УДК 378.01
Барышникова Галина Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, [email protected], Ярославль
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологической подготовки будущих учителей начальных классов в контексте перехода на новые образовательные стандарты. Цель исследования - разработка модели экологической подготовки учителя и ее внедрение в практику воспитания экологической культуры студента.
Ключевые слова: экологическая культура, эколого-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов.
Baryshnikova Galina Borisovna
Сandidate of pedagogical sciences, associate professor chair of pedagogics and psychology of primary education Yaroslavl state pedagogical university. K. D. Ushinskiy, [email protected], Yaroslavl
MODERN PROBLEMS OF EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES
Abstract. An article are considered questions of ecological training of the future teachers of primary classes in the context of the transition to the new educational standards. The aim of the research is development of model of environmental training of teachers and its implementation in practice of the education of ecological culture of the student.
Keywords: ecological culture, ecological and pedagogical training of future teachers of primary classes.
В настоящее время значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики воспитания экологической культуры студентов в рамках устойчивого развития общества. В итоге, можно сказать, что воспитания экологической культуры становится важным фактором реформирования всей системы вузовского образования.
В «Повестке дня на XXI в.», принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подчеркивается, что «формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширению возможностей
стран в решении вопросов окружающей среды и развития».
Современный период жизни России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с потребностями общества. Одним из ключевых принципов устойчивого развития человечества в XXI веке следует признать приоритет экологического воспитания всех слоев общества и подрастающего поколения в первую очередь. Важнейшим звеном в системе непрерывного экологического образования является начальная школа, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это становится возможным лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности учителей. Воспитание экологической культуры молодежи в Российской
Федерации находится в стадии становления с 90-х гг. XX столетия и в настоящее время является одним из факторов модернизации всей системы образования. Его приоритетность закреплена законодательно для школьного и профессионального образования. Система воспитания и образования в высшей школе не должна способствовать формированию технократического отношения к природе. Для перехода общества к модели устойчивого развития необходимо повышение уровня экологической культуры детей и молодежи через эффективную систему непрерывного экологического образования и воспитания.
Ярославская область принадлежит к числу регионов с кризисной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что здесь расположены машиностроительные, лакокрасочные, нефтеперерабатывающие промышленные предприятия, множество строительных компаний. Такая экологическая ситуация в промышленном городе должна стимулировать выделение экологического образования в приоритетное направление профессиональной подготовки специалистов всех уровней и особенно будущих учителей. Необходимо сформировать специалиста, рассматривающего любые задачи через призму экологического мышления, способствующего выживанию человечества. Одной из задач профессионального образования становится формирование личности, сознающей свою роль в сохранении природы и природных ресурсов, в принятии экологически обоснованных решений. Основной смысл современного научно-педагогического поиска заключается в выявлении и создании педагогических условий формирования экологической образованности как личностного качества. Кроме того, для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. В «Национальной стратегии экологического образования в РФ» отмечается, что на «смену XX веку - веку научно-технической революции приходит XXI - век глобальной информатизации. Одним из центральных компонентов содержания образования в новом столетии является экологическое образование.
В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование и развитие научно-теоретического и психо-
лого-педагогического обеспечения воспитания экологической культуры в рамках профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
Современные исследования ученых и педагогов направлены на изучение различных аспектов экологического образования и, в том числе, экологической культуры будущих учителей.
Одним из центральных компонентов содержания образования в новом столетии должна стать проблема воспитания экологической культуры детей и молодежи, как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии цивилизации»
Анализ исследований развития инноваций в системе воспитания экологической культуры показал, что их содержание и структура предопределены рядом проблем:
• проблемой формирования новых ценностных ориентации в отношениях человек - природа;
• наличием интеграционных процессов в экологическом образовании и воспитании и отсутствием необходимого программного обеспечения;
• отсутствием достаточного уровня подготовленности учителя начальных классов к воспитанию экологической культуры младших школьников в свете концепции устойчивого развития общества;
• острой социальной потребностью воспитания ценностно-смыслового отношения к природе и потребительской сущностью современной индустриальной цивилизации и др.
Одним из направлений современного высшего педагогического образования выступает воспитание экологической культуры студентов и подготовка их к работе с детьми в плане экологического воспитания. С позиций деятельностного подхода воспитание экологической культуры студентов предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры,
норм и правил природопользования. Воспитание экологической культуры студентов, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание, целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом человеческого отношения к окружающей среде: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней.
