Научная статья на тему 'Современные системы повышения квалификации преподавателей колледжа'

Современные системы повышения квалификации преподавателей колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADVANCED TRAINING / ADDITIONAL TRAINING / ADDITIONAL TRAINING PROGRAMS / ADVANCED TRAINING PROGRAMS / INNOVATION / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манюкова Вера Николаевна, Кулаков Андрей Викторович

Стремительные изменения, постоянное обновление технологий производства, появление новых форм международного сотрудничества в образовательной сфере требуют постоянной научно-методической работы по созданию новых программ повышения квалификации преподавателей. Суть повышения квалификации педагогических кадров колледжа заключается в развитии у них умений оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на принципах динамичности, осознанной перспективы и паритетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манюкова Вера Николаевна, Кулаков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SYSTEMS OF COLLEGE TEACHERS’ ADVANCED TRAINING

Fast changes, regular updating of production technologies, occurrence of new forms of international cooperation in the field of education require continuous scientific and methodological work on the creation of new advanced training programs for teachers. The basis of college teachers’ advanced training is development of their ability to operate subject knowledge and to design and model their activities. Retraining and advanced training of teachers should be executed basing upon the principles of dynamism, awareness of prospects, and parity.

Текст научной работы на тему «Современные системы повышения квалификации преподавателей колледжа»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 1)

УДК 37.014

Манюкова Вера Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела обеспечения деятельности диссертационных советов Федерального института развития образования

Кулаков Андрей Викторович

директор Колледжа градостроительства, транспорта и технологий № 41 г. Москвы

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА

Аннотация:

Стремительные изменения, постоянное обновление технологий производства, появление новых форм международного сотрудничества в образовательной сфере требуют постоянной научно-методической работы по созданию новых программ повышения квалификации преподавателей. Суть повышения квалификации педагогических кадров колледжа заключается в развитии у них умений оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на принципах динамичности, осознанной перспективы и паритетности.

Ключевые слова:

повышение квалификации, переподготовка, программы переподготовки, программы повышение квалификации, инновация, профессиональная компетентность.

Manyukova Vera Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Department for Thesis Councils' Support, Federal Institute for Education Development

Kulakov Andrey Viktorovich

Principal of Town Planning, Transportation and Technology College № 41, Moscow

MODERN SYSTEMS OF COLLEGE TEACHERS' ADVANCED TRAINING

Summary:

Fast changes, regular updating of production technologies, occurrence of new forms of international cooperation in the field of education require continuous scientific and methodological work on the creation of new advanced training programs for teachers. The basis of college teachers' advanced training is development of their ability to operate subject knowledge and to design and model their activities. Retraining and advanced training of teachers should be executed basing upon the principles of dynamism, awareness of prospects, and parity.

Keywords:

advanced training, additional training, additional training programs, advanced training programs, innovation, professional competency.

Ввиду модернизации системы российского образования одним из приоритетных социальных и педагогических направлений становится совершенствование профессионализма педагогической деятельности преподавателей. Модернизация отечественного образования включает в себя внедрение в образовательную практику информационных технологий и повышение гуманизации образования, что в свою очередь требует совершенствования существующих программ повышения квалификации педагогов. Поэтому необходимо пересмотреть систему повышения квалификации с точки зрения ее педагогической, методологической, организационной и психологической составляющих.

В сложившейся сегодня ситуации насущной проблемой является повышение качества профессионального образования, в котором реализуются знания, умения и навыки выполнения гностической, проектировочной, коммуникативной и других педагогических функций. Последние отражены в профессионализме педагогической деятельности как качественной характеристике преподавателя колледжа. Профессионализм преподавателя колледжа определяется мерой владения педагогом современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, которые совершенствуются в системе повышения квалификации.

Суть процесса повышения квалификации педагогов колледжа заключается не только в передаче определенной информации слушателям курсов, но и в формировании у них умений оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Современная система повышения квалификации, являясь мобильной и динамичной, ориентирована на профессионально-педагогическую компетентность преподавателей. Такая система отвечает требованиям конкретных образовательных учреждений и общества в целом.

