Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая составляющая в процессе повышения квалификации преподавателя вуза'

Профессионально-педагогическая составляющая в процессе повышения квалификации преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PREPARATION / PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна

В статье обоснована необходимость усиления психолого-педагогического компонента в процессе повышения квалификации преподавателя вуза любого профиля. Рассмотрены факторы, влияющие на изменение содержания курсов повышения квалификации в соответствии с вызовами современного общества. Раскрыта структура блочной программы профессионально-творческого саморазвития преподавателя. Определены условия, способствующие эффективности реализации разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the author proved need of strengthening of a psychology and pedagogical component in the course of professional development of the teacher of higher education institution of any profile, considered the factors influencing change of maintenance of advanced training courses according to calls of modern society, disclosed the structure of the block program of professional and creative self-development of the teacher and defined the conditions promoting efficiency of implementation of the developed program.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая составляющая в процессе повышения квалификации преподавателя вуза»

ДЕТСКИЙ САА ШКОДА ВУЗ

УДК 378.126

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-3-44-49

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Макарова Людмила Николаевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: mako20@inbox.ru

В статье обоснована необходимость усиления психолого-педагогического компонента в процессе повышения квалификации преподавателя вуза любого профиля. Рассмотрены факторы, влияющие на изменение содержания курсов повышения квалификации в соответствии с вызовами современного общества. Раскрыта структура блочной программы профессионально-творческого саморазвития преподавателя. Определены условия, способствующие эффективности реализации разработанной программы.

Ключевые слова: преподаватель вуза, повышение квалификации, психолого-педагогическая подготовка, профессионально-творческое саморазвитие

В настоящее время преподаватель вуза является не столько носителем научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы и научного творчества. Но объем знаний, необходимый современному специалисту, постоянно возрастает; одновременно растет и темп их морального старения. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность не предопределена на весь период профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В связи с этим в системе высшего образования возникает насущная потребность организации непрерывной переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов [1].

Непрерывное образование предъявляет и новые требования к профессиональному педагогическому сообществу. Первое требование означает, что в той мере, в какой различаются образовательные потребности и способности людей, а также потребности производства и общества в людях того или иного уровня образования, в такой же мере должны отличаться предлагаемые системой образовательные услуги - по содержанию, уровням, срокам, требуемым стандартам обучения. Второе требование заключается в том, что развитие системы непрерывного образования обусловливает необ-

ходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечивая тем самым реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики [2].

Система повышения квалификации педагогических кадров должна быть относительно автономной и наиболее гибкой подсистемой непрерывного профессионального образования, поскольку именно в ее рамках может быть преодолен кризис профессиональной компетентности преподавателя, и решен вопрос подготовки научно -педагогических кадров к деятельности в условиях модернизации как высшего, так и общего образования.

Проблема улучшения деятельности вузовского преподавателя не нова, но, по нашему мнению, необходимо пересмотреть понятие «совершенствование профессионального мастерства преподавателя». В настоящее время оно, чаще всего и прежде всего, предусматривает совершенствование предметной компетентности вузовских педагогов. Однако глубокое знание предмета является необходимым, но не достаточным условием эффективного преподавания: необходимо сместить акценты и работать над повышением уровня именно психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы.

Рассматривая этот вопрос, мы исходим из следующих положений:

- во-первых, преобладающим видом профессиональной деятельности педагогов любого вуза является преподавание;

- во-вторых, педагогическое мастерство не является врожденным качеством, а представляет собой приобретенный комплекс знаний, умений и навыков; опыта творческой деятельности, следовательно, его можно и нужно совершенствовать;

- в-третьих, существует взаимнообрат-ное соотношение между профессиональной деятельностью и индивидуальными качествами преподавателя: деятельность, предъявляя специфические требования к преподавателю, заставляет его развивать определенные индивидуально-профессиональные качества. И наоборот, индивидуальные качества, реализуемые в профессиональной деятельности педагога и обеспечивающие ее успешность, приобретают новый личностный смысл;

- в-четвертых, профессиональную пригодность преподавателя следует рассматривать через создание у него соответствующих ценностных ориентаций и мотивации на педагогическую деятельность и через создание соответствующих условий для развития у него необходимых индивидуально-профессиональных качеств [3].

