А. В. Потягов. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив
Примечания
1. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 6
2. Фокин В. Пошлость была главным врагом Гоголя // Современная драматургия. 2009. № 2. С. 207.
3. Степанов Н. Л. Поэты и прозаики. М., 1966. С. 218.
4. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 7.
5. Манн Ю. В. Драматургия Гоголя // Н. В. Гоголь Л., 1988. С. 6.
6. Гольденберг А. X. Археопоэтика Гоголя: мир живых и мир мертвых // Н. В. Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 265-266.
7. Гашева Н. Николай Гумилев и Поль Гоген: жиз-нетворческий и эстетический синтез // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1(87). С. 50.
УДК 008.009
А. В. Потягов
СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ: ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
В статье рассматривается влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев. Выявлено, что информатизация школьного музейного дела и развитие творческих инициатив являются одним из факторов социализации учащихся в музейном пространстве.
In this article the influence of the innovation technologies on the activity of modern school museums is considered. It appears that the informatization of school museum activity and the development of the creative initiatives are the factors determining students' socialization in the museum space.
Ключевые слова: школьный музей; учащиеся; инновационные технологии; Интернет; интерактивность; творческое пространство; проект.
Keywords: school museum; students; innovation technologies, the Internet, interactivity, creative space, project.
Появление новейших информационно-коммуникационных технологий и развёртывание глобальных сетей оказывает всё усиливающееся влияние на все стороны общественной жизни. С помощью Интернета стало возможным активно обмениваться информацией в области науки, культуры, образования, искусства, получать последние известия о событиях в стране и мире, расширять доступ к фондам библиотек, архивов, музеев, создавать виртуальные выставки, экспозиции и виртуальные музеи. Этот динамично раз-
© Потягов А. В., 2012
вивающийся интерактивный мир открывает людям разнообразные способы и формы обучения, общения, получения впечатлений, обмена опытом. Данную тенденцию можно наглядно проследить и в области школьного образования.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, в частности, возросшим интересом к проблемам и потребностям системы образования. Одним из приоритетных направлений реформы образования является модернизация образовательного процесса путём внедрения инновационных технологий в практику школьного обучения. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в различных видах деятельности школы, в том числе и в работе школьного музея.
Пространство школьного музея - это уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Тем самым в данном пространстве связываются воедино культура, образование и воспитание, что, бесспорно, важно сегодня, когда идёт процесс гуманизации образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.
Конечно, не каждый школьный музей имеет технические возможности использовать новейшие информационные технологии в своей практике. Но ведь модернизация системы образования и нацелена на то, чтобы решать подобные проблемы. Как справедливо отмечают специалисты, это необходимо не «просто для развития, продвижения вперёд, для поиска, исследований, но даже для ведения учёта и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчётности» [1].
Следует отметить, что в последнее десятилетие Интернет не только превратился для детей в «естественную среду обитания» [2], но также стал новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.
Интеграция инновационных технологий в работу школьного музея даёт возможность всесторонне развивать учащихся, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи. Например, сайт школьного музея «Истоки» гимназии города Новозыбкова (Брянская область) призван решать такие проблемы, как продвижение имиджа музея в информационном образователь-
Культурология
ном пространстве, обеспечение широкого доступа к экспонатам музея, оцифровка музейных коллекций, консолидация школьных организаций, привлечение партнёров, изучение истории Отечества, края и семьи, русской культуры [3].
^еЬ-ресурс музея «Истоки» позволяет обмениваться информацией и опытом с другими школьными и государственными музеями. Чтобы сохранить многие экспонаты, находящиеся в ветхом состоянии (документы, газеты, фотографии и т. д.), сделать их достоянием многих и «более зрелищными» (что немаловажно для современных детей), в музее используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают эффективность работы.
Музей «Истоки» также развивает электронную культуру учащихся посредством сбора и использования звукозаписей. В коллекции музея находятся оцифрованные записи голосов известных деятелей истории и культуры. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.
Таким образом, музей «Истоки» становится местом востребованных знаний, умений, навыков. Здесь наглядно реализуется принцип информатизации системы образования и духовно-нравственного воспитания учащихся.
Важным видом использования информационно-коммуникационных технологий в музейном деле являются презентации, которые постоянно создаются и обновляются. Опыт «Музея традиций» школы № 65 г. Иркутска показывает, что разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширяет образовательное пространство как интерактивную развивающую среду [4]. Это в свою очередь позволяет решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения.
Руководство музея истории школы МОУ СОШ № 1 г. Новосибирска в плане работы с мультимедийными презентациями продвинулось ещё дальше. Здесь мультимедийные презентации расценивают не только как перспективный метод в работе с музейной экспозицией, но и «как средство эффективного методического сопровождения образовательного процесса и методической поддержки образовательных и воспитательных программ школы» [5] путём создания различных учебно-методических комплексов («История Новосибирска в лицах», «История школы», «Опалённые войной»).
Такого рода деятельность помогает решать проблему площадей, которая актуальна для любого школьного музея. Виртуальный ресурс неограничен, и музей постепенно формирует свое образовательное пространство.
Внедрение в работу школьных музеев инновационных технологий позволяет не только упростить систему учёта фондов, включить в музейное пространство различные динамические модели и виртуальные экскурсии, активно использовать принцип обратной связи, но и создавать «мощную эмоциональную мотивацию» [6] для учащихся. Например, это наглядно реализуется в практике «школьного музея Арктики» ГОУ СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга, где силами активистов музея были созданы интерактивная карта Арктики, интеллектуальные компьютерные викторины и даже компьютерная игра на тему арктических экспедиций [7].
