Научная статья на тему 'Методический запрос как инструмент моделирования программы повышения квалификации (по результатам анкетирования монгольских преподавателей русского языка как иностранного)'

Методический запрос как инструмент моделирования программы повышения квалификации (по результатам анкетирования монгольских преподавателей русского языка как иностранного) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / METHODOLOGY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАПРОС / A METHODICAL INQUIRY / AN EXPERIMENTAL QUESTIONNAIRE / МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО РКИ / A MODEL FOR A PROGRAM OF ADVANCED TRAINING IN RCTS / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандрикова Г.М., Кротова А.Г.

В статье ставится проблема моделирования программы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе системы методических запросов, сформированной в результате анкетирования будущих слушателей факультета повышения квалификации. Авторы статьи анализируют результаты эксперимента (анкетирования) монгольских преподавателей РКИ с целью выявления у них необходимости в получении тех или иных методических знаний и практических навыков в обучении монголов русскому языку. Полученные ответы интерпретируются как методические запросы к авторам программы повышения квалификации по РКИ. Методический запрос в этом случае понимается как указание на необходимый аспект рассмотрения той или иной методической категории и на целесообразную глубину его рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL QUERY AS A TOOL FOR MODELING OF CONTINUING EDUCATION PROGRAMS (BASED ON THE RESULTS OF A SURVEY OF MONGOLIAN TEACHERS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE)

The article raises a problem of modeling programs for improving qualifications of teachers of Russian as a foreign language on the basis of methods of methodological inquiries formed as a result of the questioning of future students of the faculty for advanced training. The authors of the article analyze the results of an experiment (questionnaire) of Mongolian teachers of RCTs with the aim of capturing them in obtaining certain methodological knowledge and practical skills in teaching the Mongols to the Russian language. The answers received are interpreted as methodological inquiries to the authors of the program of advanced training in RCTs.

Текст научной работы на тему «Методический запрос как инструмент моделирования программы повышения квалификации (по результатам анкетирования монгольских преподавателей русского языка как иностранного)»

References

1. Fasmer M. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka. Tom 1 (A - D). Moskva: Progress, 1986.

2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Pod redakciej V.A. Stepina. Moskva: Mysl', 2001.

3. Rezolyuciya Vserossijskogo foruma dobrovol'cev, 22 - 27 oktyabrya 2016 g., Sankt-Peterburg. Available at: http://xn--80akiv bcegdedodc1d.pdf

4. Danilovcy. «O Nas». Available at: www.danilovcy.ru/structure

5. Sikorskaya L.E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj deyatel'nosti v socializacii studencheskoj molodezhi: konceptual'nye osnovy. Moskva: Izdatel'stvo MosGU, 2010.

6. Bodrenkova G.P. Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva v Rossii: ot teorii k praktike. Moskva: ANO «SPO SOTIS», 2013.

7. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html

8. Trohina A.V. Zanyatost' volonterov v Rossii: formirovanie i regulirovanie. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva, 2012.

9. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah (federal'nyj zakon). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_7495/

10. Azarova E.S. Psihologicheskie determinanty i 'effekty dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya.kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2008.

11. Akimova E.V. Pedagogicheskoe volonterstvo v deyatel'nosti detsko-molodezhnyh ob'edinenij. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2006.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 372.881.161.1

Mandrikova G.M., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department, Novosibirsk State Technical University

(Novosibirsk, Russia), E-mail: mandricova@mail.ru

Krotova A.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: anakrv@yandex.ru

METHODICAL QUERY AS A TOOL FOR MODELING OF CONTINUING EDUCATION PROGRAMS (BASED ON THE RESULTS OF A SURVEY OF MONGOLIAN TEACHERS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE). The article raises a problem of modeling programs for improving qualifications of teachers of Russian as a foreign language on the basis of methods of methodological inquiries formed as a result of the questioning of future students of the faculty for advanced training. The authors of the article analyze the results of an experiment (questionnaire) of Mongolian teachers of RCTs with the aim of capturing them in obtaining certain methodological knowledge and practical skills in teaching the Mongols to the Russian language. The answers received are interpreted as methodological inquiries to the authors of the program of advanced training in RCTs.

