Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (1991–2011 гг.)'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (1991–2011 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гимназия / реформирование / национальное образование / этапы / gymnasium / reforming / national education / stages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. М. Киптик

Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Беларуси (1991–2011 гг.). Проанализированы научные публикации, затрагивающие изучение данной проблемы. Отмечено, что социально-экономические условия исследуемого периода в значительной степени повлияли на последующее развитие системы образования в целом, и в частности гимназического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF GYMNASIA EDUCATION IN REPUBLIC OF BELARUS (1991–2011)

Article is devoted to questions of formation of gymnasia education in Belarus (1991-2011). The scientific publications affecting studying of this problem are analysed. It is noted that social and economic conditions of the studied period, have substantially influenced the subsequent development of an education system in general, and in particular gymnasia education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (1991–2011 гг.)»

УДК 373.574(035.3)

А. М. Киптик

Аспирант, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: канд. пед. наук, заместитель начальника центра развития образования,

УО БГПУ им. М. Танка Невдах С. И.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (1991-2011 гг.)

Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Беларуси (1991— 2011 гг.). Проанализированы научные публикации, затрагивающие изучение данной проблемы Отмечено, что социально-экономические условия исследуемого периода в значительной степени повлияли на последующее развитие системы образования в целом, и в частности гимназического образования.

Ключевые слова: гимназия, реформирование, национальное образование, этапы.

Введение

Возрождение исторических форм национального образования - классических гимназий, лицеев - актуализировало обращение к педагогической мысли и опыту прошлого. Проблема гимназического образования во все исторические периоды развития человеческого общества уже не раз ставилась в отечественной педагогике. Многими исследователями замечено, что особое значение в реформировании отечественного образования на сегодняшний день имеет изучение и осмысление исторического опыта образовательных преобразований, который с позиции сегодняшнего дня, содержит значительное количество научных идей и практического опыта, необходимых для обогащения познавательного арсенала современной педагогической науки.

Неоспорим и тот факт, что развитие гимназического образования в Беларуси было теснейшим образом связано с социально-экономическими, культурными изменениями, происходящими в обществе анализируемого периода. В связи с этим правомерным являлось совершенствование структуры общеобразовательной школы и содержания образования в ней.

Необходимо отметить, что гимназии как вид образовательного учреждения прекратили свое существование в 1917 г. и возродились вновь в конце 80-х гг. XX в. В истории гимназического образования период 1991-2011 гг. занимает особое место. Именно в эти годы были предприняты первые попытки воссоздания в Беларуси современных гимназий. Определяющее значение при этом имело изучение, осмысление, обобщение отечественного и зарубежного исторического опыта в области гимназического образования.

Целью данной работы является историко-теоретический анализ проблемы становления и развития национального гимназического образования в Беларуси (1991-2011 гг.), выявление актуальных для современной науки и практики продуктивных педагогических идей развития гимназического образования в современных условиях.

Методы исследования. В процессе выполненной работы были использованы следующие методы: диалектический метод, согласно которому исследуемые явления рассматриваются в процессе их возникновения, непрерывного развития, в их органическом единстве и взаимосвязи; сравнительно-сопоставительный, историко-ретроспективный, хронологический методы, метод актуализации, обобщения и систематизации исторических фактов, анализа статистических данных, архивных и опубликованных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение

В свете обновления системы образования ключевой задачей педагогической общественности стало оперативное реагирование на качественные изменения, которые произошли в общественно-экономическом устройстве суверенного государства в 1991-2011 годы. В эти годы получили научное обоснование принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые

© Киптик А. М., 2017

положения об общеобразовательных школах, в которых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ). В связи с этим важной областью научных исследований становится комплексное изучение интеграционных процессов, происходивших в сфере школьного образования в исследуемые годы.

В контексте рассматриваемой в статье проблемы необходимо почеркнуть, что богатый материал для теоретических обобщений и выводов относительно становления и развития гимназического образования в Беларуси (1991-2011 гг.) содержат в себе труды белорусских ученых: С.А. Умрейко, В. Чапко, В.С. Поссе, Э.А. Пастуховой, Г.В. Радченко, А.В. Трухана, В.В. Чечета. В поле зрения их научной и практической педагогической деятельности были теоретические и прикладные направления развития национальной школы; исторический опыт и тенденции развития гимназического образования в Беларуси (XIX - начало XX в.). Эволюция содержания гимназического образования в исследуемый исторический период представлена в исследованиях Е.Л. Евдокимовой; сравнительный анализ различных моделей содержания гимназического образования во многих странах мира, в том числе и в дореволюционной России, содержат труды В.А. Капрановой; научно-методические аспекты гимназического образования представлены в монографии Р.И Таран «Педагогика гимназического образования». В работе Р.И. Таран излагается « ... концепция учебного заведения, дающего общее среднее образование на повышенном уровне, - гимназии, основанная на научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию, представлена структура управления гимназией, системный дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами, раскрываются особенности содержания гимназического образования, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности на основе генотипа и фенотипа, анализируются результаты деятельности гимназии, нацеленной на воспитание личности интеллигентной, физически здоровой, с широкими интеллектуально-творческими возможностями» [1, 3].

