Научная статья на тему 'Современные российские военные СМИ как социальнополитическое явление'

Современные российские военные СМИ как социальнополитическое явление Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
1129
135
Поделиться

Текст научной работы на тему «Современные российские военные СМИ как социальнополитическое явление»

22______________________ВЛАСТЬ__________________02’2008

Дмитрий КОЗЛОВ

СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политические процессы, произошедшие в нашей стране на рубеже ХХ-ХХ1 вв., кардинально изменили облик российского государства. Пожалуй, не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, ни одного государственного института, социальной группы которых не коснулись бы демократические изменения.

Эти изменения отразились на политическом сознании граждан нашей страны.

КОЗЛОВ

Дмитрий

Валерьевич —

адъюнкт кафедры

журналистики

Военного

университета

Особенно актуальна проблема формирования политического сознания «людей в погонах». Речь идет о военнослужащих Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

Они составляют специфическую социально-профессиональную группу, внимание к внутреннему миру которых обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, со сложностью, противоречивостью политических процессов, происходящих в современном российском государстве, и непосредственным участием в них военнослужащих. Во-вторых, с необходимостью информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, то есть с доведением до военнослужащих достоверной информации о внешней и внутренней политике государства, его официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Актуальность изучения проблемы формирования политического сознания военнослужащих, инструментов, используемых для этого, обусловлена и другими причинами. Например, после периода «деполитизации» армии в обществе возрос интерес к Вооруженным силам как гаранту стабильности внутри страны. «Цветные» революции, произошедшие на постсоветском пространстве — на Украине, в Грузии и Киргизии, лишний раз подчеркивают это и показывают, что «нейтрализация» армии (а лучше

— ее переход на сторону оппозиционных сил) — одна из основных задач оппозиционных действующей власти силам. В этих условиях обеспечение лояльности силовых структур к существующему строю становится одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти и военного управления.

В формировании политического сознания военнослужащих наряду с другими факторами большую роль играют средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ). Зачастую между этими двумя понятиями ставят знак равенства, что не совсем точно. Понятие СМК гораздо шире. Как отмечает российский политолог Ю. В. Ирхин, в последнее время стали уделять больше внимания не процессу воздействия, а механизму обратной связи — «реакции публики на увиденное и услышанное»1. Тем самым передача информации превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Принципиальное отличие СМК от СМИ заключается в том, что первые позволяют осуществлять обратную связь реципиента

1 Ирхин Ю. В. Политическая коммуникация. Очерки политической науки. М, изд-во РУДН. 1996, стр. 100

02'2008__________________ВЛАСТЬ_________________________23

и коммуникатора, менять их роли. В то же время СМИ являются, несомненно, самым важным из инструментов массовой политической коммуникации, то есть составной частью СМК.

В системе СМИ относительно самостоятельное место занимают военные печать, радио и телевидение. Именно им отведена важная роль по информированию и воспитанию личного состава. К тому же с начала 90-х годов прошлого столетия военные СМИ остались одним из немногих инструментов в руках государства для идеологической работы с такой социально-профессиональной группой, как военнослужащие. Это связано с тем, что большинство печатных и электронных СМИ вышли из-под контроля государства и стали частной собственностью.

Исследователи выделяют ряд характерных проблем военных средств массовой информации, разделяя их на объективные (экономические, социально-политичес -кие, духовные) и субъективные (отсутствие завершенной правовой базы ведомственной печати, слабую подготовленность военных журналистских кадров, а также сокращение количества печатных СМИ и снижение их тиражей). К этому следует добавить неэффективное использование военных электронных СМИ, отсутствие внимания к функционированию вневедомственных военных СМИ, нарушение единого военно-информационного поля. Особое внимание к этим проблемам должно быть приковано в связи с тем, что именно электронные и вневедомственные СМИ кардинально изменили в начале XXI в. всю систему военных СМИ России, а соответственно и систему инструментов, формирующих политическое сознание военнослужащих.

