Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

Сегодня спортивная подготовка - это процесс приспособления организма, или адаптации к воздействию тренировочных нагрузок. Уже во время движения начинаются процессы, ведущие к восстановлению состояния, соответствующее гомеостазу покоя, возникают функциональные и структурные изменения, позволяющие в дальнейшем минимизировать возмущение внутренней среды при аналогичных нагрузках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SPORTS TRAINING SYSTEMS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Today, sports training is a process of adaptation of the body, or adaptation to the effects of training loads. Already during the movement, processes begin leading to the restoration of a state corresponding to the homeostasis of rest, functional and structural changes occur, allowing further minimizing the disturbance of the internal environment under similar loads.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

MODERN SPORTS TRAINING SYSTEMS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Сегодня спортивная подготовка - это процесс приспособления организма, или адаптации к воздействию тренировочных нагрузок. Уже во время движения начинаются процессы, ведущие к восстановлению состояния, соответствующее гоме-остазу покоя, возникают функциональные и структурные изменения, позволяющие в дальнейшем минимизировать возмущение внутренней среды при аналогичных нагрузках.

Abstract. Today, sports training is a process of adaptation of the body, or adaptation to the effects of training loads. Already during the movement, processes begin leading to the restoration of a state corresponding to the homeostasis of rest, functional and structural changes occur, allowing further minimizing the disturbance of the internal environment under similar loads.

Ключевые слова : спорт; спортивная подготовка системы; здоровье; физическая подготовка.

Keywords: sport; sports training systems; health; physical training.

Система спортивной подготовки в Министерстве внутренних дел (МВД) включает в себя физическую, техническую и психологическую составляющие готовности, показать наивысший результат. Это состояние называют спортивной формой. Развитие этого системного качества включает три фазы: приобретения, сохранения и временной утраты. Эти фазы можно наблюдать как в годовом цикле, так и во всей многолетней подготовке, целостном, системно-построенном и рационально организованном процессе становления спортивного мастерства, который позволяет достичь максимально доступных индивидуальных результатов. Первая фаза развития спортивной формы связана с формированием предпосылок или «фундаментом», здесь основное внимание уделяется общей физической подготовке (ОФП). Достижение нового, более высокого уровня двигательных способностей нарушает ту гармонию физической и технической подготовленности, которая была характерна для спортивной формы прошедшего макроцикла, и, одновременно, создает новый фундамент для новой спортивной формы. При этом, достижения в специализируемом

упражнении снижаются. Вторая фаза - относительная стабилизация и сохранение формы, характеризуется ростом спортивных результатов при некоторых колебаниях уровня тренированности.

Физическая подготовка сотрудников, как элемент спортивной формы, условно разделена на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную (СФП). В основе принципа единства ОФП и СФП лежит взаимосвязь спортивной специализации с общим, разносторонним развитием, что объясняется единством организма, взаимосвязью органов и систем, и взаимодействием (переносом) различных двигательных умений и навыков.

Специальная физическая подготовка имеет более узкое содержание, она направлена на конкретный вид деятельности или на узкоспециализированное спортивное движение. Но ОФП должна строиться только в соответствии с избранным видом спорта, потому что каждый вид спорта формирует свою специальную морфофунк-циональную гармонию и свой «фундамент» спортивного мастерства. И чем выше мастерство спортсмена, тем в большей мере в его подготовке реализуется принцип углубленной специализации, который подразумевает максимальное использование индивидуальных, психофизиологических особенностей, и углубленное совершенствование способностей, к которым у спортсмена имеются врожденные задатки. Направленное развитие, генетически заложенной, двигательной способности, но, при одновременном подтягивании остальных, способствует росту спортивных результатов. Все части спортивной подготовки, в том числе ОФП и СФП, развертываются синхронно, а не последовательно, но вместе с тем, соотношение сторон подготовки в разное время действительно меняется. В каждом конкретном случае соотношение зависит от возраста спортсмена, уровня мастерства, степени тренированности, этапа и периода тренировки, индивидуальных особенностей. Умение балансировать средствами ОФП и СФП и отличает работу опытных тренеров и спортсменов. Так же необходимо знать эффект «активного отдыха» при нагрузках различной направленности, с участием различных функциональных и энергетических систем. Организм человека - это саморегулируемая система, стремящаяся к поддержанию постоянства внутренней среды [2, с. 188].

