Научная статья на тему 'Приемы развития кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного'

Приемы развития кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RUSSIAN AS FOREIGN / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROGRAMS / EDUCATIONAL AND METHODICAL PROVIDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизис Ирина Юрьевна, Жеребцова Жанна Ивановна

Авторы анализируют опыт Тамбовского государственного университета в совершенствовании кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного. Охарактеризована система повышения квалификации, направленная на развитие профессиональных компетенций иностранных преподавателей русского языка. Представлены программы повышения квалификации преподавателей русского языка в дистанционном формате и их учебно-методическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизис Ирина Юрьевна, Жеребцова Жанна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL IN THE AREA TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN

Authors analyze experience of the Tambov state university in improvement of personnel potential in the field of teaching Russian as foreign. The system of professional development aimed at the development of professional competences of foreign teachers of Russian is characterized. Programs of professional development of teachers of Russian in a remote format and their educational and methodical providing are submitted.

Текст научной работы на тему «Приемы развития кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

УДК 378.016:811.161.1

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© Мизис Ирина Юрьевна

директор Центра международного образования, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: irina-m-tambov@mail.ru

© Жеребцова Жанна Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: zherebtsova@inbox.ru

Авторы анализируют опыт Тамбовского государственного университета в совершенствовании кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного. Охарактеризована система повышения квалификации, направленная на развитие профессиональных компетенций иностранных преподавателей русского языка. Представлены программы повышения квалификации преподавателей русского языка в дистанционном формате и их учебно-методическое обеспечение. Ключевые слова: русский язык как иностранный; повышение квалификации; программы; учебно-методическое обеспечение.

Вопросы совершенствования кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды, как и вопросы повышения качества экспорта российского образования, являются для Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина одними из значимых в области международной деятельности.

Участие ТГУ имени Г. Р. Державина в мероприятиях Федеральной целевой программы «Русский язык» в качестве грантодержателя и исполнителя проектов по распространению, поддержке и сохранению русского языка как иностранного, неродного и второго родного в Венгрии, Нидерландах, Швейцарии, Люксембурге, Италии, Беларуси позволило сформировать в университете систему подготовки преподавателей русского языка как иностранного. Одним из эффективных приемов развития кадрового потенциала в области преподавания русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды является система повышения квалификации, направленная на развитие профессиональных компетенций иностранных преподавателей русского языка.

Разработаны и реализованы программы стажировок, в ходе которых педагоги активно осваивают методы, приемы, технологии преподавания русского языка как иностранного. Важной составляющей стажировок является вариативность форм и методов повышения квалификации. Создан банк модульных программ, которые реализуются как в очной форме, так и с использованием дистанционных технологий и интерактивных форм обучения.

На данный момент в университете разработаны следующие программы повышения квалификации преподавателей русского языка в дистанционном формате:

- «Методика обучения русскому языку как иностранному»

Данный курс позволяет освоить базовые категории методики РКИ и научить преподавателей грамотно строить процесс обучения по русскому языку как иностранному.

Основные аспекты содержания обучения:

• изучение терминологического аппарата в преподавании РКИ;

• знакомство с содержанием этапов в обучении РКИ;

• изучение структуры урока и ее моделирование;

• формирование навыков обучения основным аспектам языка и видам речевой деятельности.

- «Методика преподавания русского языка как иностранного в детской аудитории в условиях внеязыковой среды»

• психолого-педагогические основы обучения детей русскому языку как иностранному в условиях внеязыковой среды;

• базисные категории методики РКИ, терминологический аппарат, модели обучения детей РКИ;

• методика формирования языковых, речевых навыков (фонетических, лек-сико-грамматических) и речевых умений (аудирование, чтение, письмо, говорение);

• лингвокультурологический и лингвострановедческий аспекты в обучении детей РКИ вне России;

• игровые формы обучения, их место и роль в процессе обучения;

• технические средства обучения детей и электронные учебные ресурсы в обучении детей РКИ;

• организация работы с мультфильмами, аудиоматериалами, иллюстрациями, игрушками-героями;

• моделирование урока РКИ в детской аудитории в условиях внеязыковой среды;

• программы, стандарты и требования по РКИ для детей, оценка знаний;

• учебники и учебные пособия по РКИ для детей.

