Научная статья на тему 'Современные социокультурные трансформации национального самосознания в России'

Современные социокультурные трансформации национального самосознания в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL CONSCIOUSNESS / НАЦИЯ / NATION / ЭТНОС / ETHNOS / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич

Статья посвящена современным социокультурным трансформациям национального самосознания в России. В ней рассматриваются изменения в общественно-политической жизни России, повлекшие за собой социокультурные трансформации национального самосознания народов и этносов, в результате чего в данном самосознании незаметно кристаллизуются абсолютные экзистенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATIONS OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA

The article is dedicated to the modern social and cultural transformations of national consciousness in Russia. It considers the changes in social and political life of Russia which resulted in social and cultural transformations of national consciousness of peoples and in such a way absolute existence is crystallized.

Текст научной работы на тему «Современные социокультурные трансформации национального самосознания в России»

УДК1:316

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ

MODERN SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATIONS OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA

В. Н. Иванов

V. N. Ivanov

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»,

г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена современным социокультурным трансформациям национального самосознания в России. В ней рассматриваются изменения в общественно-политической жизни России, повлекшие за собой социокультурные трансформации национального самосознания народов и этносов, в результате чего в данном самосознании незаметно кристаллизуются абсолютные экзистенции.

Abstract. The article is dedicated to the modern social and cultural transformations of national consciousness in Russia. It considers the changes in social and political life of Russia which resulted in social and cultural transformations of national consciousness of peoples and in such a way absolute existence is crystallized.

Ключевые слова: национальное самосознание, нация, этнос, социокультурные трансформации.

Keywords: national consciousness, nation, ethnos, social and cultural transformations.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена процессами этнокультурной мобилизации, возникшими в годы «перестройки» и приведшими к распаду СССР в начале 90-х годов. Данные исторические процессы воспринимаются и описываются философами, историками-аналитиками в контексте «национального возрождения» народов. Также в последнее время актуализируется рассмотрение проблем современной структуры национального самосознания тех или иных этносов.

Тенденции современного процесса трансформации в России активно изучаются отечественными философами, социологами, культурологами. Трансформация общественной жизни в России оказывает существенное влияние на социальный облик общества. Различные аспекты данной проблемы мы находим в работах Л. А. Беляевой, В. Н. Добренькова, Ф. С. Эфендиева, В. И. Пантина [2, 39].

Материал и методика исследований. В ходе настоящего исследования применялись объективный, историологический и сравнительный методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Каждая нация имеет в основе своей структуры историю и народную культуру (в частности фольклор и декоративно-прикладное искусство), которые являются неиссякаемым сокровищем и важным этническим наследием для представителей того или иного народа.

В современных условиях преобразования общественной жизни в России необходимо глубокое социально-философское осмысление этнического наследия каждого народа. Наш бессознательный ум, как наше тело, - «хранилище следов и воспоминаний прошлого, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством» [4, 134].

Специфика народов России состоит в том, что их этническое достояние относится не только к материальной культуре, но и к духовной сфере общества. Необходимо учитывать появление новых традиций и их влияние на сферу сознания людей, в том числе в повседневной культуре, элементы которой «возникают и проникают в жизнь народа, видоизменяясь и взаимообогащаясь» [3, 39]. Национальное самосознание - понятие универсальное. Оно включает в себя различные аспекты духовной культуры народа, что говорит о длительном и плодотворном процессе развития этноса как в географическом, так и в историческом пространстве.

Россия, имея огромные территории, поглощает внешнюю и внутреннюю миграцию. В составе населения с большим возрастом проживания на исследуемой территории явно превалирует тенденция к утверждению оседлости. В этой связи в качестве отчетливой реальности общественного сознания выступает этническая самоидентификация. Е. Е. Алтын-кович дает такое определение данному процессу: «Самоидентификация реализуется через соотношение качественных характеристик «Я» с системой характеристик «не Я» [1, 17]. К показательным элементам этноса относятся язык, религия, культура, общность территории. Здесь уровень восприятия русского языка как родного представителями различных национальностей высокий и региональному сообществу он дает понять, что необходимый запас самосознания стабилен. Вопросы, связанные с родным языком, становятся более актуальными в ситуациях обостряющегося этнического самосознания, вызванных такими причинами, как нестабильность социально-экономического положения этноса, ущемление его политических и гражданских прав, ущемление прав на культурное самовыражение и т. д.

Человечество вошло в третье тысячелетие с многообразными преобразованиями, которые затронули все сферы общественной жизни, и то, что происходит сегодня, т. е. глубинная реструктуризация мира, называется глобализацией. Сейчас в мировом сообществе ощущается взаимосвязанность народов, целых стран и континентов. Общность проблем, ставших по масштабу мировыми, подтолкнула к сотрудничеству, взаимовыгодной помощи и межнациональному диалогу как уполномоченных представителей тех или иных народностей, так и простых граждан. В связи с происходящим мир, все еще оставаясь разделенным на отдельные самостоятельные страны и республики, в духовном плане стал восприниматься как целостный, единый, глобальный организм. Процессы мировой взаимозависимости проходят сложный путь, и это обусловлено взаимодействием двух основополагающих тенденций: унификации и универсализации. Первая тенденция предполагает углубление, приведение к единой, единообразной системе, а вторая тенденция -увеличение многообразия, фрагментарность жизни народа. Противоположность данных тенденций придает мировому развитию неравномерный и конфликтный характер.