Под системой военных средств массовой информации автор понимает организованную совокупность печатных и электронных СМИ (телевидение, радио), учредителями и издателями которых являются военно-силовые ведомства (Министерство обороны РФ, Пограничная служба ФСБ РФ, Внутренние войска МВД РФ, МЧС РФ), а также вневедомственные СМИ, специализирующихся на военной тематике, которая формирует единое военноинформационное поле и удовлетворяет информационные потребности военно-

служащих, членов их семей, служащих силовых ведомств как самостоятельного слоя читателей (зрителей) с целью способствовать выполнению задач, стоящих перед силовыми структурами.

76% военнослужащих (действующих и уволенных в запас) активно интересуются политической проблематикой1. Проведенное автором исследование, целью которого было фиксирование времени, затрачиваемого респондентами на пользование источниками информации, показало, что в среднем опрошенные военнослужащие тратят на чтение газет и журналов, просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм без малого 17 часов в неделю. На чтение газет и журналов военнослужащие отводили 21,8% времени, на прослушивание радиопрограмм — 21,7%, устному информированию — 6,6%. В то же время 49,9% времени опрошенные уделяли просмотру телепередач. Эти данные приводят к выводу о необходимости развития военных электронных СМИ.

В то же время традиционно наиболее мощным отрядом СМИ для военнослужащих являются печатные СМИ, учредителем которых стало Министерство обороны РФ. Они составляют основу системы средств массовой информации Вооруженных сил Российской Федерации.

На сегодня она включает одно центральное издание — газету «Красная звезда», 9 журналов, 12 окружных, флотских и групповых газет, 2 издания видов (родов) войск: железнодорожных войск

— «Военный железнодорожник» и еженедельник ВВС и ПВО — «ВВС сегодня», армейских и флотильских изданий, многотиражные газеты — печатные органы соединений, кораблей, военно-учебных заведений.

В систему СМИ Вооруженных сил РФ также включены радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы распространения массовой информации: «Центральная телевизионная и радиовещательная студия МО РФ», ОАО «Национальная телевизионная компания «Звезда», ОАО «Радио «Звезда», телерадиостудии, телерадиоцентры военных округов (флотов), армий (флотилий), соединений (кораб-

1 Лушников В. П., Папазов А. В. Освещение событий военной прессой. http://ayaxy2.mil. ги/849/13812/13805/Мех^Ыш1

24_______________________ВЛАСТЬ___________________02’2008

лей), военно-учебных заведений, теле-, радиоцентры, телевизионные студии и программы гарнизонов.

Однако две трети электронных СМИ армии и флота выходят в свет нерегулярно или числятся только на бумаге, а их штаты используются не по назначению. Можно сделать вывод, что они не в полной мере выполняют основные задачи, определенные приказом Министра обороны РФ № 166 от 2000 г. «О мерах по совершенствованию информационного обеспечения Вооруженных сил РФ»,

— по разъяснению политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности, решениям органов государственного и военного управления в области военного строительства, информационному обеспечению строительства, подготовки, применения и повседневной деятельности войск (сил) в целях поддержания высокого моральнопсихологического состояния военнослужащих, их готовности и способности к выполнению поставленных задач.

Аналогичные задачи решает система СМИ пограничной службы ФСБ РФ, которая включает одну центральную газету — «Граница России», три журнала и два приложения: «Пограничник» — центральный публицистический и литературно-художественный журнал пограничной службы ФСБ РФ, «Сокол» — литературно-художественный журнал, «Вестник границы России» — информационно-аналитический и научно-методический журнал, «Пограничник Содружества» — журнал Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ, «Ветеран границы» — ежеквартальное приложение журнала «Пограничник Содружества».

Газеты пограничных округов объединены в книжно-журнальное издательство ФСБ России «Граница», которое включает в себя 8 газет региональных пограничных управлений, а также выходят 4 издания вузов.

Система СМИ внутренних войск МВД РФ представляет разветвленную сеть различных изданий. К ним относятся центральные, окружные и дивизионные органы печати, а также газеты институтов внутренних войск МВД РФ. В этом министерстве создано федеральное государственное учреждение «Редакция журнала «На боевом посту» внутренних

войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Оно включает в себя центральный печатный орган внутренних войск МВД РФ — ежемесячный журнал «На боевом посту» и приложения к нему: еженедельную газету «Ситуация», сборник методических материалов «Войсковой вестник», сборник «Оперативно-тактический журнал». Кроме этого, в ФГУ действуют отдел радиопрограмм, отдел мультимедийных программ, отдел непериодических изданий и киностудия. Во внутренних войсках также выходят 7 окружных газет.