Key words: methodology of teaching Russian as a foreign language, a methodical inquiry, an experimental questionnaire, a model for a program of advanced training in RCTs.

Г.М. Мандрикова, д-р филол. наук, доц., зав. каф. филологии, Новосибирский государственный технический

университет, г. Новосибирск, E-mail: mandricova@mail.ru

А.Г. Кротова, канд. филол. наук, доц. каф. филологии, Новосибирский государственный технический университет,

г. Новосибирск, E-mail: anakrv@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАПРОС КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО)

Статья подготовлена в ходе реализации гранта в форме субсидии, полученного в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы.

В статье ставится проблема моделирования программы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе системы методических запросов, сформированной в результате анкетирования будущих слушателей факультета повышения квалификации. Авторы статьи анализируют результаты эксперимента (анкетирования) монгольских преподавателей РКИ с целью выявления у них необходимости в получении тех или иных методических знаний и практических навыков в обучении монголов русскому языку. Полученные ответы интерпретируются как методические запросы к авторам программы повышения квалификации по РКИ. Методический запрос в этом случае понимается как указание на необходимый аспект рассмотрения той или иной методической категории и на целесообразную глубину его рассмотрения.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, методический запрос, экспериментальное анкетирование, модель программы повышения квалификации по РКИ.

Всё ужесточающиеся требования к преподавателю высшей школы в части постоянного (и читай - непрерывного) повышения его квалификации (к профессиональному теперь в обязательном порядке добавились информационно-коммуникационные технологии и - для тех, кто не имеет педагогического образования -педагогика) вынуждают руководителей факультетов повышения квалификации (ФПК) и преподавателей, ведущих курсы повышения квалификации (ПК), существенно пересматривать структуру и содержание своих дисциплин в сторону их оптимизации. Действительно, позволить себе полугодовой, месячный или даже двухнедельный курс обучения на ФПК может далеко не каждый преподаватель, желающий получить новые знания / компетенции. И дело даже не в оплате таких курсов, хотя их стоимость достаточно высока: в условиях тотального сокращения и слияния кафедр и вузов нагрузка доцента (а именно эти люди несут на себе основное бремя учебной, научно-исследовательской и

организационно-методической работы) не позволяет ему надолго отрываться от учебного процесса. Понятно, что под удобным словом «оптимизация» чаще всего понимается сокращение времени, затрачиваемого на освоение такого курса ПК: как правило, это переход на дистанционную модель и замена тренинга обзорными лекциями, проведение которых может «прикрепляться» к научным конференциям - съездил на конференцию и заодно повысил квалификацию. Если речь идет о сугубо научной составляющей определенной научной области, то такие формы ПК вполне разумны, однако в случае с повышением квалификации в областях, предполагающих практическое владение преподавателем новыми знаниями, фактически компетенциями (в нашем случае речь идет о лингводидактике, в частности повышении квалификации по методике преподавания русского языка как неродного \ иностранного), то такая оптимизация никакой пользы, кроме соответствующего документа, не приносит.

Безусловно, перемены в системе ФПК необходимы, это требование времени, поэтому любые разумные предложения в этой области представляются сегодня особенно актуальными. Имея практически 10-летний опыт преподавания на ФПК и пройдя через различные «инновации», оптимизирующие обучение преподавателей, мы считаем возможным предложить иной подход к разработке оптимальной программы дисциплины, выбираемой преподавателями для ПК, которая предполагает не только сокращение времени обучения, но и удачно компонуется с дистанционной формой обучения. Для обоснования своей точки зрения на поставленную проблему обратимся к рассмотрению термина «методический запрос».

