Александр МИХАЙЛОВ
ВОЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ СМИ
Российское законодательство средства массовой информации квалифицирует как периодические печатные издания, радио, теле-, видео- и кинохроникальные программы, распространяющие для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные или иные сообщения и материалы1.
Военные СМИ представляют собой комплекс специальных технических средств и организационно взаимосвязанных между собой субъектов информационной среды, предназначенных для реализации государственной информационной политики и систематического информирования военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации в целях утверждения в их сознании норм и ценностей демократического, социального, правового государства, патриотического и воинского воспитания. Они образуют довольно обширную и разветвленную информационную сеть, потенциал которой при определенных условиях может быть использован для оказания системного и масштабного информационного воздействия не только на военную аудиторию, но и на более широкие слои российского общества.
К военным средствам массовой информации относятся:
• газеты: «Красная звезда» (центральный печатный орган Министерства обороны Российской Федерации), окружные (флотские), армейские (флотильские), газеты соединений (кораблей), военно-учебных заведений;
• журналы: «Воин России», «Ориентир», «Армейский сборник», «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Зарубежное военное обозрение», «Военно-медицинский журнал», «Морской сборник»;
• телеаудио СМИ: центральный общероссийский телеканал «Звезда», радио-, теле-, видеопрограммы, подготовленные Центральной телевизионной и радиовещательной студией Министерства обороны Российской Федерации, телерадиостудиями, телерадиоцентрами военных округов (флотов), армий (флотилий), соединений (кораблей), военно-учебных заведений;
• официальный интернет-сайт Министерства обороны РФ (www.mil.ru).
Всего в настоящее время в Вооруженных силах России издаются
I центральная газета, 8 журналов, 11 окружных (флотских) газет,
II армейских (флотильских) газет, 27 газет соединений (кораблей), военно-учебных заведений. Их разовый тираж составляет свыше 160 тысяч экземпляров. Также функционируют общероссийский военный телеканал, 1 центральная телерадиостудия, 5 окружных телестудий и 14 телерадиоцентров соединений (кораблей), воен-
МИХАЙЛОВ но-учебных заведений.
Александр __________
Евгеньевич — адъюнкт Военного университета
1 Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г.)
#
04’2007 ВЛАСТЬ 47
Учредителем военных средств массовой информации выступает Министерство обороны Российской Федерации. Реализация функций учредителя возлагается:
— для газеты «Красная звезда», журналов «Воин России», «Ориентир», телерадиопрограмм Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации — на начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ;
— для журналов «Армейский сборник», «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Зарубежное военное обозрение» — на начальника Генерального штаба ВС РФ;
— для «Военно-медицинского журнала» — на начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ;
— для журнала «Морской сборник» — на главнокомандующего Военно-морским флотом;
— для окружных (флотских), армейских (флотильских) газет, газет соединений (кораблей), военно-учебных заведений — на соответствующих командующих войсками (силами) округов (флотов), армий (флотилий), командиров соединений (кораблей), начальников военно-учебных заведений;
— для телерадиопрограмм окружных (флотских), армейских (флотильских) телерадиостудий и телерадиоцентров, телерадиопрограмм телерадиоцентров соединений (кораблей), военно-учебных заведений — на соответствующих командующих войсками (силами) округов (флотов), армий (флотилий), командиров соединений (кораблей), начальников военно-учебных заведений.
Оценивая место военной прессы в осуществлении государственной политики в области СМИ, следует отметить, что эффективность и направленность деятельности СМИ в демократическом обществе во многом зависят от взаимоотношений, складывающихся между ними и государством. Поскольку российским законодательством государственная политика в сфере информации определяется как «создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации»1, то основными
1 Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», статья 3, 1993
функциями военных средств массовой информации являются:
— разъяснение политики Российской Федерации по обеспечению национальной и военной безопасности, а также решений органов государственного и военного управления в области военного строительства;
— информационное обеспечение подготовки и повседневной деятельности войск (сил) в целях поддержания высокого морально-психологического состояния военнослужащих, их готовности и способности к выполнению поставленных задач.
