиновники регулярно отмечают несовершенство ныне действующей десятибалльной системы оценки знаний и настаивают на возвращении пятибалльной системы, при этом глава государства не считает данный вопрос действительно важным.
Традиционным предметом критики со стороны Президента являются школьные учебники. Глава государства, обращаясь к министерским чиновникам, постоянно подчеркивает, что существующие учебники и школьная программа слишком сложны для понимания и содержат много второстепенного материала. Реформирование школьных учебников связано с реализацией проекта «Базовый учебник», на который возложено повышение качества усвоения знаний. Проект обещает систематизированное изложение учебного материала в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. Главная проблема при создании учебников связана с наличием квалифицированных авторских коллективов. Министерство образования пригласило все учреждения высшего образования, Академию наук, региональные ИРО, творческих учителей к участию в конкурсе на написание новых учебников для школы. К сожалению, активное взаимодействие по данному направлению пока недостаточно налажено [3]. Корректировку учебных программ и доработку учебников Президент РБ взял под собственный контроль. Образцы новых учебников были представлены на Республиканском педсовете в августе 2017 г. Полное обновление учебников запланировано до 1 сентября 2019 г.
Анализ современного опыта составления учебной литературы по истории и обществоведению во многих странах постсоветского пространства показывает, что современное образовательное пространство не в полной мере обеспечивает формирование терпимости и взаимоуважения к другим народам и их культурам. Учебные средства нередко транслируют фактически и этически некорректную, эмоционально невзвешенную информацию. Представители государственной власти Республики Беларусь уделяют особое внимание недопустимости в образовательной среде в целом и в учебных средствах в частности спекулятивного использования нелицеприятных фактов истории любого народа, касающихся межэтнических или межконфессиональных конфликтов, с целью самооправдания и дальнейшего усугубления
противостояний. Вместо пропаганды ненависти и агрессии современные учебники должны стать образцом информационной корректности, предметом конструктивного осмысления и основой формирования толерантного сознания. Однако историко-культурная и образовательная практика свидетельствует, что во всем мире подобная работа над ошибками становится маловероятной в силу существования множества представлений о правильности и неправильности в поликультурном пространстве.
Важной стратегией современного образования является его соответствие мировым тенденциям, адекватность культурному разнообразию мира, удовлетворение запросов разных этнона-циональных, конфессиональных, социокультурных и профессиональных общностей, а в этой связи поликультурное образовательное пространство представляется идеальной педагогической средой, обеспечивающей усвоение многоплановых компетенций и развитие коммуникативных способностей. Поликультурное образовательное пространство рассматривается в качестве динамичной и самоорганизующейся системы, включающей в себя многомерные отношения между широким кругом его субъектов, процессы трансляции культурных ресурсов, усвоения знаний, развития умений и навыков [4].
Специальная теоретическая и тем более практическая разработка технологий систематической реализации принципов поликультурного образования и воспитания в конкретной системе образования затрудняется отсутствием цельной концепции поликультурного воспитания в силу того, что ее содержание должно быть непосредственно сопряжено с реальной проекцией культурного многообразия в социокультурном пространстве определенного локального общества. В частности, в Республике Беларусь концептуальные основы поликультурного образования пока не разработаны, в отличие от Российской Федерации и других стран постсоветского пространства. В соответствии с Концепцией развития поликультурного образования в Российской Федерации, учитывающей территориально-региональные особенности государства, этническое, языковое и религиозное разнообразие национальной культуры, в содержании поликультурного образования выделяются четыре взаимосвязанных компонента (этнокультурный, территориальный, общенациональный, мировой), обеспечивающие одновременно включенность человека в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации личности в качестве представи-
теля определенного культурного сообщества [5]. В формировании культурного кругозора, толерантности и компетенций межкультурного взаимодействия важную роль играет также преподавание основ религиозных культур и светской этики в школах РФ.
Идеи и принципы поликультурного воспитания лишь косвенно обозначены в ныне действующем Кодексе Республики Беларусь об образовании и связываются с приобщением обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям, с воспитанием культуры самопознания и саморегуляции личности, с формированием потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии (ст. 18 «Воспитание в системе образования») [6]. Поликультурному воспитанию посвящена отдельная глава Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, которая непосредственно акцентирует внимание на необходимости овладения представителями молодого поколения умением жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму (гл. 5 «Поликультурное воспитание») [7].
В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов. Следовательно, подготовка учащихся к жизнедеятельности в поликультурном мире предполагает:
- системное ознакомление молодежи с эт-нонациональным, социальным и конфессиональным многообразием мировой культуры;
- формирование высокой информационной и коммуникативной культуры;
- усвоение многоплановых компетенций межкультурного взаимодействия и способностей к установлению межкультурного диалога.
