Научная статья на тему 'Адаптивные и реабилитационные возможности постинсультного состояния человека'

Адаптивные и реабилитационные возможности постинсультного состояния человека Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАПТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ИШЕМИЧЕСКИЙ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ / ISCHEMIC AND HEMORRHAGIC STROKE / СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ / SENSORY APHASIA / НЕЙРОМОТОРНОЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / NEUROMOTOR RE-EDUCATION / ЛЕЧЕБНАЯ И АДАПТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ADAPTIVE GYMNASTICS / ADAPTATION / HERAPEUTIC EXERCISES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Фирилёва Жанна Евгеньевна

В статье раскрываются виды инсультов и реабилитационные возможности постинсультного состояния человека. Определяются нарушения после инсульта. Показано нейромоторное перевоспитание двигательной функции человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Фирилёва Жанна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes stroke types and post-stroke rehabilitation opportunities of a man. Disorders after stroke are being defined. Neuromotor re-education of human motor function is illustrated.

Текст научной работы на тему «Адаптивные и реабилитационные возможности постинсультного состояния человека»

АДАПТИВНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТИНСУЛЬТНОГО

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Фирилёва Жанна Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются виды инсультов и реабилитационные возможности постинсультного состояния человека. Определяются нарушения после инсульта. Показано нейромоторное перевоспитание двигательной функции человека.

Ключевые слова: адаптация, реабилитация, ишемический и геморрагический инсульт, сенсорная афазия, нейромоторное перевоспитание, лечебная и адаптивная гимнастика. ANNOTATION

The article describes stroke types and post-stroke rehabilitation opportunities of a man. Disorders after stroke are being defined. Neuromotor re-education of human motor function is illustrated.

Keywords: adaptation, rehabilitation, ischemic and hemorrhagic stroke, sensory aphasia, neuromotor re-education, therapeutic exercises, adaptive gymnastics.

Ежегодно в России происходит 400 тыс. инсультов, и нередко полностью восстановить здоровье пациента не удаётся (Российская газета № 108, 15.05.2014, с. 28). Прежде инсульт считался проблемой стариков. По данным российских врачей, сегодня «молодой инсульт» (от 20-25 лет) составляет до 5% случаев.

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к повреждениям ткани мозга и расстройству его функций. Инсульты бывают двух типов. Ишемический инсульт возникает как следствие закупорки одного из сосудов, питающих головной мозг, тромбом, из-за чего какой-то участок мозга погибает. Геморрагический инсульт является следствием разрыва кровеносного сосуда, и кровь из него попадает в ткани мозга. Раньше его так и называли - кровоизлияние в мозг. Спасти человека в обоих случаях может только экстренная медицинская помощь.

Причины инсультов могут быть следующими [3]:

• чрезмерные стрессовые нагрузки;

• утрата душевной гармонии и адекватной положительной самооценки;

• отсутствие стойкой мотивации на здоровье;

• инфекции;

• неблагоприятная экология;

• неправильное питание;

• отсутствие оптимальной физической тренировочной нагрузки;

• состояние неизбежного старения.

С возрастом риск развития инсульта повышается, после 80 лет он уже в 30 раз больше, чем в 50 лет. К факторам риска относятся многие заболевания: артериальная гипертония, заболевание сердца (прежде всего, ишемиче-ская болезнь и мерцательная аритмия), сахарный диабет, стеноз сонных артерий.

Главными составляющими лечения инсульта и его последствий являются:

> скорость оказания медицинской помощи;

> качество диагностики;

> комплексная и безотлагательная реабилитация. При реабилитации инсульта важно: подбор необходимых медицинских препаратов, их дозировка, назначение режима питания и распорядка дня, проведение системно безотлагательной и главное, комплексной реабилитации, которая не может быть сведена только к аппаратному и медикаментозному лечению.