В целом можно отметить, что научное осмысление отдельных сторон становления и развития национального гимназического образования, как показало исследование, имеет свою предысторию.

Необходимо признать, что изменение социокультурной ситуации с 1991 по 2011 г. повлекло за собой радикальные изменения в образовательной сфере, коснувшиеся общеобразовательной школы. Новые типы учебных заведений включались в единое образовательное пространство страны и являлись составной частью системы непрерывного образования Беларуси. Но основным типом учебного заведения в Республике Беларусь оставалась общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами. В отличие от средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях нового типа учебный процесс осуществлялся на основе отдельных учебных планов, в которые, наряду с общеобразовательными предметами, были введены профилирующие курсы. Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа отличался и формой организации обучения: наряду с классическими формами обучения (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в гимназиях проводились лекции, семинарские, практические занятия, лабораторные работы, практикумы, контроль знаний учащихся в форме коллоквиумов, зачетов, экзаменов.

На основе документальных материалов установлено, что реформа, начатая в Республике Беларусь в 1994 году, предусматривала ряд мер по совершенствованию форм, содержания общеобразовательной школы, предполагала перевод школы на качественно новый уровень при сохранении лучших достижений советской школы. И, начиная с 90-х гг. ХХ века, в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс в сфере образования, который непосредственно предопределил статус отечественного гимназического образования [2].

Комментируя данное положение, важно заметить, что законодательную базу данной области составляли: Конституция Республики Беларусь, Законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятые в 1991-1992 гг. В 1993 г. в Беларуси - первой среди республик на постсоветском пространстве был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция реформы общеобразовательной школы» (Постановление Совета Министров РБ от 21.08.1996 г., № 554) и Программа ее реализации, в которой были определены и охарактеризованы организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в

развитии ступеней общего образования (1996 г.); «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др. Национальная система образования развивалась в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 20062010 гг., а также принятой в 2004 году Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). Согласно с принятыми в Республике Беларусь основополагающими документами, новые типы учебных заведений включались в единое образовательное пространство страны и являлись составной частью системы непрерывного образования Беларуси.

Из анализа материалов исследования видно, что переход школы на новое содержание образования, начавшийся в 1994 учебном году, занял четырнадцать лет. В 2000 г. белорусские школы перешли на 12-летнее обучение, однако реформа 2008 года вернула школы к 11 -летнему обучению. Перестройка школьного образования требовала изменений в структуре гимназического образования. В условиях появления образовательных учреждений нового типа остро был поставлен вопрос о методологических, содержательных основах функционирования школ нового типа [3].

Таким образом, сама логика развития системы гимназического образования позволяет заключить, что внутри исследуемого периода необходимо обозначить более детальную периодизацию становления и развития гимназического образования в Беларуси(1991-2011 гг.), представляющую собой исторически и логически завершенные этапы решения проблемы. В структуре историографии по исследуемой проблеме нами условно выделено три основных этапа становления и развития гимназического образования в Беларуси: содержательно-регулятивный (1991-2002 гг.), содержательно-целевой (2002-2006 гг.), содержательно-деятельностный (20062011 гг.).

Первый этап - содержательно-регулятивный (1991-2002 гг.), наступил с придания Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР статуса закона (25 августа 1991 г.). Данный этап характеризуется появлением и распространением гимназии как нового типа общеобразовательной средней школы:

нового тип

темой становятся вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образования;

• 1994 г. - ознаменовался некоторым спадом роста сети гимназий на территории Беларуси, что объяснялось «перенасыщением» образовательного рынка учреждениями нового типа;

• 2002 г. - в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании в Республике Беларусь». В соответствии со ст. 14 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики стали относиться к национальной системе образования Республики Беларусь [4].

Будет уместно выделить, что « ... в 1990-е годы в Беларуси возникало движение педагогов-исследователей под научным руководством докторов педагогических наук А.И. Кочетова, А.П. Сманцера. Открывались первые гимназии, каждая из них - авторская, экспериментальная, созданная на основе концепций их создателей и первых директоров Л.А. Лабодаевой, А.И. Добриневской, Б.Ф. Контаровича, Р.И. Можджер (Таран) и других» [1, 24].

Второй этап - содержательно-целевой (2002-2006 гг.). Это период качественных преобразований в формах, содержании гимназического образования. В общеобразовательных школах прочно закрепились гимназические классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов. Значительно выросла сеть учреждений нового типа: в 2004 году в Республике Беларусь действовали 115 гимназий и 100 школ с углубленным изучением предметов; в 2005-2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990-1991 учебном году) [5]. Следует отметить, что Законом об образовании Республики Беларусь (2002 г.) была определена общая структура национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса. Начиная с 2002-2003 учебного года,

ем и ра

1991-1993 гг. - школы нового типа получают свое активное развитие. Центральной

начался планомерный переход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения. Этот период характеризуется созданием нормативной и учебно-методической базы для гимназических классов и классов с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов. В 2004 г. была разработана «Концепция профильного обучения». Ее апробация велась в течение нескольких лет на экспериментальных площадках [6].

