АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.М. БЕЛЯЕВ, А.Р. ДАВЫДОВ, О.П. НЕМЫТЫХ
Пермский государственный технический университет
В работе приведено исследование одного из значимых сегментов розничного рынка электроэнергии Пермской области - бытовых потребителей. Рассмотрена структура этого сегмента в соответствии с тарифными группами, устанавливаемыми региональной энергетической комиссией. Приведены качественные и количественные показатели потребления электроэнергии. Получено распределение числа потребителей в зависимости от величины среднемесячного расхода. На основании экспериментальных данных установлены оценка величины и структура задолженности населения за потребленную электроэнергию.
Население является одним из значимых сегментов розничного рынка потребителей электроэнергии Пермской области. Доля бытовых абонентов «Пермэнерго» в общем объеме среднемесячного потребления электроэнергии в настоящее время составляет около 5% в натуральных показателях и в пределах 3% в денежном выражении. Вместе с тем, следствием либерализации отношений между субъектами рынка электроэнергии станет существенный рост доли бытовых потребителей в структуре оборота сбытовых компаний. Это обусловлено, в основном, двумя причинами. Во-первых, массовым выходом наиболее крупных промышленных потребителей на оптовый рынок электроэнергии. Во-вторых, ожидаемым ростом тарифов для населения вследствие ликвидации системы перекрестного субсидирования бытовых потребителей. Очевидно, что образующимися энергосбытовыми компаниями будут востребованы исследования по вопросам потребления электроэнергии населением Пермского региона. Однако, выполнение таких разработок затруднено из-за большого количества бытовых потребителей, а также территориальной и информационной разобщенности отделений и участков «Энергосбыта» «Пермэнерго», в которых осуществляются функции сбыта энергии населению.
Проведение данного исследования потребления электроэнергии бытовыми потребителями и расчетов за нее стало возможным благодаря созданию специалистами научно-технического предприятия «Рациональное
электропотребление», г.Пермь, учетно-расчетной системы «РЭП-БЫТ», интегрирующей все стадии сбыта электроэнергии населению: от заключения договоров до контроля поступающих оплат [1]. Учетно-расчетная система, внедренная во всех отделениях и участках «Энергосбыта» «Пермэнерго», включает в себя базы данных, из которых по запросам можно получить необходимую информацию о потреблении электроэнергии как отдельными абонентами, так и любыми их совокупностями. Информационно-аналитический уровень системы позволяет вести работу по анализу, контролю и управлению процессом реализации электроэнергии населению.
© Н.М. Беляев, А.Р. Давыдов, О.П. Немытых Проблемы энергетики, 2005,№ 1-2
К числу основных показателей реализации энергии населению следует отнести:
- число бытовых абонентов;
- структуру совокупности потребителей в разрезе тарифных групп;
- объем среднемесячного потребления в натуральном и денежном выражении, в том числе и по тарифным группам.
Для оценки качественных изменений в реализации электроэнергии необходимо использовать удельные характеристики:
- среднемесячное потребление на одного абонента в натуральном и денежном выражении;
- средний тариф отпускаемой населению энергии по основным тарифным группам с учетом льгот и субсидий.
К числу важнейших показателей относится и величина задолженности бытовых потребителей. Однако в условиях системы самообслуживания бытовых потребителей, применяемой в Пермской области при расчетах за электроэнергию, определение этой величины на основании платежных квитанций некорректно. Поэтому в данном исследовании были использованы также результаты эксперимента по выборочному обследованию бытовых абонентов города Перми [2].
В первую очередь отметим, что количество бытовых потребителей Пермской области, обслуживаемых «Пермэнерго» (сюда не входят бытовые потребители городов областного подчинения, сбыт электроэнергии которым осуществляют оптовые перепродавцы - городские коммунальные электрические сети и некоторые другие сбытовые организации), выросло за последние четыре года более чем на 3%, а объемы среднемесячного потребления за этот период увеличились почти на 18% [3]. Величины среднемесячных оплат с учетом повышения тарифов возросли почти в три раза.