В результате исследования мы выделили четыре группы факторов, актуализирующих необходимость создания целостной системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов с учетом усиления в ней психолого-педагогического компонента.

1. Современное общество, подавляющее большинство преподавателей и практически все студенты не согласны с существующей системой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, при которой лидирующее положение занимает научно-исследовательская деятельность и недооценивается учебная работа. Одним из следствий этого подхода является недостаточное внимание к профессионально-педагогической подготовке будущего преподавателя в рамках аспирантуры. В настоящее время, когда конкуренция между вузами в привлечении все большего количества студентов значительно возросла, приоритетное значение придается эффективному, хорошо организованному преподаванию.

В результате выиграет тот вуз, преподаватели которого: хорошо знакомы с

психологическими особенностями студенческой аудитории и умеют использовать эти знания в учебном процессе; ориентируются в современных достижениях педагогической науки и владеют разнообразными технологиями обучения; владеют способами профессионально-творческого саморазвития и способствуют созданию условий для творческого саморазвития студентов.

2. Преподаватели, будучи профессионалами в своей области, должны постоянно обновлять и совершенствовать свои знания, заботиться о профессиональном росте, развивать индивидуальный стиль педагогической деятельности. Им необходимо регулярно следить за новинками в области психологии, педагогики и методики преподавания, так как «даже самые лучшие преподаватели должны постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, чтобы остаться лучшими» (В. Маккичи).

3. Студенческий контингент в любом вузе значительно изменился за последнее десятилетие. В аудиториях можно встретить значительное количество выходцев из семей вынужденных мигрантов, студентов с различными физическими недостатками; тех, кто обучаясь на дневном отделении, совмещает учебу и работу и т. д. Поэтому преподаватели должны отдавать себе отчет в том, что традиционные подходы к обучению могут оказаться неэффективными в работе с новым контингентом студентов.

Кроме этого, имеющаяся дестабилизация социокультурного процесса, деструктивный потенциал, имеющийся в современной информационной среде, приводят зачастую к изменению отношения студентов к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, воровство, проституция, гомосексуализм и др. Наблюдается разрыв между декларируемыми ценностями, которые рассматриваются в качестве основ современного воспитания и преобладающим в студенческой среде прагматизмом, меркантилизмом, неверием, цинизмом.

К сожалению, и в настоящее время нередко главная цель образования де-факто по-прежнему реализуется лишь как формирование бакалавра (специалиста, магистра), но не как комплексное развитие качеств личности студента. Значительно снизилась нравственно-психологическая и ценностно-формирующая направленность учебного процесса.

Следует заметить, что снижение воспитательного потенциала высшей школы объясняется и неподготовленностью педагогических кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей представлений о своем месте и роли в процессе формирования личности будущего специалиста. У педагогов зачастую отсутствует стремление к самосовершенствованию, самоизменению, адекватного требованиям времени. Многие преподаватели психологически и профессионально не готовы осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней непростой ситуации российского общества, некоторые рассматривают воспитание как второстепенную или даже ненужную деятельность.

4. Использование новейших технологических средств в учебном процессе, таких как телекоммуникационные и компьютерные технологии, изменили информационную среду практически всех вузов. Стало очевидным, что при дистанционном обучении к преподавателю предъявляются иные требования, и для того, чтобы преподавание было эффективным, профессорско-преподавательский состав должен получить специальную подготовку для умелого использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе [4]. Следовательно, необходима разработка индивидуальных образовательных траекторий для поднятия уровня информационной и компьютерной культуры преподавателя вуза, предполагающего не только эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе, но, в перспективе, и создание массовых открытых онлайн курсов (МООК) [5].

Таким образом, процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы в вузе предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации системы повышения квалификации преподавателей вуза с целью их профессионально-творческого саморазвития на основе внутренних мотивов, системы ценностей, профессиональных целей и вызовов современного информационного общества.

