Научная статья на тему 'Современные проблемы высшего образования, или легко ли быть бакалавром?'

Современные проблемы высшего образования, или легко ли быть бакалавром? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекачкова Г.Н., Дундукова Д.П.

В данной статье рассмотрены проблемы существования и развития института бакалавриата в рамках российского образовательного пространства. Авторами произведено теоретическое осмысление проблемы, подкрепленное практическим анализом действующих рабочих учебных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы высшего образования, или легко ли быть бакалавром?»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ БАКАЛАВРОМ?

© Чекачкова Г.Н.*, Дундукова Д.П.*

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград

В данной статье рассмотрены проблемы существования и развития института бакалавриата в рамках российского образовательного пространства. Авторами произведено теоретическое осмысление проблемы, подкрепленное практическим анализом действующих рабочих учебных планов.

Ключевые слова: образование, студенты, бакалавриат, специалитет, юриспруденция, высшее образование, учебный план.

Статья 43 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) закрепляет право каждого человека на получение образования, которое должно быть доступным и в установленных рамках бесплатным. Это конституционное положение последовательно проводится и федеральным законодательством. В частности, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании»), который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, в статье 5 повторяет положения Конституции РФ, фиксируя не только право каждого человека на образование, но и государственные гарантии его реализации. Статья 1 ФЗ «Об образовании» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства [1]. Несмотря на это, наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности следует признать кризис системы образования в нашей стране. Образовательные реформы, начавшиеся еще в 2007 году, создали необходимость формирования новых образовательных стандартов, определения новых правил финансирования вузов и обновления нормативной базы, определяющей их деятельность.

Одна из наиболее заметных новаций реформы образования - внедрение в систему отечественного высшего профессионального образования такого института как бакалавриат.

Обратимся к истории вопроса. Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Бо-

* Старший преподаватель кафедры Уголовно-правовых дисциплин.

* Студент.

лонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной. В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет: в Англии и Германии - 3, в Шотландии, Канаде и США - 4 [2].

Квалификация бакалавра в России изначально задумывалась в качестве альтернативы квалификации специалиста.

Согласно ФЗ «Об образовании», образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Официально закрепляется три уровня высшего профессионального образования: высшее образование - бакалавриат, высшее образование специалитет и магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Таким образом, схематично вся система высшего образования выглядит так: после того, как школьник получает среднее общее образование (11 классов школы), поступая в высшее учебное заведение, он может выбрать обучение с последующим получением квалификации либо бакалавра, либо специалиста (четыре и пять лет обучения соответственно). После получение диплома бакалавра той или иной отрасли науки выпускник вуза имеет право продолжить свое обучение, получив квалификацию магистра за два года.

При введении бакалавриата и магистратуры изначально полагалось, что абитуриенты, взвесив все «за» и «против» могли бы самостоятельно решить, сколько лет, сил и средств потратить на свое обучение. Однако, появившись в системе образования, бакалавриат быстро вытеснил квалификацию специалиста, в результате чего выбора у абитуриентов не осталось. Сейчас бакалавриат в нашей стране - это первый уровень высшего образования, который является базовым и длится четыре года. Согласно Постановлению Правительства от 19 августа 2009 года № 667 создание прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования является государственным экспериментом, проводимым в 2009-2014 годах с целью разработки и апробации на студентах программ прикладного бакалавриата. Как видно из названного Постановления, срок данного эксперимента уже в текущем году подходит к завершению, однако, были ли выполнены поставленные цели?

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России призвано решить проблему признания наших дипломов за рубежом, и сделать наше образо-

вание конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.

Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легче переориентироваться и поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования. При этом институт бакалавриата по своей природе подвижнее и чувствительнее к общественным изменениям. Это особенно важно при получении образования в часто меняющейся отрасли, например - юриспруденции.

Третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность трудоустроиться и заняться карьерой, что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров.

Аргументы весомые, однако, на практике мы сталкиваемся не только с доводами «за», но и с доводами «против». Начнем с того, что «бакалавр» и «магистр» - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация. Многие вузы в настоящее время отказались от набора специалистов, и поступить на специалитет возможно преимущественно только в медицинских, военных и технических вузах.

Мы провели сравнительный анализ образовательных программ по квалификации «специалист» и степени «бакалавр» по специальности «юриспруденция». Для сравнения мы использовали рабочие учебные планы по направлению «юриспруденция» для бакалавров набора 2011 года и специалистов набора 2010 года. Поясним, что набор 2010 года был последним набором студентов-специалистов по выбранному направлению.