Основой реализации профильного обучения стал Типовой учебный план для XI-XII классов общеобразовательных учреждений (2006), который вводился в действие в 2008-2009 учебном году. Данным документом были определены основные направления профессионального самоопределения старшеклассников (естественнонаучное, социокультурное, гуманитарное, профессионально-технологическое) с профилями для каждого направления. В эти годы широко развернулась работа по подготовке новых учебных планов и программ, новых учебников и учебных пособий. При разработке программ, пособий для гимназий, гимназических классов учитывался мировой педагогический опыт. При этом следует подчеркнуть, что в круге проблем содержания гимназического образования предусматривалось нахождение оптимального соотношения его компонентов, способов дифференциации, степени использования новых информационных технологий.

Третий этап - содержательно-деятельностный (2006-2011 гг.) - начинается с принятия Программы развития национальной системы образования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2006 г., Закона Республики Беларусь от 05.07.2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы». В 2007 году Министерством образования Республики Беларусь был утвержден и впервые введен в действие образовательный стандарт «Общее среднее образование». Этот нормативный документ содержал общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования; срокам обучения, типам общеобразовательных учреждений; обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов; обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся; уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации учащихся (изменения и дополнения в данный документ были внесены в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 15 от 17 июля 2008 г.). Структурными компонентами образовательного стандарта являлись образовательные стандарты по учебным предметам, которые определяли цели, задачи, структуру и объем содержания образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебного предмета на I, II и III ступенях общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях (классах) с белорусским и русским языками обучения и устанавливали соответствующие требования к уровню подготовки учащихся. Наряду с Законом «Об общем среднем образовании» стандарт являлся основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона [7]. Этот этап (2006-2011 гг.) характеризуется внедрением в гимназическое образование разнообразных учебных планов и программ, новых дидактических средств и педагогических технологий, поиском оптимальных организационных форм и методов, новых механизмов нормативно-правового обеспечения и научных подходов к организации образовательного процесса, повышением профессионального уровня педагогических кадров, мониторингом инновационных процессов. Важным событием для системы образования в эти годы стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране была решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования [8].

В связи со сказанным правомерно отметить, что одним из приоритетных направлений развития школы нового типа в исследуемый исторический период, явилось вариативность образовательных систем, гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. Обозначилась тенденция к расширению самостоятельности учебных заведений нового типа (свобода в создании учебных программ, составлении расписания, ориентации содержания обучения на развитие умений каждого ученика к поиску новых знаний, составляющих основу теоретического мышления). Но расплывчатость и неопределенность целевой установки проводимых школьных реформ в обозначенный исторический период (1991-2011 гг.), отсутствие четко сформулированных задач стало одной из причин, сдерживающих развитие гимназического образования, соответствующего статусу новой школы.

Выводы

Анализ проблемы становления и развития национального гимназического образования в Беларуси (1991-2011 гг.), позволил выявить наиболее актуальные педагогические идеи относительно развития национального гимназического образования в современных условиях. Так, в ходе исследования мы пришли к выводу, что образовательная политика в рамках исследуемого исторического периода в значительной степени сохраняла традиции и использовала опыт советской школы; активные поиски наиболее оптимальных путей развития гимназического образования были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки; трансформационные процессы, происходящие в школьном образовании, в первую очередь были направлены на апробацию новых технологий обучения, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие национальной образовательной системы в новых условиях.

В рамках выполненной работы предложена и обоснована внутренняя периодизация развития гимназического образования в Беларуси на фоне выбранного исторического отрезка, исходя из совокупности условий и факторов, отражающих как внутренние, так и внешние аспекты исследуемой проблемы.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Таран, Р. И. Педагогика гимназического образования : монография / Р. И. Таран. - Гродно : ГрГУ, 2007. - 223 с.

2. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублт Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844.

3. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / сост. С. С. Ветохин. - Минск : РИВШ БГУ, 2001. - 70 с.

4. Закон Республики Беларусь 5 июля 2006 г., № 141-З «Об общем среднем образовании» // Национальный реестр правовых актов. - 2006. - № 99.

5. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1990-2005 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. - Минск : ГИАЦ Министерства образования, 2005. - 58 с.

6. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы) от 24.09.2004, № 893.

7. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.10. 2008, № 96.

8. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 13. - 2/1795.

Поступила в редакцию 13.09.17

A. M. Kiptik

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF GYMNASIA EDUCATION IN REPUBLIC OF BELARUS (1991-2011)

Article is devoted to questions of formation of gymnasia education in Belarus (1991-2011). The scientific publications affecting studying of this problem are analysed. It is noted that social and economic conditions of the studied period, have substantially influenced the subsequent development of an education system in general, and in particular gymnasia education.

Keywords: gymnasium, reforming, national education, stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.