Научная статья на тему 'Хроника региональной интеграции, 2-ое полугодие 2008 года'

Хроника региональной интеграции, 2-ое полугодие 2008 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хроника региональной интеграции, 2-ое полугодие 2008 года»

Хроника региональной интеграции, 2-ое полугодие 2008 года

Максимчук Н. В.,

главный специалист отдела экономического анализа и консалтинга ЕАБР

Новости региональных организаций

19 августа, 2008 г. Грузия начала процедуру выхода из СНГ

Грузия передала в Исполком Содружества независимых государств ноту о своем намерении покинуть организацию, начав тем самым официальную процедуру выхода из Содружества, созданного в 1991 г. и объединившего двенадцать постсоветских государств.

«Мы получили ноту Грузии, в которой она извещает исполком СНГ о том, что грузинский парламент принял постановление, которым прекратил в отношении Грузии действие соглашения о создании СНГ. Грузия имеет 12 месяцев на то, чтобы завершить свои обязательства в рамках Содружества. В течение этого времени Грузия должна решить, в каких соглашениях, подписанных в рамках СНГ, она остается, а из каких соглашений намерена выйти», - пояснила представитель Исполкома Вера Якубовская.

Прекращение членства Грузии в СНГ наступит через год после поступления соответствующего обращения грузинской стороны, то есть 18 августа 2009 года.

29 августа, 2008 г. Расширенное заседание глав стран-участниц ШОС

Актуальной задачей остается формирование Фонда развития ШОС - органа, который позволил бы мобилизовать финансовые ресурсы на цели экономической интеграции стран. Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в случае успешной экономической интеграции в регионе, страны ШОС, по последним экспертным оценкам, к 2020 году будут обеспечивать до 30% глобального ВВП, а товарооборот может достичь $70 млрд.

«Мы позитивно расцениваем подписание меморандума об основах партнерских отношений между Евразийским банком развития и Межбанковским объединением ШОС. Принятие данного документа станет наглядным примером успешного межбанковского сотрудничества и предоставит дополнительные возможности подключения ресурсов для кредитования проектов, реализуемых в рамках ШОС», - отметил Президент Казахстана.

Очередная встреча глав государств ШОС должна состояться в России в Екатеринбурге в 2009 году.

9-10 октября, 2008 г. Заседания Совета глав государств СНГ и Межгосударственного совета ЕврАзЭС, а также встреча глав государств Центральной Азии в Бишкеке

Основным вопросом саммита СНГ стало обсуждение стратегии экономического развития Содружества. Документ разработан с учетом уровня развития, потенциала и возможностей каждого государства-члена СНГ и предусматривает укрепление долгосрочного экономического сотрудничества и активизацию экономических интеграционных процессов. Эта стратегия определяет приоритетность развития экономических связей в СНГ.

Президенты обсудили ход исполнения решений, принятых на Душанбинском саммите СНГ, программ, разработанных в связи с объявлением 2008 года годом решения транспортных проблем. Было проанализировано выполнение плана реализации концепции дальнейшего развития СНГ. Главы государств ознакомились с информацией Исполнительного комитета Содружества, касающейся сотрудничества структур СНГ с другими региональными организациями. На саммите состоялся обмен мнениями по вопросам укрепления безопасности, борьбы против преступности. Были также обсуждены сложившаяся ситуация в связи с международным финансовым кризисом, пути предотвращения его возможных негативных последствий. Достигнута договоренность о создании рабочей группы во главе с министрами финансов государств-членов СНГ. По итогам переговоров были подписаны решение о принятии Стратегии экономического развития СНГ, документы, касающиеся деятельности Содружества, расширения многостороннего сотрудничества в ряде сфер. Председательство в СНГ перешло к Республике Молдова.

На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС основное внимание уделено вопросу завершения работы по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Президенты рассмотрели вопросы эффективного использования транспортных коммуникаций и транзита. Состоялся обмен мнениями о сотрудничестве в агропромышленном комплексе, по приоритетным направлениям экономического развития ЕврАзЭС.

Затем состоялась встреча глав государств Центральной Азии. В ходе переговоров стороны обменялись мнениями по вопросам рационального использования водно-энергетических ресурсов.

20 октября, 2008 г. Приостановление Республикой Узбекистан своего членства в ЕврАзЭС

В Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС поступила нота МИД Республики Узбекистан, препровождающая письмо Президента Республики Узбекистан И.Каримова с уведомлением о приостановлении Республикой Узбекистан своего членства в ЕврАзЭС. Уведомление Президента Ислама Каримова было направлено главам государств-членов ЕврАзЭС.

Следует отметить, что Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года не предусматривает приостановку членства в одностороннем порядке. Но любая Сторона может заявить о вы-

ходе из организации за 12 месяцев, урегулировав свои обязательства, в том числе - финансовые, как перед Сообществом, так и перед его членами.

На очередных заседаниях Интеграционного Комитета и Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств в соответствии с нормативными актами будет рассмотрен вопрос о кворуме в данных органах без участия Узбекистана.

Республика Узбекистан вступила в Евразийское экономическое сообщество в январе 2006 года и обязалась присоединиться к международным договорам в рамках ЕврАзЭС для обеспечения своего полноценного участия в деятельности Сообщества, что до настоящего времени еще полностью не завершено.

30 октября, 2008 г. Заседание глав правительств государств-членов ШОС в Астане

Премьер-министры шести стран констатировали большой потенциал организации и приняли решение о совместной борьбе с экономическим кризисом. Механизмы региональной интеграции позволяют эффективно реализовать естественные конкурентные преимущества участников ШОС. Это касается энергетики, транспортных потоков, развития традиционных и инновационных отраслей промышленности, аграрного сектора.

Центральной темой обсуждения стала актуальность масштабной модернизации ведущих отраслей хозяйства и инфраструктурных проектов в энергетике и транспорте, как стратегически важных секторах для развития стран региона. Участники встречи также обсудили необходимость использования механизмов партнерства и возможностей государств-наблюдателей и международных организаций, с которыми ШОС установила сотрудничество, для реализации масштабных проектов.

Примером глобального подхода к определению форм и механизмов сотрудничества могли бы стать проекты создания единого энергетического рынка и общих транспортных коридоров ШОС. Признана необходимость активизации развития приграничного сотрудничества, в том числе поощрение совместного строительства торгово-промышленных зон в приграничных районах.

КНР подтвердила свои намерения участвовать во всех совместных крупных инвестиционных проектах и финансировать их. Было озвучено, что Китай намерен предоставлять льготные кредиты на эти проекты для стран ШОС. Что касается кризиса, то «финансовым кругам государств-членов ШОС необходимо сообща анализировать и прогнозировать макроэкономические и финансовые процессы в мире, усиливать согласованность валютно-финансовой политики, ужесточать и совершенствовать финансовый контроль» - отметил Премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао.

Энергетика, и в частности, пути транспортировки нефти, была одной из ключевых тем официальных и неформальных обсуждений. Между Казахстаном и Россией наметились договоренности о «российском пути» для

казахстанской нефти в Китай. В этом транспортном коридоре проявляет заинтересованность и Иран.

Большое внимание на заседании было уделено предупреждению и ликвидации ЧС. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов предложил создать Центр ШОС по чрезвычайным ситуациям.

Для анализа процессов мировой финансовой системы Россия предложила ускорить подготовку предложений по созданию Фонда развития ШОС, который будет оказывать поддержку пилотным проектам организации.

Казахстан выступил с инициативой проведения встречи глав Минфинов и руководителей Центробанков стран ШОС и наблюдателей в Алматы в самое ближайшее время.

По окончании заседания главы правительств подписали шесть протоколов, скорректировав, в том числе, план мероприятий по Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества, и утвердили бюджет на 2009 год, а также совместное коммюнике по итогам заседания, где определили векторы дальнейшего развития.

Очередное заседание Совета глав правительств государств - членов ШОС состоится в 2009 году в КНР.

14 ноября, 2008 г. Утверждена Стратегия экономического развития Содружества до 2020 г.

На заседании Совета глав правительств СНГ в Кишиневе утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. Целью Стратегии является придание новых импульсов экономическому развитию государств - участников СНГ, обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения. В документе дана оценка места СНГ в мировой хозяйственной системе и общей экономической ситуации в Содружестве, изложены цели и задачи экономической интеграции, системообразующие аспекты сотрудничества, а также определены основные сферы взаимодействия в области экономики.