Необходимо отметить, что разница между специалистом и бакалавром теоретически должна начинаться с третьего курса обучения. Так как именно с третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Первые же два года студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. Однако, при анализе рабочих учебных планов, можно отметить прямое расхождение теории с практикой. Уже на первом курсе студенты-бакалавры по направлению «юриспруденция» осваивают такие специальные дисциплины, как конституционное право, избирательное право и избирательный процесс. В тоже время студенты-

специалисты действительно изучают общеобразовательные дисциплины такие, как философия, культурология, введение в специальность, экономика и некоторые другие, отсутствующие у бакалавров. Можно предположить, что отсутствие у бакалавров необходимого уровня общетеоретической научной базы приведет к тому, что и специальные профильные предметы будут усваиваться ими намного хуже, ведь невозможно без общих начал познать частные особенности той или иной научной дисциплины.

Помимо этого, произошло резкое сокращение количества часов, отведенных на изучение отдельных дисциплин. В частности, на изучение такого базового предмета, как уголовное право в учебном плане бакалавров отводится всего лишь два семестра! Трудно представить, как за такое короткое время возможно изучить столь сложный и многогранный предмет. На освоение общей части уголовного права у бакалавров отводится 216 часов (из них 102 аудиторных), а специальной части - 180 часов (80 аудиторных). В учебном плане специалистов уголовное право, как базовая отрасль, изучается три семестра - 134 / 70 часов в четвертом семестре, 126 / 66 в пятом и 118 / 62 в шестом. Следовательно, общая часть изучается один семестр, а специальная два, что дает возможность студентам получить качественные знания, подкрепленные необходимым уровнем практики. Очевидно и то, что большую часть времени студент-бакалавр будет изучать названную дисциплину самостоятельно, студент-специалист тоже должен провести много времени за самостоятельным изучением, однако, в этом случае «помощь» со стороны вуза гораздо ощутимее, а программа растянута на более длительный срок, что помогает правильно распределять учебную нагрузку.

Чтобы получить еще более конкретное представление об уровне образования бакалавров и специалистов, необходимо сравнить общее количество дисциплин и дать их качественную характеристику. Юристы-бакалавры на первом курсе должны освоить 22 дисциплины. Из общего количества предметов выделяются шесть, три из которых студенты могут выбрать для изучения. Это, в частности, язык и стиль юридических документов либо русский язык и культура речи, избирательное право и избирательный процесс либо информационное право, российский парламентаризм либо корпоративное право. При этом юристы-специалисты в тоже время за два семестра должны освоить 20 предметов, из которых допускается выбор только из одной пары дисциплин - русский язык и культура речи либо латинский язык. Мы считаем, что факультативность такого большого количества дисциплин у бакалавров рассчитана на довольно высокий уровень самостоятельности первокурсников, что неоправданно. Первый год в вузе похож на первый год в школе. Вряд ли в новой обстановке, в состоянии растерянности и неопределенности - «а туда ли я попал?» студенты смогут сделать правильный выбор между предложенными им дисциплинами. А ведь от их выбора зависит уровень их знаний! Система обучения бакалавров относит к самостоя-

тельному решению студента очень много вопросов, то есть, по сути, вуз дает лишь первичные знания, а, чтобы стать хорошим специалистом по выбранному направлению, студенту придется очень многое делать самому.

Все вышеизложенное подводит к мысли о том, что, институт бакалавриата в современной системе образования является не вполне разработанным. Отмечается резкое сокращение часов на основные и наиболее значимые дисциплины и их полное отсутствие на дисциплины, имеющие общетеоретический характер. Бакалавриат рассчитан на активное самостоятельное изучение предусмотренных дисциплин студентами, однако, учитывая социальный фактор, мы видим, что не многие способны справится с этим. Важно отметить и то, что введение двухступенчатой системы высшего профессионального образования довольно сильно повлияло на его доступность, так как увеличилась его стоимость. Для того, чтобы общество могло почувствовать его преимущества, необходимы существенные поправки. В первую очередь, на наш взгляд, необходим более основательный подход к составлению учебных планов и реализации их на практике. И хотя в большинстве отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами, что вызывает острую необходимость в помощи со стороны государства. Если это не будет учтено и изменено, то в нашем обществе может появиться огромная армия бакалавров с формально высшим, но, по сути, неоконченным высшим образованием.

Список источников:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ // Российская газета. -2013, 31.12. -№ 303.

2. Сайт «Петролингва - образование за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://petrolingua.com.ru.

3. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года // Собрание законодательства РФ - 2009. - № 4.

4. О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования: постановление Правительства Рос. Федерации от 19.08.2009 года № 667 // Собрание законодательства РФ. -2009, 31.08. - № 35. - ст. 4232.

5. Рабочие учебные планы по направлению «юриспруденция» для бакалавров набора 2011 года и специалистов набора 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.