Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / сотрудничество / Центральная Азия / Узбекистан / Казахстан / Таджикистан / Киргизия / Афганистан / развитие / угрозы / потенциал / договоренности / взаимная торговля / проекты / инвестиции / economy / cooperation / Central Asia / Uzbekistan / Kazakhstan / Tajikistan / Kyrgyzstan / Afghanistan / development / threats / potential / agreements / mutual trade / projects / investments
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Федяшева Г. Ч.-Б.

к.э.н., с.н.с., руководитель группы Института прогнозирования и макроэкономических исследований при

Министерстве экономического развития

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: экономика, сотрудничество, Центральная Азия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Афганистан, развитие, угрозы, потенциал, договоренности, взаимная торговля, проекты, инвестиции.

Keywords: economy, cooperation, Central Asia, Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Afghanistan, development, threats, potential, agreements, mutual trade, projects, investments.

Центрально-азиатские страны проявляют твердое намерение укреплять экономическое сотрудничество, расширять региональные коридоры по экспорту товаров и услуг и транспортные маршруты, которые проходят через соседние государства, создавать совместные производства, реализуя взаимовыгодные инвестиционные проекты. Одновременно с этим, страны Центральной Азии стоят перед серьезными угрозами безопасности в виде терроризма, экстремизма и других проявлений гибридных угроз, которым невозможно противостоять без совместных усилий. В связи с этим улучшение отношений и активное продвижение многостороннего сотрудничества имеет большое значение для обеспечения региональной безопасности и стабильности, стимулирования процветания и развития стран, имеющих широкие перспективы.

Гибридные угрозы сегодня - реальные вызовы, обусловленные стремлением старых и новых глобальных держав закрепить за собой доминирующую роль в системе глобального управления, создать условия для продвижения собственных национальных интересов за счет интересов средних и малых государств. Против государств, на которые направлены такие угрозы, могут предприниматься действия по разрушению имеющихся и потенциальных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами1.

Как для Узбекистана, так и для других стран Центральной Азии в условиях геополитического противоборства мировых держав необходимо развитие тесного взаимовыгодного сотрудничества, поддержание эффективной деятельности в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, существующих интеграционных объединений (ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ). Действия в этом направлении представляют важнейшую стратегическую задачу стран региона.

Серьезное испытание выпало на страны Центральной Азии в связи с необходимостью введения карантинных мер из-за распространения вируса COVID-19. Вынужденные меры привели к снижению активности или приостановке деятельности большого числа предприятий и негативно сказались на показателях регионального торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот Узбекистана со странами ЦА снизился на 13,9% и составил 1,78 млрд. долл. (в 2019 г. - 2,06 млрд. долл.). Доля стран ЦА в общем объеме внешней торговли Узбекистана незначительно выросла и составила - 13,7% (в 2019 г. - 13,4%). В товарообороте республики со странами ЦА доля Казахстана составила - 61,4%, Кыргызстана - 17,1%, Туркменистана - 11,0%, Таджикистана - 10,6%2.

Одним из направлений сотрудничества, оказывающим долгосрочный положительный эффект на развитие крепких добрососедских отношений, снижение рисков в результате действий современных вызовов можно считать активизацию экономической деятельности путем реализации взаимовыгодных проектов развития.

По мнению Germany Trade & Invest (GTAI) - Агентство ФРГ по внешней торговле и внутренним инвестициям, Узбекистан сегодня является более чем когда-либо перспективным рынком с широкими возможностями для бизнеса. Обновленные и новые отраслевые программы, в частности в строительстве, промышленности стройматериалов и других отраслях предлагают различные варианты эффективного ведения бизнеса3.

Китайская «Жэньминь жибао» отмечает, что улучшение таджикско-узбекских отношений является уменьшенной копией развития связей между разными странами Центральной Азии и отразило общее стремление региональных стран во всестороннем расширении сотрудничества. Как считают некоторые аналитики - в сотрудничестве

„4

между центрально-азиатскими странами наступил новый период возможностей .

1 Гибридные угрозы: международное и национальное измерение. - https://nic-pnb.ru/vojny-konflikty-voennoe-stroitelstvo/gibrid nye-ugrozy-mezhdunarodnoe-i-natsionalnoe-izmerenie/

2 Кутбитдинов Ю. Торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии в период пандемии. - https://review.uz/ ru/post/torgovo-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-stran-centralnoy-azii-v-period-pandemii-covid-19

3 Узбекистан проводит масштабные экономические реформы. - https://mfa.uz/ru/press/smi/2018/07/15385/

4 Страны Центральной Азии вступили в период активного сотрудничества. - http://russian.people.com.cn/n3/2018/0820/c951 81-9492354.html

В последние несколько лет между Узбекистаном и странами Центральной Азии подписан ряд документов о взаимодействии, которые не только способствовали улучшению отношений между государствами, но и стимулировали инвестиционные, торговые и гуманитарные контакты.