В документе сформулированы приоритетные направления взаимодействия государств СНГ. Среди них завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках Содружества в соответствии с нормами и правилами ВТО, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственного, взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров. Кроме того, приоритетом работы Содружества до 2020 года является также углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов. В документе также идет речь о формировании межгосударственного инновационного пространства, создании эффективных механизмов валютнофинансового сотрудничества, а также развитии частного сектора.

По словам представителя Исполкома СНГ, «экономическая политика Содружества в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, для чего необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов». Как ожидается, в ближайшее время правительства стран намерены разработать и принять «комплекс действенных мер по ликвидации коррупции и существенному снижению уровня теневой экономики». Выполнение стратегии предполагается осуществить в три этапа.

Кроме того, главами правительств Содружества были одобрены еще ряд экономических документов. В частности, приняты приоритетные направления сотрудничества стран СНГ в сфере транспорта до 2020 г., комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности, основные направления развития рынка международных автотранспортных услуг.

11 декабря, 2008 г. Совместное заседание Совета по финансово-экономической политике ЕврАзЭС и совета руководителей Центральных (Национальных) банков стран-участниц Договора об учреждении ЕврАзЭС по вопросам преодоления последствий мирового финансового кризиса

По итогам заседания подписаны 15 межправительственных соглашений по формированию правовой базы Таможенного союза: пакет международных договоров, направленных на унификацию таможенного регулирования и торговых режимов с третьими странами, соглашение о секретариате Комиссии ТС. Утверждена структура и штатная численность, правила и процедуры, положения о смете расходов рабочего органа.

Кроме того, стороны заключили соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о формировании общей системы информационного обеспечения энергетического рынка государств - членов сообщества.

Всего на заседании были рассмотрены 23 вопроса, достигнуты важные договоренности, касающиеся сферы энергетики, создания общего страхового рынка, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер.

12 декабря, 2008 г. Заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в Москве

22-ое заседание Межгоссовета на уровне глав правительств ЕврАзЭС открыл председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. В повестку дня форума был включен вопрос о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС. Как отметил Председатель Правительства РФ, речь об официальном выходе республики из состава участников будет идти лишь спустя 12 «процедурных» месяцев, если руководство этого государства не изменит свои позиции.

Далее встреча продолжилась в расширенном составе. Премьер Казахстана Карим Масимов коротко проинформировал участников заседания о стабилизационном плане Правительства РК. Он отметил, что принимае-

мые меры имеют долгосрочный характер и включают пять приоритетных направлений для госсубсидий: поддержание устойчивости финансового сектора, рынка недвижимости, помощь малому и среднему бизнесу, предприятиям агропромышленного комплекса и инвесторам прорывных индустриальных и инновационных проектов.

Глава Правительства РК Карим Масимов встретился с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Стороны обсудили перспективы экономического взаимодействия, а также его потенциальной активизации в рамках ЕврАзЭС. Глава казахстанского Правительства беседовал с президентом группы компаний «ИСТ», специализирующихся на добыче полезных ископаемых, машиностроении, транспортной логистике. В октябре 2008 г. по итогам заседания Совета глав правительств государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) отечественные и российские предприниматели подписали меморандум о сотрудничестве в области строительства завода по производству грузовых вагонов в России. Партнерами «ИСТ» выступили АО «НК «Казахстан темир жолы», Евразийский банк развития и Банк развития Казахстана.

19-22 декабря, 2008 г. Саммит глав ЕврАзЭС в Казахстане

Президенты Казахстана, России, Таджикистана, Кыргызстана и Армении на встрече в Боровом обсуждали, как защититься от внешних и противостоять внутренним вызовам и угрозам.

Казахстанский Президент провел двусторонние переговоры с Дмитрием Медведевым, Эмомали Рахмоном, Курманбеком Бакиевым и Сержем Саргсяном. Далее участники саммита собрались вместе за круглым столом. Главными темами разговора стали мировой финансовый кризис, вопросы региональной интеграции и дальнейшая работа Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Президенты обговорили создание Совместного фонда в объеме $10 млрд. В перспективе фонд будет оказывать экстренную помощь государствам, пострадавшим от глобального кризиса. Кроме того, решено создать Центр высоких технологий, который будет изучать и внедрять в экономику наших стран результаты научных разработок. Все эти договоренности получат путевку в жизнь после подписания официальных документов. Уже в январе главы государств договорились во время встречи в Москве принять соответствующие решения (заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств планируется в Москве 3 февраля 2009 года).

Казахстан, Россия и Беларусь наметили завершить создание Единого таможенного союза в апреле 2009 года. Большинство документов (20 из 32) на сегодня уже подписано.

На этой встрече президенты Казахстана и России подписали план совместных действий на ближайшие два года. Он состоит из 40 пунктов и охватывает весь спектр отношений: политику и экономику, топливно-энергетический комплекс, освоение космического пространства, транспорт и коммуникации. Кстати, несмотря на кризисные тенденции в экономике, в этом году объем торговли между Россией и Казахстаном вырос.

Экономическая интеграция

14 августа, 2008 г. Премьеры России и Беларуси обсудили в Москве вопросы углубления экономической интеграции и проведения единой внешнеторговой политики

Премьер-министр РФ Владимир Путин провел в Москве рабочую встречу со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским. Состоялось обсуждение актуальных вопросов двусторонних отношений, прежде всего - выполнение договоренностей по углублению интеграции, формированию единого таможенного пространства, укреплению экономического фундамента Союзного строительства.

Главы правительств обсудили вопросы гармонизации национальных законодательств, унификации таможенных пошлин, проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, а также углублении интеграции в валютно-финансовой области.

В контексте реализуемой правительством Белоруссии программы акционирования государственных предприятий предполагается рассмотреть возможности подключения к соответствующим конкурсам российских компаний.

8 октября, 2008 г. Госдума РФ ратифицировала четыре международных документа, направленных на формирование правовой базы Таможенного союза ЕврАзЭС

Неделей позже (15 октября) пакет документов о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ратифицирован Советом Федерации.

Ратифицирован пакет документов о Таможенном союзе, создаваемом в рамках ЕврАзЭС Россией, Беларусью и Казахстаном. Они предусматривают формирование единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Также определяется исчерпывающий перечень условий, необходимых для принятия решения об объединении таможенных территорий сторон в единую и завершении формирования Таможенного союза.

Первый из ратифицированных документов - Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Таможенный союз (ТС) определяется как форма торгово-экономической интеграции сторон. Документ обеспечивает свободное перемещение товаров во взаимной торговле государств-участников ТС и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развитие интеграции в рамках ЕврАзЭС.

Второй документ - Договор о Комиссии Таможенного союза - направлен на формирование институциональной структуры ТС. Комиссия - постоянно действующий регулирующий орган, который формируется из представителей сторон в ранге заместителя главы правительства или члена правительства. Финансирование деятельности комиссии осуществляется

за счет долевых взносов сторон пропорционально количеству голосов, которыми наделены Стороны.

Ратифицированы также два Протокола, в том числе о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года. Протокол

является ключевым документом, направленным на формирование правовой базы ТС. Функциями его высшего органа наделен Межгосударственный совет ЕврАзЭС. Расширяется компетенция суда ЕврАзЭС, которому передаются функции органа по разрешению споров в рамках Союза. Все ратифицированные документы были подписаны на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в Душанбе 6 октября 2007 года.

Предполагается, что по мере готовности к тройке участников таможенного союза присоединятся другие страны ЕврАзЭС.

8 октября, 2008 г. Мажилис Парламента РК одобрил ратификацию Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании

На пленарном заседании Мажи-лиса Парламента Республики Казахстан одобрен проект Закона «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании».

Данное Соглашение подписано в Москве 25 января 2008 года. Целью его являются содействие углублению экономической интеграции и осуществление добросовестной конкуренции.

В соответствии с Соглашением после создания единой таможенной территории стороны будут использовать единые меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

О ходе формирования Таможенного союза

В 2006 году президентами России, Казахстана и Беларуси в ходе неформального саммита в Сочи была достигнута договоренность о создании единого таможенного союза.

