Научная статья на тему 'Современные проблемы управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности'

Современные проблемы управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьянова С.А., Гусакова М.А.

Бесперебойная и ритмичная производственная деятельность, а, следовательно, и экономические показатели работы предприятия во многом зависят от состояния и успешной организации снабженческо-заготовительной деятельности. Несвоевременная поставка сырья, материалов и запасных частей ведет к нарушению ритмичности работы предприятий, простоям, требует дополнительных трудовых затрат, отражается на качестве выпускаемой продукции и ухудшает технико-экономические показатели производства. Невыполнение планов поставок отрицательно сказывается на экономических показателях не только данного предприятия, но также смежных производств, занятых последующей переработкой вырабатываемой ими продукции. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в организациях, осуществляющих управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности, авторами сформулированы выводы и даны рекомендации по решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касьянова С.А., Гусакова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности»

стояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита материалы Международной научно-практической конференции / Под науч. редакцией Е.М. Сорокиной. - 2013. - С. 57-61.

2. Блатов Н.А. Балансоведение. (Курс общий). - Л.; М.: Гос. торг. изд., 2006. - 320 с.

3. Блатов Н.А. Основы промышленного учета и калькуляции. - М.: ГОНТИ, 2009. - 372 с.

4. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. - М.: ЮНИТИ, 2008.

5. Соколов Я.В. Блокадная бухгалтерия // Расчет. - 2009. - №11.

6. Архивные материалы Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 © Касьянова С.А. , Гусакова М.А.

Краснодарский филиал Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова, г. Краснодар

Бесперебойная и ритмичная производственная деятельность, а, следовательно, и экономические показатели работы предприятия во многом зависят от состояния и успешной организации снабженческо-заготови-тельной деятельности. Несвоевременная поставка сырья, материалов и запасных частей ведет к нарушению ритмичности работы предприятий, простоям, требует дополнительных трудовых затрат, отражается на качестве выпускаемой продукции и ухудшает технико-экономические показатели производства. Невыполнение планов поставок отрицательно сказывается на экономических показателях не только данного предприятия, но также смежных производств, занятых последующей переработкой вырабатываемой ими продукции. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в организациях, осуществляющих управленческий учет ком-мерческо-сбытовой деятельности, авторами сформулированы выводы и даны рекомендации по решению выявленных проблем.

Ключевые слова управленческий учет, коммерческо-сбытовая деятельность, издержки обращения, калькулирование себестоимости продукции, расходы и доходы организации.

1 Преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и анализа, кандидат экономических наук, доцент.

2 Магистрант 2-го года обучения, направление подготовки «Финансы и кредит» программы магистратуры «Финансовая экономика».

В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета в ком-мерческо-сбытовых организациях возрастает. Анализируя фактическое состояние управленческого учета в Российской Федерации, можно отметить, что многие руководители пользуются теми или иными элементами управленческого учета, так как ведут бухгалтерский учет, но при этом не понимают, какова цель и задачи управленческого учета.

Примерами могут служить некоторые промышленные предприятия, осуществляющие работу еще с советских времен, которые до сих пор используют старые методики калькулирования себестоимости продукции, не отвечающие требованиям рыночной экономики. В то же время есть множество примеров современных предприятий, на которых успешно внедрена система управленческого учета (ПАО «Тандер» г. Краснодар, ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром» и др.).

В современных условиях необходима эффективная система управленческого учета для всех коммерческих организаций, цель которых состоит в максимальном получении прибыли. Не становятся исключением и предприятия, осуществляющие коммерческо-сбытовую деятельность.

Данная деятельность складывается из операций, связанных с приобретением товарной продукции и реализацией ее по более высоким ценам.

Объектами финансово-сбытовой деятельности являются, прежде всего, покупатель, потребности и предпочтения которого реализуются в продаже товара, а также сам товар, его стоимость и качество. Стоит так же отнести к объектам финансово-сбытовой деятельности каналы товародвижения, непосредственно через которые осуществляется доставка продукции от производителя к покупателю.

Организациям, осуществляющим коммерческо-сбытовую деятельность, как и любым другим организациям для успешного достижения главной цели, необходимо учитывать платежеспособный спрос покупателей. Для этого важно, чтобы управленческий учет основывался на маркетинговой ориентации товаров на рынке, а не только на сбытовой деятельности.

Концепция маркетинговой ориентации товаров на рынке включает в себя следующие постулаты:

1. Важен не сам товар, а нужды потребителей.

2. Производственный процесс должен быть более гибким.

3. Расширение товарного ассортимента обуславливает появление новой продукции.

4. Осуществление как краткосрочного, так долгосрочного планирования.

5. Производство (покупка) того, что в последующем успешно продается.