Кроме того, военные СМИ являются одним из ведущих субъектов реализации задач, решаемых в рамках ряда федеральных целевых программ, в частности, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». Военные СМИ принимают участие во всех мероприятиях этой программы, позиционируясь как государственно-патриотическая часть современного медиапространства. Так, они содействуют созданию условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма; формированию государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и СМИ; противодействию попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства; поддержке и расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства и т. д.2
Вместе с тем следует подчеркнуть, что военные средства массовой информации в течение последних нескольких лет переживают довольно сложный этап в своем развитии. При этом в руководстве ряда федеральных органов исполнительной власти подход к прессе, электронным и военным СМИ, в частности, неоднозначен. За последнее десятилетие СМИ, находящиеся в структуре силовых ведомств, неоднократно подвергались организационно-правовым, организаци-
2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», 2005
онно-техническим и организационноштатным изменениям. До распада СССР существовало 20 окружных и флотских газет (военных округов, четырех флотов и трех флотилий). Свои газеты выпускали все армии и большинство дивизий (а их было более двух сотен только в Сухопутных войсках). Минобороны издавало около двух десятков ежемесячных журналов. Центральным печатным органом Минобороны многие десятилетия выступала и выступает в настоящее время газета «Красная звезда». Это была хорошо налаженная индустрия военной прессы, в которой трудились несколько тысяч военнослужащих1.
Учитывая специфику деятельности военных СМИ, изменившиеся политические, экономические и некоторые другие условия их функционирования, трансформировались и подходы к оценке качественных параметров воздействия средств массовой коммуникации на политическую сферу общества в целом, на личный состав Вооруженных сил Российской Федерации в частности.
По мнению автора, деятельность по совершенствованию «военной» медиасферы в настоящее время сосредоточена в основном на реформировании системы военных СМИ. При этом, к сожалению, лишь в электронных медиаструктурах, относящихся к Министерству обороны России, оно осуществляется с учетом современных тенденций в этой сфере.
Примечательно, что начало системному реформированию военной медиасферы было положено в 2001 году, когда правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»2. В частности, в рамках реализации программы с 20 февраля 2005 года на 57-м частотном телеканале начал вещание первый общероссийский государственно-патриоти-
1 Концова Е. Н. Социологический центр Вооруженных сил. www.tvzvezda.ru
2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». «Красная звезда» от 2 марта 2001 г.
ческий телеканал «Звезда» с зоной охвата всех регионов России, направленный на пропаганду патриотических ценностей среди россиян. Вещатель телеканала
- федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации Центральная телевизионная и радиовещательная студия (ФГУ МО ЦТРС). В течение короткого времени канал «Звезда» приобрел огромную популярность и обширную аудиторию как среди военнослужащих, так и других групп российского общества.
Однако при объективном подходе к анализу процесса реформирования военной медиасферы выявляется ряд проблем, требующих своего решения. Среди них на первый план выступают: устаревание материально-технической базы редакционных комплексов; низкая конкурентоспособность военных СМИ по сравнению с иными средствами массовой информации; недостаточный уровень взаимодействия со СМИ других силовых структур; снижение объемов финансирования системы военной прессы; недостаток профессиональных журналистских кадров в редакциях и т. д. Своевременное и решительное преодоление указанных проблем и трудностей в деятельности военных СМИ является задачей первостепенной важности.
Таким образом, военные средства массовой информации занимают устойчивое место в системе российских СМИ. Несмотря на то, что за последнее десятилетие военная пресса претерпела значительные изменения, что было связано с политическими, экономическими и социальными преобразованиями, происходившими в российском обществе, она остается наиболее доступным источником информации для подавляющего большинства военнослужащих. Создание эффективной, мобильной и современной военной медиасферы может существенно повлиять на решение задач, связанных с формированием качеств, необходимых современным защитникам Отечества.