Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК / АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раимбеков Кендебай Жанабильович, Аманкешулы Дастан

Предложена методика управления рисками чрезвычайных ситуаций, также даны определения риска чрезвычайной ситуации и управления рисками чрезвычайных ситуаций. Проведён расчёт индивидуального риска чрезвычайных ситуаций для регионов Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS IN EMERGENCY RISK MANAGEMENT

PURPOSE. The aim and objective of the research is to conduct the analysis concerning emergency risk management problems and the development of relevant recommendations to improve functioning of the entire system relating to life safety provision. METHODS. Mathematical modeling and statistics methods have been used by the authors in their research. FINDINGS. The research revealed shortcomings in the law of the Republic of Kazakhstan “On civil protection” and in the technical regulations of the Republic of Kazakhstan “General fire safety requirements” according to which relevant changes and additions to the statutory-legal acts of the Republic of Kazakhstan have been proposed. RESEARCH APPLICATION FIELD. The obtained results can be used by the Committee for Emergency Situations of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan to make relevant changes and additions in the statutory-legal acts in the field of civil protection. CONCLUSIONS. Introducing relevant changes and additions in the statutory-legal acts will allow gradually transmitting the entire civil protection system from the principles of warning to emergency risk management which will significantly increase the protection level against natural disasters, accidents and catastrophes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 614.8 DOI 10.25257^.2017.4.78-84

Раимбеков К. Ж., Кусаинов А. Б.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Предложена методика управления рисками чрезвычайных ситуаций, также даны определения риска чрезвычайной ситуации и управления рисками чрезвычайных ситуаций. Проведён расчёт индивидуального риска чрезвычайных ситуаций для регионов Республики Казахстан.

Ключевые слова: риск чрезвычайной ситуации, индивидуальный риск, анализ и оценка риска, управление риском.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства является одной из приоритетных задач системы национальной безопасности страны. На современном этапе человеческого развития существуют различные деструктивные события, представляющие угрозу и опасность для безопасности. Одними из них являются стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

Ежегодно на территории Республики Казахстан происходит около 35 тыс. различных чрезвычайных ситуаций (учитывая дорожно-транспортные происшествия), от которых погибает до 4,5 тыс. человек и более 24 тыс. получают увечья различной степени тяжести [1].

Из сложившейся обстановки возникает необходимость как поиска новых, так и пересмотра существующих методов обеспечения безопасной жизнедеятельности. В настоящее время обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций (ЧС) возложено на систему гражданской защиты.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188 «О гражданской защите» одной из основных задач гражданской защиты является предупреждение ЧС. Согласно данному закону, «предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров материальных потерь в случае их возникновения». Основными в данном определении являются слова «уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций», т. е. главными задачами по предотвращению или обеспечению безопасности от ЧС является уменьшение риска их возникновения. Слово «риск» в этом законе встречается 8 раз в следующих интерпретациях: оправданный риск, оценка и управление рисками, уменьшение риска, критерии оценки степени риска, при этом само понятие «риск» не раскрывается.

Общее определение слова «риск» даётся в Законе Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603 «О техническом регулировании», где сказано, что «риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учётом степени тяжести его последствий».

В критериях оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопасности даётся следующее определение: «Риск -вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учётом степени тяжести его последствий».

В техническом регламенте «Общие требования к пожарной безопасности» (Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 14 «Об утверждении Технического регламента Общие требования к пожарной безопасности») даётся следующее определение: «Пожарный риск - количественная характеристика возможности реализации пожарной опасности и её последствий для людей и материальных ценностей». В указанном определении рассматривается возможное воздействие пожара на людей и материальные ценности, а также окружающая среда, растительность и животный мир.

В то же время в законе «О гражданской защите» рассматриваются два вида ЧС, имеющих отношение к пожарам:

- природный,

- техногенный.

Данные виды пожаров оказывают негативное воздействие на окружающие среду, флору и фауну. В связи с этим, с точки зрения авторов данной статьи, определение пожарного риска не до конца раскрыто.

Поэтому авторы считают, что возможно использовать следующее определение риска ЧС:

вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учётом степени тяжести его последствий в результате возникновения аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Согласно закону «О гражданской защите», одним из мероприятий гражданской защиты по предупреждению ЧС является прогнозирование и оценка опасности возможных ЧС, а также их социально-экономических последствий. Таким образом, алгоритм обеспечения гражданской защиты заключается в выявлении, оценке и прогнозировании рисков ЧС, разработке управленческих решений, для целенаправленного снижения их значения до допустимых значений (рис. 1).

