Научная статья на тему 'Современные проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики'

Современные проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2903
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC SYSTEM OF REGION / FACTORS OF REGIONAL DEVELOPMENT / RESOURCES OF REGIONAL DEVELOPMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION / STRATEGIC DEVELOPMENT OF REGION / THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF REGION / ECONOMIC POTENTIAL / BUDGETARY REGULATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ананьева Олимпиада Николаевна

Рассмотрены проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики, проведена оценка её экономического потенциала, на основе которой предложены основные стратегические направления развития республики в современных условиях изменения макроэкономических параметров национальной экономики как внешней среды для регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ананьева Олимпиада Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC

In article problems of social and economic development of the Chuvash republic are considered, the estimation of its economic potential is spent. On which basis the basic strategic directions of development of republic in modern conditions of change of macroeconomic parametres of national economy, as environment for regional development are offered

Текст научной работы на тему «Современные проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики»

УДК 338(470.344)

О.Н. АНАНЬЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: экономическая система региона, факторы регионального развития, ресурсы регионального развития, социально-экономическое развитие региона, стратегическое развитие региона, программа развития региона, экономический потенциал, бюджетное регулирование, инновационное развитие.

Рассмотрены проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики, проведена оценка её экономического потенциала, на основе которой предложены основные стратегические направления развития республики в современных условиях - изменения макроэкономических параметров национальной экономики как внешней среды для регионального развития.

О-N. ANANEVA

MODERN PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: economic system of region, factors of regional development, resources of regional development, social and economic development of region, strategic development of region, the program of development of region, economic potential, budgetary regulation, innovative development.

In article problems of social and economic development of the Chuvash republic are considered, the estimation of its economic potential is spent. On which basis the basic strategic directions of development of republic in modern conditions - of change of macroeconomic parame-tres of national economy, as environment for regional development are offered

Под функционированием и развитием экономики региона необходимо понимать способ совершенствования социально-экономических процессов в регионе, осуществляемый в рамках контура стратегического развития в целях повышения экономического потенциала, обеспечивающего в регионе расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста.

Можно выделить два типа функционирования и стратегического развития экономики региона - ситуационное и регламентное. Ситуационное функционирование и развитие экономики региона основано на типовых и конкретных ситуациях (реакция на внешнюю и внутреннюю среду и т.д.). Регламентное функционирование и развитие экономики региона состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок экономической деятельности в регионе, когда основной акцент делается на обязательности разработки стандартов и стандартизации процессов функционирования и развития. Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора -совершенствования структур, регламентирующих процессы функционирования и развития экономики региона. Главная задача структур регионального развития заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, а также тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии.

Административные преобразования являются отражением глобальной тенденции в области стратегического развития экономики региона в Италии, Австралии и США. В Италии постепенно укореняется используемая ЕС методика стратегического территориального планирования и развития ресурсов экономики проблемных районов на основе принципа сетевого взаимодействия местных ор-

ганизаций и хозяйствующих единиц. В свою очередь, опыт Австралии в осуществлении мероприятий в области развития экономики регионов страны актуален для России в части разработки региональных проектов, направленных на поиск путей сбалансированных хозяйственных отношений и взаимодействий в регионе.

Американская практика предполагает построение общественных структур, которые могут содействовать развитию экономики регионов через: улучшение инфраструктуры; решение вопросов собственности на землю; планирование прерогативы на выдачу разрешений и регулирование; строительство и эксплуатацию общественных сооружений; получение льготных условий для бизнеса; маркетинг, эндогенное и экзогенное развитие бизнеса; поддержку и финансирование предпринимательства; совершенствование рынка недвижимости в регионе.

Развитие экономики Чувашской Республики требует значительных внешних инвестиций, необходимых для наращивания темпов развития традиционных отраслей, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В настоящее время экономика республики развивается неплохо, однако имеющиеся ресурсы используются не рационально и не полностью, что усиливает социально-экономические риски в регионе. Для их преодоления необходимо применение нового подхода к формированию и использованию экономического потенциала Чувашской Республики. Оптимальное решение этих задач позволит стать республике одним из важнейших субъектов в экономике России.

При этом под экономическим потенциалом региона понимается совокупность возможностей, рациональное сочетание и использование которых позволяют достичь основной цели социально-экономического развития - повышения качества жизни населения региона и качества его окружающей среды. Достижение целей развития экономики региона в значительной мере зависит от величины и степени использования его экономического потенциала. Среди ключевых составляющих экономического потенциала Чувашской Республики можно выделить следующие: ресурсно-производственная, трудовая, инвестиционная, инновационная и внешнеэкономическая. При этом обеспечение устойчивого развития республики возможно только путем повышения экономического потенциала региона за счет изменения структуры и качества экономических ресурсов республики.

