Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загоруйко Ю.А.

В данной статье рассмотрены основные аспекты фармацевтического рынка в РФ: проанализирована роль фармацевтического рынка в экономике страны, проанализирован объем фармацевтического рынка в РФ за 2016 год, а также выявлены основные проблемы фармацевтического рынка в России.This article discusses the main aspects of the pharmaceutical market in the Russian Federation: to analyze the role of the pharmaceutical market in the country's economy, analyzed the volume of the pharmaceutical market in the Russian Federation for 2016, as well as the main problems of the pharmaceutical market in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА»

деятельности и деятельность каждого работника предприятия. Система контроля — это организация внутри организации, при правильном руководстве которой можно быстрее и качественнее достичь своих целей.

Использованные источники:

1.Кожухова, О.С. Финансовый контроллинг как новый элемент управления финансами компании / О.С. Кожухова // Экономические науки. - 2011. - №7. - с.182-185.

2.Солдатов, В.В. Финансовый контроллинг: место и роль на производственном предприятии / В.В. Солдатов // Справочник экономиста. -2013. - №7. - с.28-43.

3.http://biglibrary.ru - «Большая библиотека» (дата обращения: 13.04.2016) УДК 338.45

Загоруйко Ю.А. студент магистратуры

1 курс, институт управления, кафедра менеджмента и маркетинга

Научный руководитель: Слинков А.М.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

В данной статье рассмотрены основные аспекты фармацевтического рынка в РФ: проанализирована роль фармацевтического рынка в экономике страны, проанализирован объем фармацевтического рынка в РФ за 2016 год, а также выявлены основные проблемы фармацевтического рынка в России.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, рынок лекарственных препаратов.

This article discusses the main aspects of the pharmaceutical market in the Russian Federation: to analyze the role of the pharmaceutical market in the country's economy, analyzed the volume of the pharmaceutical market in the Russian Federation for 2016, as well as the main problems of the pharmaceutical market in Russia.

Keywords: pharmaceutical market, the market of medicines.

На сегодняшний день современная медицина не может обойтись без покупки препаратов. Поэтому развитие фармацевтического рынка является первостепенной задачей экономики России.

Российский рынок фармацевтической продукции состоит из коммерческого и государственного сегмента.

Второй по сравнению с первым включает продажи не только через аптеки, но и лечебно-профилактические учреждения и в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Коммерческий сегмент характеризуется ежегодной положительной динамикой и считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики страны.

Фармацевтический рынок РФ имеет сложную структуру. В ней взаимодействуют:

• потребители (пациенты и медицинские работники);

• посредники (оптовые и розничные реализаторы медикаментов);

• органы здравоохранения разных стран;

• производители лекарств.

Особенностями рынка фармацевтической продукции в России являются:

1. Высокая доля традиционных средств-дженериков (с составом и формой, как у оригинальных препаратов, но без патентной защиты) и преобладание безрецептурных лекарств.

2. Переход большинства предприятий на изготовление готовых лекарственных средств. Но из-за недостаточного опыта в разработке собственных препаратов, узкого ассортимента и невысокого качества продукции они не могут потеснить зарубежных игроков на рынке.

3. В развитых западных странах основные расходы на приобретение лекарств покрывает медицинская страховка, в России они возложены на конечных потребителей.

4. Склонность населения к фитотерапии, самолечению, покупке дешевых медикаментов.

Далее проанализируем динамику объема коммерческого рынка лекарственных препаратов в России с сентября 2015 г. по сентябрь 2016 г.

143,85

Объем, млн. руб. ♦ Прирост стоимостного объема к прошлому периоду * Средняя взвешенная цена, руб.

Рисунок 1 - Ежемесячный объем фармацевтического рынка РФ

Объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в сентябре 2016 г. составил 54,9 млрд. руб. (с НДС). По сравнению с августом емкость рынка увеличилась на 15,1%. [1]

В сравнении с сентябрем 2015 г. в текущем году объемы продаж увеличились на 21,7%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в сентябре 2016 г. по сравнению с августом возросла на 1,6% и составила 147,0 руб. [1]

Согласно индексу Ласпейреса, в течение сентября 2016 года цены в рублях увеличились на 1,1%. В долларовом выражении индекс цен также вырос на 1,0%. Всего же с начала 2016 года инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила 2,7% в рублевом выражении и 7,0% в долларах США.

Структура коммерческого рынка лекарственны препаратов в сентябре 2016 г. по части ценовых секторов претерпела существенные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. На 1,7% относительно сентября 2015 г. увеличилась доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. (за месяц доля выросла на 6,5%). На 0,9% увеличился удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150-500 руб. (48,2% в сентябре 2015 г. до 49,1% в сентябре 2016 г.). [1]

За месяц доля рассматриваемого ценового сектора выросла на 2,6%, что сопровождалось небольшим (на 1,5%) снижением средней цены упаковки лекарств (в итоге средняя стоимость составила 262,5 руб./упак.). Доля дорогостоящих препаратов в сентябре 2016 г. составила 28,8%, что на 3,3% меньше удельного веса группы в предыдущем месяце и на 0,6% меньше, чем в сентябре 2015 г.

При этом средняя стоимость упаковки в сентябре 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. выросла на 2,4% и оставила 901,3 руб./упак.

По итогам сентября 2016 г. 56% препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако в виду своей невысокой цены относительно импортных лекарств, в стоимостном выражении они занимали лишь 28%. [1]

Коммерческий сегмент рынка по итогам сентября 2016 г. на 46% был представлен рецептурными препаратами и на 54% безрецептурными лекарствами.