Для уменьшения и (или) снижения вероятного риска ЧС необходимо разрабатывать и реали-зовывать соответствующие управленческие решения, т.е. управлять риском.

Однако точного понимания, что такое прогнозирование и управление рисками ЧС и как их реализовывать, до сих пор нет.

Например, в соответствии с техническим регламентом «Общие требования к пожарной безопасности» оценка пожарного риска должна предусматривать:

- анализ пожарной опасности объекта;

- определение частоты реализации пожароопасных аварийных ситуаций на объекте;

- построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

- оценку последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

- определение пожарного риска.

Согласно данному алгоритму, в заключении выдаётся оценка соответствия объекта пожарному риску, т. е. соответствует или нет.

Возникает вопрос, как оценка соответствия может обеспечить безопасность, когда она является только одним из элементов управления риском?

В техническом регламенте «Общие требования к пожарной безопасности» сказано, что индивидуальный пожарный риск (риск гибели человека при пожаре) - количественная характеристика возможности гибели отдельного человека в результате воздействия опасных факторов пожара.

В условиях техногенных опасностей (технический риск) индивидуальный пожарный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10-6.

РАСЧЁТ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

П

усть на объекте защиты (страна, город, промышленное предприятие, поликлиника, школа и т. д.) находятся 0 человек. Допустим, что в единицу времени (год) на объекте возникают N пожаров, при которых травмируются 0Т и погибают 0Г человек [2]. Тогда риск для человека оказаться в условиях пожара Я1 можно вычислить так [5]:

пожар чел. ед. вр.

(1)

Риск для человека получить травму при пожаре Я2 будет равен [2]:

2 N

травма пожар

(2)

Соответственно, риск для человека погибнуть при пожаре будет равен [2]

2 N

гибель пожар

(3)

Наконец, риск для человека получить травму или погибнуть при пожаре вычисляется таким образом [2]:

а+а

Рисунок 1. Алгоритм обеспечения гражданской защиты

N

травма+гибель пожар

(4)

Отсюда индивидуальный пожарный риск для человека травмироваться или погибнуть на объекте защиты от пожара в единицу времени будет равен [2]:

Следовательно, индивидуальный пожарный риск для человека погибнуть или травмироваться на пожаре за год /?з+г в 2015 году в Казахстане был таким:

*зт+г=*.

пожар чел. ед. вр.

/г2т+г

травма+гибель

пожар

= ИПР

травма+гибель чел. ед. вр.

(5)

В республике в 2015 году численность населения составляла около 17,5 млн человек. В том же году произошло 14 452 пожара, при которых травмировались 963 человека и 386 погибли.

Используя соотношения (1)-(5) можно получить результаты, изложенные ниже.

Риск для человека столкнуться с пожаром R1 в 2015 году был равен:

14452 17500000

= 0,83-10"

пожар чел. год

т. е. на каждую тысячу граждан приходилось 0,83 пожаров в год (или с пожаром за год в среднем сталкивается один человек из тысячи).

Риск получить травму или погибнуть при поравнялся

жаре /?2Т+Г ■

/?т+г = 963+386 _ЛО 1ГН

14452

= 0,9 10"

жертва пожар год

Следовательно, в 2015 году на каждом 10 пожаре в среднем погибал или травмировался 1 человек, т. е. [3]:

- 10 % всех пожаров - есть жертвы (травмы или гибель);

- 90 % всех пожаров - нет жертв.

/?3Т+Г = 0,83-10" -0,9-10 =0,75-10"

жертва чел. год

Это означает, что в среднем из каждых 10 тыс. человек жертвами пожара в 2015 году в Казахстане становился примерно один человек. Таким образом, индивидуальный пожарный риск в Казахстане равен 10-4 [4].

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РИСКА ЧС

В соответствии с изложенной выше методикой авторы настоящей статьи считают возможным произвести оценку индивидуального риска ЧС в 2014 году для некоторых государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС; табл. 1 и рис. 2). В таблице 2 приведены показатели индивидуального риска техногенных опасностей в Республике Казахстан на 2015 год.

Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций -вероятность смертельного исхода (потери здоровья) из-за действия на человека опасных факторов при стихийном бедствии или в процессе аварии за год на заданной территории

Из таблицы 1 видно, что:

- на каждую тысячу граждан ЕврАзЭС приходилось около одной ЧС в год;

- при каждой ЧС в среднем погибал или травмировался 0,17 человек;

- на тысячу человек жертвами ЧС становилось также 0,17 человек.

Значения индивидуального риска ЧС [4-5]

Таблица 1

Регион Население, Число ЧС Число жертв Индивидуальный риск чрезвычайной ситуации

тыс. чел. Гибель Травмы Всего

Россия 143 737,2 153 264* 10 809* 12 709* 23 518 0,16-10-3

Казахстан 17 418,2 17 784 1202 4 256 5 458 0,32-10-3

Беларусь 9 468,2 6 813 738 450 1 188 0,12-10-3

Кыргызстан 5 776,6 4 538* 138* 57* 195 0,03-10-3

Всего 176 400,2 182399 12 887 17 472 30 359 0,18-10-3

*Примечание. Учитывались также пожары, которые не подошли под классификацию «чрезвычайная ситуация»

Таблица 2

Значения индивидуального риска техногенных опасностей в Республике Казахстан

Вид ЧС Количество ЧС Количество погибших Количество пострадавших Я, /?2Т+Г Индивидуальный риск ЧС

Ж/д аварии 26 13 16 1,5 ■ 10-6 1,1 1,65 ■ 10-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авиакатастрофы и происшествия 4 8 9 2,3 ■ 10-7 4,25 9,8 ■ 10-7

Производственные аварии 115 66 157 6,6 ■ 10-6 1,9 12,5 ■ 10-6

Аварии в системах жизнеобеспечения 108 3 4 6,2 ■ 10-6 0,06 3,7 ■ 10-7

Дорожно-транспортные происшествия 18 890 2453 26 508 1,1 ■ 10-3 1,5 1,7 ■ 10-3

Пожары 14 452 386 963 0,83 ■ 10-3 0,9 ■ 10-1 7,5 ■ 10-3

0 Казахстан

Россия Беларусь Кыргызстан Страны

Мангистауская ЗКО Атырауская Актюбинская г. Астана Кызылординская СКО

Акмолинская Косганайская Павлодарская ВКО

Карагандинская Аламатинская ЮКО г. Алматы

1 1,5 2

Индивидуальный риск ЧС

Рисунок 2. Значения индивидуального риска ЧС в 2014 году

Рисунок 3. Значения индивидуального риска ЧС в регионах Республики Казахстан в 2015 году

1,1

1,11

1,19

1,21

1,28

1,58

1,59

1,59

1,67

1,69

1,73

1,73

2,13

0

ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РИСКА ЧС

Авторы данной статьи предлагают провести для регионов Республики Казахстан оценку комплексного индивидуального риска ЧС в 2015 году (табл. 3 и рис. 3).

Комплексный индивидуальный риск - вероятность смертельного исхода из-за действия на человека опасных факторов при всех стихийных бедствиях или авариях, характерных для региона, за год на заданной территории

Из таблицы 3 видно, что:

- на каждую тысячу граждан приходится 2,01 ЧС в год;

- при каждой чрезвычайной ситуации в среднем погибает или травмируется 1 человек;

- на тысячу человек жертвами ЧС становится примерно полтора человека.

Средняя величина комплексного индивидуального риска ЧС в Республике Казахстан составляет 10-4, что значительно выше величины допустимого риска 10-4 >10-6.

Для обеспечения безопасности необходимо учитывать все возможные риски ЧС как на самом объекте защиты, так и на территории его расположения, т. е. проводить комплексную оценку риска чрезвычайных ситуаций.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Прогнозирование ЧС - это опережающее отражение вероятности возникновения ЧС на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем [4].

Существует несколько видов прогнозирования чрезвычайной ситуации:

- прогнозирование последствий ЧС;

- прогнозирование вероятности возникновения ЧС.