В соответствии с решением, принятым главами государств, в настоящий момент подписано 13 соглашений в области правовой основы будущего интеграционного союза. Особо подчеркивается, что все 13 документов полностью соответствуют требуемым нормам ВТО. Например, соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании» определяет основные принципы и механизмы формирования этого показателя. Единый тариф представляет собой единые ставки импортных таможенных пошлин в отношении товаров из третьих стран. Однако перед тем, как приступить к формированию единого таможенного тарифа, необходимо унифицировать около 60% импортных таможенных пошлин. При этом по тем или иным причинам порядка 56% импортных таможенных пошлин в Казахстане находится на более низком уровне, чем в странах ЕврАзЭС. К примеру, уровень унификации таможенных пошлин между Казахстаном и Россией составляет 40%, в то время как между Россией и Беларусью - 90%. Самые низкие ставки импортных пошлин в Казахстане установлены на импорт оборудования и сырья, не производимого в стране. Проект единого таможенного союза должен быть сформирован до апреля 2009 года.

По данным Министерства индустрии и торговли РК, в настоящее время в Казахстане действует около 3.5 тыс. предприятий с участием российского капитала и свыше 70 предприятий -белорусского. Кроме того, в Казахстан привлечено порядка $2.9 млрд прямых инвестиций из России и около $6 млн из Беларуси. В свою очередь казахстанские инвестиции, работающие в России, составляют $1.1 млрд, в Беларуси - б олее $6.1 млн.

В соответствии со статьей 1 Соглашения, предусмотрено применение на единой таможенной территории Единого таможенного тарифа, основными целями которого являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-сторон; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-сторон; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе; защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств-сторон могут применять тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Единый таможенный тариф считается сформированным, если ставки ввозных таможенных пошлин сторон совпадают по всей номенклатуре товаров.

17 декабря, 2008 г. Совет Федерации ратифицировал соглашения о расширении экономической интеграции на основе добросовестной конкуренции в ЕврАзЭС

Совет Федерации ратифицировал ряд соглашений о расширении экономической интеграции на основе добросовестной конкуренции в рамках ЕврАзЭС.

Соглашение между Белоруссией, Казахстаном и Россией разработано в соответствии с договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС) и является результатом углубления интеграции между членами ТС. Оно устанавливает порядок формирования и применения единого таможенного тарифа (ЕТТ). В нем содержится перечень ставок ввозных пошлин, факторов, которые учитываются при формировании ЕТТ, а также условия предоставления тарифных льгот.

Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров направлено на упрощение и гармонизацию таможенных процедур членов ТС с третьими странами. Неотъемлемой его частью являются правила определения страны происхождения товаров. Договор не распространяется на товары из развивающихся и наименее развитых стран.

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, разработано для унификации законодательства в области определения стоимостной базы для исчисления таможенных платежей. Предусматриваются варианты разрешения споров, что также послужит экономическому развитию Таможенного союза.

Таблица 1

Объемы внешней торговли между странами ЕврАзЭС

Источник: Данные статистических комитетов стран-участниц

* данные за январь-октябрь 2008 г.

$ млн 2006

Торговый оборот между Россией и Беларусью 19944.0 26074.0 30338.0

Торговый оборот между Россией и Казахстаном 12807.0 16576.0 17204.0

Торговый оборот между Россией и Кыргызстаном 755.0 1 169.0 1 565.0

Торговый оборот между Россией и Таджикистаном 504.0 772.0 833.0

Торговый оборот между Казахстаном и Беларусью 355.3 525.3 540.2

Торговый оборот между Казахстаном и Кыргызстаном 406.7 517.0 529.9

Торговый оборот между Казахстаном и Таджикистаном 185.1 198.9 205.0

Торговый оборот между Беларусью и Кыргызстаном 21.5 25.8 27.0

Торговый оборот между Беларусью и Таджикистаном 18.0 34.0 39.0

Торговый оборот между Кыргызстаном и Таджикистаном 26.7 30.4 34.0

Всего товарооборот 35 023.3 45 922.4 51 315.1

Согласно опубликованным данным за три квартала 2008 г. прослеживается положительная динамика роста в объемах взаимной торговли между странами ЕврАзЭС. Наибольший рост отмечается во взаимном торговом обороте между Россией и Беларусью, между Россией и Кыргызстаном, а также между Беларусью и Таджикистаном и Кыргызстаном и Таджикистаном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Двустороннее сотрудничество стран на пространстве СНГ

11 сентября, 2008 г. Международный финансовый центр в Москве

Создаваемый в Москве международный финансовый центр станет конкурентоспособной площадкой и будет способствовать экономической интеграции стран СНГ и других государств, заявил в четверг Президент РФ.

«Создание нового центра должно стать реальным вкладом в углубление экономической интеграции стран СНГ, других государств, - сказал Дмитрий Медведев на совещании по вопросам создания центра. - Международный финансовый центр, расположенный в нашей стране, может стать в будущем крупной и универсальной финансовой площадкой в регионе, а в перспективе может и успешно конкурировать на глобальных финансовых рынках».

При создании финцентра необходимо обеспечить простой доступ к операциям, специальные налоговые режимы на финансовых рынках и широ-

кий спектр торгуемых активов. Вторым направлением при работе над созданием такого центра, по словам Медведева, должно стать «обеспечение информационной прозрачности рынков при защите их от инсайдерских утечек и манипулирования ценами».

Третьей крупной задачей Медведев назвал комплексное развитие бизнес-среды. «Речь идет о создании удобной транспортной и информационной инфраструктуры, об упрощении правил визового и таможенного режимов, в определенных ситуациях - и правил регистрации собственности.

По мнению президента, создание финцентра позволит модернизировать всю финансовую инфраструктуру страны и должно стать инструментом привлечения в экономику дополнительных ресурсов, не только зарубежных, но и внутренних.

23 сентября, 2008 г. V Форум приграничного сотрудничества между Казахстаном и Россией

В Актобе состоялся V Форум приграничного сотрудничества между Казахстаном и Россией с участием Президентов двух стран. Цель Форума

- дальнейшее развитие и укрепление интеграционных процессов между двумя сопредельными государствами.

В Актобе используют все возможности приграничного сотрудничества для укрепления взаимовыгодных связей, прежде всего со своим ближайшим соседом - Оренбургской областью. Это и совместные промышленные выставки, и проведение дней культуры. С 2005 года в Орске действует ООО «Торговый Дом «Орск-Актобе», с которым многие предприятия Актюбинской области заключили соглашения о поставке продукции и взаимном сотрудничестве. Самым большим событием за последнее время стало открытие 10 упрощенных пунктов перехода российско-казахстанской границы для жителей приграничных районов.

Главы государств посетили казахстанско-российскую выставку товаропроизводителей «Высокие технологии - в регионы. Приграничное сотрудничество». На выставке представлены товаропроизводители семи регионов и институты развития Республики Казахстан, от Российской Федерации - товаропроизводители 13 регионов. Здесь же, в выставочном зале, прошла презентация «прорывных проектов Актюбинской области и проектов, реализуемых в рамках государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», одним из которых является комбинат по обогащению хромовой руды ТОО «Восход-Ориел». Запуск в действие горно-обогатительного комбината со стопроцентным участием российского капитала транслировался в режиме он-лайн.

В области совместно с российскими партнерами действует 250 предприятий, в которых занято свыше 40 тысяч человек. Только за последние три года российские инвесторы вложили в экономику области порядка $1.5 млрд. С вводом новых высокотехнологичных предприятий увеличился экспорт на российский рынок меди, никеля, кобальта, хрома, глинозема, каолиновой глины, неметаллических труб, блоков из ячеистого бетона, химической и другой продукции.

За последние три года российские инвесторы вложили в экономику Актю-бинской области $1.5 млрд. Два крупных проекта реализуются с участием российского капитала в Хромтауском районе. ЗАО «Русская медная компания» ведет строительство основанного на высоких технологиях производства по добыче и переработке медной руды, в составе которого три горно-обогатительных комбината и медеплавильный завод.

