3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
3.1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
Булаков Олег Николаевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Российский государственный гуманитарный университет. Филиал: «Домодедово». E-mail: [email protected] Ерёменко Екатерина Валерьевна, канд. юрид. наук. Должность: декан. Место работы: Российская государственная академия интеллектуальной собственности. Подразделение: юридический факультет. E-mail: [email protected]
Аннотация: Авторы раскрывают проблемные вопросы теории законотворчества. Анализируют различные взгляды теоретиков права. Предлагают пути решения данных проблем.
Ключевые слова: законотворчество, законодательная техника.
MODERN PROBLEMS OF LAWMAKING
Bulakov Oleg Nikolaevich, Dr of law, Professor. Position: Professor. Place of employment: Russian state University for the Humanities. Branch: "Domodedovo". E-mail: [email protected]
Eryemenko Ekaterina Valerievna, PhD at law. Position: Dean. Place of employment: Russian state academy of intellectual property. Department: Law Faculty. E-mail: [email protected]
Annotation: The authors reveal the problematic issues of the theory of lawmaking. Analyze the different views of theorists. Propose solutions to these problems. Keywords: lawmaking, legislative technique.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Как справедливо отметил академик Кудрявцев В.Н.: -"Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано1". Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и нормативно закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг
1 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право. 1994, №3. С.4.
другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.
Стремительное развитие в последнее время процесса законотворчества субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, заставляет обращать внимание многих учёных-юристов к проблеме законодательной техники.
Что же такое законодательная техника?
Профессор Тихомиров Ю.А. так определяет понятие законодательной техники. «Это система правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона».2 Как видно из данного определения, автор расширяет рамки законодательной техники, сближая её с элементами законодательного процесса, и это в какой-то степени представляется оправданным, но вместе с тем само конструирование законов, на наш взгляд, отличается от законодательной процедуры, которая имеет самостоятельное значение в законодательной теории, но не относится к технике написания закона, хотя и органически с ней связана. В свою очередь В.А.Четвернин даёт следующее определение: «Законодательная техника - это совокупность правил, средств и приёмов, используемых при формулировании правовых норм в законах и других нормативных актах, при их систематизации». Г.С.Прокофьев и Б.В.Чигидин определяют законодательную технику как «совокупность методов придания законопроекту оптимальной языковой формы, логической структуры и достижения научной истинности его содержания, а также практическая деятельность по их использова-
4
нию».
Мировая юридическая литература также рассматривает понятие законодательной техники почти однозначно. В частности есть мнение ряда учёных о выделении двух стадий законотворчества: первое - правовое регулирование по существу, и второе - само техническое построение закона.5, также имеется точка зрения, что обе эти стадии просто техническая разра-
2 Законодательная техника: Научно-практическое пособие. Под редакцией Ю.А.Тихомирова - М. 2000. С. 8-9.
3 Юридическая энциклопедия/Отв.ред. Б.Н.Топорнин. М. 2001, С.325.
4 Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред Васильев. М. 2000. С. 93.
5 Geny F. Science et technique en droit prive positif. Nouvelle contribution a la critique de la methode juridique. Paris, 1924.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
Булаков О.Н. Ерёменко Е.В.
ботка закона . Кроме этого необходимо отметить, что некоторые учёные делят законотворчество на стадии внешней и внутренней законодательной техники, что по нашему мнению соответствует законодательной процедуре и собственно приёмам законодательной техники соответственно7. Здесь же необходимо отметить, что существует точка зрения о делении законодательной техники на широкий и узкий смысл. Где под первым понятием подразумевается сама наука законотворчества, а под вторым - только лишь средства и приёмы построения норм.8
Конечно же, в процессе правотворчества используются не только правовые науки, а данные множества наук. Для этого проводится значительная работа по их обобщению, анализу и лишь после этого можно вести речь о подготовке проекта соответствующего нормативно-правового акта. Работа по созданию нормативно-правового акта, конечно же, подразумевает под собой достаточно сложный, серьёзный и вдумчивый творческий процесс. Румынский теоретик права А.Нашиц отмечает, что создание права, «необходимого для жизни и деятельности людей, - это почётная, но трудоёмкая задача, ибо даже самых лучших побуждений недостаточно для того, чтобы создать творение, которое адекватно и в нужный момент отражало бы жизнь во всей её сложности и со свойственными ей тенденциями развития, в котором общество могло бы без труда узнать себя и увидеть недеформированное отражение своего реального бытия, своих устремлений и чаяний».9
Следует согласиться с мнением профессора Д.А.Керимова, что в процессе законотворчества возникает ряд следующих проблем:
- исследование различных социальных факторов, обуславливающих потребность в нормативно-правовом регулировании;
- выявление интересов различных социальных групп и общества в целом, учёт их обычаев и традиций;
- использование при создании закона научно-технических и культурных достижений;
- проведение сравнительного анализа предлагаемого законопроекта с аналогичными прошлыми или ныне действующими отечественными и зарубежными актами;
- возможной постановки специальных экспериментов для выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на регулируемые отношения;
- определения взаимодействия проектируемого закона с существующей правовой системой в целом;
и, как следствие, совершенствование процедуры
10
создания закона.