Таблица 3

Значения комплексного индивидуального риска ЧС в Республике Казахстан

Населенный пункт Население, Число ЧС Число жертв ЧС Индивидуальный

(город, область, регион) тыс. чел. Гибель Травма Всего риск ЧС

Астана 790,2 1 327 131 815 946 1,21 ■ 10-3

Алматы 1 484,2 3 883 245 3 404 3 649 2,45 ■ 10-3

Аламатинская 1 963,2 3 539 743 2 664 3 407 1,73 ■ 10-3

Акмолинская 733,9 1 630 253 924 1 177 1,59 ■ 10-3

Актюбинская 800,2 1 267 178 775 953 1,19 ■ 10-3

Атырауская 560,6 775 139 492 631 1,11 ■ 10-3

ВКО 1 394,1 3 989 405 1 944 2 349 1,69 ■ 10-3

Жамбылская 1 076,6 1 670 361 1 533 1 894 1,75 ■ 10-3

ЗКО 619,8 1097 148 529 677 1,10 ■ 10-3

Карагандинская 1 365,5 4 146 447 1 901 2 348 1,73 ■ 10-3

Кызылординская 732,9 1079 156 800 956 1,28 ■ 10-3

Костанайская 880,6 2 300 209 1 196 1 405 1,59 ■ 10-3

Мангистауская 575,9 596 113 461 574 0,99 ■ 10-3

Павлодарская 750,6 2 285 199 1 047 1 246 1,67 ■ 10-3

СКО 578,4 1 292 179 735 914 1,58 ■ 10-3

ЮКО 2 703,9 4 321 594 5 186 5 780 2,13 ■ 10-3

Всего 17 500,0 35 196 4 500 24 406 28 906 1,55 ■ 10-3

При разработке управленческих решений, с точки зрения авторов данной статьи, больший интерес вызывает второй вид прогнозирования. Прогноз вероятности возникновения ЧС может быть:

- долгосрочным (более трёх лет);

- среднесрочным (от трёх месяцев до нескольких лет);

- краткосрочным (от нескольких дней до трёх месяцев).

С помощью компьютерного моделирования и базы данных по наблюдению за ЧС, состоящей из 12 периодов, можно провести среднесрочный прогноз, продолжительность которого будет свыше 30 %, т. е. 3-4 периода из 12 наблюдений.

Подставляя в уравнение аппроксимирующей кривой вместо х значение чисел 2014-2017 возможно получить прогнозы на 2014-2017 гг. (табл. 4 и рис. 4).

Я2 - это процентный показатель,

который характеризует насколько аппроксимирующая кривая (линия тренда) хорошо описывает исходные данные, т. е. адекватна реальности. я2 может изменяться в диапазоне от 0 до 100.

Таблица 3

Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2014-2017 гг.

Прогноз Уравнение аппроксимирующей кривой Достоверность аппроксимации, Я2

Чрезвычайные ситуации у = 78,08х3 - 47 032х2 + + 9 ■ 108х - 6 ■ 1011 0,82

000

000 000 000

0

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 Год

Рисунок 4. Динамика чрезвычайных ситуаций в Республике Казахстан в период с 2002 по 2017 гг.

000

000

000 -

000

000

Из рисунка 4 видно, что в указанный период наблюдается незначительное увеличение числа чрезвычайных ситуаций и происшествий, при этом их число будет колебаться на уровне от 37 до 38 тыс.

На основании прогнозных данных и причин возникновения ЧС разрабатываются соответствующие управленческие решения по их минимизации.

В настоящее время в Республике Казахстан введён стандарт СТ РК ИСО 73-2010 «Менеджмент

риска. Руководство», согласно которому «управление риском - меры, которые модифицируют риск». Соответственно, управление риском ЧС -разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на минимизацию значения риска до допустимого уровня.

Алгоритм управления комплексной безопасностью представлен на рисунке 5.

При комплексном подходе учитываются все возможные риски, как то:

1. Природные, подверженность территории стихийным бедствиям:

- землетрясения,

- наводнения,

- карсты,

- просадка грунта и т. д.;

2. Техногенные, возможные аварий и катастрофы:

- пожары,

- взрывы,

- аварии на системах жизнеобеспечения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- радиационное, химической и биологическое заражение и т. д.;

3. Экологические катастрофы.

Комплексность в обеспечении безопасности позволяет объединить все возможные уровни безопасности, обеспечив таким образом надёжную и высокоэффективную защиту, позволяя сократить финансовые расходы на противодействие различным угрозам и опасностям.