Согласно исследованиям, повышение квалификации преподавателей должно быть основано на ряде принципов: динамичности, разносторонности методического консультирования, паритетности и осознанной перспективы. Принцип динамичности предусматривает возможность изменения и дополнения содержания образовательных программ; принцип разносторонности методического консультирования предполагает высокую степень заинтересованности слушателей, а также компетентность преподавателя. Принцип паритетности основан на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей курсов и их слушателей, а принцип осознанной перспективы требует понимания и осознания системы краткосрочных, среднесрочных и отдаленных перспектив развития обучения [1].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поддержание профессиональной компетентности на новом этапе развития становится все более сложной задачей. Поэтому повышение квалификации педагогов, способных к профессиональной и социальной мобильности, является одним из насущных вопросов современного профессионального образования и систем повышения квалификации.

Инновационные изменения, происходящие в настоящее время в конкретных образовательных системах, ориентированы на гуманистическую парадигму образования. Эти изменения влияют не только на отдельные компоненты образовательных систем, такие как цели, содержание, методы и технологии обучения, но и на саму основу системы, а также на субъекты образования.

Здесь важно отметить, что эффективное решение проблем российского образования невозможно без изменения задач всех участников системы образования: руководителей, методистов, преподавателей. Это в свою очередь предполагает масштабные изменения в системе переподготовки кадров и повышения их квалификации.

Для системы повышения квалификации, ориентированной на вышеупомянутую гуманистическую парадигму, ценностно-смысловая направленность процесса повышения квалификации является определяющей. Она может быть реализована в таких технологиях работы со слушателями, которые позволяют осуществлять стратегию опережающей подготовки [2].

В основу содержания повышения квалификации преподавателей положена идея объединения различных сфер профессионального знания, которая дает возможность преподавателям эффективно работать в междисциплинарной сфере и развивать системное мышление [3; 4].

Изменение содержания и характера профессиональной деятельности педагога приводит к новым технологиям профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Все эти изменения быстро нарастают и ставят под вопрос традиционно понимаемую профессионально-педагогическую компетентность преподавателя колледжа. Здесь необходима профессиональная компетентность преподавателя, подразумевающая готовность к профессиональной деятельности в условиях нововведений в образовательной деятельности колледжа и развиваемая им в процессе повышения квалификации и самообразования [5].

Инновационные образовательные программы - это важнейший компонент системы повышения квалификации преподавателей. Эти программы состоят из учебных планов, программ дисциплин и других учебно-методических материалов. В программах определяются цели, содержание, технологии образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессионально-педагогической квалификации педагогов в инновационных условиях. Содержание инновационных программ должно основываться на требованиях к профессиональным и личностным качествам преподавателя, соответствовать действующим нормативным документам, учитывать специфику конкретного колледжа.

Инновационные программы повышения квалификации педагогов должны базироваться на последних достижениях науки и техники, требованиях государственных стандартов, принципах гуманитаризации, динамичности и индивидуализации [6].

Анализ современной ситуации и описанные выше современные тенденции изменений общества задают требования к определению нового качества образования с точки зрения степени пригодности профессиональной школы, а также системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников для решения иных не востребованных ранее массовой практикой целей и задач. Другими словами, это требования к модернизации педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

Исходя из изложенного, правомерно выделить главный методологический принцип, лежащий в основе функционирования и развития системы профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей. Таковым является принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Успехи системы образования во многом определяются качеством научно-педагогических и управленческих кадров. Конечная цель профессионально-педагогической деятельности преподавателя задается итоговой целью подготовки специалиста - профессиональной компетентностью, готовностью к инновационной деятельности.

Ссылки:

1. Коваленко И.В. Организационно-правовые основы повышения квалификации преподавателей вуза [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-osnovy-povysheniya-kvalifikatsii-prepodavateley-vuza (дата обращения: 14.01.2015).

2. Там же.

3. Там же.

4. Ярoчкинa Г.В. Роль повышения квалификации для учреждений довузовсюзго профессионального образования : сб. ст. Всерос. науч.-практ. семинара. М., 2008.

5. Зеер Э.Ф., Шахматовa O.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

6. Aсмолов A.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.