В соответствии с вышесказанным, на кафедре педагогики и образовательных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина разработан и апробирован ряд программ повышения квалификации преподавателей вуза: «Инновационные процессы в современной педагогике»; «Современные образовательные технологии в

высшей школе», «Преподаватель вуза: культура, квалиметрия, проектирование»; «Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя» и др. Практически все программы реализованы в институте дополнительного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Рассмотрим более подробно структуру одной из наиболее интересной для слушателей программы - «Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя». Ее цель - повышение профессиональной квалификации преподавателей вуза как субъектов образовательного процесса путем вооружения их конкретным инструментарием - теорией и технологией профессионально-творческого саморазвития в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.

Программа ориентирована на преподавателей вузов, аспирантов, желающих, с одной стороны, активизировать процессы собственного личностного и профессионального развития, с другой - обогатить способы и методы преподавания, позволяющие интенсифицировать соответствующие процессы интеллектуального и творческого саморазвития своих студентов.

Разработанная программа (72 часа) имеет модульную структуру и включает в себя три взаимосвязанных блока.

Первый блок-модуль: Теоретико-методологические и технологические основы профессионал ьно-творческого саморазвития (ПТС) субъектов образовательного процесса в вузе.

Этот блок включает следующие темы:

- диалектические противоречия, закономерности и принципы профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса;

- сущность и структура профессионально-творческого саморазвития личности. Модели ПТС студентов и преподавателей;

- построение индивидуальных бифуркационных траекторий профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса;

- типология личности студентов и ключевые стили педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте профессионально-творческого саморазвития: характеристика и динамика;

- взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор интенсификации процесса профессионально-творческого саморазвития;

- рефлексивно-творческая технология взаимодействия профессионально-творческого саморазвития субъектов в условиях вуза;

- квалиметрический инструментарий оценивания уровней профессионально-творческого саморазвития субъектов и эффективности взаимодействия.

В результате слушатели:

- приобретают базовые теоретические знания о сущности профессионально-творческого саморазвития в контексте эффективного взаимодействия преподавателей и студентов;

- учатся выстраивать в образовательном процессе индивидуальные траектории саморазвития субъектов и учитывать возможности их взаимовлияния;

- осваивают соответствующие рефлексивно-творческие технологии профессионально-творческого саморазвития, способствующие взаимопониманию и сотрудничеству субъектов;

- приобретают навыки диагностики уровней профессионально-творческого саморазвития преподавателей и студентов и уровней их взаимодействия.

Второй блок-модуль: Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза.

В него входят следующие темы:

- сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя;

- технология развития ИСПД преподавателя;

- проектирование как форма образовательных инноваций;

- логика организации проектной деятельности в вузе;

- результаты и оценка проектной деятельности в сфере вузовского образования;

- диагностика как сфера профессиональной деятельности преподавателя вуза.

В результате изучения данного блока слушатели:

- детализируют знания о сущности и структуре индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза, получают рекомендации по организации наиболее важных этапов развития эффективного стиля педагогической деятельности;

- расширяют познания о направлениях проектно-инновационной деятельности, о роли

образования и науки в инновационном развитии, овладевают умениями организации про-ектно-инновационной деятельности в вузе;

- знакомятся с разработкой бизнес-планов инновационных проектов и способами выведения инновационного проекта на рынок образовательных услуг;

- приобретают навыки диагностики эффективности индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогических возможностей вузовской среды в целом.

Третий блок-модуль: Информационная компетентность преподавателя.

Содержание третьего блока включает следующие темы:

- информационная культура и новые информационные технологии;

- информационные ресурсы в сфере образования и педагогики;

- электронные информационные ресурсы в образовательной сфере;

- аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности педагога;

- текст как объект аналитико-синтетической переработки;

- принципы и приемы конструирования учебных и научных изданий;

- регистрация электронных изданий и программ учебного назначения.

В результате изучения данного блока слушатели:

- знакомятся с информационными образовательными ресурсами;

- осваивают алгоритмы информационного поиска;

- овладевают методами аналитико-синтетической переработки информации;

- получают навыки информационного самообеспечения многогранной профессиональной деятельности педагога.

Практические занятия курса рассчитаны на использование методик активного обучения, когда слушатели в ролевых, деловых, имитационных играх овладевают навыками решения соответствующих профессиональных задач, способами диагностической и проектной деятельности, приемами саморазвития, самообразования и самоанализа результатов деятельности.