В системе самообслуживания бытовых потребителей наиболее информативным для анализа является удельный среднемесячный расход электроэнергии. На его основе абонентом производится расчет необходимых оплат. Общий рост объемов потребления может быть вызван только лишь увеличением числа потребителей. Рост же удельного показателя связан как с реальным повышением потребления абонентов, так и с улучшением качества работы по учету и контролю реализации электроэнергии. За последние четыре года среднемесячный расход на одного бытового абонента «Пермэнерго» вырос почти на 15% и составляет примерно 95 кВт • ч.
Данные по объемам потребления и соответствующим оплатам необходимы региональной энергетической комиссии (РЭК) для утверждения обоснованных величин тарифов в разрезе основных групп бытовых потребителей. К 2003 году сложилась следующая структура бытовых потребителей «Пермэнерго» в соответствии с категориями населения, по которым РЭК Пермской области принимает решение об утверждении тарифов на электрическую энергию [4]. Наиболее массовой группой бытовых абонентов являются городские потребители, составляющие 55% от общего числа абонентов. Им соответствует наибольшая доля в общем потреблении электроэнергии - 59% от общего расхода. Сельских абонентов насчитывается 40% от общего количества, на них приходится 31% от общего потребления электроэнергии. Более мелкие группы населения - это городские потребители, проживающие в домах, оборудованных электроплитами (3% от общего количества бытовых абонентов, 6% от общего
расхода), и сельские потребители, использующие для отопления и горячего водоснабжения электрокотлы (1% от общего количества бытовых абонентов, 4% от общего расхода).
Как видно, две трети общего объема потребления приходится на городских абонентов. Поэтому дальнейшие результаты приведены только для этих потребителей, проживающих в домах оборудованных газовыми и электрическими плитами.
Интересно и практически значимо распределение числа абонентов в зависимости от величины среднемесячного потребления см рисунок. Для потребителей, использующих газовые плиты, характерна асимметрия графика, обусловленная преобладанием среди населения потребителей с невысокими доходами, а соответственно, и потреблением. Среднее значение месячного расхода электроэнергии в 2003 году составляло примерно 98 кВт • ч на одного абонента. Средний тариф с учетом имеющихся льгот был равен 0,6 руб/кВт • ч. Отметим, что 75% абонентов потребляло лишь до 150 кВт • ч в месяц, а 2% - более 300 кВт • ч в месяц.
0,3500
0,3000
0,2500
0,2000
0,1500
0,1000
0,0500
0,0000
Ж
Л*
Л*
□ газ. плиты
□ эл. плиты
Рис. Распределение относительных частот количества бытовых абонентов в зависимости от среднемесячного потребления электроэнергии
Гистограмма распределения для потребителей, использующих электроплиты, более симметрична см. рисунок. Это можно объяснить тем, что значительная часть энергии расходуется при пользовании плитой. Среднемесячный расход составлял 231 кВт • ч, а средний тариф - 0,44 руб/кВт • ч.
Отметим, что все приведенные значения содержат определенную погрешность, связанную как с существующей системой самообслуживания бытовых потребителей при расчетах, так и с качеством работы специалистов и управленцев Энергосбыта. Речь идет о неотраженном в платежных документах «накопленном» и неоплаченном расходе электроэнергии, который должен регулярно выявляться при обходе контролерами жилых помещений. Практически же этого не происходит, в том числе и по объективным для энергосбытовой организации причинам. Этот расход опосредованно отражается как потери электрической энергии в системе, а его денежный эквивалент является задолженностью бытовых потребителей.
Для оценки реального потребления и существующей задолженности в 2001 году был проведен эксперимент по анализу состояния расчетов за потребляемую
электроэнергию с городскими абонентами Центрального отделения «Энергосбыта» «Пермэнерго» [2].
Суть эксперимента заключалась в адресной проверке абонентов путем снятия показаний приборов учета, проверки их рабочего состояния и последующего сопоставления полученных данных с последними данными, отраженными в квитанциях оплаты. При формировании обследуемой выборки учитывалась принадлежность абонентов к разным социальным категориям населения.