Такая реабилитация возможна в специализированных центрах в форме стационара, т.к. они обладают необходимым медицинским оборудованием, профессионально подготовленным медицинским обслуживающим персоналом, вооружены современными методиками восстановительного лечения инсульта и способна предложить высококвалифицированных специалистов из различных областей медицины, а также услуги психологов, педагогов, диетологов и поваров.

Обычно к комплексному восстановлению лечения нужно приступать уже через неделю после возникновения инсульта, если отсутствуют противопоказания. В случае с геморрагическим инсультом - через 2-3 недели.

Европейская организация по изучению инсульта рекомендует начало проведения реабилитационных мероприятий в пределах первых 3-4 недель. Эти рекомендации основаны на изучении случаев ранней и поздней реабилитации, которое показало, что ранняя реабилитация значительно улучшает прогнозы восстановления после инсульта и снижает риск повторных инсультов. В целом, если комплексное восстановление начинается как можно раньше, организм больного быстрее мобилизуется на победу над осложнениями инсульта, включая также тромбоз глубоких вен, застойную пневмонию, расстройства желудочно-кишечного тракта, формирование контрактур и пролежней.

Следует помнить, что активное восстановительное лечение может быть успешным только в первый год после инсульта, а в первые полгода процесс реабилитации проходит с наилучшими результатами и скоростью.

Инсульт в зависимости от типа, обширности и локализации, поражает те или иные нервные клетки головного мозга, отвечающие за различные неврологические функции. Проявляется он в нарушениях памяти, психики, чувствительности, а также движений, речи и слуха. При всех повреждениях и заболеваниях нервной системы общими признаками являются ограничение амплитуды движений, снижение мышечного тонуса, вегетотрофические расстройства [2].

Двигательные нарушения после инсульта.

В зависимости от типа инсульта, его обширности и своевременной неотложной медицинской помощи двигательные нарушения, как и любые другие неврологические дисфункции, могут быть различной тяжести. Комплексная реабилитация по восстановлению двигательных функций должна начинаться как можно раньше, т.к. она направлена не только на восстановление чувствительности, но и на

профилактику сопутствующих осложнений, а главное - на формирование новых нейронных связей в головном мозге.

Восстановление двигательных функций в домашних условиях кроет в себе много рисков.

Нарушение речи после инсульта.

Речь после инсульта восстанавливается достаточно долго - на это может уйти до двух и более лет реабилитационных процедур. Моторная или сенсорная афазия, или системное нарушение речи способствует развитию у человека, перенёсшего инсульт, аффективных, психических состояний, агрессии, эмоциональной лабильности и депрессий.

Необходимо помнить, что мало просто выполнять упражнения. Нужно подобрать методики, следить за правильностью выполнения упражнений, интонацией, артикуляцией, скоростью, тембром и громкостью голоса, а также эмоциональным настроем.

Для устранения нарушения речи всегда лучше привлекать различных специалистов - логопедов, психологов, нейропсихологов, педагогов.

Когнитивные и эмоциональные расстройства после инсульта.

Когнитивные и эмоциональные расстройства чаще всего появляются у людей с ишемическим типом инсульта, причём у тех больных, которые страдают артериальной гипертензией, фибрилляцией предсердий и диабетом.

Эмоциональные расстройства, такие как фрустрация, немотивированная злость, агрессия, печаль, беспокойство, страх и, наконец, депрессия являются не только реакцией на перенесённый инсульт, но и следствием органического поражения определённых зон мозга, а также из-за личностных и социальных факторов.

К симптомам постинсультной депрессии относятся: нарушение сна, изменение аппетита в большую или меньшую сторону, раздражительность, социальное отчуждение, апатия в большую или меньшую сторону, самоотвращение, суицидальное настроение.

Лечение постинсультной депрессии проводится комплексно как антидепрессантами. Так и занятиями с психологами и психотерапевтами.

Главенствующую роль между отдельными органами человеческого тела и внешней средой осуществляется посредством нервной системы. Для нервной системы характерна рефлекторная деятельность.