Термин «методический запрос» (первоначально «лингво-методический запрос») был введен в научный обиход известным специалистом в области общей и учебной лексикографии В.В. Морковкиным [1]. Под данным термином автор понимал указание на аспект рассмотрения слова в том или ином учебном словаре. Таким образом, первоначально термин имел узкое толкование, поскольку предполагался для использования в теории и практике учебного лексикографирования. Однако со временем его толкование расширилось до «указания на необходимый методике аспект рассмотрения той или иной категории, языковой единицы и т.п. и на целесообразную с точки зрения методики глубину рассмотрения этого аспекта [2].

На наш взгляд, обсуждаемый нами термин «методический запрос» в современной лингводидактике используется в более широком значении - указание на необходимый аспект рассмотрения той или иной категории и на целесообразную глубину рассмотрения этого аспекта, - что на наш взгляд, позволяет использовать его в лингводидактике вместо привычных общеупотребительных понятий «потребность», «социальный запрос», «методический заказ» [3]. Такое расширение значения представляет собой типичную картину семантического сдвига. Заметим, что его использование вполне соотносится с термином А.Р Арутюнова «коммуникативный запрос», который предполагает учет коммуникативных потребностей иностранного уча ще-гося при создании учебника русского языка как иностранного [4]. Таким образом, термин «методический запрос» может выполнять те же функции, позволяя сформировать область методических интересов определенной группы желающих повысить свою профессиональную квалификацию.

Термин «методический запрос» именно в этом значе нии оказался особенно востребован для реализации одного из мероприятий проекта «Фестиваль "Русский язык для образотан ия и карьеры: 40 лет дружбы и сотрудничества Монголии тНГГУ (НЭТИ)"» (грант Министерства образования РФ по Федиртл ьто й целевой программе «Русский язык»). В числе задач Фестиволя были 1) развитие профессиональных связей с монгоаьскимт преподавателями русского языка и 2) улучшение услоаийдлт развития методического потенциала преподавателей оуиссаго языка в Монголии через возможность повышения квал и(фвкацгз по РКИ на ФПК НГТУ.

Нам хотелось понять, какие именно методические запросы имеются у монгольских преподавателей русского языка, чтобы подготовить для них ту самую оптимизированную программу по методике преподавания русского языка как иностранного, о которой мы говорили в начале статьи. В анкетировании приняли участие 30 преподавателей русского языка как иностранного, работающих в высших учебных заведениях, общеобразовательных и частных школах Монголии. Большая часть опрошенных (78%) имеет стаж преподавательской деятельности в области РКИ более 5 лет, 39% учат русскому языку более 20 лет; 74% отметили, что имеют высшее образование, связанное с методикой преподавания РКИ.

Безусловно, достаточная подготовленность целевой аудитории является важным фактором, определяющим содержание разрабатываемой программы: очевидно, что базовые методические знания в ней должны быть поданы в новом, актуальном для сегодняшнего положения дел свете, и упор должен быть сделан на их применение в реальной учебной практике. Кроме того, ориентация на уже мотивированную аудиторию (учет их запросов) позволяет трактовать полученные в ходе ПК компетенции не только как «сугубо инструментальное средство обеспечения учебного процесса», но и как «сре д-ство постоянного саморазвития и самосовершенствования» [5, с. 13], поскольку формирование методического запроса «от пользователя» предполагает наличие как минимум методической саморефлексии.

Проанализируем результаты анкетирования, направленного на выявление методических запросов преподавателей РКИ. Анкета содержала 7 вопросов, которые в той или иной степени затрагивают базовые методические темы.

1. Имеете ли вы представление о разных методах обучения неродному языку?

Результаты анкетирования представлены на Рисунке 1, который наглядно демонстрирует, что большая часть опрошенных считает свои знания достаточными, соответствующими профессиональному уровню, что, в целом, вполне логично, учитывая стаж преподавательской деятельности респондентов.