Крепкие экономические связи налаживаются между Узбекистаном и Таджикистаном. За последние годы прошел целый ряд встреч как на высшем уровне, так и на уровне региональных и деловых кругов по укреплению торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Обсуждались перспективные направления кооперации в промышленности, усовершенствование логистики, подготовка инвестиционных и торговых соглашений, активизация строительной деятельности и организация совместных предприятий.

В Узбекистане в настоящее время действуют 39 предприятий с участием таджикского капитала. На территории Таджикистана осуществляют деятельность 8 предприятий, созданных узбекскими инвесторами. Узбекистан экспортирует в Таджикистан легковые и грузовые автомобили, сельхозтехнику, металлургическую и электротехническую продукцию, строительные материалы, продукты питания и текстильные изделия, а Таджикистан поставляет в нашу страну строительные материалы, алюминий и многие другие товары.

Динамично растет объем взаимного товарооборота. В частности, в 2019 году товарооборот между двумя странами вырос на 25,5% и достиг более 207,3 млн. долларов. Однако объемы взаимной торговли между Таджикистаном и Узбекистаном пока еще не соответствуют показателям начала 2000 годов. Тогда Узбекистан входил в тройку основных торговых партнеров Таджикистана, размер торговли между странами превышал 500 млн. долларов в год1. Наличие «огромного незадействованного потенциала» говорит о возможности нарастить взаимный оборот до 1 млрд. долларов уже в ближайшие несколько лет.

Намеченные договоренности уже начали воплощаться в жизнь. Реализуются мероприятия по ускорению завершения проектов по сборке сельскохозяйственной техники, производству строительных материалов, продуктов питания, готовой текстильной, электротехнической продукции и других товаров.

Решены важнейшие вопросы, являвшиеся «камнем преткновения» для сотрудничества Узбекистана и Таджикистана. Возобновлены авиарейсы между столицами двух стран, была восстановлена железная дорога Галаба - Амузанг, открыта международная автодорога на участке Самарканд - Пенджикент, возобновили деятельность пункты пропуска на узбекско-таджикской границе.

Достигнуто соглашение о возобновлении поставок узбекского газа в Таджикистан и договоренность о том, что территория, на которой расположена Фархадская ГЭС, будет признана территорией Таджикистана, а сам гидроэнергетический объект - собственностью Узбекистана. Узбекистан готов всесторонне рассмотреть возможность участия в строительстве гидроэнергетических сооружений в Таджикистане, в том числе Рогунской ГЭС, с учетом соблюдения общепризнанных международных норм и стандартов по строительству таких объектов2.

Предполагается строительство с участием компаний Узбекистана и Таджикистана двух гидроэлектростанций мощностью 320 мегаватт на таджикской части реки Зарафшан. Первое совместное предприятие Ц^-Та] по производству полипропиленовой пряжи для ковровых изделий планируют открыть в Свободной экономической зоне «Ургут» в Самаркандской области. В то же время на территории СЭЗ «Сугд» (Таджикистан) инвестором из Узбекистана будет построен металлообрабатывающий мини-завод. Рассматриваются возможности строительства на юге Узбекистана крупного цементного завода силами совместного таджикско-китайского предприятия «Джунг-Цай Мохир Цемент».

Сегодня в Таджикистане действуют 6 торговых домов Узбекистана, а в Ташкенте - торговый дом Таджикистана, который, в основном, предлагает строительные материалы группы компаний «Гаюр».

За последние два года между Узбекистаном и Афганистаном наблюдается не только активизация динамики двусторонней торговли, но и значительное расширение ее структуры за счет включения совершенно новой номенклатуры товаров. Странами разработана и принята «Дорожная карта» развития сотрудничества, реализация которой позволит уже в ближайшие годы значительно нарастить товарооборот и довести его объем до 1,5 млрд. долларов.

Так, объем взаимной торговли по итогам первого полугодия 2020 года, несмотря на негативное воздействие последствий пандемии на конъюнктуру международной торговли, вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 700 млн. долларов3.

Узбекистан реализует в Афганистане конкретные проекты в сфере транспорта, экономики, энергетики и образования, поддерживает страну в преодолении гуманитарного кризиса, вызванного пандемией.