В процессе реализации данной программы у преподавателей происходит переосмысление собственного педагогического опыта, инициируются ситуации рождения новых

проблем, активных поисков решений возникших трудностей в постановке и реализации различных задач по управлению собственной профессионально-педагогической деятельностью.

Аттестация слушателей курса повышения квалификации проводится на основании выполнения следующих заданий:

1. Построение и обоснование своей индивидуальной бифуркационной траектории профессионально-творческого саморазвития.

2. Определение и обоснование своего места в типологии индивидуальных стилей педагогической деятельности преподавателя вуза (типологии взаимодействия).

3. Выполнение творческих заданий технологии ПТС.

4. Построение своей индивидуальной бифуркационной траектории - линии изменения ИСПД.

5. Разработка бизнес-плана инновационного проекта и презентация инновационного проекта.

6. Информационный поиск с использованием различных источников.

7. Разработка проекта электронного учебника.

При обучении преподавателей на курсах повышения квалификации следует учитывать неоднородный и часто недостаточный уровень подготовки слушателей для эффективной самостоятельной работы; различные требования к уровню необходимой подготовки, диктуемые потребностями отдельных слушателей.

Как показала апробация разработанной программы повышения квалификации преподавателей вузов, ее реализация будет эффективна при наличии следующих условий:

- особого психологического климата обучения (неформального, основанного на взаимном уважении и совместной работе);

- учебная деятельность осуществляется с использованием технологии поиска новых знаний на основе имеющегося индивидуально-профессионального опыта слушателей;

- используются андрагогические принципы обучения - приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, индивидуализация, системность, контекст-ность обучения и т. п.;

- процесс обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей педагогов, с использованием новых информационных

и рефлексивно-творческих технологий, способствующих построению бифуркационных индивидуальных траекторий профессионального самосовершенствования преподавателей.

Литература

1. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Копыто-ва Н. Е., Пронина Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей // Педагогика. 2004. № 3. С. 60-68.

2. Гавриков А. Л., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: Новая роль университетов в его развитии. М., 2001.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

4. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета (открытая дискуссия Я. И. Кузьминов - М. Карной) // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.

5. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. № 1. С. 89-98.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Makarova L. N., Sharshov I. А., Kopytova N. E., Pronina L. А. Modelirovaniye sistemy povysheniya kvalifikatsii prepodavatelej pedvuzov i kolledzhej [Modeling of system of professional development of teachers of Teacher Training Universities and Colleges] // Pedagogika. 2004. № 3. S. 60-68.

2. Gavrikov А. L., Litvinova N. P. Obrazovaniye vzroslykh v XXI veke: Novaya rol' universitetov v ego razvitii [Education of adults in the XXI century: A new role of the universities in its development]. M., 2001.

3. Isaev I. F. Professional'no-pedagogiches-kaya kul'tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. M., 2002.

4. Kuz'minov Ya. I., Frumin I. D. Onlajn-obucheniye: kak ono menyaet strukturu obrazovaniya i ekonomiku universiteta (otkrytaya diskussiya Ya. I. Kuz'minov - M. Karnoj) [Online training: how it changes structure of education and economy of the university (an open discussion Ya. I. Kuzminov - M. Kama)] // Voprosy obrazovaniya. 2015. №3. S. 8-43.

5. Kostyuk Yu. L., Levin I. S., Fuks А. L., Fuks I. L., Yankovskaya А. E. Massovye otkrytye onlajn kursy - sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii [Mass open online courses - the modern concept in education and training] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Upravleniye, vychislitel'naya tekhnika i informatika. 2014. № 1. S. 89-98.

* * *

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Makarova Lyudmila Nikolaevna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: mako20@inbox.ru

In article the author proved need of strengthening of a psychology and pedagogical component in the course of professional development of the teacher of higher education institution of any profile, considered the factors influencing change of maintenance of advanced training courses according to calls of modern society, disclosed the structure of the block program of professional and creative self-development of the teacher and defined the conditions promoting efficiency of implementation of the developed program.

Key words: teacher of higher education institution, professional development, psychology and pedagogical preparation, professional and creative self-development

Об авторе:

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.