> Начать процесс восстановления как можно раньше - с первых двух дней инсульта, если позволяет состояние больного. Это не только ускорит возобновление утраченных функций, но и предотвращает развитие осложнений (пролежней, пневмонии и
др.).
> Последовательность и комплексность лечебных и профилактических методов. Необходимо задействовать оптимальное число методов, нацеленных на устранение возникшего дефекта.
> Проводить лекарственную и нелекарственную терапию систематически и детально - в течение месяцев, а иногда и лет.
> В восстановлении важная роль отводится усилиям семьи больного и его самого. От того, насколько правильно осуществляется помощь и в какой мере оказывается поддержка со стороны близких, зависит, насколько быстро пойдёт процесс восстановления, сможет ли заболевший вернуться к привычной жизни, будет ли устранена его нетрудоспособность [6].
Проведённое нами исследования в клиниках и реабилитационных центрах Санкт-Петербурга показало, что использование средств лечебной и адаптивной гимнастики при нейромоторной реабилитации последствий инсульта, определило эффективность их применения. В комплексе лечебной физической культуры ведущее место занимает лечебная гимнастика. Все виды лечебной гимнастики (пассивная, активная, сегментарная, подвешивание, мышечная подготовка, бальнеотерапия) достигают терапевтического эффекта благодаря регулированию степени требуемого усилия.
Адаптивная гимнастика используется как средство социализации лиц, перенёсших инсульт. Направленными упражнениями будут являться все возможные физические действия, способствующие восстановлению навыков необходимых в быту и по возможности на производстве (мелкая моторика, трудотерапия).
Разработанная комплексная методика восстановления основных двигательных функций (двигательных действий) человека, перенёсшего инсульт, включает средства лечебной гимнастики, адаптивной гимнастики и психоре-гулирующую тренировку (аутогенное воздействие). Все
эти средства применяются на основе сопряжения ритма физических упражнений и музыкального ритма.
Сопряжённый метод воздействия двигательного и музыкального ритма заключается в совпадении сильного или основного движения с сильной долей музыкального такта, что является более эффективным средством при восстановлении основных движений у людей в постинсультном периоде.
Разработанная методика тест-контроля позволяет оценить восстановление основных двигательных функций (двигательных действий) верхней конечности, нижней конечности, позы сидения, позы стояния, ходьбы - в более конкретных единицах. Это даёт возможность оценить успешность нейромоторной реабилитации и при необходимости корректировать комплексную динамику использованных средств восстановления.
Литература
1. Амосов, В.Н. Инсульт. Лучшие методы реабилитации / В.Н. Амосов. - СПб.: Вектор, 2010. - 128 с. -(Семейный доктор).
2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998. - 608 с.
3. Ишанова, О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35 летнего возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.В. Ишанова; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет; Волжский институт строительства и технологий. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 22 с.
4. Нервная система и органы чувств: курс лекций / под ред. канд. мед. наук Ф.В. Судзиловского. - Л., 1956. - 90 с.
5. Робэнеску, Н. Нейромоторное перевоспитание / Н. Робэнеску; пер. с рум. д-р С. Дуван. - Бухарест: Медицинское изд-во, 1978. - 268 с.
6. Фирилёва, Ж.Е. Педагогические аспекты нейромо-торной реабилитации лиц, перенёсших инсульт: монография / Ж.Е. Фирилёва. - М.: Изд. дом «Академия естествознания», 2015. - 152 с.
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фролова Валентина Николаевна,
ст. преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования» Шилова Людмила Николаевна,
доцент кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт
развития образования» к. п. н.
MODERNMETHODS OF ASSESSMENT AND SELF - ASSESSMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION АННОТАЦИЯ
В статье представлены современные, отличные от традиционных, способы оценки и самооценки профессиональных компетенций слушателей в системе постдипломного образования. Авторы рассматривают подходы к оценке сформированности профессиональных компетенций педагогов при реализации программ дополнительного профессионального образования, связанных с освоением технологии проектной деятельности.
ABSTRACT
The article discusses modern, different from traditional, methods of professional competence assessment and self -assessment in postgraduate education. The authors offer some approaches of professional competence evaluation in postgraduate education regarding project activity technology.
Ключевые слова: качество постдипломного образования, оценка уровня образования, квалификация, профессиональные компетенции, проектная деятельность, технологическая карта.
Key words: the quality of postgraduate education, assessment of educational level, qualification, professional competence, the project activity, a technology card.
В традиционном понимании качество постдипломного образования определяется как степень соответствия результатов подготовки педагогов поставленным целям, которые направлены на формирование и развитие профессиональных компетенций, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Квалификация рассматривается сегодня как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенций педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.