Кроме того, в спортивной подготовке, принцип постепенности, как закон оптимальной силы раздражителя, имеет свойство скачкообразности. Известно, что если раздражитель действует на протяжении длительного срока и мало изменяется, или слишком постепенно, то реакция живого организма на него со временем уменьшается, происходит адаптация. При строгом соблюдении общепедагогического «принципа постепенности» создаются благоприятные условия для освоения техники и формирования функциональной базы, но, чем выше квалификация спортсмена, тем актуальнее принцип скачкообразности, то есть постоянное чередование больших, малых и средних нагрузок. Таким образом, в многолетней подготовке спортсмена абсолютная величина нагрузок (как больших, так и средних и малых) возрастает постепенно, но в микроциклах нагрузка распределяется только скачкообразно, в пределах, оптимальных для каждого границ. Чем длительнее происходит повышение или снижение нагрузки, тем слабее ответная реакция организма на данный раздражитель из-за адаптации к нему. Как видим, с повышением спортивной квали-

фикации увеличивается значение стрессовых, «ударных» или максимальных нагрузок, которые «выбивают» организм из состояния определенного равновесия.

Спортивная подготовка осуществляется в комплексном педагогическом процессе и реализуется с учетом ведения обучающимися здорового образа жизни, в который входят повседневная учеба и служба, систематическое выполнение упражнений при правильной организации отдыха. Подготовленность в плане физического развития должна повышаться на учебных занятиях, которые проходят с оптимальной ритмичностью, примерно одинаковым количеством часов в неделю, а также соответствующим интервалом отдыха, что, к сожалению, не всегда принимается во внимание при составлении учебного расписания. Нарушение правильного ритма спортивной подготовки ведет к снижению или отсутствию эффективности. Как показывает практика, отведенных учебным планом часов явно недостаточно. Решение данной проблемы видится в организации совместно с курсовым звеном спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий [1, с. 68].

Спортивная подготовка может осуществляться на разных уровнях интенсивности. Чем интенсивнее нагрузки, тем большее влияние они оказывают на различные функции организма. Так, можно выделить несколько основных направлений воздействия спортивной подготовки и спорта на состояние здоровья человека.

1. Укрепление опорно-двигательного аппарата. Увеличиваются показатели объема и силы мышц, кости скелета становятся более устойчивыми к стрессам. Во время тренировок в тренажерном зале или во время пробежек, плавания, езды на велосипеде улучшается кислородное питание мышц, вовлекаются кровеносные капилляры, которые не задействованы в покое, кроме того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу белка и образованию новых клеток. Систематическое занятие физической культурой препятствует развитию заболеваний опорных и двигательных органов, таких как остеохондроз, грыжа межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз и тому подобное.

2. Укрепление и развитие нервной системы. Это связано с повышением уровня ловкости, скорости и улучшенной координацией движений. Занятия спортом способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые фиксируются и укладываются в последовательные ряды. Тело приобретает способность адаптироваться к более сложным нагрузкам и выполнять упражнения более эффективным и экономичным способом для достижения желаемых результатов. Увеличивается скорость нервных процессов: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать правильные решения [3].

3. Улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Влияние физической нагрузки на организм человека выражается в повышении выносливости сердца и сосудов. Тренировка заставляет все органы интенсивно работать: мышцы во время упражнений требуют увеличения кровоснабжения, что заставляет сердце перекачивать больший объем насыщенной кислородом крови в единицу времени. В состоянии покоя сердце закачивает около 5 литров крови в аорту за одну минуту, а во время тренировки это количество увеличивается до 10-20 литров. Сердце и крове-

носные сосуды человека, занимающегося спортом, не только быстро привыкают к нагрузкам, но и так же быстро восстанавливаются после них .

4. Улучшение работы органов дыхания. Во время физических нагрузок из-за повышенной потребности в тканях и органах кислорода дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через дыхательную систему в минуту, увеличивается с 8 литров в состоянии покоя до 100 литров при беге, плавании и занятиях в тренажерном зале, что, впоследствие, увеличивает жизненную емкость легких.

5. Повышение уровня иммунитета и улучшение состава крови. При регулярном занятии физическими нагрузками количество эритроцитов увеличивается с 5 миллионов на один кубический мм до 6 миллионов. Уровень лимфоцитов, задача которых состоит в нейтрализации вредных факторов, поступающих в организм, также увеличивается. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет так называемую обороноспособность организма - способность противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды. Физически активные люди заболевают реже, а если и подвергаются воздействию бактерий и вирусов, то справляются с ней гораздо быстрее чем те, кто ведет неактивный образ жизни

Так, можно отметить, что физическая подготовка имеет много полезных эффектов, как физических, так и психических, и поэтому используется как для профилактики, так и для лечения различных заболеваний. Хорошая физическая форма может быть ключевым компонентом здорового образа жизни, в связи с чем физическая подготовка является таким же ключевым предметом в учебных организациях.