Система непрерывного воспитания экологической культуры, сложившаяся в настоящее время в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, создавалась с 1997 г. кафедрой педагогики и психологии начального обучения. В целом работа по воспитанию экологической культуры охватывает все сферы профессиональной подготовки будущего учителя: средние общеобразовательные школы, система дополнительного образования, детские оздоровительные лагеря, педагогический университет и его филиалы в г. Угличе и г. Ростове а также систему семейного воспитания.
Основными предпосылками для разработки и принятия концепции непрерывного воспитания экологической культуры явилась совокупность следующих общественно-исторических факторов:
- изменение приоритетных целей и задач экологического образования в настоящее время;
- гуманизация всей системы образования России и, в частности, экологического образования;
- потребность в позитивных результатах формирования отношения к природе на всех возрастных этапах развития личности;
- принятие идеи устойчивого развития общества как стратегической линии политики Российской Федерации;
- необходимость опережающего развития науки и экологического образования как главной предпосылки устойчивого развития общества.
Среди основных принципов воспитания экологической культуры студентов мы выделяем следующие:
- приоритетность воспитания экологической культуры как гуманитарного и социо-естественного компонентов общего и профессионального образования;
- эволюционность идей взаимоотношения человека и природы;
- историзм, природосообразность и куль-туросообразность экологического образования в регионе;
- комплексность и междисциплинарность воспитания экологической культуры (рассмотрение экологических проблем в каждой учебной дисциплине).
При одном перечислении этих принципов напрашивается вывод о возможности и даже необходимости применения новых информационных технологий в воспитании экологической культуры будущих учителей. Ведь именно использование средств мультимедиа дает возможность соединить вместе исторический, культурологический и биологический аспекты данного направления.
Позитивными чертами опыта воспитания экологической культуры в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского на педагогическом факультете являются:
- разработка комплексной модели процесса воспитания экологической культуры детей и молодежи;
- разработка экологической тематики бакалаврских и выпускных квалификационных работ: связь тематики с проблемами воспитания экологической культуры школьников с различными образовательными потребностями - детей с различными отклонениями в развитии: социальными, физическими, психическими, педагогическими;
- разработка авторского спецкурса «Воспитание экологической культуры студентов - будущих учителей начальных классов»
- внедрение результатов собственного исследования в практику работы школ по данной проблеме;
- успешная реализация комплексной модели позволила разработать новые технологии воспитания экологической культуры детей и молодежи;
Сошлемся при этом на опыт педагогического факультета Ярославского государственного университета, где вот уже несколько лет строится система непрерывного
процесса воспитания экологической культуры. Принятая модель воспитания экологической культуры студентов педагогического факультета выглядит следующим образом:
- первый этап: студенты первого и второго курсов получают знания об окружающем мире. Это достигается чтением цикла естественнонаучных дисциплин и чтением курса «Воспитание экологической культуры детей и молодежит»
- второй этап: студенты третьего и четвертого курсов изучают проблемы воспитания экологической культуры младших школьников в рамках учебной дисциплины «Психолого - педагогические теории и технологии начального образования»
- третий этап: студенты четвертого и пятого курсов изучают экологические проблемы в рамках написания и защиты курсовых и бакалаврских работ
Профессионалъная подготовка будущих учителей к эффективному осуществлению процесса комплексного воспитания экологической культуры школьников может состоять из следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного и технологического.
Эколого-теоретический блок включает в себя овладение умением использовать экологический потенциал естественнонаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках учебного курса «Окружающий мир», который читается студентам в рамках общегосударственного стандарта.
Эколого-гуманитарный блок подготовки учителей предусматривает повышение их эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих раскрытие темы природы в литературе, музыке.
Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает общую психолого-педагогическую подготовку в рамках учебных предметов: общая, возрастная и педагогическая психология, психолого-педагогические теории и технологии начального образования, история образования и педагогической мысли. В рамках экологической психологии формируется понятие экологического сознания личности, раскрываются
механизмы его формирования и влияние на экологическую культуру. Экологическая педагогика раскрывает перед учителем представления о сущности экологической личности, принципах, методах и приёмах её формирования.
Технологический блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку будущего учителя, даёт ему комплекс умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического воспитания. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми. Настоящие методические разработки содержат психолого-педагогический блок и технологический, которые рассматриваются в рамках чтения спецкурса «Воспитание экологической культуры младших школьников».
Библиографический список
1. Александров Е. А., Боксер О. Я. и др. Моделирование функциональных систем. - М., 2000. - 240 с.
2. Глазачев С. Н. Экологическое культура и образование: опыт России и Беларуси. - М., 2000. - 185 с.
3. Севрук А. И., Юнина А. Н. Воспитание экологической культуры студентов. - М., 2008. -96 с.