Рассматривая подробно процедуру законотворчества, профессор Тихомиров Ю.А. выделяет шесть взаимосвязанных элементов законодательной техники, в частности:
1) познавательно-юридический;
2) нормативно-структурный;
3) логический;
4) языковый;
Davin S. Theorie generale de droit. Bruxelles, 1953.
7 Angelesco. La technique legislative en matiere de codification civile. Paris, 1930.
8 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.
9Указ. работа С. 256.
10 Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-
методическое и учебное пособие. - М.,1998. С.8.
5) документально-технический;
6) процедурный.11
Естественно нужно исходить из того, что творчество законодательных актов должно брать начало из общепризнанных принципов права (но, следует учитывать, что в различных правовых системах различается и само понятие принципа права: так, понятие справедливости можно рассматривать только в связи с определённым моментом определённой эпохи, мусульманское право рассматривает непререкаемость божественных норм шариата и т.д. и т.п.).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить круг требований, предъявляемых к законодательной технике и условно их свести к нижеследующим позициям:
- максимально возможная ясность текста самой нормы;
- единство терминологии, использование общепризнанных терминов;
- включение в один нормативный акт только однородного материала;
- издание в разных актах норм материального и процессуального права;
- деление нормативных актов на статьи, абзацы, пункты (кодифицированные акты на разделы, главы);
- нормы формулируются по следующим приёмам: абстрактный (совокупность обобщённых понятий); казуистический (перечисление конкретных обстоятельств); прямой (содержание в одной статье); отсылочный (отсылка к другим нормам); бланкетный (элементы нормы содержатся в разных статьях).
Как видно из указанного перечня требований процедура конструирования закона является достаточно кропотливой и трудоёмкой творческой работой. Выполнение которой для неподготовленного человека представляется явно трудноразрешимой задачей. Исходя из этого, можно выделить основные направления для решения данной проблемы. В первую очередь определить предмет правового регулирования для исключения возможных пробелов в действующем законодательстве и недопустимости коллизии. Вторым необходимым аспектом для решения данной задачи является привлечение к законопроектной работе не только учёных-юристов, но и учёных, работающих в различных областях знаний. В-третьих, немаловажное значение имеет изучение мирового опыта аналогичного правового регулирования. И, конечно же, самым главным на наш взгляд представляется необходимость в подготовке специалистов знающих не просто процедуру подготовки закона, а свободно владеющих вопросами законодательной техники, умеющих конструировать закон. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в ряде юридических высших учебных заведений России разработаны такие специализированные курсы, как например «Законодательная техника» или «Юридическая техника». Всё это представляется особо отрадным, так как преподавание данных курсов необходимо не только студентам-юристам, но и депутатам законодательных (представительных) органов федерального, регионального и местного уровня, а также служащим государственных органов всех ветвей власти. В свою очередь недооценка законодательной техники или её полнейшее игнорирование может породить великое множество законодательных ошибок и
Законодательная техника: Научно-практическое пособие. Под редакцией Ю.А.Тихомирова - М. 2000. С. 9.
привести к неверному правопониманию, коллизии правовых норм и как следствие к нарушению законности. Более того, одна ошибка в законе может повлечь много ошибок в подзаконных нормативных актах, что в свою очередь приведёт к ошибкам при применении этих актов.
Список литературы:
1. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право. 1994, №3. С.4.
2. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М.,1998. С.8.
3. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.
4. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. Под редакцией Ю.А.Тихомирова - М. 2000. С. 8-9.
5. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред Васильев. М. 2000. С. 93.
6. Юридическая энциклопедия / Отв.ред. Б.Н. Топор-нин. М. 2001, С.325.
7. Angelesco. La technique legislative en matiere de codification civile. Paris, 1930.
8. Geny F. Science et technique en droit prive positif. Nouvelle contribution a la critique de la methode juridique. Paris, 1924.
9. Davin S. Theorie generale de droit. Bruxelles, 1953.
Рецензия
на статью «Современные проблемы правотворчества», авторы - Булаков О.Н., Ерёменко Е.В.
Современная Конституция России придала мощный импульс развитию парламентских начал российской государственности. Учрежденное ею двухпалатное Федеральное Собрание за прошедшие годы превратилось в мощный и достаточно эффективно действующий орган народного представительства и законодательства.
Одновременно такие понятия как "законотворчество", "законодательная техника" стали наиболее распространёнными, часто употребляемыми практически во всех отраслях обществоведения и в политической лексике. Вместе с тем можно с определённой долей уверенности утверждать, что пока ещё существует достаточное количество проблем, появляющихся в силу не правильного применения правил конструирования закона, применения особенностей русского языка, специфики толкования тех или иных понятий и многое, многое другое. И как причина всего этого, отсутствие по сей день так и не сформированной единой точки зрения относительно истолкования, содержательного наполнения, и определения данных понятий.
Ныне действующий Основной Закон определяет магистральный вектор движения нашего общества и государства на ближайшую историческую перспективу. Сегодня перед парламентом и его палатами встают новые задачи - он должен определять лицо демократической власти.
В работе сформулированы новые теоретические выводы и практические предложения, со значительным числом которых представляется возможным согласиться.
Работа рекомендуется к публикации.
Доктор юридических наук, профессор Синцов Г.В.