Рефлекс - это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение при обязательном участии центральной нервной системы. Движение человеческого тела, как и все остальные виды его деятельности, являются проявлением функций целостного организма, в котором согласованная работа скелетных мышц осуществляется нервной системой. Особенно важное значение при движении тела принадлежит условно -рефлекторным реакциям. Ими обусловливается возможность возникновения, по механизму временных связей, новых двигательных актов, переходящих в навыки.

В то же время, первостепенное значение в регуляции движений человеческого тела принадлежит коре полушарий головного мозга, связанной центростремительными и центробежными проводящими путями со всеми органами тела, в том числе и с мышцами [5].

Двигательные навыки представляют большинство моторных действий человека. Огни могут исчезнуть или стать дефективными полностью или частично по различным причинам. Некоторые наследственные или приобретённые болезни, травмы или даже процесс старения могут поразить один или другой из элементов, участвующих в

выполнении движений - центральную нервную систему, проводящие нервные пути, мышцы, сухожилия, суставы.

Излечение болезней, которые привели к потере движения, сложный процесс, осуществляющийся с помощью врачей ряда медицинских специальностей: неврология, нейрохирургия, ревматология и др. Помимо воздействия данных специалистов, утраченное движение нуждается в нейромоторном перевоспитании, когда за счёт утраченных образуются новые нервные пути к мышцам, сухожилиям и суставам.

Нейромоторное перевоспитание - это комплекс средств, направленных на реабилитацию и выздоровление утраченной двигательной функции человека. Под реабилитацией понимается комплекс разного рода действий (медицинских, психологических, социальных), которые позволяют восстановить утраченные из-за болезни функций человека и вернуть его к обычной жизнедеятельности. Реабилитация (трудоспособность) - англо-саксонский термин (rehabilitation). Латинские области Европы предпочитают ему термин перевоспитание [4]. Таковы два идентичных понятия. В нашем понимании, реабилитация - это более широкая интерпретация действий по отношению к перевоспитанию, которое касается только какого-то конкретного случая излечения.

Нервные клетки, которые утратили свою функцию из-за инсульта, могут быть заменены функционально другими. Человеческий организм устроен таким образом, что нервные клетки, до этого никак не задействованные в обеспечении движений, могут взять на себя часть общих забот и до известной меры компенсировать выбывание погибших. Суть реабилитации заключается в том, чтобы «научить» эти здоровые клетки передавать требуемые импульсы [1]. Благодаря новым нервным клеткам, взявшим на себя функцию погибших нервных клеток, осуществляется нейромоторное перевоспитание.

Если инсульт составляет средние и небольшие очаги поражения, перемещать больного в вертикальное положение можно начинать с 5-7-го дня заболевания. В том случае, если мозговое кровообразование обширное, начало активизации больных устанавливается после проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющей выявить уменьшение отёка мозга, обычно от 1,5 до 3 недель.

Применение таких методов реабилитации, как электростимуляция, избирательный массах, лечение положением, пассивная гимнастика, некоторые виды активной гимнастики - бывают уместны и в более ранние сроки. Логопедические занятия организуются в соответствии с сознанием больного человека. В первые шесть месяцев после инсульта восстанавливается, как правило, двигательная функция. Речевая функция восстанавливается в более длительное время, и нередко проводится в течение 2-3 лет после инсульта.

При этом соблюдается поэтапность восстановления, уже в период прибытия больного в медицинское учреждение после госпитализации. Для успешной реабилитации требуется сочетание нескольких методов устранения последствий инсульта. Помимо медикаментозного лечения, при расстройстве двигательной функции это:

• пассивная и активная гимнастика;

• восстановление способности сидеть, стоять и ходить, ухаживать за собой;

• реабилитация в быту;

• методы снижения спастичности.