«Музей Отваги» школы № 93 г. Тольятти -это другой необычный пример использования информационных технологий в деле сохранения исторической памяти. В данном случае речь идёт о целом интерактивном музейном комплексе, который создан «как экспериментальная модель школьного музея с применением современных музейно-образовательных технологий» [8]. Цель музея состоит не только в гражданско-патрио-тическом воспитании подрастающего поколения, но и в развитии нравственно-личностных качеств, творческой активности учащихся. В работе музея здесь активно «используются различного рода интерактивные задания, компьютерные сюжеты, тематические игры, информационные, мультимедийные и коммуникационные технологии.. , что в целом способствует формированию ключевых образовательных компетенций, повышению уровня самопознания, самоопределения, самооценки, а также формированию гражданской позиции учащихся» [9].
В начале 2000-х гг. в рамках раздела «История» интернет-проекта «СОМ - в помощь учителю» появилась рубрика «Школьные музеи», на которой собираются ссылки на соответствующие страницы в интернет-сети, что позволило скоординировать интернет-взаимодействие и интернет-позиционирование школьных музеев [10]. В основном здесь представлены московские школьные музеи, но есть опыт работы и в регионах: Ярославль, Барнаул, Омск, Саранск. Интернет-проект «СОМ - в помощь учителю» и журнал «Вопросы интернет-образования» оказывают информационную и методическую поддержку всем заинтересованным школьным музеям [11]. Инновационные технологии наполняют исследовательскую деятельность школьных музеев дополнительным смыслом, являются своеобразным импульсом в развитии школьного музейного дела.
В. Ю. Мехоношин. Генезис киноавангарда XX в.
Для содействия обмену опытом между профессиональными и школьными музеями в области практической работы и музейной педагогики Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) в 2005 г. представило проект «Музей, школа, Интернет» [12]. Цель партнёрства - разработка, внедрение и популяризация современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях образования и культуры. Использование этого нового инструментария в деятельности школьных музеев призвано способствовать активизации интереса молодого поколения к истории и культуре Отечества, края и семьи. В рамках проекта систематически проводятся конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, интернет-конкурсы и формируется база данных школьных музеев России и ближнего зарубежья [13].
«Школьные музеи в Интернете» - это база данных о более чем 300 школьных музеях России. Здесь выставлены работы школьников и собраны методические материалы по музейной педагогике. В ходе работы над проектом сформировалось активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников. Также был создан интернет-каталог «Музеи - школе», который призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителям и родителям быть в курсе новых музейно-педагогических разработок и программ.
В целом следует отметить, что информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технического оснащения школьных музеев, хотя это также важно, сколько проблемы, связанные с развитием школьника как личности, готовой учиться и работать в современном информационном обществе, сохранять культурное наследие. Использование Интернета постепенно формирует новый облик школьного музея. При этом несомненно, положительной динамикой является всё большее использование инновационных технологий в школьных музеях различных регионов России.
Примечания
1. Алексеева Е. В. Музей в школе: перспективы развития // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. С. 8.
2. Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: НП «СТОиК», 2007. С. 132.
3. Сайт школьного музея «Истоки», Брянская область, г. Новозыбков. URL: http://www.mus-istoki. narod.ru/ (дата обращения: 08.08.2011).
4. Голубева Н. Т., Ружников М. С. Школьный Музей традиций // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. C. 37.
5. Васильева О. К. Мультимедийные презентации в музейной педагогике // Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений: IV Открытая регион. науч.-практ. конф. / отв. ред.
B. А. Орлова. Новосибирск, 2008. С. 71.
6. Маркова Е. Н., Шапиро К. В. Сохранение традиций в XXI веке // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. С. 56.
7. Там же. С. 56-57.
8. Аанкова Н. М., Горяинова Ж. Н. Школьный музей как центр социализации подростков и молодёжи // Актуальные проблемы современного музейного дела. сб. тр. / сост. И. М. Коссова. Вып. 8. М.: Изд-во ИКАР, 2010. С. 123.
9. Там же. С. 124.
10. Драхлер А. Б. Спасёт ли Интернет школьные музеи? // Музей в школе: стимул к размышлению: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2005. С. 28.
11. Там же. С. 28.
12. «Музей, школа, Интернет». URL: http: // museum.npstoik.ru/ (дата обращения: 11.06.2011).
13. Юхневич М. Ю. Образовательный музей ...
C. 137.
УДК 778
В. Ю. Мехоношин ГЕНЕЗИС КИНОАВАНГАРДА XX в.
Данная статья посвящена генезису сущностных особенностей авангардистского кинематографа XX в. Киноавангард рассматривается автором в широком контексте современной культуры и в зеркале исследовательской полемики западной и отечественной гуманитаристики. Делается вывод о связи киноноваций с изменениями культурного сознания и общей тенденцией современной культуры к интегра-тивности.
This article is about the genesis of essential features of the avant-garde cinema of the XX century. The author considers avant-garde in the broader context of contemporary culture and discussions in the humanities. It is concluded that changes in cinema depend on cultural consciousness and the general tendency of modern culture to integrity.
Ключевые слова: авангард, докьюментари, мо-кьюментари, реальность, генезис, синтез искусств, имитация, медиа, хронотоп, интертекстуальность.
Keywords: avant-garde, documentary, moсku-mentary, reality, genesis, synthesis of the arts, imitation, media, chronotope, intertextuality.
Серьезные работы, посвященные авангарду, возникли еще в начале века и были написаны главными теоретиками киноавангарда Л. Деллю-ком, М. Л'Эрбье, А. Гансом, Ж. Эпштейном, Д. Кирсановым, Р. Клером, Ж. Дюлак, М. Дюша-ном. эти работы были больше похожи на мани-
© Мехоношин В. Ю., 2012