Имеете ли вы представление о разных методах обучения неродному языку?

знаю на профессиональном уровне 39%

Рис. 1 .Ответына Вопрос№1«Имеете ливыпредставление о разные методат еСлтсеия ееродному языку?»

Каквисам,бткеа тааоггкы тырошеяныв нтжотютез в пао-озуеникэтогаавз^сатак^ткх ГЖрогвеяидостатотетз» оцеаи-вается намикаи уопончгзвм, оеувуревныы-).

2. ИмеетелипреОставление отом,чтотакоеком-муникативностькак методи чеоеаокатегорияРКИ0

^тееты нкр? н ный вопрос представлены на Рисунке 2. Цифры говтркт вамиоатеОя. Вкдно, чтопытвманизктммавикатовн»-сти кикметодстассойкотегории у респовденто» явнмнасфоим»-ат»уит,неамутуэяви»вдоя»авив но балыно- тпвгкпрезоды теоса, ^у»тав;^л1,восоу|К1ада добавим, чияэта дейсавателыко одтндо пуоблвмных воуротив ти в»eмодоoймeтoдидкаpeподсвянст |эус-скогооз ыкаивк инocтpaдногт.T»кимтДpaз»м, темт, коугящев-ная коммуникативности, должна быть обязательно включена в уляа кypcспoвоlшигкя кыолифика^и виeпoдочтигыай РКИ»

Имеете ли вы представление о том, что такое коммуникативность как методическая категория РКИ?

Рис.2.0тветынаВопрос№ представлениео

том, дтв едкто иоммуниратидилсть каклеандическая категория?»

3. 3наете ливр1,какспоро»тсяаудрторпоезанятае оо РКИ ичеуоао отличается от урока учебника?

Ответы на данный вопрос представлены на Рисунке 3. Они покдзывают, чтоу часдиаудиториисуществуютсерьезные про(эе-

поверхностное 26%

лы в методических знаниях, связанных со структурой и композицией урока. Расстраивает достаточно большой процент тех, кто работает только по учебнику (30%). Считаем, что данная тема требует серьезной проработки в рамках курсов повышения квалификации преподавателей РКИ.

Знаете ли вы, как строится аудиторное занятие по РКИ и чем оно отличается от урока учебника?

Рис.3. Ответына Вопрос № 3«3наете ливы,какстроится аудиторное занвоиелзРКИнчел оноктличоется от урока учебника?»

4. Имеете ли вы представление о методах и прие-махобучения видам речевой деятельности в РКИ?

Ответы на этот вопрос представлены на Рисунке 4. Тема «Виды речевой деятельности в обучении неродному языку» я в-ляетсятрадиционной и в атечественной.ивзарубежной лкнгво-дидактике, безнеене обходитсялюТойичибник и томечодике РКИ. Тем не менее, из диаграммы следует, что 30% опрошендоы считенки свтизнанияччно недонтаночеыми, неччекв эиоое тоонкв накиниющие поеечднватети, и ое.отажкоторытсоттавляед 20 и более лет. Таким образом, тему, затрагивающую виды речевой деятельнее™, ечоитвкеюткиеыпрогеоммдпотчиие ее и кчанифи-кации,г^|э^че1ч следвие сесреоетотченся,с-трит,на ылетодаи д приемах, способствующих формированию речедеятельностных

Н НТЫКОТ.

Рис. 4.0тыеты1на ВопрасП1и4 <^1^1^еетеливыпред^т^ав^|^ни15 о метоыахиреиемаи оТдчения видамречеве в деятельности в РКИ?»

5. Знаете ли вы,какреализуетсяаспе1тное обуче-ни ю в РКИ?