Наиболее остро на данном этапе встает вопрос о трансформирующем воздействии процессов глобализации. Данное воздействие является по своей сути противоречивым и неоднозначным, что сказывается на оценке вызываемых глобализацией последствий: в основном они воспринимаются как явление негативное, деструктивное. Этничность, став центром конфликтов и противоречий между народами, может привести к кризису и национальному конфликту на почве взаимной нетерпимости и непонимания.

Прежде национальное самосознание охватывало и оказывало воздействие на жизнь всего социума, являясь некой своеобразной осью для всего мира. Сегодня, к сожалению, национальные основы незаметно размываются, традиционная культура теснится под напором унифицированных стандартов. Так незаметно ослабевают, становятся зыбкими и малоценными связи индивида с определенной этнической общностью.

В результате давления со стороны малоиндивидуальных шаблонов и отдаления от своей культурно-исторической основы ущемленное этническое сознание усиливается, вызывая всплеск национального самосознания. Время показало, что глобализация неразрывно связана с процессами этнокультурной дифференциации и автономизации.

Сегодняшняя ситуация дегармонизации отношений между национальностями, которая сложилась в нашей стране, требует новых идей и направлений в укреплении федеративного устройства России и разрешении имеющихся межэтнических конфликтов. Те противоречия, которые существуют на сегодняшний день в нашей стране, являются опасной угрозой для социального прогресса. Глубокие корни межэтнических конфликтов заключаются:

- в нарушении социальной справедливости;

- в ущемлении специфических интересов определенных наций и народностей;

- в недооценке их экономических, социальных и политических интересов;

- в ущемлении национального языка и культуры.

Необходимо отметить, что в межнациональном обществе время от времени будут определенные различия, которые могут привести к серьезным национальным конфликтам и последствиям. Все происходящее должно быть подвергнуто соответствующему социальному регулированию так, чтобы противоречия не приводили к коренным качественным изменениям в межнациональных отношениях, не перерастали в национальную вражду, что в научной практике считается одним из самых сложно разрешаемых вопросов.

Наличие в большинстве республик Российской Федерации двух государственных языков и принятый в стране Закон о национально-культурной автономии подтверждают намерения государства осуществлять плюралистическую политику, которая касается не только области культуры, языка и образования, но и представительства национальностей в институтах власти.

У каждого отдельного человека национальное чувство формируется непреднамеренно, стихийно в процессе становления индивида в обществе, выявляет социальную природу человека и его связь с духовной культурой той национальности, к которой он принадлежит. Именно национальное чувство и возникающее на его основе национальное самосознание фиксируют принадлежность человека к той или иной нации. Эти два аспекта являются неотъемлемой частью жизни каждого индивида в частности и этноса в целом.

Современное российское общество трансформируется, переживает очередной этап модернизации, и этот процесс сопровождается ломкой старой системы ценностей, социальных идеалов. На смену ранее существовавшим традициям приходят новые, созданные на основе своих предшественников или заимствованные из других культур.

Социокультурные трансформации национального самосознания происходят под влиянием следующих факторов:

- роста смысла морального компонента в национальном сознании;

- внушительного расширения межэтнических связей;

- возрастания роли средств массовой информации в сфере национальных отношений.

Средства массовой информации являются одним из рычагов гармонизации межнациональных отношений, они вносят свой вклад в развитие общественных отношений и стимулируют становление межкультурных связей, что также ведет к социокультурной трансформации национального самосознания.

Национальное самосознание, являясь частью общественного сознания, впитывает в себя новые идеологические и культурные веяния, возникающие в общественном сознании, однако при этом продолжает испытывать влияние традиций, обычаев. При этом вокруг национального самосознания не установлены никакие когнитивные границы с целью ограждения от инонационального влияния. Отмечается лишь направление на проявление заботы о потребностях национального развития, чтобы предупредить возможное пренебрежение к одним национальностям со стороны других в условиях взаимного сосуществования наций и народностей Российской Федерации.

Резюме. Социокультурные трансформации национального самосознания - это такие перемены в самосознании нации, которые позволяют зафиксировать целостным взглядом окружающий мир, поставить конкретные задачи на достижение намеченных целей. Происходящие трансформации носят позитивный характер и дают возможность раскрыть в ходе преобразования творческий потенциал нации. Перемены национального самосознания включают в себя не только процесс осмысления языка и культурных традиций нации, но и ее умение к духовному самоопределению.

На современном этапе процессы национальных отношений и этнокультурных связей народов Российской Федерации, национальное самосознание усиленно подвергаются социокультурным трансформациям, что отражает действительность происходящего в форме чувственных и психологических образов, предвосхищая практические действия человека, которые придают им целенаправленный характер. Происходящие изменения в общественно-политической жизни оказывают влияние на развитие национального самосознания народов и этносов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынкович, Е. Е. Проблема духовности в контексте параметров социального способа существования / Е. Е. Алтынкович, Г. Д. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 14-18.

2. Беляева, Л. А. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания / Л. А. Беляева // Социс. - 2001. -№ 6. - С. 44-53.

3. Эфендиев, Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф. С. Эфендиев. - Нальчик : Эль-Фа, 1999. - 357 с.

4. Эфендиев, Ф. С. Этнонациональные культуры в реалиях современного мира / Ф. С. Эфендиев, Ф. С. Мазаева. - Нальчик : Эль-Фа, 2002. - 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.