Большие планы взаимного сотрудничества намечены в развитии наземных коммуникаций, где у Узбекистана есть хороший опыт. С 2011 года действует, построенная узбекскими строителями и проектировщиками, железнодорожная линия «Хайратон-Мазари-Шариф» длиной 75 км, которая является первой междугородней железнодорожной линией общего пользования в истории Афганистана. Строительство данной железнодорожной линии было начато Узбекистаном в 2008 году. Это помогло укрепить экономику провинции Балх и создать рабочие места.

Имеются договоренности в области строительства железных дорог, которые свяжут северные афганские провинции с общей железнодорожной сетью. И первое направление - это строительство железной дороги от Мазари-Шарифа до Герата. Намечено осуществлять развитие транспортных коридоров в направлении «Центральная Азия -Южная Азия» и в направлении «Афганистан - КНР, страны СНГ и Европы» благодаря наличию транзитного потенциала двух стран.

1 http://avesta.tj/2020/03/18/import-tovarov-iz-uzbekistana-v-tadzhikistan-pochti-v-tri-raza-prevysil-eksport/

2 https://www.gazeta.uz/ru/2018/08/17/agreement/

3 https://uz.sputniknews.ru/economy/20200810/14743150/Tovarooborot-mezhdu-Uzbekistanom-i-IRA-vyros-na-24-nesmotrya-na-pan demiyu.html

Сегодня Узбекистан является одним из основных поставщиков электроэнергии для Афганистана, где ощущается ее острый дефицит. Рост потребления предполагает дальнейшее увеличение закупки узбекской энергии. Преодолению дефицита будет способствовать ввод в эксплуатацию новой линии электропередачи Сурхон-Пули-Хумри. Причем на территории Узбекистана строительно-монтажные работы уже начаты. Новая ЛЭП позволит увеличить экспорт узбекской электроэнергии в Афганистан на 70%. Протяженность линии составит 260 км, а общая предварительная стоимость строительства - 150 млн. долларов, из которых 32 млн. будут освоены на территории Узбекистана, оставшиеся 118 млн. долларов - в Афганистане. Пропускная мощность линии составит 1000 МВт1.

Между Узбекистаном и Киргизией устанавливаются более глубокие взаимовыгодные торгово-экономические отношения. С каждым годом увеличивается товарооборот между странами за счет взаимных поставок продукции. В настоящее время из Киргизии в Узбекистан поставляется уголь, картофель, изделия из пластмассы, стекло, изделия из черного металла, оборудования, изделия из камня, цемент и др. Узбекистан экспортирует минеральные удобрения, изделия из пластмассы, продтовары, овощи, фрукты, разновидности орехов, изделия из черных, цветных металлов, одежда, обувь и др.

Оборот двусторонней торговли между Узбекистаном и Киргизией за шесть месяцев 2019 года вырос до 446 млн. долларов. Это почти в три раза больше, чем за шесть месяцев 2018 года, когда товарооборот составил 160,5 млн. долларов. Однако в результате пандемии коронавируса показатели товарооборота с Киргизией снизились в январе-мае 2020 года на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В ближайшей перспективе планируется достижение уровня взаимной торговли в 1 млрд. долларов2.

В Киргизии создаются совместные предприятия. В 2018 году в страну поступило 1,8 млн. долларов в виде прямых инвестиций из Узбекистана. В республике будет запущена линия по сборке автобусов, а впоследствии и легковых машин. К производству в Киргизии предлагаются автомобили Ravon и автобусы Isuzu. Открываются филиалы узбекских компаний в Киргизской Республике, например, завод по производству стиральных машин.

Имеются договоренности между Узбекистаном, Киргизией и Китаем о строительстве железной дороги. Новая железная дорога даст возможность осуществлять перевозку грузов из Китая через Киргизию и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Она станет одним из кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в Европейский союз. Согласно предварительным параметрам проекта, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 км, а сроки уменьшатся на 7-8 суток.

В Ташкенте и Андижане работают торговые дома Киргизии, а в Бишкеке и Оше - торговые дома Узбекистана.

Узбекистан и Казахстан - давние партнеры с налаженными прочными торгово-экономическими связями. Казахстан и Узбекистан сегодня демонстрируют добрососедские отношения, направленные на взаимовыгодное сотрудничество. Особое значение страны уделяют интеграции Центрально-азиатского региона и развитию экономических связей.

Благодаря укреплению связей в ведущих сферах и отраслях экономики объем взаимной торговли Узбекистана и Казахстана в 2019 году вырос почти вдвое и превысил 3,3 млрд. долларов. В 2020 году поставлена задача довести объем взаимной торговли до 5 млрд., а в ближайшие годы - до 10 млрд. долларов3. Для этого имеется достаточный потенциал. Заметную роль в наращивании товарообмена призван играть Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», который расположится на границе двух государств. Данный центр может стать главным транспортно-логистическим хабом центрально-азиатского региона и открыть доступ к развитию торговли с Китаем и Европой4.