Рисунок 5 иллюстрирует ответы на данный вопрос. Тема асректного обрчениятакжеявляется ключевойвлюбой мятчде-ке аяеподавания неляднягеязыке. Осчбеаеоети оЯуеяаия фо-нееаке, лееуюе, гремднтике, т.е. языкозеа аснектк^гв, атнкже фуекекаеедьныю еупеатам Истилилтика, лингвоетрановедеоие

и др.) - это база, без которой невозможно формирование профессиональной компетентности преподавателя. Тем не менее, процент недостаточно владеющих этой информацией респондентов достаточно высок: 13% вообще не знает, как реализуется аспектное обучение в РКИ, 35% имеет об этом весьма приблизительное представление, 39% знает теорию, но сомневается в своих практических навыках. Именно поэтому данную тему стоит включить в программу курсов для того, чтобы повторить теорию аспектного обучения и обсудить приемы формирования и отработки языковых навыков.

Знаете ли вы, как реализуется аспектное обучение в

РКИ?

уТ знаю и

не знаю

уС владею 13%

/ \^приемами

/ >у13%

1 знаю теорию, \ / весьма

но не владею приблизитель-

\ приемами но

\ именно РКИ 35% /

\ 39%

Рис. а.Осветыеа Вопрос №5 «Знаете ливы,какреализуется аспектноеобуче ние в РКИ?»

6. 3накомыливы с методическойиучебной литературе и по н/ааг?

Нд Ресднаебпредстамдиы ооветы на дандый воприс.1эеа зульоеды нагея^е демдсотри^ют, чдо нйвведаистела

еКИ а Мо^оо ио,тодной сеорюны, ядно седосоатодто ооасд мы с сыщестаоющдме уееПохкеми еееебно-метпдическимнаосоаи-яео по РКИ, а с другой стороны, по-видимому, у них существует оотребноеыьетако0 сото^т^е.Бем^ловно, куроь^1оевыееесод

книмнфскациенесеогутгюмочьрешиое дно с^с^Сэд^^е фдоаа-

тево, однако будут способствовать расширению методического фугозортв части учебных средств по РКИ.

Знакомы ли вы с методической и учебной литературой по РКИ?

Рис.6. Ответы наВопрос № 6«Знакомы ли

и очобноОлитеантуройпо РКИ?»

7. Имеетеливы представление об инновационных методах обучениях в РКИ?

Отвечы аа этбавс-дчспредставленына Рисуакей боторы4 пяиезывапт,чтоЯолылпп чтоть ппыео^^енв^^ знаетпановацилн-ные методы, но использует их в своей преподавательской дея-талеюйсей ^дке. Имвнно пой^ааму а [-амкач курсов повышения евалнфикааиинеобхоаимт кт просто рэелнаоатьоб этиа шепо-тяа, ко и поделиться реальным опытом их применения на заня-аоях.

Имеете ли вы представление о методак и п.иемах обучения видам речевой деятельности в РКИ?

Имеете ли вы представление об инновационных методах обучениях в РКИ?

знаю, иногд. использую 9%

Рис. 7.0тветына Вопрос №7«Имеете ли вы представление обинновационных мееодах обученияв РКИ?»

Таким образом, результатом проведенного анкетирования может являться система методических запросов, на основе которой будет разработан специальный курс повышения квалификации монгольских преподавателей русского языка. Методический запрос в данном случае является особым методическим инструментом, позволяющим выявить «зоны методического риска» в профессиональных компетенциях преподавателей.

Процедура моделирования программы ПК на основе методических запросов представлена на следующей схеме (см. Рис.8):

Покажем пример реализации данный процедуры для моделирования программы ПК по РКИ для монгольских преподавателей русского языка (см. Таблицу 1).

Дальнейшее рассмотрение методического запроса как особого инструмента, позволяющего создавать различные конфигурации курсов ПК, имеет большую перспективу, поскольку позволяет гибко и адекватно реагировать на любые изменения не только профессионального, но и организационного характера.