Профессиональную компетентность педагогических работников следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога, способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагогического работника среднего профессионального образования можно выделить наиболее значимые умения:
• дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора технологий, адекватных форм, методов и средств обучения;
• проектировочные умения - интегративные умения моделировать конструировать и проектировать образовательный процесс.
Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована и оценена через разработку инструментария, адекватного содержанию выделенных умений.
Оценка уровня (качества) профессиональной компетентности слушателей по программам повышения квалификации осуществляется по результатам итоговой аттестации.
На наш взгляд, одним из эффективных способов организации итоговой аттестации программ дополнительного профессионального образования, связанных с освоением технологии проектной деятельности является защита выполненного проекта.
Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее), и тем самым, приблизить более совершенное будущее. Проектная деятельность содержит: анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск, обработку, анализ и синтез информации, оценку полученных результатов. Проектная деятельность относится к разряду
инновационной, так как предполагает преобразование реальной действительности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Разработка проекта любого типа остается наиболее трудоемким и одновременно ответственным видом в деятельности педагога.
В качестве продуктов проектной деятельности на кафедре теории и методики профессионального образования (образовательная программа дополнительного профессионального образования «Проектирование образовательной деятельности в системе профессионального образования на основе требований ФГОС» - объем по УТП 144 часа) слушатели представляют проект учебного занятия, разработанный на основе структурированной электронной технологической карты.
Технологическая карта - это паспорт проекта учебного занятия, учебного (ученического) проекта. В технологической карте представлены в системе главные параметры проектирования, обеспечивающие эффективность и качество образовательного процесса. Основными компонентами технологической карты являются: цель проекта, методы и средства обучения, контроль и оценка освоения содержания учебного занятия.
Цель проекта - основной элемент достижения планируемого результата. При проектировании образовательной деятельности учитываются требования к постановке триединства цели: обучающей (учебной), развивающей, воспитывающей.
При проектировании обучающей цели предлагаются три уровня целеполагания: знание, понимание, применение. Уровневый подход к проектированию учебных (обучающих) целей основан на таксономии педагогических целей в познавательной сфере американского психолога Бенджамина Блума.
Постановка развивающей цели предполагает учет профессионально важных качеств специалиста (ПВК). ПВК - «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее освоения» [6, с. 66]. В исследованиях В.Д. Шадрикова выделены общие способности к любому виду деятельности, например, способности памяти, воображения, мышления, представления и т.д.
Формулирование воспитывающих целей основывается на требованиях к формированию общих компетенций (ОК). Общие компетенции, как условие интеграции выпускника в социально-трудовые отношения, являются практически универсальными для всех профессий и специальностей, но их формулировки слишком объемны при реализации целей одного учебного занятия. При проектировании воспитывающей цели содержание общих компетенций раскладывается на доминирующие результаты, на основе анализа содержания, которых определяется воспитывающая цель.
Методы обучения разрабатываются на основе классификации, предложенной в современной педагогической дидактике: по степени самостоятельности и творчества
обучающихся; по источнику информации; по этапам учебного занятия; по способам взаимодействия педагога и обучающихся.
Средства обучения располагаются по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия обучающегося и включают: простые, сложные, технические (обучающие, контролирующие) средства обучения. При разработке средств обучения используется классификация польского дидакта В. Оконя.
Оценка освоения содержания учебного занятия основывается на дидактических критериях и требует разработки новых форм и методов контроля. Объектом контроля и оценки является обучающая цель учебного занятия. Технология организации контроля зависит от того, какой уровень обучающей цели оценивается: уровень знает, уровень понимает или уровень применяет. Формат технологической карты представлен в таблице 1.
Технологическая карта проекта учебного занятия
Таблица 1
Код, наименование Профессионального модуля (ПМ), Междисциплинарного курса (МДК), Учебной дисциплины (УД) (заполняются точно в соответствии с ФГОС)_
Тема учебного занятия
Тип учебного занятия
Организационная форма проведения учебного занятия
Обучающая цель учебного занятия: Знает, понимает, применяет
Развивающая цель учебного занятия
Воспитывающая цель учебного занятия
Методы обучения: Традиционные методы:
• по степени самостоятельности и творчества обучаемых;
• по источнику учебной информации;
• по этапам учебного занятия;
1 группа
2 группа
• по степени взаимодействия преподаватель-обучающиеся: авторитарный, демократический стиль Интерактивные методы:
не имитационные, имитационные
Средства обучения. Простые:
Словесные, визуальные
Сложные:
Технические:
информационные
дидактические
контролирующие
Контроль и оценка учебных достижений обучающихся
Объект оценивания (обучающие цели): знает, понимает, применяет Формы и методы контроля_
В оценке результатов проектов, прежде всего, участвуют его непосредственные исполнители - педагоги профессионального образования - слушатели курсов повышения квалификации. Проект как результат оценивается на соответствие его первоначальному замыслу и точное соблюдение технологии выполнения. Оценка проекта учебного занятия осуществляется на основе технологии «модерация».
