Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У ЕДИНОБОРЦЕВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У ЕДИНОБОРЦЕВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЕДИНОБОРСТВА / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СПОРТА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ / LIVE ВЕЩАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нуралиев Ботыр Кахраманович, Ашкинази Сергей Максимович, Сытник Галина Владимировна, Обвинцев Алексей Анатольевич

В статье рассматривается опыт проведения он-лайн соревнований по общей физической подготовке у единоборцев, а также представлен разработанный комплекс тренировочных занятий по совершенствованию спортивного мастерства единоборцев в возрасте 7-17 лет в условиях цифровой среды. Апробирована и предложена программа с применением спортивно-педагогических подходов проведения соревнований в период пандемии и самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нуралиев Ботыр Кахраманович, Ашкинази Сергей Максимович, Сытник Галина Владимировна, Обвинцев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SPORTS AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO CONDUCTING COMPETITIONS IN GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR MARTIAL ARTISTS IN THE CONDITIONS OF A PANDEMIC

The article discusses the experience of conducting online competitions on general physical training for martial artists, and also presents a developed set of training sessions to improve the sportsmanship of martial artists aged 7-17 years in a digital environment. A program has been tested and proposed using sports and pedagogical approaches to conducting competitions during a pandemic and self-isolation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У ЕДИНОБОРЦЕВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 796.8

СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У ЕДИНОБОРЦЕВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Ботыр Кахраманович Нуралиев, аспирант, Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Галина Владимировна Сытник, кандидат психологических наук, заведующий сектором, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье рассматривается опыт проведения он-лайн соревнований по общей физической подготовке у единоборцев, а также представлен разработанный комплекс тренировочных занятий по совершенствованию спортивного мастерства единоборцев в возрасте 7-17 лет в условиях цифровой среды. Апробирована и предложена программа с применением спортивно-педагогических подходов проведения соревнований в период пандемии и самоизоляции.

Ключевые слова: онлайн-соревнования, современные спортивно-педагогические подходы, общая физическая подготовка, единоборства, инновации, цифровизация спорта, цифровые технологии в спорте, live вещание, пандемия, самоизоляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p345-350

MODERN SPORTS AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO CONDUCTING COMPETITIONS IN GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR MARTIAL ARTISTS IN THE CONDITIONS OF A PANDEMIC

Botyr Kahramanovich Nuraliev, the post-graduate student, Sergey Maksimovich Ashkinazi,

the doctor of pedagogical sciences, Galina Vladimirovna Sytnik, the candidate of psychological sciences, head of sector, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Acting Rector of Smolensk State University of Sport, Smolensk

Abstract

The article discusses the experience of conducting online competitions on general physical training for martial artists, and also presents a developed set of training sessions to improve the sportsmanship of martial artists aged 7-17 years in a digital environment. A program has been tested and proposed using sports and pedagogical approaches to conducting competitions during a pandemic and self-isolation.

Keywords: online competitions, modern sports and pedagogical approaches, general physical training, martial arts, innovations, digitalization of sports, digital technologies in sports, live broadcasting, pandemic, self-isolation.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях подготовки спортивного резерва, когда весь Мир в 2020 году столкнулся с эпидемией корановирусной инфекции COVID-19 и запретом на проведение соревнований, остро назрел вопрос о подготовке спортивного резерва в режиме самоизоляции и количественных показателях перехода спортсменов с этапа на этап. Соответствуя политике Российского государства, а именно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [1], необходимо было в кратчайшие сроки найти выход из сложившийся ситуации [12]. Для решения данной проблемы был разработан комплекс тренировочных занятий по совершенствованию спортивного мастерства единоборцев в возрасте 7-17 лет в режиме

«он-лайн», а также проведение соревнований в дистанционном режиме. При разработке комплекса мы использовали обоснованные в России рекомедации по развитию единоборств, формированию общих и специальных качеств, необходимых в единоборствах [2, 3, 4, 5, 10, 11].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В онлайн-соренованиях, организованными ДЮСШа «Олимп» г. Тверь, приняли участие 250 спортсменов единоборцев в возрасте 7-17 лет из 11 стран ближнего и дальнего зарубежья, представляющих 23 спортивных клуба Российской Федерации.

Главная особенность онлайн-соревнований - их дистанционный характер. Все участники выполняли упражнения у себя дома на видеокамеру. Прямая трансляция состязаний транслировалась на платформе "Zoom", надежно зарекомендовавшая себя при проведении массовых видеоконференций и онлайн-обучения.

Для проведения соревнований был определен регламент, где были прописаны условия и правила проведения соревнований.