Еще одно ведомство, где предусмотрено прохождение военной службы,

— Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий. Его система СМИ включает два центральных издания

— журнал «Гражданская защита» и газету «Спасатель». Также есть периодические издания (газеты, журналы), выходящие в субъектах Российской Федерации.

В последнее десятилетие система военных СМИ значительно расширилась. Традиционно к принято относить ведомственные военные СМИ, о которых разговор шел выше. В то же время в 90-е годы XX века сформировался новый тип — вневедомственные военные СМИ. Основными критериями, определяющими отношение изданий к этой категории, являются их тематическая направленность и читательская аудитория. Если военные ведомственные средства массовой информации достаточно подробно исследованы в ряде современных работ по истории журналистики, то вневедомственные остались вне поля зрения исследователей.

Вневедомственные военные СМИ, ориентированные на освещение проблем обороны и безопасности, как самостоятельные в коммерческом отношении стали формироваться сразу после распада СССР. Процесс этот продолжается и сегодня.

В конце 80-х годов о создании независимых, неподконтрольных государству военных СМИ не могло быть и речи. Толчком к их рождению стали процессы демократизации общества.

Исследования показывают, что военные вневедомственные СМИ ориентированы на «свою» аудиторию.

02’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________25

Безусловно, они являются конкурентами СМИ Министерства обороны и других военно-силовых ведомств. Но бояться конкуренции не следует, так как вневедомственные и ведомственные СМИ решают различные информационные задачи. Это подтверждает и иностранный опыт. В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, газеты союзов ветеранов армии и флота, независимые (негосударственные) СМИ, освещающие проблемы Вооруженных сил, существуют уже много лет. Интересно и то, что многие из независимых СМИ финансируются за счет государственных средств.

Российские вневедомственные СМИ издаются на средства общественных организаций, охранных предприятий, коммерческих структур. Газеты, как правило, выпускаются еженедельно, а журналы

— ежемесячно. Ежедневных изданий по проблемам обороны и безопасности в России нет.

Современное состояние общества неизбежно приводит к столкновению различных политических сил, интересов, идей, взглядов. Одним из немаловажных факторов влияющих на происходящее, являются средства массовой информации. Свобода СМИ, их независимость зачастую стали перетекать в их бесконтрольность или подконтрольность определенным политическим силам, чьи интересы идут вразрез с позицией и интересами государства. В результате возможна дезориентация военнослужащих, неадекватная оценка ими реально складывающейся политической ситуации.

Еще одной выявленной автором проблемой формирования политического сознания средствами массовой информации было нарушение существовавшего ранее единого военно-информационного поля.

Единое военно-информационное поле принято рассматривать как часть общероссийского информационного пространства. По авторитетному мнению Я. Н. Засурского, под последним принято понимать информационное пространство, формируемое российскими СМИ в целях удовлетворения информационных потребностей личности, различных общественных групп и организаций, содействующее их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества. Тогда под понятием «единое военно-информационное поле» автор понимает определенную часть общероссийского информационного пространства, сформированную средствами массовой информации военной организации РФ.

Нарушение было связано с трудностями в проведении коллективной подписки и регулярных, оперативных поставок в войска газет и журналов. Например, доставка центральных газет в отдельные регионы составляла 7-10 дней и более. Особенно остро эта проблема стояла в частях и соединениях, дислоцированных на Северном Кавказе (в период проведения контртеррористической операции) и за пределами Российской Федерации (в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане), то есть там, где в силу особых условий службы роль периодической печати военного ведомства должна была возрасти многократно.

Таким образом, можно говорить о целом ряде проблем, связанных с формированием политического сознания военнослужащих военными средствами массовой информации. Их решение позволит оптимизировать содержание, характер и результаты воздействия военных СМИ на социально-политические процессы в Вооруженных силах Российской Федерации.