Научная статья на тему 'Организационные аспекты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава'

Организационные аспекты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADVANCED TRAINING OF THE FACULTY / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / SYSTEM OF ADVANCED TRAINING / FUNCTIONS OF CONTINUING EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PRINCIPLES OF ADVANCED TRAINING / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / FORMS OF ADVANCED TRAINING / MODELS FOR ADVANCED TRAINING / ФУНКЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадова П.Р.

В статье рассматривается система повышения квалификации в современном вузе, а также система подготовки преподавательских кадров. Предлагаются цели, в соответствии с которыми проводится повышение квалификации и развитие компетенций профессорско-преподавательского состава. Дается характеристика основным специфическим принципам, определяющим систему повышения квалификации сотрудников вуза, и функциональной составляющей. Раскрываются формы повышения квалификации и развития компетенций сотрудников. Помимо этого, предлагается анализ наиболее распространённым моделям повышения квалификации преподавателей, их сущность, положительные и отрицательные стороны. Также в статье раскрывается позиция авторов пособий соответствующей направленности по отдельным аспектам повышения квалификации преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурадова П.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS AMONG PROFESSORIAL-TEACHING STAFF

The article deals with a system of advanced training in a modern university, as well as a system of training teachers. The objectives are proposed, in accordance with which the advanced training and development of competences of the teaching staff. The characteristics of the main specific principles that determine the system of raising the level of professional skill of the university staff and the functional component are given. The forms of professional development and the development of the workers' competencies are disclosed. In addition, an analysis is offered for the most common models of teacher training, their basics, positive and negative sides. The article reveals the position of the authors of manuals of a corresponding orientation on certain aspects of the professional development of university teachers.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

References

1. Kirginceva I.S. Samoreguliruemoe obuchenie studentov lingvisticheskih special'nostej v usloviyah didakticheskih informacionnyh sred. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.

2. Mutovkina O.M. Slagaemye professional'noj kompetentnostiprepodavatelya inostrannyh yazykov. Volgograd, 2001

3. Magomedov R.R., Aliev T.D. Issledovanie obrazovatel'nogo prostranstva fizicheskoj kul'tury studentov agroinzhenernogo vuza. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2013; 5: 60 - 64.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

5. Epihina N.O. Obogaschenie yazykovoj kompetencii studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2001.

6. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury. Pod obschej redakciej prof. R.R. Magomedova. Stavropol', 2016.

7. Kirgincev M.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti soldat voenno-tehnicheskih vuzov v usloviyah didakticheskoj informacionnoj sredy. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

8. Magomedov R.R. Kutepova L.S. Suschnost' i sootnoshenie ponyatij «professional'naya kompetenciya» i «kompetentnost'» v kontekste modernizacii obrazovaniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009; 4: 75 - 78.

9. Landsheer V. Koncepciya minimal'noj kompetentnosti. Perspektivy: voprosy obrazovaniyayu 1988; 1: 16 - 20.

10. Ban'ko N.A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti u buduschih inzhenerov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.

11. Klochko N.Yu. Professionalizm icennostnye orientacii. Available at: http: /www.ncstu.rii/content/_docs/pdf/conf/skgti2 philos/05 pdf

12. Klimov E.A. Psihologiya professionala: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta. Moskva - Voronezh, 2003.

13. Osnovy voennojpsihologiiipedagogiki: uchebnoe posobie. Moskva, 1981.

Статья поступила в редакцию 20.01.18

УДК 371

Muradova P.R., senior teacher, Department of Information Technology and Teaching Methods of Informatics, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Hadi-1970@mail.ru

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS AMONG PROFESSORIAL-TEACHING STAFF. The article deals with a system of advanced training in a modern university, as well as a system of training teachers. The objectives are proposed, in accordance with which the advanced training and development of competences of the teaching staff. The characteristics of the main specific principles that determine the system of raising the level of professional skill of the university staff and the functional component are given. The forms of professional development and the development of the workers' competencies are disclosed. In addition, an analysis is offered for the most common models of teacher training, their basics, positive and negative sides. The article reveals the position of the authors of manuals of a corresponding orientation on certain aspects of the professional development of university teachers.

Key words: advanced training of the faculty, development of competences, system of advanced training, functions of continuing education, principles of advanced training, forms of advanced training, models for advanced training.

П.Р. Мурадова, ст. преп. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО

«Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: Hadi-1970@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

В статье рассматривается система повышения квалификации в современном вузе, а также система подготовки преподавательских кадров. Предлагаются цели, в соответствии с которыми проводится повышение квалификации и развитие компетенций профессорско-преподавательского состава. Дается характеристика основным специфическим принципам, определяющим систему повышения квалификации сотрудников вуза, и функциональной составляющей. Раскрываются формы повышения квалификации и развития компетенций сотрудников. Помимо этого, предлагается анализ наиболее распространённым моделям повышения квалификации преподавателей, их сущность, положительные и отрицательные стороны. Также в статье раскрывается позиция авторов пособий соответствующей направленности по отдельным аспектам повышения квалификации преподавателей вузов.