Авторы настоящей статьи в заключении данного исследования предлагают:

1. В закон «О гражданской защите» внести соответствующие изменения и дополнения:

- ввести определения и понятия: «риск чрезвычайной ситуации»; «индивидуальный риск чрезвычайной ситуаций», «комплексный риск чрезвычайной ситуаций», «управление риском чрезвычайной ситуации»; «комплексная оценка риска чрезвычайной ситуации»;

Рисунок 5. Алгоритм управления комплексной безопасностью

- для постановки реальной цели по снижению уровней рисков чрезвычайных ситуаций в Республике Казахстан на перспективу, определить индивидуальный риск ЧС на уровне 10-4 в год;

2. Разработать единую методику управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Разработка и внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативно-правовые акты позволит модернизировать систему гражданской защиты путём поэтапного перехода от принципов предупреждения к управлению рисками ЧС, что значительно повысит уровень защищённости от стихийных бедствий, аварий и катастроф.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шарипханов С. Д., Раимбеков К. Ж., Нарбаев К. А, Ку-саинов А. Б. Катастрофы, чрезвычайные ситуаций и происшествия // Аналитический отчёт. - Кокшетау: КТИ КЧС МВД РК, 2016. - № 1. - С. 5-6.

2. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Клепко Е. А, Белов В. А, Иванова О. В., Попков С. Ю. Основы теории пожарных рисков и её приложения. Монография. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 192 с.

3. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование. Монография / под ред. Н. Н. Брушлинского, Ю. Н. Шебе-ко. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2007. - 370 с.

4. Брушлинский Н. Н., Иванов О. В., Клепко Е. А., Соколов С. В. Пожарные риски (основы теории). Монография. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 65 с.

Материал поступил в редакцию 05 декабря 2017 года.

Raimbekov K.. Amankeshuli D. MODERN PROBLEMS IN EMERGENCY RISK MANAGEMENT

ABSTRACT

Purpose. The aim and objective of the research is to conduct the analysis concerning emergency risk management problems and the development of relevant recommendations to improve functioning of the entire system relating to life safety provision.

Methods. Mathematical modeling and statistics methods have been used by the authors in their research.

Findings. The research revealed shortcomings in the law of the Republic of Kazakhstan "On civil protection" and in the technical regulations of the Republic of Kazakhstan "General fire safety requirements" according to which relevant changes and additions to the statutory-legal acts of the Republic of Kazakhstan have been proposed.

Research application field. The obtained results can be used by the Committee for Emergency Situations of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan to make relevant changes and additions in the statutory-legal acts in the field of civil protection.

Conclusions. Introducing relevant changes and additions in the statutory-legal acts will allow gradually transmitting the entire civil protection system from the principles of warning to emergency risk management which will significantly increase the protection level against natural disasters, accidents and catastrophes.

Key words: emergency risk, individual risk, analysis and risk assessment, risk management.

REFERENCES

1. Sharipkhanov S.D., Raimbekov K.Zh., Narbaev K.A., Kusainov A.B. Disasters, emergency situations and incidents. Analiticheskii otchet, nomer 1 [Analytical report, no. 1], Kokshetau, Kokshetau Technical Institute of the Committee for Emergency Situations of the EMERCOM of the Republic of Kazakhstan Publ., 2016, pp. 5-6 (in Russ.).

2. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Belov V.A., Ivanova O.V., Popkov S.Yu. Osnovy teorii pozharnykh riskov i ee prilozheniia [Fundamentals of the theory of fire risk and its

applications]. Moscow, Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012, 192 p.

3. Pozharnye riski. Dinamika, upravlenie, prognozirovanie [Firefighters risks. Dynamics, management, forecasting. Ed. by Brushlinsky N.N., Shebeko Yu.N.] Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2007. 370 p.

4. Brushlinsky N.N., Ivanov O.V., Klepko E.A., Sokolov S.V. Pozharnye riski (osnovy teorii) [Fire risks (basic theory)]. Moscow, Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015, 65 p.

Kendebay Raímbekov Dastan Amankeshulí

Doctor of Philosophy in Physico-Mathematical Sciences

Kokshetau Technical Institute of the ESC MIA of the Republic of Kazakhstan,

Kokshetau, Republic of Kazakhstan

Kokshetau Technical Institute of the ESC MIA of the Republic of Kazakhstan, Kokshetau, Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.