Модерация - это способ проведения и оценки учебных занятий, который приводит к эффективным результатам и дает возможность всем участникам принять общее решение как свои собственные.
Метод модерации отличает:
• четкое структурирование всего процесса обсуждения результатов проектной деятельности и принятие решения в соответствии с заявленными целями;
• специфические требования к результатам проектной деятельности, когда каждый участник проектной деятельности оценивает по заданным критериям продукт всех участников, в том числе и свой. В качестве критериев используются следующие характеристики презентации проектов: точное соблюдение
технологии разработки проекта, доступность и практико-ориентированность проекта, эстетика оформления и культура представления проекта, регламент представления проекта. Презентация проекта оценивается баллами от 0 до 5 по всем представленным критериям. По результатам оценки проектов проводится рейтингование полученных от экспертов (слушателей) оценок. Рейтинговая оценка проекта учебного занятия представлена в таблице 2.
Одной из важных составляющих оценки профессиональных компетенций является самооценка слушателями собственных достижений через проведение рефлексии. Рефлексия в переводе с латинского - «обращение назад». Самооценка собственных достижений слушателей в ходе изучения учебных материалов проводится в форме презентации, которая выполняется на основе электронной таблицы.
При подготовке презентации «Самооценка собственных достижений» слушатели используют предложенные рекомендации, позволяющие корректно заполнить таблицу.
Рекомендации по подготовке презентации
Подумайте, что Вы можете записать в каждой из четырех колонок таблицы.
Таблица 2
Рейтинговая оценка проекта учебного занятия_
Эксперты / Критерии оценки 1 2 3 4 N Сумма Ранг
• Точное соблюдение технологии разработки проекта; • Доступность и практикоориентированность проекта; • Эстетика оформления и культура представления проекта; • Регламент представления проекта
Таблица 3
Самооценка собственных достижений слушателей_
События Результаты Процессы Оценка
1.
2.
Возможно, вы запишите следующее:
1. События, связанные с этапами развития Вашей жизни, новыми впечатлениями, профессиональными приобретениями, а может быть...
2. Результаты - это эффект, который вы получили в ходе совершения этих событий, а может быть разочарования, неудачи или профессиональные, личностные приобретения
3. Процессы. Возможно - указывается, что Вы конкретно делали в рамках этих событий. Каждое событие может сопровождаться выполнением нескольких процессов.
4. Оценка.
Хотелось бы увидеть эмоциональную оценку, сопровождающую завершение каждого события (например, восторг, расслабление, напряженность, страх, счастье, спокойствие, сожаление, злость и пр.)
В колонке результаты можете подумать над следующими Вашими приобретениями:
• состояние большей уверенности;
• лучшее понимание себя;
• получение своего положительного имиджа;
• понимание или принятие других;
• получение новых навыков и умений.
Иначе говоря, хотелось бы увидеть, что с Вами произошли качественные изменения, выраженные терминами: новый, лучше, качественнее, отражающими Ваше новое состояние, что можно определить, как собственное саморазвитие, собственное изменение.
В колонке процессы, как правило, отражаются следующие моменты:
• обдумывание и выход на новые идеи;
• проверка чего-то нового;
• вхождение в неизвестное;
• обдумывание прошедшего;
• попытка достичь цели.
Вы, наверное, заметили, что процессы находят свое выражение в действиях. Каждый из Вас выполнял различные действия: умственные, физические, эмоциональные. Активная вовлеченность в действия позволяет развиваться, изменяться, творить, искать новые решения. Подумайте, сделайте попытку анализа своих приобретений или неудач, что поможет Вам в профессиональной карьере, а может быть просто в осуществлении профессиональной деятельности.
Литература
1. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. -Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8). - с. 26-44.
2. Исаева Т.Е. Классификация профессионально -личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4 - Ростов-н/Д: Рост. Гос. ун-т путей сообщения, с. 15-21.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. -М.:Гардарики, 2004. - 528 с.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер.с англ. - М., «Когито - Центр», 2002.
5. Фролова В.Н., Шилова, Л.Н. Проектирование учебного занятия на основе требований ФГОС. - Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2014. - 66 с. - ISBN 978-5-7565-0618-1.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ
Фурер Ольга Вениаминовна
к.филолог.н., доцент кафедры иностранных языков ПГУТИ, г. Самара
Хусаинова Мария Алексеевна
к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков ПГСГА, г. Самара
АННОТАЦИЯ
В настоящее время актуально владение двумя иностранными языками. Цель статьи заключается в рассмотрении процессов обучения и изучения немецкого языка как второго иностранного языка в ВУЗе для неязыковых профилей. Данное обучение направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.