Актуальность и значимость поликультурного образования и воспитания определяются не только многоэтничностью, многоконфесси-ональностью, демографическим составом населения и геополитическими особенностями национальных государств [8]. Поликультурное воспитание обеспечивает способность к эффективным взаимодействиям между разными социальными, возрастными и гендерными категориями людей внутри и вне определенного общества. Задачи поликультурного воспитания имплицитно выполняет любая система образования через учебно-воспитательный процесс,
поскольку обеспечивает трансляцию социокультурного опыта и духовное освоение наследия мировой культуры. Организация поликультурного воспитания в условиях динамичных социокультурных процессов и современных цивилизационных вызовов соответственно требует безупречной компетентности самих педагогов и владения технологиями формирования навыков конструктивного взаимодействия [9, с. 137-138].
Среди всех гуманитарных дисциплин учебного стандарта межкультурным измерением в большей степени наделено преподавание языков, мировых культур и религий. В «Белой книге» отмечается, что, несмотря на преобладание определенных этнонациональных и религиозных акцентов в системе образования, процесс обучения должен максимально учитывать культурное и религиозное многообразие мира, чтобы глубже его понять, избежать предрассудков и стереотипов. В свою очередь, подготовку преподавателей необходимо ориентировать на усвоение соответствующих образовательных стратегий управления ситуациями, возникающими из многообразия, и на владение методологией конструктивного разрешения противоречий и конфликтов [9, с. 143].
Еще в 2017 г Министерство образования вынесло на общественное обсуждение проект новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании. В соответствии с ним предусмотрена возможность приема в первый класс детей до шести лет. В данном случае по представленным заявлениям родителей решение будет принимать руководитель учреждения образования. При этом не исключено, что в одном классе могут оказаться дети с возрастной разницей в один-два года. Психологи и врачи выражают обеспокоенность физиологической и психической неготовностью ребенка до шести лет к полноценному обучению, несмотря на опережающее развитие и интеллектуальную подготовленность многих детей в этом возрасте. Количество учеников в классах предлагается увеличить до 30 человек.
Согласно проекту нового Кодекса об образовании, планируется проведение факультативных занятий по субботам для всех школьников 5-8-х классов. Сейчас дополнительные занятия в шестой школьный день возможны только у старшеклассников 9-11-х классов. Факультативы по субботам уже восприняты общественностью как потерянное время в выходной день и насилие над ребенком, который не сможет достаточно отдохнуть от сильных учебных
нагрузок и нормально работать на протяжении следующей недели. Многие считают, что такой учебный день мог бы стать полезным для детей из неблагополучных семей, нуждающихся во внимании, заботе и социальной защите.
В новой редакции Кодекса об образовании также предлагается выдвижение на должность ректора нескольких кандидатур, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. До 1997 г. все ректоры учебных заведений Республики Беларусь также избирались. На протяжении более 20 лет назначение на должность ректора осуществляется Советом министров с согласованием кандидатуры у Президента.
На Республиканском педсовете в августе 2017 г Президент заявил о неспособности правительства эффективно выстроить структуру подготовки кадров в системе профобразования, о непринятии должных мер для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Чиновники анонсировали будущее сокращение набора в высшие учебные заведения Республики Беларусь, закрытие дублирующихся специальностей в разных вузах, определение их базовых профилей. Проблема с повторяющимися специальностями касается в первую очередь экономических и юридических профилей, образование по которым можно получить в разных учреждениях высшего образования. В отдельных же заведениях полностью совпадающие специальности обнаруживаются даже на разных факультетах.
Образовательное пространство в Республике Беларусь, как и во многих других государствах, пребывает в поисках стабильной модели своего развития, одновременно пытаясь быть в ритме с современными тенденциями и испытывая на себе немало изменений и нововведений, разных по результативности и конструктивности. Далеко не все из них повысили качество образовательных процессов, хотя преподнесли немало уроков неудачного экспериментаторства и вызвали боязнь радикальных и вредоносных изменений в системе образования. Вовлеченные в постоянное реформирование чиновники в меньшей степени заботятся о комфорте детей, о статусе смиренно работающих за жалкую заработную плату учителей и преподавателей вузов, задавленных постоянным увеличением объема учебной нагрузки, обремененных бесполезным бумаготворчеством, отвлекающим от учебного процесса и губящим время, так необходимое для педагогического творчества и научно-исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Образование в Республике Беларусь [Текст] : статистический сборник. — Минск : Нац. стат. ком. РБ, 2017. — 220 с.
2. Что ждет белорусское образование : тезисы Карпенко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sputnik.by/society/20170824/1030466849/tezisy-ministra-karpenko-na-respublikanskom-pedsovete.html.
3. О результатах работы системы образования Республики Беларусь в 2015 г. и основных направлениях ее развития и совершенствования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nastgaz.by/o-rezultatah-raboty-sistemy-obrazov.
4. Павильч, А. А. Традиции, концептуальные основания и педагогические модели поликультурного воспитания [Текст] / А. А. Павильч // Выхаванне i дадатковая адукацыя. — 2015. — № 11. — С. 3-7.
5. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu-resource.net.
6. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-3 от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm.
7. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : концепция [Текст]. — Минск : НИО, 2015. — 64 с.
8. Павильч, А. А. Сущность поликультурного воспитания [Текст] / А. А. Павильч // Подготовка старшеклассников к жизни в поликультурном мире : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешкольн. воспитания и обучения / А. С. Лаптенок, Е. И. Луговцова, А. А. Павильч. — Минск : НИО, 2012. — С. 5-24.
9. Павильч, А. А. Компаративные исследования культурного разнообразия : методологический опыт и коммуникативная проекция [Текст] / А. А. Павильч. — Минск : МГЛУ, 2017. — 168 с.
For citation: Pavilch, A. A. Modern strategies of education development in the republic of Belarus [Text] / A. A. Pavilch // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 26-33.
MODERN STRATEGIES OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS
A. A. Pavilch
The article examines modern strategies for the development of education in the Republic of Belarus, determines the main directions for reforming the national education system. Recent changes in the legislative support of education are traced, innovations in general secondary education are analyzed, problems of knowledge assessment are touched upon. The main principles and ideas of multicultural education in the Republic of Belarus are outlined.
Keywords: education system of the Republic of Belarus, modern strategies, Code of education, reforming, specialized education, testing, multicultural education.
References
1. Obrazovanie v Respublike Belarus'. Minsk, Nats. stat. kom. RB, 2017. 220 p. (In Russian)
2. Chto zhdet belorusskoe obrazovanie: tezisy Karpenk, available at: https://sputnik.by/ society/20170824/1030466849/tezisy-ministra-karpenko-na-respublikanskom-pedsovete.html. (In Russian)
3. O rezul'tatakh raboty sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus' v 2015 g. i osnovnykh napravleniyakh ee razvitiya i sovershenstvovaniya na 2016-2020 gg, available at: http://nastgaz. by/o-rezultatah-raboty-sistemy-obrazov. (In Russian)
4. Pavil'ch A.A. Traditsii, kontseptual'nye osnovaniya i pedagogicheskie modeli polikul'turnogo vospitaniya. Vykhavanne i dadatkovaya adukatsyya, 2015, no. 11, pp 3-7. (In Russian)
5. Kontseptsiya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii, available at: http:// edu-resource.net. (In Russian)
6. Kodeks Respubliki Belarus' ob Obrazovanii 243-Z ot 13.01.2011 g, available at: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm.
7. Nepreryvnoe vospitanie detei i uchashcheisya molodezhi v Respublike Belarus': kontseptsiya. Minsk, NIO, 2015. 64 p. (In Russian)
8. Laptenok A.S., Lugovtsova E.I., Pavil'ch A.A. Sushchnost' polikul'turnogo vospitaniya. In: "Podgotovka starsheklassnikov k zhizni v polikul'turnom mire", Minsk, NIO, 2012, pp. 5-24. (In Russian)
9. Pavil'ch A.A. Komparativnye issledovaniya kul'turnogo raznoobraziya : metodologicheskii opyt i kommunikativnaya proektsiya. Minsk, MGLU, 2017, 168 p. (In Russian)
Павильч Александр Александрович, заведующий кафедрой педагогики и психологии УО «Белорусский государственный экономический университет», доктор культурологии, профессор, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: [email protected]
Pavilch A. A., doctor of culturology, professor, Belarus State Economic University (BSEU), Belarus, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Сичинский, Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование : к вопросу о формировании понятийного аппарата [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 33-40.
УДК 377 ББК 74.57
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИЛИ ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА
Е. П. Сичинский
В последние годы в качестве ориентира развития отечественной системы профессионального образования предлагается немецкая дуальная модель обучения. В статье показано, что в документах органов управления профессиональным образованием отсутствует единая терминология, обозначающая данную модель, и продемонстрированы внутренние противоречия предлагаемого официального понятийного аппарата. На основе анализа классической немецкой дуальной модели сделаны выводы о ее несоответствии федеральному законодательству и предложены меры по его совершенствованию. Автор обосновывает необходимость использования применительно к российскому профессиональному образованию понятия «практико-ориентированное образование».
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальное обучение, практико-ориенти-рованное образование.
Прочные связи между профессиональными образовательными организациями и предприятиями были одним из отличительных признаков советской системы подготовки кадров. Принцип сотрудничества между ними был закреплен в ряде статей закона РСФСР «О народном образовании» от 02.08.1974. В частности, статья 58 «Взаимоотношения средних профессионально-технических училищ с базовыми предприятиями» определяла, что СПТУ, специализирующиеся на подготовке квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства, создают-
ся в установленном порядке на базе предприятий, объединений, организаций. Статья 60 закона подчеркивала, что производственная практика учащихся СПТУ является важной составной частью профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и проводится на передовых предприятиях, в объединениях, организациях, в цехах, на участках и рабочих местах, оснащенных современной техникой, с прогрессивной технологией и высоким уровнем организации труда.
Сотрудничество между производством и профессиональным образованием закреплялось