ТОО «Восход-Ориел» за два года построил горно-обогатительный комбинат по переработке хромовой руды, с применением новейшей технологии добычи - шахтного ствола по наклону. В дальнейшем предусмотрено строительство в регионе завода ферросплавов. Реализация, проекта, позволит усилить позиции Актюбинской области на мировом рынке хрома, а также обеспечить занятость населения и решить ряд социальных вопросов Хромтауского района. Сбыт продукции ориентирован на зарубежные рынки. 40 процентов хромового концентрата, произведенного на месторождении, будет поступать на рынки России (Тихвинский ферросплавный завод) и Великобритании (компания «Оіепеоге»). Остальная часть будет экспортироваться в Китай. Ежегодный объем продукции после выхода на проектную мощность составит

24 млрд тенге.

В ходе Форума внимание президентов двух стран было обращено на тот факт, что Актюбинская область по-прежнему находится в транзитной зависимости от России в вопросах поставки электроэнергии. Несмотря на имеющиеся договоренности, так до сих пор и не принята к реализации транзит-но-замещающая схема поставки электроэнергии между Казахстаном и Россией. Завершился Форум подписанием двусторонних документов о взаимном сотрудничестве.

Политические и социальные аспекты сотрудничества и коллективная безопасность.

23 октября, 2008 г. Перспективы региональной интеграции в сфере военно-стратегического сотрудничества

Проведена командно-штабная тренировка (КШТ) с органами управления и дежурными силами по противовоздушной обороне Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ (ОС ПВО СНГ). В ходе совместных мероприятий отрабатывались вопросы противодействия нарушению

Экономические отношения между Арменией и Россией

Особенностью прошедшего года является то, что из таких традиционных сфер взаимодействия, как энергетика и инфраструктура экономические и партнерские отношения Армении и России существенно расширились. Сегодня нет ни одной сферы жизнедеятельности, не отмеченной совместными проектами.

Как свидетельствуют статданные, в январе-октябре 2008 года на долю РФ пришлось 19.2% всего внешнеторгового оборота Армении, что по-прежнему является самым высоким показателем по сравнению с другими странами - торговыми партнерами Армении.

На армянском рынке эффективно действует крупный российский бизнес - ОАО «Газпром», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Российский алюминий», ОАО «Вымпелком», ОАО «АФК «Система» и АК «Алроса».

воздушных границ стран СНГ, а также контртеррористические действия дежурных по ПВО сил и средств ОС ПВО СНГ.

В ходе тренировки действия органов управления и дежурных сил по ПВО взаимодействующих сторон были направлены на пресечение нарушений государственных границ стран СНГ в воздушном пространстве. Кроме того, разыгрывался эпизод совместной работы по противодействию воздушным судам - нарушителям порядка использования воздушного пространства, на которых возникли чрезвычайные обстоятельства. Также была проведена проверка боеготовности дежурных сил контрольными целями. В КШТ приняли участие органы управления и дежурные силы по ПВО, дислоцируемые в сибирской и европейской части России, Республике Казахстан, Белоруссии, Армении и ряде других стран СНГ.

Интегрирование национальных систем противовоздушной обороны в регионах коллективной безопасности позволит значительно увеличить возможности дежурных сил. В рамках расширения зоны действия коллективной ответственности в общем воздушном пространстве планируется создание региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах. В настоящее время ведется активная работа по созданию единой региональной системы ПВО Белоруссии и России в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности.

Международные банки развития и региональная интеграция

24 октября, 2008 г. Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС)

Казахстан посетила делегация Института ЦАРЭС. На встрече с казахстанской стороной были обсуждены вопросы деятельности восьми государств

- членов ЦАРЭС. В эту организацию входят Казахстан, Китай, Азербайджан, Афганистан, Монголия, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

На встрече в Астане были рассмотрены вопросы сотрудничества в области транспорта, экономической интеграции и торговли.

Сегодня лишь один процент всего товарооборота между Китаем и Европой осуществляется через Центральноазиатский регион. Сокращение барьеров для торговли и транзита по всему региону открывает дополнительные возможности для развития новых отраслей, бизнеса, создания рабочих мест во всей Центральной Азии. Это относится и к сектору энергетики. Сотрудничество между всеми странами региона может обеспечить энергетическую безопасность всех участников, а также создать условия для реализации гидроэнергетического потенциала таких стран, как Таджикистан и Кыргызстан.

В транспортном секторе ЦАРЭС выявил шесть транспортных коридоров, связывающих между собой восемь стран - членов ЦАРЭС. Среди них есть важнейший коридор, в том числе и для Казахстана, под названием ЦАРЭС-1. Он начинается в Китае, проходит через Казахстан (Алматы, Шымкент) и продолжается в Центральной и Западной России. Этот коридор начнет функционировать в 2013 году.

29 октября, 2008 г. АБР одобрил выделение гранта на укрепление регионального сотрудничества в решении проблем водных ресурсов в Центральной Азии

Грант выделен трастовым фондом под руководством программы АБР «Совместное финансирование воды». Свой вклад в фонд внесли правительства Австралии, Австрии и Норвегии.

Помощь будет охватывать региональные инициативы, реализуемые в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, а также рек Талас и Чу. Предусмотрено содействие в создании форума по обмену идеями и разработке будущих планов, в укреплении потенциала институтов, управляющих водными ресурсами.

Проект базируется на предыдущей технической помощи АБР, оказанной в 2004-2007 годы. Она способствовала налаживанию диалога по региональной водной политике, формированию сбалансированных подходов в водно-энергетической сфере.

21 ноября, 2008 г. в Баку согласованы стратегии по Программе Центральноазиатского экономического сотрудничества

На VII министерской конференции в Баку (Азербайджан) восемь стран Программы Центральноазиатского экономического сотрудничества (CAK.EC) согласовали документ стратегии регионального экономического сотрудничества в области транспорта, содействия торговле, торговой политики и энергетики в Центральной Азии и соседних государствах. Стратегия предлагает конкретные действия в области политики. По словам Вице-президента Азиатского банка развития Чжао Сяоюй, на протяжении последующих нескольких лет в ключевые торговые и транспортные коридоры будет инвестировано $21 млрд. Из общей суммы $5.1 млрд могут быть направлены за счет внутренних средств стран-участниц CAK.EC, $3.8 млрд - средств международных финансовых институтов (МФИ), $11.7 млрд - других источников.

3 декабря, 2008 г. Предложения Еврокомиссии по «Восточному партнерству»

В Брюсселе в Европейской Комиссии обсуждалось предложение по сотрудничеству Евросоюза с восточными соседями - Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. «Только с сильной политической волей и обязательствами с обеих сторон «Восточное партнерство» достигнет своей цели политического сотрудничества и экономической интеграции», - заявил глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Комиссар Евросоюза по внешним сношениям и политике европейского соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что настало время открыть новую главу в отношениях Евросоюза с восточными соседями. «Основываясь на прогрессе последних лет, мы подготовили амбициозное и в то же время сбалансированное предложение. Безопасность и стабильность в ЕС находятся под влиянием событий, происходящих в Восточной Европе и на Южном Кавказе. Наша политика в отношении этих стран должна быть сильной, активной и недвусмысленной. ЕС продолжит

использовать успешный подход со специальными программами в новых масштабах и добавит многостороннее измерение».

11 декабря, 2008 г. Совет Евразийского банка развития одобрил вхождение в состав участников Банка трех новых стран

Состоялось заседание Совета Евразийского банка развития, который, рассмотрев соответствующие обращения Республики Таджикистан, Республики Беларусь и Республики Армения, одобрил вхождение этих стран в состав участников Банка.

В соответствии с учредительными документами, ЕАБР открыт для вступления в него заинтересованных государств и международных организаций, которые становятся его участниками на основании решений Совета Банка после их присоединения к Соглашению об учреждении ЕАБР и оплаты приобретаемых акций Банка.

Председатель Правления ЕАБР Игорь Финогенов подчеркнул, что для Банка расширение состава его участников крайне важно, так как «это позволит расширить географию инвестиционных проектов ЕАБР, что соответствует стратегическим задачам и миссии ЕАБР».