Рис.8.Процедурамоделированияпрограммы ПК наосновеметодическихзапросов

Фрагмент программы повышения квалификации по русскому языку как иностранному

Таблица 1

Вопрос анкеты Методический запрос Модуль и тема в рамках программы ПК

Имеете ли вы представление о разных методах обучения неродному языку? Знать основные методы, используемые в РКИ Модуль 1. Базовые основы методики преподавания РКИ. Темы: Представление о методе обучения, структура метода. Принципы обучения, классификация и иерархия принципов обучения в РКИ. Ведущие принципы обучения РКИ, их проявление в различ-ныхметодах обученияРКИ. Классификация методов обучения РКИ, характеристика отдельных групп методов.

Имеете ли представление о том, что такое коммуникативность как методическая категория РКИ? Получить представление о коммуникативности как о а) принципе, б) методе, в) методической категории, г) подходу к обучению. Модуль 1. Базовые основы методики преподава-нияРКИ. Темы: Коммуникативность в обучении РКИ: прин-цип,метод, категория.

Библиографический список

2. 3.

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.

Морковкин В.В, Кочнева Е.М. Ориентация на пользователя как доминанта учебной лексикографии. EURALEX's Proceedings I-II. Tampere, 1992: 81 - 87.

Комплексный учебный словарь: Лексическая основа русского языка. Москва: «Астрель», 2004.

Мандрикова Г.М. Методический запрос как форма регулируемого взаимодействия методики и лингвистики. Проблемы высшего технического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1995: 21 - 27. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка дляиностранцев.Москва:Русский язык, 1990. Голышкина Л.А. Содержание программы повышения квалификации преподавателей «Современные образовательные технологии» в аксиологическом рассмотрении. Активные и интерактивные формы обучения: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 2013: 7 - 13.

References

2. 3.

4.

5.

Morkovkin V.V, Kochneva E.M. Orientaciya na pol'zovatelya kak dominanta uchebnoj leksikografii. EURALEX's Proceedings I-II. Tampere, 1992: 81 - 87.

Kompleksnyjuchebnyj slovar'.Leksicheskayaosnovarusskogoyazyka.Moskva:«Astrer»,2004.

Mandrikova G.M. Metodicheskij zapros kak forma reguliruemogo vzaimodejstviya metodiki i lingvistiki. Problemy vysshego tehnicheskogo obrazovaniya: Mezhvuzovskijsbornik nauchnyhtrudov.Novosibirsk, 1995: 21 -27.

Arutyunov A.R. Teoriya ipraktika sozdaniyauchebnika russkogoyazykadlyainostrancev.Moskva: Russkij yazyk, 1990. Golyshkina L.A. Soderzhanie programmy povysheniya kvalifikacii prepodavatelej «Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii» v aksiologicheskom rassmotrenii. Aktivnye i interaktivnye formy obucheniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk, 2013: 7 - 13.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378

Mukhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Institute of National Economy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: muhidinov59@mail.ru

Inusovna H.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: inusova@mail.ru

Shamkhalov N.K., senior teacher, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: naida_sh@mail.ru

METHODOLOGY OF PROJECT TRAINING OF A FUTURE TEACHER. The paper considers the process of development of project knowledge, abilities and skills of future computer science teachers in the process of studying at a university. The article reveals a complex study of project knowledge and skills necessary in the solution of pedagogical tasks in the professional activity of a teacher of computer science, and the authors' algorithm for project preparation of the future teacher is offered. The author comes to the conclusion that project methods today are one of the most popular technologies used in education, therefore they give an opportunity: to update the knowledge, skills and skills acquired; to trace the dynamics of the formation of professional competencies; to work out skills of work in a team. The authors' technology of project development of the future teacher, realized at the Department of Informatics of the DGINH, is considered in the article and is one of the popular and mass technologies used in the professional activity.

Key words: project skills, project, project idea, project method, development professional competence of future computer science teacher, components of project activity.