Достигнут значительный прогресс в совместной работе по устранению торговых барьеров, расширению номенклатуры и объемов двустороннего товарооборота и развитию межстрановых производственных цепочек. Разработаны конкретные механизмы сопряжения методов тарифного и нетарифного регулирования, которые позволят нарастить объем товарооборота между Узбекистаном и Казахстаном в условиях текущей экономической обстановки до 5 млрд. долларов в год5.

Отмечается возрастающий интерес казахстанских производителей к выходу на узбекский рынок, налаживание кооперационных и торговых отношений. Так, компания TOO SAS-Tobe Technologies, занимающаяся производством цемента и извести, получила аккредитацию на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже. Почти за два месяца объем проданного через биржу цемента достиг 1500 тонн. В планах компании экспортировать в Узбекистан более 50% производимой продукции, а это примерно 250 тыс. тонн цемента ежегодно.

Заключены предварительные договоренности о сотрудничестве узбекских производителей строительных материалов с пятью казахстанскими производителями бетона на поставку около 10 тыс. тонн цемента ежемесячно. Также, в качестве пилотного проекта, предусматривается закуп 2 тыс. тонн цемента узбекской компанией KTS Drilling, для строительства дорог и жилья6.

1 Узбекистан и Афганистан начнут строительство новой ЛЭП в июне. - https://ru.sputniknews-uz.com/politics/20180324/ 7803597/uzbekistan-afganistan-stroitelstvo-novoy-LEP.html

2 https://review.uz/ru/post/torgovo-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-stran-centralnoy-azii-v-period-pandemii-covid-19

3 Регионы Узбекистана и Казахстана развивают торгово-экономическое сотрудничество. - https://uza.uz/ru/society/regiony-uzbekistana-i-kazakhstana-razvivayut-torgovo-ekonomi-26-02-2020

4 Узбекистан и Казахстан продолжат взаимодействие по укреплению инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. - https://uzdaily.uz/ru/post/51078

5 http://cis.minsk.by/news/15910/kazahstan_i_uzbekistan_podpisali_dorozhnuju_kartu_dlja_sozdanija_mezhdunarodnogo_centra_tor govo-ekonomicheskogo_sotrudnichestv

6 https://polpred.com/news/?cnt=163&sector=17&page=2

Прилагаемые усилия всех стран Центральной Азии к налаживанию тесного сотрудничества в инвестиционной, торгово-экономической, гуманитарной сферах способствуют развитию полноценной региональной кооперации, создают задел для последующей интеграции.

Однако еще существуют проблемы, возникающие по причине разных политических и экономических моделей стран региона, почти каждая из них больше ориентирована на сотрудничество не с соседями, а с третьими странами. При этом наличие объективно существующих предпосылок для партнерства - территориальной близости рынков, взаимоувязанной товарной номенклатуры, более или менее развитой логистики - не задействованы в полной мере.

На фоне активизации глобального роста торговли неопределенности продолжают представлять собой риски, которые могут подорвать, отмечающиеся в последние годы, положительные тенденции в развитии Узбекистана и стран региона. Многие из них слабо интегрированы в глобальную экономику. На страны Центральной Азии приходится менее 1% от объемов глобальной торговли.

Страны региона недостаточно интегрированы в мировую экономику вследствие плохого доступа к рынкам, ограниченной диверсификации экономики и слабых институтов для торговли. Это негативно сказывается на двусторонних и многосторонних связях Узбекистана.

Если говорить о торгово-экономических связях, то в настоящее время отмечается недостаточная диверсификация товарных рынков Узбекистана. Пять ключевых стран-импортеров - Россия, Китай, Казахстан, Турция и Швейцария обеспечивают 86% совокупного объема экспорта Республики Узбекистан.1 Совершенно недостаточно задействованы возможности сотрудничества с сопредельными странами, в том числе в промышленности, сфере строительства и строительных материалов.