В соответствии с процедурой принятия новых стран Совет одобрил увеличение уставного капитала ЕАБР путем дополнительной эмиссии акций Банка, которая будет распределена между новыми участниками соответственно их взносам. В настоящее время уставный капитал ЕАБР, полностью оплаченный учредителями Банка - Российской Федерацией и Республикой Казахстан, составляет $1.5 млрд. В результате выкупа дополнительной эмиссии он будет увеличен на $15.6 млн за счет взносов Республики Таджикистан, Республики Беларусь и Республики Армения. Совет также поручил руководству Банка подписать соглашения о пребывании на территории государств - новых участников Банка.

Сотрудничество в рамках отдельных секторов и отраслей

1 июля, 2008 г. Газопровод для транзита туркменского газа через Узбекистан

Началась практическая реализация строительства участка газопровода для транзита туркменского газа через Узбекистан. Оператором проекта является узбекско-китайское СП Asia Trans Gas, созданное «Узбекнефте-газом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода «Узбе-кистан-Китай».

Протяженность газопровода «Узбекистан-Китай» составит 530 км, его проектная мощность будет 30 млрд кубометров природного газа в год. Экспорт узбекского газа по этому газопроводу не планируется. Проект предусматривает строительство двух веток магистральных газопроводов. До 31 декабря 2009 года планируется завершить строительство первой нитки газопровода и компрессорной станции КС1. Ввести эти объекты в эксплуатацию предполагается в январе 2010 года. До 31 декабря 2011 года намечено завершить строительство второй нитки газопровода и компрес-

сорных станций КС2 и КС3 и ввести их в эксплуатацию. Контролировать реализацию проекта будут «Узбекнефтегаз» и китайская Trans-Asia Gas Pipeline Co Ltd.

1 июля, 2008 г. Введен в эксплуатацию второй гидроагрегат Сангтудин-ской ГЭС-1

ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» сегодня ввело в эксплуатацию второй гидроагрегат Сангтудинской ГЭС-1, расположенной на реке Вахш в Республике Таджикистан. Проектная мощность второго агрегата составляет 167.5 МВт, а месячная выработка электроэнергии - 72 млн кВт.ч.

Первый гидроагрегат станции был запущен в эксплуатацию 20 января 2008 г. Пуск первого гидроагрегата был осуществлен на 3 месяца раньше срока, что позволило не только снизить сезонный дефицит электроэнергии в Республике Таджикистан, но и ускорить вывод станции на полную мощность - 670 МВт.

В соответствии с утвержденным графиком завершения строительства пуск третьего и четвертого гидроагрегатов станции запланирован на 15 октября 2008 г. и 15 января 2009 г. соответственно. Ожидается, что весь комплекс работ по строительству Сангтудинской ГЭС-1 будет завершен к 1 апреля 2009 года. Общая стоимость строительства объекта составляет около 17.2 млрд рублей.

Сангтудинская ГЭС-1 является одним из самых масштабных на территории СНГ инвестиционных проектов с участием российского государства и российских компаний. В качестве подрядчиков и поставщиков оборудования на строительстве гидроэлектростанции задействован целый ряд отечественных предприятий, в том числе ОАО «Силовые машины», ОАО «Чеховский завод Гидросталь», ОАО «ЧиркейГЭСстрой», ОАО «Зарубеж-водстрой», ЗАО «Загранэнергостроймонтаж», ОАО «Трест Гидромонтаж» и другие. На площадке Сангтудинской ГЭС-1 в настоящее время трудятся более 4 500 человек, из которых около 3 600 - граждане Таджикистана.

Ввод Сангтудинской ГЭС-1 в промышленную эксплуатацию позволит не только обеспечить электроэнергией внутренний рынок Таджикистана, но и укрепить энергобезопасность в регионе.

12 августа, 2008 г. Покупка «Северсталью» золотодобывающего предприятия «Балажал» в Казахстане

«Северсталь» сообщила о приобретении 100% долей золотодобывающего предприятия «Балажал». Суммарные запасы золота «Балажала» оцениваются в 20 тонн с потенциалом увеличения запасов до 30-40 тонн. Покупателем актива выступила одна из дочерних компаний «Северстали». Сумму сделки металлурги не раскрывают. Но, по различным оценкам, за актив в Казахстане российский металлургический гигант мог заплатить около $30 млн.

«Балажал» расположен в Восточном Казахстане, в 260 км южнее Семипалатинска. Новый актив уже вошел в горнодобывающий дивизион «Се-

верстали» - «Северсталь-Ресурс». «Северсталь-Ресурс» планирует к 2009 году возобновить добычу и к 2011 году довести объем производства до 1.5-2 тонн золота в год.

Не исключено, что приобретением этого казахстанского актива экспансия российской компании в золотодобывающую отрасль соседнего государства не ограничится.

11 августа, 2008 г. Финальный этап подготовки строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2

По состоянию на текущий момент разработано и согласовано с уполномоченными органами технико-экономическое обоснование проекта, получено заключение РГП «Госэкспертиза», определена схема реализации проекта, ведутся работы по подготовке технического задания на проведение в 3-м квартале 2008 года тендера по выбору Генерального подрядчика.

Основные строительные работы будут запущены в начале 2009 года после заключения договора с генеральным подрядчиком и заключением контракта. Подписаны мандаты с Европейским банком реконструкции и развития и Евразийским банком развития. Точные условия финансирования проекта банки определят совместно после проведения его технического, экологического, финансового и юридического исследований. Одним из важнейших условий финансирования будет наличие у станции долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии.

Менеджмент АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» при поддержке ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и АО «Самрук-Энерго» (Республика Казахстан) предпринимает шаги, направленные на ускорение реализации проекта строительства 3-го энергоблока, что позволит увеличить установленные производственные мощности ГРЭС до 1525 МВт и обеспечит покрытие возрастающего энергодефицита в данном регионе.

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» - казахстанско-российское совместное энергетическое предприятие, расположенное на территории Республики Казахстан, с объемом установленной мощности 1000 МВт. АО представляет интересы двух крупнейших участников российского и казахстанского энергетических рынков: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Россия) и АО «Самрук-Энерго» (Казахстан), которым принадлежит по 50% акций.

11 августа, 2008 г. «Газпром нефть» намеревается выйти на розничный рынок нефтепродуктов в Казахстане

ОАО «Газпром нефть» заявило о намерениях создать в Казахстане свою сеть автозаправочных станций (АЗС). До настоящего времени российская компания присутствовала в Казахстане только в сегменте оптовой реализации нефтепродуктов через свое представительство «Газпром нефть Казахстан». Ресурсной базой для сети АЗС выбран близко расположенный к Казахстану актив - Омский нефтеперерабатывающий завод.

18 августа, 2008г. Новосибирская промышленно-коммерческая группа РАТМ планирует приобрести завод «Мика-цемент» в Армении

РАТМ намеревается приобрести 75% плюс одну акцию армянского предприятия, однако окончательный размер пакета пока не определен. Новосибирский холдинг планирует в течение года после покупки «Мика-це-мента» направить на реконструкцию одной из линий производства завода $15-17 млн (всего на предприятии работает две линии). Это позволит вывести завод на полную мощность, которая составляет 1.2 млн тонн в год.

22 августа, 2008 г. Российская корпорация «ВСМПО-Ависма» стала владельцем 84.28% акций ООО «ВСМПО Титан Украина»

На Украине российской компании принадлежит трубный завод «ВСМПО-Ависма». Кроме того, «ВСМПО-Ависма» является владельцем компании «Титан Днепр» в Днепропетровске, которая занимается оптовой и розничной торговлей, а также посреднической деятельностью и консультациями по вопросам коммерческой деятельности и управления.

На Украине также расположен Запорожский титаномагниевый комбинат, специализирующийся на производстве титановой губки для металлургического сектора и являющийся одним из основных конкурентов «ВСМПО-Ависмы» в выпуске этого сырья для титана. Кроме того, основные поставки ильменита, необходимого для производства титановой губки, компания получает от Вольногорского ГОКа на Украине.

«ВСМПО-Ависма», 66% акций которой принадлежит госкорпорации «Ростехнологии», является крупнейшим в мире производителем титана и титановой продукции.

