Научная статья на тему 'Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя'

Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / ENERGY COMPANY / БЫТОВОЙ СЕКТОР РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / DOMESTIC SECTOR / УЧЕТ ОБЪЕМА ПОТРЕБЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ACCOUNTING OF ELECTRICITY CONSUMED / RETAIL ELECTRICITY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алмазова Ольга Николаевна

Целью данной статьи является обоснование необходимости внедрения современных систем учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе. Качественный учет объема потребленной электроэнергии рассматривается в рамках статьи как один из ведущих факторов повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алмазова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern accounting systems of electricity consumed in the household sector as a factor in increasing the efficiency of interaction between retail companies and end customers

The purpose of this paper is the rationale for the introduction of modern accounting systems of electricity consumed in the domestic sector. Qualitative account of electricity consumption is considered within the paper as one of the leading factor in improving the efficiency of interaction between retail companies and end customers.

Текст научной работы на тему «Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя»

Алмазова О.Н. Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — с 39-43. — http://epp.enjournal.net/article/302/

Алмазова Ольга Николаевна

старший преподаватель, кафедра Финансов и ценных бумаг, Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

almazova@uifr.ru

Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация:

Целью данной статьи является обоснование необходимости внедрения современных систем учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе. Качественный учет объема потребленной электроэнергии рассматривается в рамках статьи как один из ведущих факторов повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя.

Ключевые слова: энергосбытовая компания, бытовой сектор розничного рынка электрической энергии, учет объема потребленной электроэнергии

Одной из современных тенденций развития электроэнергетики России является увеличение доли бытового сектора в объемах реализации энергосбытовых компаний. Так, по оценкам специалистов в советское время населением потреблялось около 8-12% от продаваемой электроэнергии, а в последнее время доля электроэнергии, потребляемой бытовым сектором, возросла до 12-30%.

Увеличение доли бытового сектора, рост тарифов на электроэнергию и необходимость реализации энергосберегающих мероприятий привели к тому, что

энергосбытовые компании вынуждены сегодня уделять большое внимание учету электроэнергии у потребителей.

Одним из главных негативных факторов развития бытового сектора рынка электроэнергии, и одновременно — резервов улучшения положения, являются потери электроэнергии, имеющие в последнее десятилетие устойчивую тенденцию роста. Данные потери связаны, прежде всего, с тем, что в качестве основной и, по сути, единственной формы расчетов за электроэнергию с абонентами бытового сектора традиционно используется давно не соответствующее времени самообслуживание, при котором абонент сам фиксирует показания счетчика, заполняет платежный документ и производит оплату.

На наш взгляд, сегодня существует ряд основных проблем, которые возникают у энергосбытовой компании при продаже электроэнергии населению.

Отсутствие автоматизированного учета. В жилищном секторе количество конечных потребителей весьма значительно, а, поскольку платежные документы заполняют и оплачивают сами потребители, сроки реализации учета электроэнергии энергосбытовой компанией очень размыты, к тому же в процессе не исключены механические ошибки. Иначе говоря, оперативной информации о предоставленной и оплаченной электроэнергии энергосбытовая компания не получает, постоянно сталкиваясь с проблемой обработки очень большого информационного массива.

Несвоевременная и/или неполная оплата населением потребленной электроэнергии. Для выявления неплательщика необходимо сопоставить количество потребленной и оплаченной электроэнергии по каждому потребителю, произведя контрольное снятие показаний индивидуального счетчика. Только в случае обнаружения расхождения показателей можно сделать вывод о том, что данный потребитель является неплательщиком и принять соответствующие меры. Кроме этого, бытовые потребители являются «защищенной» категорией, и потому их отключение представляет собой весьма непростую процедуру, анализ которой выходит за рамки данной статьи.

Коммерческие потери электроэнергии, то есть безучетное потребление энергии. Согласно оценке энергосбытовых компаний в частном секторе хищение электроэнергии в среднем по России составляет до 60%, а в коммунальном секторе до 25% от всей потребляемой бытовыми потребителями электроэнергии. Это еще раз доказывает, что без современных технических средств учета объема потребленной электроэнергии, применяя только организационные меры, с этой проблемой не справиться.

Важнейшим направлением снижения коммерческих потерь является внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). В принципе, применение АСКУЭ с полным охватом автоматизированным учетом сетей и потребителей в конкретной энергосбытовой компании позволяет почти полностью исключить такую составляющую коммерческих потерь как погрешности измерений, существенно снизить хищения электроэнергии и, наконец, уменьшить неплатежи населения за счет перехода к технологии выставления счетов (билинг). Иначе говоря,

Алмазова О.Н. Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — с 3943. — http://epp.enjournal.net/article/302/

внедрение автоматизированных систем учета электроэнергии в бытовом секторе является одним из путей повышения энергоэффективности данного сектора.

Использование автоматизированных систем делает коммерческий учет потребленной населением энергии более эффективным за счет следующих факторов:

• энергосбытовая компания выставляет счет абоненту на основе показателей

реально потребленной электроэнергии;

• частично решается проблема хищения;

• гарантируется отсутствие механических ошибок при заполнении квитанции.