Таблица 1 - Рейтинг фармацевтических компаний за 2016 год

Рейтинг Компания Логотип

1 место Bayer - международный концерн со специализацией в области здравоохранения, сельского хозяйства и высокотехнологичных материалов. ö^) Bayer

2 место Novartis International AG— транснациональная фармацевтическая корпорация, вторая по величине в мире фармацевтическая компания, второй по размерам рыночной доли в Европе производитель фармацевтических препаратов. NOVARTIS

3 место Группа компаний Санофи является одним из глобальных лидеров в области здравоохранения, занимая по объему продаж 4-ое место в мире и 2-ое место в Европе1. Вся деятельность группы Санофи - разработка, производство и выведение на рынок лекарственных средств - нацелена на поиск оптимальных решений с целью удовлетворения потребностей и нужд пациентов. \ß SANOFI

На аптечном рынке России присутствуют более 950 фирм-производителей лекарственных препаратов. Примерно треть рынка занимают фармацевтические компании, входящие в Т0П-10.

Рейтинг компаний по стоимостному объему продаж в сентябре 2016 г. возглавила компания Bayer на втором месте - Novartis, на третьем месте -Sanofi.

ТОП брендов лекарственных средств по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам сентября 2016 г. лидировал препарат «Кагоцел» (1,0% от совокупных аптечных продаж), на втором месте «Терафлю» (0,9%) и третьем месте «Ингавирин» (0,8%).

Компания «Bayer» во втором месяце весны 2016 г. закрепилась на лидирующей позиции. Продажи лекарств компании совокупно выросли за месяц на 1,3%, рынок лекарств в целом рос эквивалентно, поэтому доля лидера существенно не поменялась.

Удельный вес коммерческого рынка ЛП, контролируемый компанией, составил в апреле 2016 г. 4,94%. Отметим, что спрос на ряд ключевых препаратов BAYER в апреле 2016 г.

Продажи компании Sanofi-Aventis, обосновавшейся на 2-й строчке рейтинга, увеличились за месяц на 2,5%, такой прирост спроса привел к небольшому увеличению рыночного присутствия данного производителя.

Катализаторами роста доли Sanofi-Aventis стали такие препараты, как «Лозап» и «Но-Шпа», продажи которых выросли в апреле 2016 г по сравнению с мартом на 3,7% и 5,9% соответственно.

Еще одна зарубежная компания из тройки лидеров - «Novartis», продемонстрировала в апреле рост продаж почти на 3,4%. Укреплению позиций компании в апреле 2016 г. способствовал всплеск спрос на препарат «Экзодерил» (объем продаж данного препарата вырос относительно уровня марта 2016 г. на 41,6%).

По нашему мнению, проблемами российского фармацевтического рынка являются:

1.Недостаточная платежеспособность населения из-за нестабильностив экономике страны.

2.Несовершенство регулирования отрасли на законодательном уровне.

3.Большое количество фальсифицированных препаратов.

4.Недостаток государственного финансирования программ лекарственного обеспечения, а такжеподдержки российских изготовителей.

5.Повышенный уровень конкуренции на рынке.

Таким образом, фармацевтический рынок России стремительно развивается. Ежегодно его объем увеличивается примерно на 14-15 %. Вместе с тем в этой отрасли существует много проблем, решением которых должно заниматься, в том числе и правительство РФ.

Использованные источники:

1.Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ за 2015 -2016 год DSM Group [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/analytics/september_2016_pharmacy_analysis.pdf

2.Виндекер М. В., Белоусов Д. А. Маркетинговое исследование рынка фармацевтических субстанций: практическая апробация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 666-670. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86145.htm.

3.Киселев А. И., Цапиков А. А. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 863-867.

4.Круглов В. Н., Пауков С. А. Фармацевтический кластер региона: инновационное обновление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 49. - С. 62-70. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76637.htm

5.Мартынюк О. В. Стратегии проникновения иностранных компаний на фармацевтический рынок Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 448-452.

6.Слинков А.М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.

7.Хосев А. М. Анализ показателей развития российского фармацевтического рынка в период экономического кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 689-694.

8.Шабельский В. С. Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 429-433.

УДК 338.001.36

Загретдинов Т.Р. студент 3 курса ФГБОУВО УГАТУ Россия, Уфа Zagretdinov T. R. student 3 courses Ufa state aviation technical university

Russia, Ufa

СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СССР И РФ COMPARISON OF ECONOMY OF THE USSR AND RUSSIAN

FEDERATION.

В какой стране был лучше уровень жизни и какая экономика была более развитой - СССР или Российской Федерации? На эти вопросы я постарался дать ответы в данной статье. Были рассмотрены экономика Советского Союза в послевоенный период и экономика Российской Федерации. Были выявлены недостатки государственного строя СССР, ошибки правительства Советского Союза, а так же другие причины, приведшие к распаду СССР. Рассмотрел влияние военных конфликтов на экономики РФ и СССР. Сравнил уровни промышленности, ВВП, а так же основные источники дохода стран.

Ключевые слова : экономика, ссср, рф, война, распад ссср, ввп. In what country the level of living and what economy was more developed - the USSR or the Russian Federation was better? On these questions I tried to give answers in this article. Were considered economy of the Soviet Union during the post-war period and economy of the Russian Federation. Shortcomings of the political system of the USSR, a mistake of the government of the Soviet Union, and also other reasons which led to the collapse of the USSR were revealed. Considered influence of the military conflicts on economies of the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.