2 сентября, 2008 г. Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» планирует добывать на узбекских месторождениях Кандым и Гиссарской группы ежегодно 12 млрд кубометров газа

В 2001 году «ЛУКОЙЛ» и национальная холдинговая компания «Узбек-нефтегаз» подписали соглашение по освоению на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазовых регионов с оцениваемыми запасами в 250 млрд кубометров газа и 10 млн тонн жидких углеводородов. Самое крупное месторождение Кандым в Бухарской области, открытое еще в 1966 году, содержит промышленные запасы газа в 150-180 млрд кубометров. Ранее предполагалось, что максимальный уровень добычи природного газа составит около 9 млрд кубометров в год.

«Сегодня идут инвестиции в перспективные проекты Кандым и Гиссар-ская группа. Крупнейшие проекты, которые сегодня, по нашим оценкам, потребуют еще около $5 млрд для завершения их реализации, дадут возможность добывать на территории Узбекистана более 12 млрд кубометров газа», - сказал глава российской компании Вагит Алекперов. По заявлению Президента «ЛУКОЙЛа» вложения компании в Узбекистан составляют более $1.5 млрд Узбекской стороной рассматривается строительство

газохимического комплекса для более глубокого передела газовой продукции.

Разработка проектов в Узбекистане является продолжением экспансии «ЛУКОЙЛа» на юг, где сосредоточены обширные газовые запасы. Отношения между Россией и Узбекистаном достаточно стабильные. Единственная проблема - отсутствие разветвленной сети газопровода на территории страны - носит временный характер: либо «Газпром», либо «ЛУКОЙЛ» в ближайшее время начнут разрабатывать инфраструктуру в данном регионе.

8 сентября, 2008 г. В Казахстане в январе 2009 года приступит к работе «дочка» российского банка ВТБ

В Казахстан заходит один из лидеров российского банковского рынка. По размеру активов, которые составляют 1.75 трлн рублей (по данным «Ин-терфакс-ЦЭА» на 1 июля), ВТБ занимает второе место в РФ. Также банк находится на втором месте в России по капиталу (352 млрд рублей) и на третьем - по прибыли до налогообложения (15 млрд рублей). Основной акционер ВТБ - правительство России, которому принадлежит 77% акций банка.

ВТБ уже присутствует в Белоруссии, Грузии, Армении и Украине. Казахстанское представительство было открыто в феврале 2008 г. Руководство ВТБ, рассмотрев возможные опции, приняло решение по созданию «дочерней» компании со сравнительно небольшим уставным капиталом.

15 сентября, 2008 г. ЗАО «ПромСтрой Груп» завершило сделки по приобретению специализированных подрядных компаний в Казахстане: ТОО «Казмеханомонтаж» (КММ) и АО «Автоматика»

Эта покупка позволила ПСГ, которая входит в группу компаний «Промс-трой», занять место в первой пятерке механомонтажных организаций и в первой тройке организаций по монтажу и наладке систем автоматизации в СНГ.

КММ и «Автоматика» - первые зарубежные активы холдинга. Вхождение в состав группы позволит им выйти на российский рынок. В свою очередь использование мощностей казахстанских предприятий, которые нуждаются в новых рынках сбыта, позволит группе усилить свои позиции в секторе инжиниринговых услуг на постсоветском пространстве.

Целью приобретения данных активов является выход на рынок Казахстана, а именно на рынок профильной деятельности компании ПСГ - нефтегазовый сектор. Приобретение нацелено, прежде всего, на работу в Казахстане. В перспективе планируется выход на российский и среднеазиатский рынки.

Представители казахстанской стороны считают, что вхождение в состав ПСГ позволит им снять ограничения роста, накладываемые из-за небольшой емкости казахстанского рынка. Кроме того, у компаний появляется реальный шанс на участие не только в тендерах, но и в работах на объектах.

23 сентября, 2008 г. в Актобе в ходе казахстанско-российского форума были анонсированы крупные инвестпроекты российских компаний на территории Казахстана

Группа «Мечел» объявила о планах по строительству двух ферросплавных заводов: первый из них - завод по выпуску феррохрома в Актюбинской области на базе месторождения хромитов «Восток» (запасы - 19.5 млн тонн руды). Его разработкой занимается ТОО «Восход-Oriel», контролируемый «Мечелом» через купленную им британскую компанию Oriel Resources Plc. Запуск горно-обогатительного комбината (ГОК) на месторождении состоялся неделей ранее. Ожидается, что с 2009 года ГОК будет производить 950 тыс. тонн хромового концентрата в год. Пока что треть объема его продукции будет поставляться на принадлежащий «Мечелу» Тихвинский ферросплавный завод в Ленинградской области. Но в дальнейшем группа рассматривает возможность строительства в 2012-2013 гг. ферросплавного производства мощностью 240-250 тыс. тонн продукции в год. Инвестиционная емкость этого проекта оценена в $500-800 млн. Второй завод на базе никелевого месторождения «Шевченко» (Костанайская обл.) будет выпускать до 20 тыс. тонн ферроникеля в год. Аналогичное предприятие планируется построить и в Оренбургской области - на это понадобится примерно $600 млн. «Мечел», в частности, выпускает нержавеющую сталь и спецстали, для производства которых нужны ферросплавы.

7 октября, 2008 г. Экономическая интеграция стран Черноморского бассейна в сфере туризма

В Геленджике (Краснодарский край РФ) прошла четвертая конференция Международной организации черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) совместно с федеральным агентством по туризму РФ, администрацией Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Геленджик. Участники обсудили перспективы развития курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря. В работе конференции приняли участие представители Абхазии, Азербайджана, Болгарии, Греции, России, Румынии.

У стран ЧЭС существенный потенциал совместного использования курортов. Например, кольцевая автомагистраль вокруг Черного моря - новый и выгодный во всех отношениях проект делового партнерства. Для туристов, путешествующих на автомобилях или автобусах вокруг Черного моря, значительно расширится круг объектов показа.

8 октября, 2008 г. Развитие транспортной инфраструктуры Азербайджана

Азербайджан в последние годы стремительными темпами реконструирует транспортную инфраструктуру. Проводимые работы служат одной из основных целей национальной экономики - развитию ненефтяного сегмента. Реализация полномасштабных проектов невозможна без региональной интеграции в рамках проходящих через Азербайджан международных транспортных коридоров Запад-Восток (TRACECA) и Север-Юг. Участниками проекта TRACECA являются Азербайджан, Турция, Грузия,

Болгария, Молдова, Украина, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и Армения.

Определение инфраструктурных проектов обсуждалось 8-9 октября в Брюсселе на совещании рабочей группы экспертов бассейна Черного и Каспийского морей. Совещание проходило в рамках встречи национальных секретарей постоянного секретариата межправительственной комиссии TRACECA («Тренд»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о транспортном коридоре TRACECA, нельзя пройти мимо важной составляющей - морских перевозок. В ближайшие годы предусматривается резкое увеличение транзита казахстанской нефти по данному коридору. И в этой связи предусматривается перевооружение танкерного флота в Каспийском бассейне. Началась предметная реализация меморандума о создании Каспийского судостроительного завода, подписанного 19 мая 2008 г. в Баку Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГН-КАР), корейской компанией STX Shipbuilding Co. ltd. и Азербайджанской инвестиционной компанией (АИК).

20 октября, 2008 г. агрохимический холдинг «ЕвроХим» планирует реализацию масштабного проекта в Казахстане

Крупнейший в России производитель азотно-фосфорных минеральных удобрений агрохимический холдинг «ЕвроХим» планирует строительство в Казахстане горно-обогатительного комбината (ГОК) и заводов по производству фосфорных и азотных удобрений.

Сырьевой базой для новых мощностей станут месторождения расположенного на территории Жамбылской и Южно-Казахстанской областей Каратауского бассейна фосфоритовых руд (разведанные запасы составляют свыше четырех миллиардов тонн по руде или более одного миллиарда тонн по полезному компоненту - пятиокиси фосфора) Жанатас, Арал-Тюбе и Кесик-Тюбе с прогнозными ресурсами около 610 млн тонн.

Сейчас в бассейне Каратау работает казахстанский лидер по производству фосфорсодержащей продукции (желтый фосфор, минеральные удобрения) - ТОО «Казфосфат». Весной 2008 г. МХК «ЕвроХим» уже вела переговоры о выкупе 50% акций этой казахстанской компании, однако сделка не состоялась. И теперь холдинг вновь пытается закрепиться на рынке республики.