В современной ситуации основными индикаторами развития экономики региона являются: экономический и финансовый индикаторы, уровень жизни и интегральный индикатор. При этом особого внимания заслуживает необходимость применения при оценке экономического потенциала региона точечного анализа социально-экономического состояния региона по конкретным направлениям: политический микроклимат, занятость, бюджетная обеспеченность, деловая активность, инвестиционная привлекательность конкретных проектов, перспективы градообразующих предприятий, возможности системных изменений. Результатом оценки экономического потенциала региона должна стать концепция его перспективного развития, в которой следует предусматривать максимальное использование имеющегося в регионе хозяйственного потенциала, ресурсов и связей с другими регионами для формирования конкурентоспособности данного региона.

Процесс участия государства в повышении экономического потенциала региона, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития экономики региона. Современные структуры управления социально-экономическими процессами в регионе переживают стадию реорганизации, что связано с децентрализацией системы управления, раз-

витием рыночных отношений, структурной перестройкой экономики, формированием региональных инфраструктур, т.е. изменением характера участия государства в повышении экономического потенциала региона.

Новые экономические условия требуют от государства создания сетевых структур управления координационного типа в региональных органах, которые позволят быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, при этом концентрировать все виды экономических ресурсов. Изменение характера участия государства в повышении экономического потенциала региона возможно через создание сетевых структур посредством формирования и обеспечения условий функционирования регионального агентства экономического развития.

В основе построения системы показателей оценки экономического потенциала региона должны лежать показатели хозяйственной деятельности основных участников экономики региона. При этом наиболее целесообразным при построении системы показателей оценки экономического потенциала региона представляется принцип реализации концепции совокупного регионального экономического процесса, когда выделяется четыре группы показателей: показатели основных и вспомогательных экономических процессов, показатели процессов жизнеобеспечения и показатели процессов, препятствующих развитию экономики региона.

Что касается Чувашской Республики, основными формами и методами эффективного развития ее экономического потенциала являются: соблюдение социальных прав и гарантий населения региона, привлечение инвестиций из федерального бюджета, пересмотр приоритетов развития, оптимизация расходов бюджетов всех уровне, использование программно-целевого планирования, финансово-экономическое воздействие на основные экономические агенты республики, улучшение работы в области предоставления налоговых льгот и др.

При этом активное внимание необходимо уделять повышению эффективности использования экономического потенциала региона через разработанную Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. Основными сценариями эффективного использования экономического потенциала республики могут быть: инерционный, стабилизационный, инновационный. В данном случае инвестиционная стратегия республики является инструментом эффективного использования экономического потенциала региона [4].

Основными взаимосвязанными блоками механизма совершенствования организационно-экономических характеристик реализации перспективного развития Чувашской Республики являются [5]: реформа государственного управления и местного самоуправления; реформирование бюджетного процесса и эффективное управление государственной собственностью в регионе; создание условий для инновационного развития республики; кадровое обеспечение реализации стратегии развития региона.

Особое место в создаваемой системе поддержки реформирования государственного управления и местного самоуправления в среднесрочной перспективе должен занять Фонд муниципального развития Чувашской республики, который будет являться основным каналом республиканской финансовой поддержки муниципальных инвестиционных проектов, а также система территориального и муниципального управления, обеспечивающая высокую степень управляемости перспективным развитием региона и ориентированная на максимально возможное в действующих экономических условиях удовлетворение потребностей населения республики.

При этом одной из основных целей формирования механизма совершенствования характеристик стратегии развития в рамках реформирования бюджетного

процесса и эффективного управления государственной собственностью в Чувашской Республике, является повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами, формирование оптимальных условий для интенсификации экономического развития, создание полноценных стимулов для органов управления по повышению качества результатов работы республиканских органов власти, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета. В данном случае управление государственной собственностью должно быть ориентировано на оптимизацию объектов и субъектов государственной собственности, определение приоритетных направлений в целях эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах общества и граждан.

Литература

1. Оливанова Т.Н. Формирование региональной инновационной системы как основы устойчивого социально-экономического развития региона (на примере Чувашской Республики) / Т.Н. Оливанова // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 472-476.

2. Смирнов В.В. Анализ эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 3. С. 184-189.

3. Смирнов В.В. Основные приоритеты в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 156-165.

4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020. Чебоксары, 2008.

5. Экономика Чувашской Республики / под ред. Л.П. Куракова. 2-е изд. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 576 с.

АНАНЬЕВА ОЛИМПИАДА НИКОЛАЕВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чувашский государственный университет; заместитель управляющего ОАО «Банк ВТБ» (в г. Чебоксары), Россия, Чебоксары (cbsaon1@cbs.vtb.ru).

ANANEVA OLIMPIADA NiKOLAeVnA - competitor of scientific degree of Candidate of Economical Sciences, Chuvash State University; assistant to the managing director of Open Society "Bank VTB" (to Cheboksary), Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.