Методика спортивной подготовки в МВД представляет собой равнозначное сочетание тактической, физической и психологической подготовки. В результате использования различных методик для повышения эффективности и качества физической культуры в современных условиях удастся:

- раскрыть индивидуальные способности сотрудников;

- повысить заинтересованность лиц и сформировать увлеченность предметом;

- создать благоприятный психологический климат на занятиях;

- научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний и умений учащихся;

- повысить эффективность работы преподавателя.

Сопоставление преимуществ и недостатков использования современных методов оценки двигательных качеств, функционального состояния в тренировочном процессе позволяет сделать вывод, что недостаточное внимание уделено тренировке ударной комбинационной техники атакующего и защитно-атакующего характера. Для совершенствования специальной выносливости предложено использовать средства кросс-фита и удары по боксерскому мешку на время с утяжелителями на руках и ногах. Последовательное прохождение учебных точек, на каждой из которых мышцы получают сначала статическую, а потом динамическую нагрузку, позволяет организму приспособиться к постоянно меняющемуся характеру мышечной деятельности.

Использование современных методов оценки физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния должно иметь специфическую установку на изучение техники и тактики спортивной подготовки, ярко демонстрировать взаимосвязь оздоровительной и спортивной направленности, а содержание программы обучения должно отвечать целям и соответствовать потребностям обучения.

Оценка эффективности использования современных методов диагностики двигательных качеств и функционального состояния на тренировках по прошествии одного месяца продемонстрировала практически одинаковый уровень в контрольной и экспериментальной группе на начальном этапе и в конце эксперимента, существенных различий не представлено [3, с. 27].

Отсюда логически можно предположить, что выполнение двигательных действий различной направленности с точки зрения типологических особенностей (психо, сомато-, функционального типа) должно строиться в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. В противном случае это будет рассматриваться как давление, ограничение свободы выбора. В первый год обучения, попадая в незнакомую ситуацию, присущую конкретному учебному заведению, не получая привычную обратную связь, приводит к тому, что обучающиеся воспринимают это как давление, навязывание идей и так далее. Поэтому они успешны в той деятельности, которая составляет для них наибольший интерес, руководствуясь внутренней мотивацией.

Таким образом, изучение спортивной подготовки в Министерстве Внутренних Дел, как системы, указывает на существование общих закономерностей, объективно влияющих на спортивное совершенствование и достижение наиболее высоких индивидуальных результатов, демонстрация их в наиболее крупных соревнованиях. Теория спортивной подготовки относится к динамичной и постоянно развивающейся области знаний, эта сложная, вероятностная система требует постоянного изучения и совершенствования.

Литература

1. Моськин С. А. Роль специальной физической подготовки сотрудников ГИБДД в выполнении служебно-боевых задач // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): материалы Международной научно-практической конференции. (Орел, 21 апреля 2016 года). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 278-282.

2. Еремин Р. В. Новейшие информационные технологии в физической культуре и спорте // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт : сборник статей XXIII Всероссийского круглого стола (Орел, 25 июня 2015 года). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 37-39.

3. Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов,

слушателей и студентов : сборник материалов Всероссийского круглого стола (Орел, 26 февраля 2016 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 106-109.

References

1. Mos'kin S. A. [The role of special physical training of traffic police officers in the performance of service and combat tasks]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya): materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Orel, 21 aprelya 2016 g.) [Management of activities to ensure road safety (state, problems, ways of improvement). Materials of the International Scientific and Practical Conference (Orel, April 21, 2016). Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 278-282. (In Russia).

2. Eremin R. V. [The latest information technologies in physical culture and sports]. Sovershenstvovanie fizicheskoy, ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Fizicheskaya podgotovka i sport. Sbornik statey XXIII Vserossiyskogo kruglogo stola (Orel, 25 iyunya 2015 g.) [Improvement of physical, fire and tactical-special training of law enforcement officers. Physical training and sport. A collection of articles. (Eagle, October 9, 2015)]. Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2015, pp. 37-39. (In Russia).

3. Podrezov I. N. [Physical culture as an important factor in the formation of personality culture]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov : sbornik materialov Vserossiyskogo kruglogo stola (Orel, 26 fevralya 2016 g.) [Actual problems of physical culture and sports of cadets, listeners and students: collection of articles (Orel, February 26, 2016)]. Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanova Publ., 2016, pp. 106-109. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.