Победители и призеры среди мальчиков и девочек определялись в пяти возрастных группах, как в личном, так и в командном зачете.

Возрастные группы:

1 группа: 2003-2005 г.р.,

2 группа: 2006-2007 г.р.,

3 группа: 2008-2009 г.р.,

4 группа: 2010-2011 г.р.,

5 группа: 2012 г.р. и младше.

Для корректного проведения соревнований были прописаны обязательные условия и правила проведения соревнований.

Условия проведения соревнований:

- регистрация и вход в конференцию программы «Zoom» строго под фамилиями и именами участников;

- звук участника должен быть выключен во время соревнований;

- участник должен быть полностью виден на экране монитора;

- камера устройства не должна располагаться напротив окна;

- освещение в комнате должно быть ярким, чтобы было четко видно участника;

- рядом с участником не должно быть посторонних предметов, чтобы избежать случайных травм;

- участник должен самостоятельно провести разминку до начала соревнований;

- время выполнения одного упражнения - 1 минута. Для возрастной группы 2012 г.р. и младше - 30 секунд.

Правила проведения соревнований:

1. Для каждой возрастной группы создана отдельная конференция в программе "Zoom" в определенное время.

2. Тренеру каждой зарегистривовавшийся команды высылались ссылки с паролями для входа в конференцию.

3. Тренеры должны самостоятельно переслать ссылки своим ученикам, согласно возрасту участника.

4. Участники должны зайти по ссылке в конференцию не ранее чем за 2 минуты до начала соревнований в их возрастной группе.

5. Для начала каждого упражнения судья обязан вызвать участника по фамилии и имени, после чего спортсмен принимает исходное положения и ждет команды судьи.

6. Спортсмен начинает и заканчивает выполнение упражнения по команде судьи.

7. По завершении выполнения упражнения судья должен объявить результат и внести его в протокол соревнований.

8. Спортсмены выходят из конференции только после объявления судьи об окончании соревнований.

9. Тренеру каждой команды, зарегестривовавшийся в турнире отправляется видеоматериал, содержащий наглядную демонстрация упражнений для соревнований и требования к их выполнению.

10. Победители и призеры соревнований награждаются электронными грамотами соответствующих степеней.

В программу состязаний вошло выполнение пяти упражнений на максимальное количество раз одну минуту (для самых младших - за 30 секунд):

1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа с хлопком. Техника выполнения упражнения: исходное положение - упор лежа на прямых руках, спина прямая, тело и ноги состовляют одну линию. Сгибая руки в локтях и приближая грудь к полу, опуститься в нижнюю точку. Отжаться, выталкивая тело вверх с такой силой, которой будет достаточно, чтобы успеть хлопнуть в ладоши перед собой и не упасть. Сделать хлопок и вернуться в ИП.

2. Приседания. Техника выполнения упражнения: исходное положение - стоя, стопы на ширине таза, руки вдоль тела. Согнуть ноги до прямого угла, таз отводить назад, руки - прямые, параллельно полу. Перейти в исходное положение [6].

3. «Берпи». Правильным выполнением упражнения является следующая последовательность: прямая стойка - упор присев (положение в приседе на носках с опорой ладонями о пол) - переход выталкиванием ног назад в упор лежа на вытянутых руках - одно отжимание - возвращение в упор присев рывком ног к себе - выпрыгивание вверх с поднятыми руками.

4. «Складочка». Техника выполнения упражнения: исходная положение - лёжа на спине, руки вытянуты за головой, ладони направлены вверх, ноги прямые, носки вытянутые. Одновременным движением необходимо поднять верхнюю часть туловища и ноги, коснувшись пальцами рук пальцев ног. Опорой всему телу служат ягодицы. Перейти в исходное положение.

5. «Лодочка». Техника выполнения упражнения: исходная положение - лёжа на животе, руки вытянуты вперед, ладони направлены вниз; ноги прямыае, носки вытянутые. Одновременным движением необходимо поднять верхнюю часть туловища и ноги на максимальную высоту. Опорой служит область таза и живота. Перейти в исходное положение [7].

Подробное объяснение, демонстрация и требования к выполнению каждого упражнения, также содержалось в видеоматериале, который отправлялся каждому тренеру команды единоборцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В общей сложности онлайн-состязания продолжались более четырех часов. Международная бригада арбитров, сидя перед мониторами компьютеров и ноутбуков, оценивала каждое выступление с помощью платформы ZOOM и заносила все данные в таблицы EXCEL. Таблица обновлялась в режиме реального времени секретарём соревнований. Победители и призеры определялись в каждой возрастной группе, как в личном, так и в командном зачете.