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: muhidinov59@mail.ru Х.М. Инусовна, канд. пед. наук, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: inusova@mail.ru

Н.К. Шамхалова, ст. преп., Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: naida_sh@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В работе рассматривается процесс развития проектных знаний, умений и навыков будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе. Статья посвящена комплексному исследованию проектных знаний, умений и навыков, необходимых при решении педагогических задач в профессиональной деятельности учителя информатики и предлагается авторский алгоритм проектной подготовки будущего учителя. Автор приходит к выводу, что проектные методики сегодня являются одним из востребованных технологий используемых в образовании, следовательно, они дают возможность: актуализировать полученные знания, умения и навыки; проследить динамику формирования профессиональных компетенций; отработать навыки работы в команде. В статье рассматриваются авторская технология проектного развития будущего учителя, реализуемая на факультете информатики ДГИНХ и являются одним из востребованных и массовых технологий используемые в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: проектные умения, проект, проектная идея, проектный метод, развитие профессиональная компетентность будущего учителя информатики, компоненты проектной деятельности.

Современное общество актуализировало проектные технологии, методы, методики, так как этот подход предполагает планируемый результат, а образование как наиболее динамическая её составляющая использует любое средство для повышения эффективности образовательного процесса. Использование проектного подхода позволяет не только повысить эффективность образовательного процесса, но поднять уровень компетентности будущего учителя. Такой подход к решению образовательных задач обеспечивает саморазвитие педагога, а нацеленность на результат помогает ему реализоваться не только в плане профессионализма, но чувствовать себя комфортно в социуме.

Адаптация образовательных задач в проектной среде, т. е. проектирование, предполагает наличие у исполнителя интеллектуальной базы знаний, умений и навыков из различных предметных областей. Модель представления результата выполнения проекта определяет необходимость учителю повышать свой метапредметный, профессиональный и социальный уровень, за счет исследования возможных моделей представления продукта проектирования: презентация; отчёт; модель; проект мероприятия; статья; игра; физическая модель; решение практической задачи и т. д.

Проектная нацеленность образовательной программы развивает мастерство и умение учителя использования различных видов аппаратных и программных ресурсов, необходимые для реализации проекта и тем самым повышает его компетентность. В рамках этой системы, сам процесс подготовки не будет как «навязанная обуза», а является осознанной необходимостью привлечения различных источников информации и знаний, или получение нового опыта, например, изучение: актуальных информационных технологий; новых компьютерных средств; и использование интерактивных методов; и реализация динамических методик; и использование альтернативных программ; и внедрение в обучение инновационных подходов; и творческое переосмысливание образовательной деятельности; и рекурсия самодеятельности и образования т. д.

В рамках Модернизация российского образования во всех нормативных документах базовым условием его эффективности определяет необходимость развития всех компонентов профессиональной деятельности учителя в рамках новой образовательной среды, а новые ФГОС определяют механизм этих обновлений. В условиях внедрения ФГОС в школу выполняет две глобальные задачи, модернизация образования и формирование учителя готового к проектированию образовательной деятельности, поэтому проектная компонента учителя имеет доминирующее положение. В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, среди перспективных направлений определяют образовательный процесс, в рамках которого формируются компетенции с использование проектного метода, средств информационно-коммуникационных технологий и технологий портфолио и др.

Пионером в области структурирования содержания профессиональной деятельности учителя является Н.В Кузьмина, которая многократно обновляла свою модель, но во всех из них обязательно включала проектную компоненту. Изучением проблем развитие проектировочной компоненты профессиональной деятельности учителя нашли свое отражение в исследованиях ученых М.М. Абдуразакова, А.А. Кузнецова, М.Г. Мухидинова, М.М. Ниматулаева [1; 2; 3; 4] и др.

Согласно новому ФГОС, необходимо обеспечить: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [5].

По нашему мнению, проектные методики сегодня являются одной из востребованных и массовых технологий, используемых в образовании, так как они дают возможность: актуализировать полученные знания, умения и навыки; проследить динамику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.