Автоматизированные системы также позволяют частично бороться с неплатежами.

Получив уже заполненную квитанцию с реальными показаниями потребления электроэнергии, абонент гораздо быстрее готов оплатить ее, нежели когда ему приходится лично снимать показания со счетчика, заполнять соответствующую форму, следить за дневными и ночными тарифами. По статистике процент неплатежей в домах с установленной автоматизированной системой составляет порядка 10-15%, в то время как в остальных домах, где подобная система отсутствует, процент неплатежей составляет до 30-40%.

Кроме этого, для снижения объема неплатежей в настоящее время разработана система нового типа, включающая в себя счетчики с дистанционным отключением электроэнергии. Принцип работы данной системы таков: в случае, когда абонент не платит за потребляемую электроэнергию, подаваемая в его квартиру мощность постепенно ограничивается, то есть сначала абонент лишается возможности пользоваться мощными приборами, затем — менее мощными, и в итоге подача электроэнергии ему прекращается. Ввиду своих достоинств данная система учета электроэнергии широко используется в странах Западной Европы и в США. В России внедрение этой системы пока не нашло широкого применения, хотя энергосбытовые компании постепенно переходят на нее, и в перспективе прогнозируется ее повсеместное применение.

Безусловно, анализ технических преимуществ и недостатков тех или иных систем учета потребленной электроэнергии не является предметом исследования данной статьи. Отметим только, что системы автоматизированного учета электроэнергии прошли определенный эволюционный путь развития. Еще два десятилетия назад в Советском Союзе эти системы отсутствовали, так как доля потребления электроэнергии в бытовом секторе рынка электрической энергии была незначительной по сравнению с промышленными предприятиями, и внедрение автоматизированных систем было экономически невыгодным.

Обобщая сказанное выше, определим те факторы, которые в настоящее время делают внедрение современных автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии в бытовом секторе, объективно необходимым.

Первым фактором является, на наш взгляд, рост доли бытовых потребителей, о котором уже говорилось в начале данной статьи. Данное обстоятельство делает внедрение систем качественного учета электроэнергии в бытовом секторе экономически выгодным.

Вторым фактором является развитие конкурентных отношений в электроэнергетике России, что в дальнейшем потребует от энергосбытовых компаний улучшения качества взаимодействия с потребителями. При этом вне всякого сомнения, точный и своевременный учет реального объема потребленной электроэнергии является одним из условий построения партнерских отношений энергосбытовой компании и потребителей электрической энергии.

Третьим фактором является выход Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261 -ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющего необходимость обеспечения жилых помещений приборами учета объемов потребления коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии.

И, наконец, возможность внедрения качественных систем учета потребленной электрической энергии обеспечивается сегодня появлением новых технологий учета электроэнергии, позволяющих решать практически все задачи полноценного учета потребления электроэнергии, в том числе проблему хищения.

Внедрение новых систем учета электроэнергии находит свое распространение в ряде регионов России: Москве и Подмосковье, на Камчатке, на Сахалине, в Сибири, на Кавказе. Самым наглядным подтверждением этого является рост уровня продаж современных приборов учета электрической энергии населению: так, в середине 90-х гг. прошлого века такие системы внедрялись преимущественно в Москве, а начиная с 2000 г. существенно возросли продажи счетчиков в регионах — до полумиллиона счетчиков в год. Если учесть то обстоятельство, что в бытовом секторе России сегодня насчитывается порядка 20-30 миллионов абонентов, автоматизированные системы учета электроэнергии в ЖКХ имеют широкие перспективы развития.

Литература

1. Федеральный Закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Принят Гос. Думой 11 ноября 2009 г.; одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Алмазова О.Н. Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — с 3943. — http://epp.enjournal.net/article/302/

2. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (ред. от 21.07.2008 г., от 29.07.2010 г. N 580) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.

3. Волконский В.А. Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса / В.А. Волконский, А.И. Кузовкин; Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН, Ин-т микроэкон. - М.: Наука, 2008. - 254 с.

4. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия / А. Н. Дмитриев, И. Н. Ковалев, Ю. А. Табунщиков, Н. В. Шилкин. - Москва: АВОК-ПРЕСС, 2005. - 120 с.

5. Экономика энергетики и управление энергопредприятием; Учебно-методическое пособие / С. С. Чернов, Б. Н. Мошкин, Е. В. Малькова, П. В. Хвостенко. - НП «КОНЦ ЕЭС», 2009. - 104 c.

6. Сайт Министерства энергетики Российской Федерации. - Режим доступа: www.minenergo.gov.ru

Olga N. Almazova

Senior Lecturer, Department of Finance and Securities, Ural Institute of Stock Market, Ekaterinburg

Modern accounting systems of electricity consumed in the household sector as a factor in increasing the efficiency of interaction between retail companies and end customers

Abstract:

The purpose of this paper is the rationale for the introduction of modern accounting systems of electricity consumed in the domestic sector. Qualitative account of electricity consumption is considered within the paper as one of the leading factor in improving the efficiency of interaction between retail companies and end customers.

Keywords: energy company, domestic sector, retail electricity market, accounting of electricity consumed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.