В старших возрастных группах награждались участники занявшие первые 4 места по сумме упражнений. В младших возрастных группах происходило деление на дивизионы по 4 человека. И в этом случае ВСЕ участники соревнования занимали призовые места. Также дополнительно награждались специальными призами 4 лучших спортсмена среди всех дивизионов.

Организаторами онлайн соревнований были высланы по электронной почте грамоты и дипломы всем участникам соревнований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особо стоит отметить, что Международный онлайн-турнир вызвал широкий общественный резонанс. В частности, об онлайн соревнованиях вышли статьи в прессе, социальных сетях Узбекистана, Италии, Латвии и Республики Беларусь и на нескольких государственных телеканалах команд-участниц.

Конечно, онлайн-тренировки и дистанционные соревнования не могут полностью заменить живого общения с тренером, реального спарринга с сильным партнером или соперником. Но в условиях пандемии как дополнительное инновационное средство подготовки единоборцев к соревнованиям имеет множество достоинсв.

Достоинства онлайн-соревнований:

6. Доступность для участников по всему миру.

7. Низкая финансовая затратность.

8. Удобство и простота использования для судей.

9. Быстрота проведения соревнований.

10. Новизна в учебном процессе.

11. Возможность проведения соревнований в условиях карантина или изоляции.

12. Сравнение результатов ОФП спортсменов из других регионов и стран [8].

ВЫВОДЫ

1. Онлайн-соревнования зарекомендовали себя как хороший способ контроля и сравнения физической подготовленности спортсменов различных городов и стран.

2. Проведение онлайн соревнований между клубами из разных городов и стран в период пандемии способствует развитию и укреплению междугородних и международных связей.

3. В соревнованиях по общефизической подготовке могут участвовать спортсмены из разных видов спорта, что дает возможность к сравнению физических способностей детей и их учебно-тренировочного процесса. Также, представленный вид соревнований способствует увеличеню числа участников.

4. Низкая затратность, малое время проведения и возможность состязаться прямо из дома делают эти соревнования доступными для многих спортсменов по всему миру.

5. Онлайн-соревнования применимы не только в условиях карантина, но и как дополнительный инновационный метод контроля физической подготовленности спортсменов.

6. Минимальные финансовые затраты на проведение он-лайн соревнований и награждений участников, что делает проведение соревнований доступным как участникам, так и организаторам.

7. Контроль, сравнение и аналитика с помощью цифровых технологий результатов спортсменов, выступающих в онлайн соревнованиях, дает возможность своевременной корректировки учебно-тренировочного процесса [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 № 3081-р // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения 20.09.2022).

2. Ашкинази С.М. Результаты экспериментального исследования методики развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами / С.М. Ашкинази, А.А. Обвинцев, Е.А. Бавыкин, А.Б. Таймазов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 118-128.

3. Ашкинази С.М. Развитие содержания, теории и методики обучения рукопашному бою с древности до наших времен. Материалы к лекциям / С.М. Ашкинази ; Военный институт физической культуры. Санкт-Петербург, 1998. - 42 с.

4. Ашкинази С.М. Педагогические условия, правила и факторы эффективного обучения рукопашному бою / С.М. Ашкинази // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 14-18.

5. Бавыкин Е.А. Проблема выбора средств физической подготовки в смешанных единоборствах/ Е.А. Бавыкин, С.М. Ашкинази // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. Материалы XIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2015 год, в трех частях. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Белорусский государственный университет физической культуры. - 2016. - С. 115-118.

6. Контрерас Б., Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса / Б. Контрерас. - 4-е изд. - Минск : Попурри, 2021 - 224 с.

7. Лорен Марк. Фитнес для дома. Все упражнения без оборудования / Марк Лорен. -Москва: Издательство "Э", 2015. - 176 с.

8. Nuraliev, B. Innovative approaches to conducting online competitions in general physical training for martial artists / B. Nuraliev, G. Sytnik // Место и роль физической культуры в современном мире : Сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 мая 2022 года. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2022. - P. 201-208.

9. Озолин Н.Г., Настольная книга тренера. Наука побеждать. / Н.Г. Озолин - Москва : АСТ, 2011 - 864 с.

10. Таймазов В.А. Об отношении молодежи к спортивным единоборствам и боевым искусствам и степени их популярности в ряде стран мира / В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.А. Обвин-цев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 40-42.

11. Effects of Interval Training Modes on Development of Special Physical Qualities of Athletes Involved in Mixed Martial Arts / S.M. Ashkinazi, X. Zhang, E.A. Bavykin, K.V. Klimov // Archives of Budo Science of Martial Arts and Extreme Sports. - 2016. - Т. 12. № 1. - Р. 131-138.