В результате эксперимента были сняты показания счетчиков у 4772 абонентов, что составляет практически 3% от общего количества городских абонентов Центрального отделения. Результативные данные сравнивались с показаниями, предоставленными абонентами в последней поступившей квитанции, с целью определения неоплаченного расхода электроэнергии, который понимается как разность между снятыми показаниями счетчика при проверке и показаниями, предоставленными бытовым абонентом в последней поступившей квитанции.
На основе среднемесячного и неоплаченного расходов был рассчитан уровень задолженности абонентов (к):
к _ Неоплаченный расход абонента Среднемесячный расход абонента
Среднемесячный расход абонента рассчитывался за продолжительный период времени.
Значение уровня задолженности соответствует количеству месяцев, в течение которых абонент потребляет электроэнергию не оплачивая.
По значению к все обследованные абоненты распределились (табл. 1) на потребителей-кредиторов (оплата за потребляемую электроэнергию вперед: к < 0) и дебиторов (абонентов, имеющих неоплаченный расход потребленной электроэнергии с различным уровнем задолженности).
Таблица 1
Распределение обследованной совокупности абонентов по группам с одинаковым уровнем задолженности
Группы Количество абонентов (чел.) Доля от общего числа обследованных абонентов (%) Неоплаченный расход электроэнергии по группе(кВт•ч)
Кредиторы к < 0 577 12,09 -687 292
Дебиторы 0 < к < 1 3 256 68,23 420 675
1 < к < 4 452 9,47 226 055
к > 4 487 10,21 1 072 599
Итого: 4 772 100,00 1 032 037
Как видно из таблицы 1, большую долю потребителей составляют добросовестные абоненты, в полной мере оплачивающие потребление электроэнергии (к < 1). Таких более 80% от общего количества городских бытовых потребителей Центрального отделения (табл.1). Количество
неплательщиков не так велико, однако неоплаченный ими расход очень значителен. Большая часть (62%) неоплаченного потребленного расхода электроэнергии приходится на злостных неплательщиков, уровень задолженности которых не меньше четырех месяцев.
Определив неоплаченный расход абонентов с учетом классификации, оценим уровень задолженности населения за потребленную электроэнергию.
Задолженность может быть рассчитана как на текущий момент (по действующим тарифам), так и с использованием истории изменения ставок тарифов (по средним тарифам).
При строгом подходе для определения суммы задолженности необходимо учитывать срок ее образования, а соответственно, и историю изменения тарифов на электроэнергию, действующих в течение этого срока. Фактически же абоненты должны оплатить потребленную электроэнергию по тарифу, действующему на момент оплаты. Безусловно, сумма задолженности, рассчитанная таким образом, будет больше.
Задолженность по выборке обследованных абонентов отражена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка задолженности обследованной совокупности абонентов
Группы Неоплаченный расход (кВт^ч) Средний действующий тариф (руб.) Задолженность (руб.)
Кредиторы к<0 -687 292 0,3305 -227 150,01
Дебиторы 0<к<1 420 675 0,3266 137 392,45
1<к<4 226 055 0,3305 74 711,18
к>4 1 072 599 0,3233 346 771,26
Итого: 1 032 037 0,3277 331 724,88
Средний действующий тариф по группе абонентов рассчитывался как среднее арифметическое действующих тарифов абонентов, входящих в группу. Действующий тариф абонента определялся как отношение начисления к расходу электроэнергии, отраженным в последней квитанции. Информация о льготах, имеющихся у абонента, заложена в действующем тарифе.
Таким образом, общая задолженность по выборке городских абонентов, обслуживаемых Центральным отделением «Энергосбыта», с учетом действующих ставок тарифов на начало 2001 года составила 331 724,88 руб., в том числе кредиторская задолженность - 227 150,01 руб., а дебиторская задолженность (к > 0) - 558 874,89 руб. Просроченная дебиторская задолженность (к > 1) равна 421 482,44 руб. Величине дебиторской задолженности следует поставить в соответствие ее период оборота, рассчитываемый как отношение начисления в рассматриваемом периоде к объему дебиторской задолженности, умноженное на продолжительность этого периода в днях. Период оборота характеризует число дней, в течение которых энергоснабжающая организация бесплатно отпускала электроэнергию потребителям. В 2001 году период оборота задолженности населения составлял почти 2,5 месяца [2].