6. Достижение максимизации прибыли за счет удовлетворения спроса потребителя, а не за счет только роста объема продаж.

Задача субъектов рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодный товарно-денежный обмен между продавцом и покупателем.

Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе «товар-деньги» навстречу друг другу.

Управленческий учет, как упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений организации информации и показателей для управленческого звена организации помогает получить ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности. В системе управленческого учета консолидируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство каждого предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет [2].

Цель управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности состоит в том, чтобы подготовить качественную информационную базу по затратам, расходам и доходам организации для разработки и принятия управленческих решений.

Под процессами управленческого учета понимаются бизнес-процессы, с помощью которых производится анализ показателей финансово-сбытовой деятельности. Эта оценка может быть сделана на базе:

- первичных и вторичных документов фактов совершения коммерче-ско-сбытовой деятельности;

- прогнозных значений, полученных на базе известных показателей прибыли, продаж, расходов, доходов;

- использования сведений о будущих операциях и сделках.

Для того чтобы избежать возможных ошибок, пропусков, случайных или умышленных искажений, в организации следует определить круг основных задач, решаемых в процессе внедрения и функционирования подсистемы управленческого учета. К таким задачам относятся:

- разработка стандартов по управленческому учету;

- выбор центров ответственности и определение места возникновения затрат, расходов и доходов, разграничение прав и обязанностей между ними;

- выбор эффективной методики ведения управленческого учета, отвечающей как запросам пользователей, так и требованиям нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет. Выполнение данной задачи позволить сократить трудозатраты калькулирования себестоимости товаров;

- разработка системы бюджетирования, для того, чтобы четко управлять ресурсами компании;

- определение сроков сдачи управленческой отчетности по коммер-ческо-сбытовой деятельности;

- осуществление мониторинга за состоянием и развитием управленческого учета.

Предприятия, осуществляющие коммерческо-сбытовую деятельность, ведут бухгалтерский и управленческий учет только в разрезе издержек обращения. Это и отличает их от организаций других отраслей.

Издержками обращения торговых предприятий называют затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выраженные в денежной форме, связанные с движением товаров от производителя (поставщика) до потребителя.

Перед специалистом, осуществляющим управленческий учет издержек обращения, ставятся две основные задачи:

1. Своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов.

2. Мониторинг использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В настоящие время издержки обращения классифицируют по различным признакам. В целом их можно разделить на:

Операционные издержки - расходы торговых предприятий, которые непосредственно связаны с продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы, расходы на заработную плату торгового персонала, расходы по аренде и содержанию торговых зданий, помещений, инвентаря, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже. К ним относятся расходы, связанные с заключением сделок и их осуществлением, включающие затраты на поиск и выбор партнеров, оформление, подписание соглашений, контроль за их исполнением, расходы на повышение квалификаций отдельных работников, а также затраты, обусловленные возникновением непредвиденных ситуаций.

Административно-управленческие издержки - расходы, связанные с деятельностью аппарата управления торгового или коммерческого предприятия, т.е. обусловленные хозяйственной деятельностью. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграф-ные и канцелярские расходы, расходы по командировкам и т.д. [3].

Все эти расходы вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.

С учетом организационных и других особенностей коммерческой организации необходимо выделять центры ответственности и места возникновения затрат, расходов и доходов. При этом следует равномерно распределять риск, связанный с функциональной перегруженностью центров ответственности. Например, в розничной торговой организации риск невыполнения бюджета продаж можно распределить между отделами снабжения (центр затрат) и продаж (комплексный центр затрат и доходов), поскольку получение выручки от продажи товаров в определенной степени зависит от выполне-

ния бюджета снабжения (закупок). Такое распределение риска невыполнения бюджета продаж закрепляет взаимосвязь и усиливает ответственность названных центров ответственности.

В процессе формирования системы управления учета коммерческо-сбытовой деятельности организации сталкиваются с рядом проблем, которые можно разделить на две группы: методологические и организационные.

К методологическим можно отнести:

1) отсутствие системного подхода к разработке и внедрению управленческого учета, понимания основной сути управленческого учета как единой информационной системы предприятия;

2) ориентация предприятий на предоставление информации внешним пользователям и отсутствие сформированной информации для внутренних пользователей управленческой информации;

3) отсутствие связи стратегического плана и бюджета компании;

4) несоблюдение процедур и регламентов бюджетирования.