Сложившаяся ситуация объясняется рядом проблем, решение которых важно, как для расширения взаимодействия с предприятиями ведущих отраслей экономики соседних государств, так и для диверсификации внешних рынков Узбекистана. К важным проблемам можно отнести:

- отсутствие необходимой доступной информации у представителей частного сектора о внешних рынках (о требованиях к сертификации и качеству продукции, о состоянии конкуренции и спросе, о благонадежности иностранных партнеров, о таможенных пошлинах);

- недостаточное информационное обеспечение и содействие в налаживании связей с предприятиями сопредельных стран, в том числе низкая эффективность торговых представительств республики по широкому распространению информации об условиях инвестиций и экспорта в страны их дислокации, а также консолидации подобной информации по странам Центральной Азии в соответствующей базе данных;

- применение странами протекционистских мер в интересах собственных производителей (например, в Таджикистане и Узбекистане приняты меры по повышению тарифов на ряд ввозимых импортных товаров в 2019 году);

- высокие издержки выхода на внешние рынки узбекских предприятий (высокие транспортные и логистические затраты, затраты предприятий для внедрения современных управленческих технологий и стандартов качества);

- высокие риски финансовых потерь инвесторов при реализации совместных проектов в Центрально-азиатском регионе, исходя из природных факторов (высокая сейсмическая активность, вызывающая опасения при строительстве гидростанций) и политической нестабильности (обеспечение безопасности строительства объектов на афганской территории);

- низкая проработанность совместных инвестиционных проектов (узбекским специалистам было предложено на выбор несколько мест для строительства школы в Спитаменском районе Таджикистана, однако окончательного решения не принято и не заключено дополнительных соглашений).

Непосредственно в строительной отрасли Узбекистана имеются проблемы низкой эффективности использования инвестиций при реализации принятых программ, все еще отмечаются случаи отставания реализации проектов от установленных графиков, удлинение сроков реализации проектов и увеличение их сметной стоимости, невыполнения теми или иными участниками инвестиционных проектов, принятых на себя обязательств, несоблюдения норм строительства, низкого качества разрабатываемой проектной документации.

Отсутствие планов стратегического развития, видения будущего приводит к неэффективному расходованию средств на реализацию инвестиционных проектов с краткосрочными эффектами, большому числу мелких проектов районного значения, рассчитанных на получение быстрой прибыли. Такая ситуация создает высокую степень неопределенности для инвесторов, что значительно снижает объемы привлечения инвестиций в развитие экономики страны.

Задачи экономического роста как Узбекистана, так и стран региона могут быть успешно решены при реализации стимулирующих мер и механизмов по сотрудничеству с сопредельными странами, создания условий широкой кооперации во внешнеторговой и инвестиционной деятельности.

Расширению экономического сотрудничества Узбекистана с государствами Центральной Азии, укреплению торгово-экономических отношений с целью предупреждения и устранения гибридных угроз и преодоления кризиса пандемии коронавируса может способствовать ряд мер и механизмов.

Следует создать единую информационно-аналитическую базу данных доступную для всех заинтересованных субъектов в инвестиционной и торгово-экономической деятельности. База данных должна включать информацию о целевых зарубежных рынках, их законодательстве, особенностях таможенно-тарифной политики, условиях проведения конкурсов и возможности участия в них производителей и инвесторов из Узбекистана, условиях финансирования приобретения отечественной продукции иностранными покупателями, соответствии отечественных и иностранных технических стандартов, и регламентов.

1 https://www.keepeek.eom//Digital-Asset-Management/oecd/development/9789264290129-ru#page141

413

Необходимо разработать соответствующие меры по сертификации узбекской продукции в соответствии с международными стандартами качества и программу по переходу на европейские стандарты.

Развитию взаимовыгодных связей будет способствовать расширение международной сети представительств предприятий Узбекистана в странах Центральной Азии, а также увеличение количества торговых домов как в странах основных торговых партнерах, так и в прочих странах.

В среднесрочном периоде повышается актуальность формирования новых институтов развития для ускоренного роста ведущих отраслей промышленности, ориентированных на глубокую переработку местных сырьевых ресурсов и выпуск готовой конкурентоспособной продукции. Это могут быть специализированные кредитные институты, сеть центров сертификации для оценки качества товаров переработки сырья, инженерно-технологические компании по продвижению современного оборудования для переработки сырья, логистические и маркетинговые компании и т.д.

Следует разработать меры по широкому внедрению методов логистики в производстве и реализации промышленной продукции на товарных рынках, предусматривающих оптимизацию расходов, связанных с поставкой сырья и материалов, производством и транспортировкой продукции до потребителей.

Снижение гибридных угроз для стран Центрально-азиатского региона заключается в расширении взаимовыгодных экономических связей, укреплении производственных отношений, инвестиций и торговли. Углублению сотрудничества Узбекистана со странами региона будет способствовать расширение международной деятельности на основе двухсторонних и многосторонних соглашений и программ по совместной реализации инвестиционных проектов по возведению зданий и сооружений, разработке качественно новых видов продукции и технологий, участие в региональных и международных научно-технических организациях и проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.