Итак, главные принципы постинсультной реабилитации заключаются в следующем:

> Начать процесс восстановления как можно раньше - с первых двух дней инсульта, если позволяет состояние больного. Это не только ускорит возобновление утраченных функций, но и предотвращает развитие осложнений (пролежней, пневмонии и

др.).

> Последовательность и комплексность лечебных и профилактических методов. Необходимо задействовать оптимальное число методов, нацеленных на устранение возникшего дефекта.

> Проводить лекарственную и нелекарственную терапию систематически и детально - в течение месяцев, а иногда и лет.

> В восстановлении важная роль отводится усилиям семьи больного и его самого. От того, насколько правильно осуществляется помощь и в какой мере оказывается поддержка со стороны близких, зависит, насколько быстро пойдёт процесс восстановления, сможет ли заболевший вернуться к привычной жизни, будет ли устранена его нетрудоспособность [6].

Проведённое нами исследования в клиниках и реабилитационных центрах Санкт-Петербурга показало, что использование средств лечебной и адаптивной гимнастики при нейромоторной реабилитации последствий инсульта, определило эффективность их применения. В комплексе лечебной физической культуры ведущее место занимает лечебная гимнастика. Все виды лечебной гимнастики (пассивная, активная, сегментарная, подвешивание, мышечная подготовка, бальнеотерапия) достигают терапевтического эффекта благодаря регулированию степени требуемого усилия.

Адаптивная гимнастика используется как средство социализации лиц, перенёсших инсульт. Направленными упражнениями будут являться все возможные физические действия, способствующие восстановлению навыков необходимых в быту и по возможности на производстве (мелкая моторика, трудотерапия).

Разработанная комплексная методика восстановления основных двигательных функций (двигательных действий) человека, перенёсшего инсульт, включает средства лечебной гимнастики, адаптивной гимнастики и психоре-гулирующую тренировку (аутогенное воздействие). Все

эти средства применяются на основе сопряжения ритма физических упражнений и музыкального ритма.

Сопряжённый метод воздействия двигательного и музыкального ритма заключается в совпадении сильного или основного движения с сильной долей музыкального такта, что является более эффективным средством при восстановлении основных движений у людей в постинсультном периоде.

Разработанная методика тест-контроля позволяет оценить восстановление основных двигательных функций (двигательных действий) верхней конечности, нижней конечности, позы сидения, позы стояния, ходьбы - в более конкретных единицах. Это даёт возможность оценить успешность нейромоторной реабилитации и при необходимости корректировать комплексную динамику использованных средств восстановления.

Литература

1. Амосов, В.Н. Инсульт. Лучшие методы реабилитации / В.Н. Амосов. - СПб.: Вектор, 2010. - 128 с. -(Семейный доктор).

2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998. - 608 с.

3. Ишанова, О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35 летнего возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.В. Ишанова; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет; Волжский институт строительства и технологий. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 22 с.

4. Нервная система и органы чувств: курс лекций / под ред. канд. мед. наук Ф.В. Судзиловского. - Л., 1956. - 90 с.

5. Робэнеску, Н. Нейромоторное перевоспитание / Н. Робэнеску; пер. с рум. д-р С. Дуван. - Бухарест: Медицинское изд-во, 1978. - 268 с.

6. Фирилёва, Ж.Е. Педагогические аспекты нейромо-торной реабилитации лиц, перенёсших инсульт: монография / Ж.Е. Фирилёва. - М.: Изд. дом «Академия естествознания», 2015. - 152 с.

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фролова Валентина Николаевна,

ст. преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования» Шилова Людмила Николаевна,

доцент кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт

развития образования» к. п. н.

MODERNMETHODS OF ASSESSMENT AND SELF - ASSESSMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION АННОТАЦИЯ

В статье представлены современные, отличные от традиционных, способы оценки и самооценки профессиональных компетенций слушателей в системе постдипломного образования. Авторы рассматривают подходы к оценке сформированности профессиональных компетенций педагогов при реализации программ дополнительного профессионального образования, связанных с освоением технологии проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.