Одной из самых распространенных проблем, с которой сталкивается специалист, формирующий управленческий учет финансово-сбытовой деятельности - это, то, что процедуры управленческого учета не имеют строгого регламента в предоставлении результатов. Поэтому ему необходимо опираться на собственный опыт и на утвержденные методики формирования показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Анализ точек зрения ведущих ученых-экономистов и специалистов в области управленческого учета показывает, что большинство из них рекомендуют западноевропейские калькуляционные подсистемы (методики учета затрат и исчисления себестоимости продукции). Одной из которых является система директ-костинг. Данная система калькулирования себестоимости эффективна в снабженческо-сбытовых организациях, имеющих несколько сфер приложения управленческих усилий (центров ответственности), например в многопрофильной деятельности с широким ассортиментом продукции (работ, услуг). Это позволяет четко планировать расходы и прибыль, контролировать соблюдение нормативов расходов и таким образом обеспечивать снижение издержек по каждому центру ответственности. При выборе той или иной методики калькулирования следует уделять внимание управлению косвенными затратами и определение рентабельности продаж. На основе этих положений многие специалисты выделяют и рекомендуют методику ABC, позволяющую точно рассчитать величины косвенных затрат по товарным группам, определить выгодность покупателей или поставщиков.

При разработке форм бюджетов необходимо отражать в них все существенные показатели, характеризующие деятельность организации.

Западные методики управленческого учета в основном ориентированы на промышленные предприятия. Публикации методик внедрения управленческого учета в снабженческо-сбытовых организациях практически отсут-

ствуют, хотя потребность в разнообразной оперативной информации здесь не меньшая, чем при производстве продукции.

Количество предприятий, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, составляет 35 % от общего числа в РФ за 2015 год. А количество предприятий обрабатывающего производства составляет 8,2 % от общего числа организаций в РФ за 2015 год [6].

Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов для управленческого учета организаций, осуществляющих коммерческо-сбытовую деятельность, является СУР-анализ. Он позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

Основными задачами СУР-анализа являются:

1. Расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат - точка безубыточности (порог рентабельности).

2. Исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных условиях получение необходимой суммы прибыли.

3. Оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособным (запас финансовой прочности).

4. Определение цены на продукцию, позволяющее обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне.

5. Выбор наиболее эффективных технологий производства.

6. Принятие оптимального производственного плана.

В связи с тем, что СУР--анализ помогает менеджерам определить, как будет изменяться прибыль под воздействием этих факторов, он является достаточно важным инструментом для принятия многих управленческих решений, направленных на то что производить, по какой цене продавать, какую рыночную стратегию использовать, какую структуру затрат поддерживать [4].

Среди организационных проблем можно выделить:

1) отсутствие мотивации к правильному ведению управленческому учету у специалиста;

2) отсутствие грамотно прописанной учетной политики организации, ее устава;

3) недостаточная квалификация сотрудников - участников процесса и отсутствие опыта.

Из перечисленных организационных ошибок при внедрении управленческого учета нужно особо выделить проблему недостаточной квалификации сотрудников и отсутствие мотивации. Экономия на подготовке работников, отсутствие системы материального стимулирования порождают равнодушие к задачам управления и, более того, скрытое противодействие проводимым мероприятиям, которые увеличивают объем учетно-аналитической работы. Ведение управленческого учета - это трудоемкая работа, но эту проблему, возможно, решить, например, за счет проведение семинаров и

тренингов в организации, привлечением работников, осуществляющих работу по постановке и ведению управленческого учета за счет установления определенного процента прибыли.

Сократить затраты связанные с ведением управленческого учета на предприятии возможно с помощью компьютерных технологий. Несмотря на то, что для этого понадобятся дополнительные вложения на приобретение компьютерного программного обеспечения, потраченное время на обучение работников окупит себя за короткий срок.

Анализ проблем организации управленческого учета в российских организациях, изучение научной и учебно-методической литературы позволяют сделать вывод, что построение эффективной системы управленческого учета должно основываться на применении рациональной методологии, включающей в себя:

- управление по центрам ответственности и местам возникновения затрат, расходов и доходов посредством бюджетирования;

- выбор оптимальных методик калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), например, использование CVP-анализа;

- использование управленческой отчетности и современных компьютерных технологий.

В связи с этим каждая коммерческая организация, осуществляющая коммерческо-сбытовую деятельность, должна разрабатывать собственную модель управленческого учета, вписывающуюся в концепцию бизнеса и обеспечивающую получение качественной информации для подготовки управленческих решений.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 № 149-ФЗ). Принят Государственной Думой 22.11.2011. Одобрен Советом Федерации 29.11.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50 - С. 7344

2. Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник / Г.Я. Остаев. - М.: Дело и сервис, 2015. - 272 с.

3. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы / М.С. Кузьмина. - М.: Кнорус, 2013. - 248 с.

4. Пономаренко Е.А. СУР--анализ, как инструмент принятия управленческих решений [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. -2014. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management.

5. Каверина О.Д. Организация управленческого учета: проблемы и суждения // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 8.

6. Сайт Российской государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/.

7. Кузнецова И.М. Методика формирования бюджета денежных средств // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 883-887.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.