«ЕвроХим» зарегистрировал в республике свое дочернее предприятие -ТОО «ЕвроХим - Удобрения» и приобрел государственный пакет акций завода АО «Сары-Тас» (бывший Каратауский химзавод), на базе которого предполагается развернуть новое производство. Завод, занимавшийся производством фосфоритных окатышей, законсервирован с 1993 года и нуждается в инвестициях и полной модернизации. В проект холдинг намерен вложить $2.5 млрд в основном собственных средств, которые пойдут на погашение долгов завода Сары-Тас, его ремонт и строительство новых мощностей - горно-обогатительного комбината и трех производств».

К 2015 году инвестор планирует завершить строительство ГОКа и заводов по производству азотных (0.8 млн тонн в год), фосфорных (мощностью

один миллион тонн) и сложных (0.5 млн тонн) удобрений. Первоначально их планируется направить на внутренний рынок. После удовлетворения потребностей в удобрениях Казахстана основными рынками сбыта продукции станут Россия, Беларусь и Украина - на внешние рынки может уйти до двух миллионов тонн удобрений.

5 ноября, 2008 г. Досрочно введен в эксплуатацию третий гидроагрегат Сангтудинской ГЭС-1 на реке Вахш

Пуск третьего гидроагрегата ГЭС, отметил Президент Таджикистана, позволит ослабить острый дефицит электроэнергии в республике. Проектная мощность введенного в эксплуатацию агрегата составляет 167.5 МВт, а месячная выработка электроэнергии - около 72 млн кВт.ч. Мощность всей ГЭС после пуска четвертого агрегата составит 670 МВт, а ежегодная выработка электроэнергии - 2.7 млрд кВт.ч.

Ожидается, что весь комплекс работ по строительству Сангтудин-ской ГЭС-1, которое ведет ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», будет завершен в первом квартале 2009 года. Общая стоимость строительства объекта составляет около 17.2 млрд рублей.

Возведение гидростанции началось в конце 1980-х гг. К началу 90-х гг. было выполнено 20% строительных работ, однако они были приостановлены из-за отсутствия финансирования и начавшихся боевых действий в Таджикистане.

Проекты экономического сотрудничества на пространстве ЕврАзЭС

Наиболее продвинутыми проектами экономического сотрудничества являются совместные разработки России и Казахстана в сфере энергоресурсов. Так, еще два года назад была достигнута договоренность о разработке крупнейшего месторождения на Каспии - «Курмангазы». Совместное российско-казахстанское предприятие будет добывать нефть, запасы которого эксперты из Астаны оценивают свыше 1 миллиарда тонн. Совместная работа с равными долями капитала и участия предстоит также еще на двух каспийских месторождениях - «Хвалынском» и «Центральном».

Активно работает компания «ЛУКОЙЛ» в Казахстане, наращивая свои активы. Так, недавно она консолидировала 100-процентную долю в месторождении Каракудук - Мангистауская область. К тому же «ЛУКОЙЛ» совместно с «Казмунайгазом» вложил $3 млрд в шельфовый нефтяной проект в казахском секторе Каспия. К слову сказать, компания уже инвестировала в экономику этой республики более $1.5 млрд.

Продуктивны вложения «ЛУКОЙЛ» и в экономику Узбекистана. Необходимо отметить, что поставки узбекского газа в Россию начались еще в 2003 году. Узбекский газ покупал «Газпром», в том числе и с месторождений, разрабатываемых при участии «ЛУКОЙЛ». На газовом промысле проекта «Кандык-Хаузак-Шады-Кунград» в 2008 году ожидается добыча на уровне 3 млрд м3 газа, а пик добычи -11 млрд м3 придется на 2012-2013 годы.

Сотрудничество в рамках СНГ не ограничивается только нефтегазовой сферой. Некоторые банки Казахстана активно выходят на финансовые рынки России. Казко-ммерцбанк, к примеру, широко кредитует стройки коммерческой недвижимости в России, а Сбербанк успешно работает на территории Казахстана. Компания «Интеко» инвестировала более $110 млн в создание бизнес-центра «Москва» в Астане площадью 75 тыс. м2, тендер на строительство которой выиграла Всекитайская государственная инженерно-строительная корпорация.

Активно развивается кооперация между Россией и Казахстаном в золотодобыче. Компания КагакЬОоЫ испытывает трудности с модернизацией, в связи с чем производство золота упало на 18 процентов. Российская «Полюс золото» предложила свои технологические услуги, войдя в долю по золотодобыче.

Производственное сотрудничество развивает и российский «Евроцемент» с узбекским «Ахангаранцементом», украинскими «Балцемом» и «Пушка», а «Сибирский цемент» строит завод в казахстанском Таразе.

2 декабря, 2008 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает перспективным сотрудничество республики с российским Сбербанком

«Сегодня нет абсолютно никаких препятствий для работы Сбербанка в Белоруссии», - заявил Лукашенко, встречаясь в Минске с председателем правления Сбербанка РФ Германом Грефом.

В частности, для Беларуси важно привлечение ресурсов Российской Федерации. Лукашенко добавил, что это сотрудничество особенно важно «в период финансового кризиса, когда мы пытаемся изыскать дополнительные ресурсы для поддержания нашей национальной валюты и поддержки нашей экономики».

Глава Сбербанка Герман Греф выразил свою готовность сотрудничать с Лукашенко. «Сбербанк в ближайшее время рассмотрит возможность открытия нового или приобретение действующего в Белоруссии банка»,

- заявил он. Греф выразил желание Сбербанка РФ «на взаимовыгодных условиях присутствовать в Белоруссии, как минимум, с 10-20-летней перспективой». По словам Грефа, «белорусский рынок среди стран СНГ является одним из самых приоритетных и самых интересных».

4 декабря 2008 г. В Ереване подписан новый пятилетний договор доверительного управления ЗАО «Айкакан атомайин электракаян» (ЗАО «ААЭК») - «Армянская атомная электростанция»

Подписанный в Ереване договор продлевает действие функций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» как доверительного управляющего финансово-экономической деятельностью станции. Согласно положениям данного документа, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» принимает на себя обязательства по корпоративному управлению деятельностью ЗАО «ААЭК», в том числе управлению финансовыми потоками, обеспечению финансирования капитальных вложений и платежной дисциплины, внедрению современной системы финансово-экономического учета.

Реализация первого Договора доверительного управления от 18 сентября 2003 года между Республикой Армения и ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» позволила Армянской атомной станции уже к 2006 году достичь стабилизации экономического положения станции, погасить задолженность за раннее поставленное ядерное топливо и перейти к закупкам нового топлива за собственные средства, внедрить современные системы экономического управления станцией.

В настоящее время перед атомной энергетикой Республики Армения стоят новые задачи - подготовка к выводу из эксплуатации существующего оборудования ЗАО «ААЭК», строительство нового современного атомного блока на 1000 МВт, эффективная реализация избыточной электроэнергии на экспорт в соседние страны.

5 декабря, 2008 г. На АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» зафиксирован рекордный с начала года объем выработки электроэнергии -5 млрд 650 млн кВт.ч.

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» - казахстанско-российское совместное энергетическое предприятие, расположенное на территории Республики Казахстан, с объемом установленной мощности 1000 МВт. АО представляет интересы двух крупнейших участников российского и казахстанского энергетических рынков: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Россия) и АО «Самрук-Энерго» (Казахстан), которым принадлежит по 50% акций.

Повышение надежности работы оборудования на АО «Станция Экибас-тузская ГРЭС-2» является результатом выполнения Программы улучшения технического состояния, одобренной и принятой к реализации акционерами станции - АО «Самрук-Энерго» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», обеспечившими ее финансирование.

В 2009 году планируется реализация наиболее крупного проекта в рамках Программы - замена четырех электрофильтров. Финансирование Программы улучшения материально-технического состояния станции осуществляется из средств инвестиционного кредита, предоставленного Евразийским банком развития сроком на 10 лет.

29 декабря, 2008 г. КагакЬСоЫ и российский золотодобытчик «Полюс Золото» согласовали новые условия приобретения контрольного пакета акций казахской компании

По первоначальному соглашению «Полюс Золото» оценило КагакЪОоЫ для сделки в $746 млн, а контрольный пакет предполагалось оплатить частично деньгами ($236 млн), а частично акциями «Полюс Золота» (4.2%). Но с момента заключения соглашения рыночная капитализация КагакЪОоЫ упала более чем в 5 раз. Поэтому условия сделки подверглись пересмотру.