12. Sytnik, G. Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves / G. Sytnik // Место и роль физической культуры в современном мире : Сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 мая 2021 года. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2021. - P. 181186.

REFERENCES

1. State Duma of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the Government of the Russian Federation № 3081-r dated November 24, 2020, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html / (accessed 22.09.2022).

2. Ashkinazi, S., Obvintsev, А., Bavykin, Е. and Taymazov, А. (2016), "Results of an experimental study of the methodology for the development of special physical qualities of athletes engaged in mixed martial arts", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 1, pp. 118128.

3. Ashkinazi, S. (1998), The development of the content, theory and methods of teaching hand-to-hand combatfrom antiquity to our times, Military Institute of Physical Culture. St. Petersburg.

4. Ashkinazi, S. (2014), "Pedagogical conditions, rules and factors of effective training in hand-to-hand combat", Theory and practice ofphysical culture, No. 9. pp. 14-18.

5. Bavykin, E. and Ashkinazi, S. (2016), "The problem of choosing means of physical training in mixed martial arts", XIV International Scientific Session on the results of research for 2015, in three parts, Belarusian State University of Physical Culture, pp. 115-118.

6. Contreras, B. (2021), Anatomy of strength exercises using their own weight as a burden, Potpourri, Minsk.

7. Lauren, M. (2015), Fitness for home. All exercises without equipment, Publishing House "E", Moscow.

8. Nuraliev, B. and Sytnik, G. (2022), "Innovative approaches to conducting online competitions in general physical training for martial artists", The place and role of physical culture in the modern world, Collection of articles and abstracts of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 201-208.

9. Ozolin, N. (2011), The trainer's handbook. The science of winning, AST, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Taymazov, V., Ashkinazi, S. and Obvintsev, А. (2016), "On the attitude of young people to martial arts and martial arts and the degree of their popularity in a number of countries of the world", The-

ory and practice ofphysical culture, № 2, pp. 40-42.

11. Ashkinazi, S., Zhang, X., Bavykin, E. and Klimov, K. (2016), "Effects of Interval Training Modes on Development of Special Physical Qualities of Athletes Involved in Mixed Martial Arts", Archives of Budo Science of Martial Arts and Extreme Sports, No. 1, pp. 131-138.

12. Sytnik, G. (2021), "Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves", The place and role of physical culture in the modern world, St. Petersburg, pp. 181-186.

Контактная информация: galya2828@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

УДК 796.342

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В

ГРУППЕ ТЕННИСИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДИЧНОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЯ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Целью исследования было определить изменение физической результативности в течение годичного курса тренировок и ее связь со специальной результативностью. Исследование проводилось в группе из 30 мужского пола в возрасте 9 и 10 лет, которые тренировались в клубах Астраханской области. Испытуемые были разделены на две группы в соответствии с возрастной категорией. Уровень двигательных способностей и специальной работоспособности оценивался дважды в течение годичного курса обучения в февраль и август 2022 г. Во всех испытаниях наблюдалась статистически значимая разница средних результатов между первым и вторым сроком исследования в группе мальчиков 9 и 10 лет. Проведен корреляционный анализ результатов попыток двигательных способностей и результатов специальной работоспособности, оцененных по на основе Теста 100 мячей показано, что статистически значимые корреляции существуют. Статистически значимые корреляции между результатами бега на 20 м, теста простой реакции и результатов теста, оценивающего эффективность специальной подготовленности - теста «100 мячей», позволяют предположить, что скорость оказывает важное влияние на специальную подготовленность в теннисе.

Ключевые слова: теннис, физическая работоспособность, специальная работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p350-355

DETERMINATION OF CHANGES IN PHYSICAL WORKABILITY IN THE GROUP OF 9-10 YEARS OLD TENNIS PLAYERS DURING THE ONE-YEAR TRAINING

COURSE

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University

Abstract

The purpose of the study was to determine the change in physical performance during a one-year training course and its relationship with special performance. The study was conducted in a group of 30 males aged 9 and 10 years who trained in clubs in the Astrakhan region. The subjects were divided into two groups according to their age category. The level of motor abilities and special working capacity was assessed twice during the one-year course of study in February and August 2022. In all trials, there was a statistically significant difference in the average results between the first and second term of the study in the group of boys aged 9 and 10 years. A correlation analysis of the results of attempts of motor abilities and the results of special performance, evaluated by the 100 balls Test, was carried out. It is shown that statistically significant correlations exist. Statistically significant correlations between the results of the 20 m run, the simple reaction test and the results of the test evaluating the effectiveness of special fitness -the "100 balls" test, suggest that speed has an important influence on special fitness in tennis.

Keywords: tennis, physical performance, special performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.