Ключевые слова: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, развитие компетенций, система повышения квалификации, функции повышения квалификации, принципы повышения квалификации, формы повышения квалификации, модели повышения квалификации.

Постоянное совершенствование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава вузов в современных условиях является одной важнейшей задачей и является необходимым условием эффективной деятельности каждого высшего учебного учреждения. Повышение квалификации научно-педагогических и административно-управленческих работников в различных формах является частью корпоративной кадровой политики и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности вуза.

Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников вуза осуществляется в целях:

- обновления и углубления практических и теоретических знаний, способствующих выполнению профессиональных задач на более высоком уровне;

- освоения современных и наиболее оптимальных методов обучения и форм работы;

- подготовки ППС к эффективной организации научно-образовательного, инновационного и иных рабочих процессов;

- обеспечения полного и эффективного выполнения задач Программы развития конкретного вуза всеми категориями сотрудников университета;

- реализации подготовки кадров по полному спектру стратегических приоритетов развития конкретного вуза.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в современных условиях осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в рамках специально создаваемы программ и курсов на базе собственных учебных учреждений и других вузах, путём прохождения стажировки в профильных организациях и компаниях, в процессе участия ППС в работе учебно-методических семинаров.

На основе анализа работ современных исследователей (Т.И. Шамова, И.В. Ильина, В.А. Сластёнин и др.) можно выделить основные функции, которые возлагаются на систему повышения квалификации современного вуза, как и на систему подготовки преподавательских кадров в целом (рис. 1).

13Э1Х 19а1-5497. МИРНАУЩсУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

Акмеологическая

Компенсаторная

Ф -► Адаптационная -►

У Корректировочная

Н

К

Развивающая

Ц

И Инновационная

И

-► Интегративная -►

Консультативная

Создание условий для эффективного профессионально -личностного развития слушателей Восполнение недостатков

полученного образования_

Помощь в приспособлении к условиям работы и успешному практическому применению

полученных знаний_

Коррекция стиля деятельности, профессиональных установок в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному

преподавателю_

Развитие способностей и ПЗЛК, необходимых для успешной профессиональной деятельности Подготовка к новым видам, технологиям, методам профессиональной педагогической

деятельности_

Интеграция фундаментальной и специальной подготовки, научной

и практической_

Осуществление научного консультирования слушателей в ходе реализации ими различных социальных, научно-исследовательских и др._

Рис. 1. Основные функции системы повышения квалификации преподавателей в современных условиях

Можно выделить следующие основные специфические принципы, которые характеризуют систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:

- принцип динамичности, который предусматривает возможность изменения и дополнения содержания программ повышения квалификации в зависимости от интересов и образовательных потребностей слушателей курсов;

- принцип осознанной перспективы, требующего глубокого понимания и осознания близких и отдаленных перспектив повышения квалификации;

- принцип разносторонности методического консультирования, предполагающего высокую степень заинтересованности слушателей и компетентности преподавателей курсов повышения;

- принцип паритетности, основанного на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации;

- принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Повышение квалификации и развитие компетенций ППС может осуществляться в следующих формах:

- краткосрочные курсы повышения квалификации объемом до 72 аудиторных часов с выдачей документа установленного образца (свидетельства, удостоверения, сертификата, справки) о повышении квалификации;

- курсы повышения квалификации объемом от 72 до 100 аудиторных часов с выдачей удостоверения государственного образца о повышении квалификации;

- курсы повышения квалификации объемом от 100 до 500 аудиторных часов с выдачей свидетельства государственного образца о повышении квалификации;

- курсы профессиональной переподготовки объемом не менее 500 аудиторных часов с выдачей диплома государственного образца о профессиональной переподготовке [1].

Показателем уровня организационно-педагогической культуры вузов, осуществляющих повышение квалификации ППС, является их приобщение к идеалам науки и образования. Путь к этому лежит через организацию и обеспечение деятельности творческих содружеств преподавателей и слушателей, а также способствование созданию творческих содружеств и самих слушателей из числа ППС для дальнейшего сотрудничества в вопросах повышения эффективности осуществления образовательного процесса в вузах на основе современных требований со стороны общества, государства, студентов (как потребителей образовательных услуг). Ряд авторов [2; 3 и др.] считает, что организация творческих содружеств послужит основой формирования специфического творческого пространства, в котором слушатели могут дискутировать, обмениваться идеями и мнениями, разрабатывать совместные проекты обогащения и совершенствования профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим необходимо отметить, что создание подобного рода творческого пространства требует не только реконструкции образовательной среды организации, но и создания условий систематического общения слушателей между собой. Это общение должно быть управляемым и целенаправленным. Оно должно создавать специфическую атмосферу профессионального сообщества, где все учатся у всех [2].

В настоящий момент наиболее распространёнными являются следующие модели повышения квалификации преподавателей [3] (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.