- «Преподавание русского языка за рубежом: продвинутый этап обучения»

Программа посвящена наиболее актуальным вопросам содержания учебного процесса на продвинутом этапе.

Основные аспекты содержания обучения:

• развитие устной речи учащихся внеязыковой среды; дискуссия на занятиях по русскому языку как иностранному;

• текст в обучении русскому языку как иностранному, критерии отбора текстов и их методическая адаптация;

• работа с лексикой русского языка на продвинутом этапе;

• современная детская литература в России, принципы работы с художественным текстом на уроке русского языка и литературы в школах за рубежом;

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

• информационные технологии в обучении РКИ; образовательные ресурсы сети Интернет в обучении русскому языку как иностранному.

- «Совершенствование речевой культуры иностранных преподавателей русского языка»

Основные аспекты содержания обучения:

• нормативный аспект изучения русского языка: орфоэпические, грамматические, лексические нормы;

• стилистический аспект изучения русского языка: формирование стилисти-ко-речевых навыков.

Отметим, что вышеуказанные программы следуют цели: формирование и совершенствование у преподавателей русского языка профессиональных компетенций, направленных на повышение качества обучения русскому языку как иностранному в условиях внеязыковой среды. В результате освоения программ происходит комплексная психолого-педагогическая и информационно-технологическая, методическая подготовка преподавателей к продуктивной педагогической деятельности.

Среди формируемых профессиональных компетенций выделяются следующие:

• способность к проведению учебных занятий и внеурочной работы по русскому языку как иностранному как в детской, так и во взрослой аудитории в зарубежных образовательных организациях;

• применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения русскому языку как иностранному;

• умение подобрать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеурочных мероприятий на основе существующих методик;

• обеспечение межкультурного общения в различных сферах;

• готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с обучающимися за пределами России.

В целях наиболее успешной реализации представленных программ в университете разработаны и уже частично опубликованы следующие учебно-методические материалы:

1. Учебно-методическое пособие «Формирование лингвокультурологических компетенций при обучении русскому языку как иностранному/неродному» [3].

2. Практическое учебное пособие для учителей зарубежных школ «Методические основы моделирования урока русского языка как второго родного» [2].

3. Учебно-методический комплекс «Россиеведение», включающий учебное пособие, хрестоматию, рабочую тетрадь для учащихся, сценарии внеурочных мероприятий, электронное приложение, методические рекомендации для преподавателей, рабочую тетрадь для слушателей курсов повышения квалификации [1].

4. Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи в аспекте изучения русского языка как иностранного», куда входят тексты лекций, тесты и рабочие тетради.

Литература

1. Жеребцова Ж. И. «Россиеведение» в аспекте изучения русского языка и культуры // Неофилология. — Тамбов, 2017. — Т. 3, № 3 (11). — С. 44-51.

2. Методические основы моделирования урока русского языка как второго родного: практ. учеб. пособие для учителей зарубежных школ / авт.-сост. С. С. Худяков, Т. А. Дьякова, Ж. И. Жеребцова, С. В. Кончакова, М. В. Холодкова. — Тамбов: Оранжевый кот, 2017. — 112 с.

3. Формирование лингвокультурологических компетенций при обучении русскому языку как иностранному/неродному: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Э. Н. Дзайкос, Ж. И. Жеребцова, Е. В. Захарова, И. Ю. Мизис, А. С. Сашина, М. В. Холодкова, Э. Е. Щербатюк. — Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2016. — 236 с.

METHODS OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL IN THE AREA TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN

Irina Y. Mizis

director of the Center of the international education, Tambov State University of G. R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000 Russia E-mail: irina-m-tambov@mail.ru

Zhanna I. Zherebtsova

candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of Russian as foreign, Tambov State University of G. R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000 Russia E-mail: zherebtsova@inbox.ru

Authors analyze experience of the Tambov state university in improvement of personnel potential in the field of teaching Russian as foreign. The system of professional development aimed at the development of professional competences of foreign teachers of Russian is characterized. Programs of professional development of teachers of Russian in a remote format and their educational and methodical providing are submitted. Keywords: Russian as foreign; professional development; programs; educational and methodical providing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.