Аналогичная работа по оценке задолженности была проведена и в 2004 году. В результате выяснилось, что количество неплательщиков, уровень задолженности которых превышает один месяц, выросло за три года на 35%. На
сегодняшний день период оборачиваемости дебиторской задолженности бытовых абонентов Центрального отделения «Энергосбыта» по выборочным данным составляет почти 70 дней.
Очевидно, что система самообслуживания бытовых потребителей при расчетах является неэффективной. Главный ее недостаток состоит в практической невозможности управления процессом реализации электроэнергии этим потребителям.
Повышению эффективности сбыта энергии населению может способствовать жесткий контроль за неплательщиками со стороны энергосбытовой организации. Увеличение числа контролеров, регулярные сплошные проверки бытовых абонентов при условии постоянного анализа их потребления позволят снизить задолженность. Но такой подход бесперспективен. Дело не столько в его затратности, не столько в «человеческом факторе», сколько в стратегическом направлении развития сбыта электроэнергии населению в современных рыночных условиях. Это направление видится как переход на расчеты, основанные на объективных данных, получаемых сбытовой компанией без прямого участия потребителя в любой период времени. Лучшим решением здесь видится массовое внедрение автоматизированных систем коммерческого учета и финансовых расчетов с населением. Такие системы позволяют не только контролировать процесс потребления электроэнергии населением, но и формировать в автоматизированном режиме счета по оплате фактического потребления. Помимо решения основной задачи перехода от системы самообслуживания к системе выставления счетов и получения в результате этого положительных финансовых результатов, указанные системы дают возможность применения дифференцированных по зонам суток тарифов, обеспечивают оперативный контроль фактического отпуска электроэнергии из сетей энергосистемы, получение в едином временном срезе достоверной информации о потерях путем анализа балансов и принятие эффективных решений по снижению этих потерь. Эти системы открывают широкие возможности в бизнесе на розничном рынке электроэнергии не только для энергосбытовых компаний, но и для новых структур, образованных в жилищно-коммунальном хозяйстве (управляющие компании, ТСЖ и др.). Принимая во внимание ограниченность финансовых ресурсов для проведения такой акции, следует пойти по пути обязательного внедрения АСКУЭ в новых и реконструируемых домах, как это установлено, в частности, в Москве. Успешным примером реализации такого проекта может служить проведенное внедрение автоматизированных систем коммерческого учета и финансовых расчетов в домах г. Перми по адресам: Осинская, 14; Кирова, 63; Горького, 77 [5].
Summary
This paper contains the study of one of the significant segments of the Perm retail electric market, called the home consumers. The paper demonstrates structure of this segment, and qualitative and quantitative indexes of the consumption of the electric powers. Also distribution of number of the consumers is received depending on values month-average consumption. The value and structure of indebtedness of the population for consumed electric power is evaluated on the grounds of experimental data.
Литература
1. www.np-ats.ru - сайт НП «АТС».
2. Головкин Б.Н., Беляев Н.М., Давыдов А.Р. Анализ состояния расчетов с бытовыми потребителями электроэнергии // Энергопотребление и энергосбережение: проблемы и решения: Тез. докл. 5-ой Международной научно-практической конференции. Пермь, 5-7 июня 2002 г. - Пермь, 2002. -С. 162-164.
3. Беляев Н.М., Давыдов А.Р., Немытых О.П.. Анализ потребления электрической энергии населением Пермской области // Вестник ПГТУ. Математика и прикладная математика. - Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 2004. - С. 36-45.
4. Постановление РЭК Пермской области «Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Пермской области в 2004 году» от 20.12.2003 г., № 22.
5. Беляев Н.М., Давыдов А.Р., Дьячков А.И.. Автоматизированная система коммерческого учета и финансовых расчетов с потребителями электроэнергии // Энергетика региона. - 2004. - №6 (71).- С. 30-32.
Поступила 07.12.2004