Согласно пересмотренным условиям за каждую акцию КагакЪОоЫ будет выплачено 0.423 акции «Полюс Золота». Таким образом, 50.1% бумаг казахской компании оценены в $308 млн.

Предполагается, что теперь 50.1% КагакЪОоЫ будет полностью оплачены собственными акциями «Полюс Золота», на эти цели планируется направить 5.9% казначейских акций «Полюс Золота», денежные средства компания намерена сохранить для будущих приобретений.

Кроме того, в условиях сделки появился еще один пункт. «Полюс Золото» обязуется выкупить допэмиссию акций КагакЪОоЫ на $100 млн, в случае если другие акционеры компании откажутся выкупать пропорциональные доли в новом выпуске. Данная мера необходима для того, чтобы решить проблемы КагакЬОоЫ с рефинансированием долга.

29 декабря, 2008 г. Внешэкономбанк получил разрешение Антимонопольного комитета (АМК) Украины на приобретение более 50% акций украинского Проминвестбанка.

Проминвестбанк - акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк, созданный в августе 1992 года, - один из самых крупных проблемных банков на Украине. Правление Национального банка Украины 11 декабря приняло решение о необходимости капитализации Про-

минвестбанка с участием государства. Эта мера последовала вслед за невыполнением санатором банка холдинговой компанией Slav AG обещания выкупить дополнительную эмиссию акций банка на сумму 900 млн гривен и привлечь еще около 4 млрд гривен на депозиты. В случае совершения сделки российскому банку перейдет набор активов, включающий пакеты акций ряда украинских предприятий.

Международные форумы и конференции

16 июля, 2008 г. Каспийский энергетический форум (КЭФ, 2008)

В Москве, в Центре Международной торговли при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ (МПЭ), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), а также Министерства иностранных дел РФ прошел КЭФ, 2008. Одной из основных целей «КЭФ, 2008» является содействие обеспечению энергетической безопасности в Каспийском регионе, развитию международного энергетического сотрудничества в интересах экономического развития стран Каспийского региона.

В Форуме приняли участие министры энергетики стран Каспийского региона, руководители федеральных органов власти России, Торгово-промышленной палаты России, РАН, руководители международных энергетических организаций, министерств экономики, министерств энергетики России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и крупнейших энергетических компаний мира.

В рамках программы Форума состоялось рассмотрение предложений по гармонизации Стратегий энергетического развития государств Каспийского региона, включая развитие нефте- и газотранспортной инфраструктуры, нефтегазодобывающих и перерабатывающих мощностей, активизации инвестиционных процессов, а также реализации действующих договоренностей и их совершенствование в интересах развития экономики и обеспечения экологической безопасности региона.

В ходе официальных переговоров прошло обсуждение путей взаимодействия всех субъектов энергетического рынка Каспийского региона. В дальнейшем к переговорам планируется пригласить руководителей и представителей различных международных организаций.

26 августа, 2008 г. Министры экономики АСЕАН обсудили вопросы ускорения процесса экономической интеграции

Министры экономики из 10 стран-участниц Ассоциации государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН) 26 августа в Сингапуре провели совещание, обсудив вопросы ускорения процесса экономической интеграции АСЕАН. Совещание призвало АСЕАН и ее стран-партнеров по диалогу ускорить урегулирование оставшихся вопросов на переговорах по соглашению о региональной свободной торговле и соглашению об обширном экономическом партнерстве.

В соответствии с совместным заявлением, опубликованным после совещания министров экономики 40-го созыва, министры подчеркнули важ-

ность соблюдения и своевременного проведения в жизнь мер, предусмотренных планом по созданию экономического сообщества АСЕАН.

В заявлении отмечается, что министры обменялись мнениями по внешнеэкономическим отношениями АСЕАН, в том числе по сдвигам в процессе переговоров по соглашению о региональной свободной торговле и соглашению об обширном экономическом партнерстве между АСЕАН и ее странами-партнерами по диалогу. Совещание призвало представителей АСЕАН и ее стран-партнеров по диалогу ускорить и интенсифицировать свои усилия, прилагаемые на переговорах, а также в случае необходимости продемонстрировать гибкость, чтобы в кратчайшие сроки урегулировать оставшиеся вопросы.

15 октября, 2008 г. Третья Конференция Евразийского банка развития по вопросам евразийской интеграции

С 15 по 17 октября в Алматы прошла конференция, посвященная различным вопросам институциональной и функциональной интеграции на евразийском пространстве, включая водно-энергетический сектор, транспортные коридоры, развитие трансграничной инфраструктуры. В рамках конференции состоялась отдельная сессия по вопросам измерения и оценки интеграционных процессов.

В конференции приняли участие крупные ученые и ведущие специалисты в области экономических и политических межгосударственных отношений из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Бельгии, Великобритании, Германии, Китая, США, Швейцарии, руководители и эксперты из исполнительных органов СНГ и ЕврАзЭС, а также Всемирного банка и Азиатского банка развития.

20 октября, 2008 г. Экономика партнерства

В Москве состоялось заседание руководящего совета Специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), а также прошел экономический форум «Инвестиционные партнерства для усиления экономического сотрудничества и интеграции в Центральной Азии». Его участники обсудили пути развития транспортных связей Ев-ропа-Азия, а также задачи по управлению водными и энергетическими ресурсами. Выступая перед участниками совета, исполнительный секретарь Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Ноэлин Хейзер сообщила о предложении Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна открыть в Центральной Азии в рамках СПЕКА совместный постоянный офис ЭСКАТО и Европейской экономической комиссии.

В марте 1998 года президентами четырех Центральноазиатских стран -Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также исполнительными секретарями двух региональных комиссий ООН - Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической и Социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) была подписана Ташкентская декларация, в которой было заявлено о создании Специальной программы

ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА). Позже к этой программе присоединились Туркменистан, Азербайджан и Афганистан. Программа была создана для того, чтобы оказать содействие странам-членам в экономическом развитии и облегчить процесс их интеграции в мировую экономику.

24 - 25 октября, 2008 г. Международная банковская конференция государств - участников СНГ, г. Баку, Азербайджан

Финансово-банковский совет СНГ (ФБС СНГ) при поддержке Правительства Азербайджанской Республики и Исполнительного комитета СНГ провел Международную банковскую конференцию государств - участников СНГ: «Финансовые рынки стран Содружества: развитие и интеграция».

В работе конференции приняли участие около 200 участников из 11 стран, в том числе 8 государств - участников СНГ: представители органов исполнительной власти, национальных коммерческих структур, центральных и государственных банков, ведущих коммерческих банков, финансово-инвестиционных и рейтинговых компаний.

Деловая программа и высокий уровень организации конференции позволили делегатам конференции рассмотреть проблемы сотрудничества и интеграции в финансово-банковской и инвестиционной сферах деятельности государств - участников СНГ. На пленарных заседаниях были обсуждены вопросы организационно-структурной поддержки банковских систем в условиях мирового кризиса ликвидности, создания благоприятных условий взаимопроникновения банков и капиталов на трансграничные финансовые рынки стран Содружества.

9-12 декабря, 2008 г. Евразийский энергетический саммит

В Шеньчжене и Гонконге (Китай) 9 - 12 декабря 2008 года состоялся Евразийский энергетический саммит - масштабное мероприятие, посвященное топливно-энергетическому комплексу. Основные задачи данного мероприятия состояли в информационном обеспечении процессов экономической интеграции и обмене опытом между представителями энергетических отраслей этих стран, а также обсуждении направлений развития энергетических рынков России, Китая, Казахстана, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В рамках саммита прошли три форума - «Азиатский нефтегазовый форум» (включающий три конференции и «Нефтегазовый технологический модуль»), «Угольный форум СНГ - Азиатско-Тихоокеанский Регион», форум «Электроэнергетика и возобновляемые источники энергии» - и международная конференция «Финансирование энергетических и инфраструктурных проектов СНГ на фондовых рынках Азии».

Большое внимание в работе саммита было уделено финансовым аспектам работы нефтегазовой, угольной и энергетической отраслей в условиях мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.