жилые просторы...
современные проблемы реформирования ЖКХ
в сельской местности
Как известно, достижению высоких (приемлемых) показателей эффективности хозяйственной деятельности систем имеющих большое социально-экономическое значение, к которым, относится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), способствует качественно организованное управление. Начатая на несколько лет позже преобразований в других отраслях реформа ЖКХ, по словам специалистов, практически зашла в тупик [1, С. 12]. Особенно же остро в настоящее время стоит вопрос об управлении отраслью в сельской местности. Сегодня отсутствуют как единые модели систем управления ЖКХ (СУ ЖКХ), так и методические подходы к их
формированию в сельской местности.
Сложность управления отраслью на селе обусловлена его спецификой и неоднородностью. Из 33 районов Волгоградской области более 50% можно отнести к районам сугубо сельским. Это означает, что в районе практически отсутствуют крупные и средние промышленные потребители жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), основным видом деятельности является сельское хозяйство, уровень сельского населения равен или приближен к 100%, при этом общее число жителей не превышает 30 тыс. человек. ЖКХ этих районов характеризуется следующими количественными показателями. Уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом - от 6 до 45%, канализацией - от 5 до 45%, центральным отоплением - от 4 до 50%, горячим водоснабжение - от 0 до 28%. Рост числа аварий в сетях является следствием увеличивающейся степени износа инженерных коммуникаций (в среднем 60%). При этом отмечается стабильное сокращение производства жилищно-коммунальных услуг. За 15 лет отпуск воды уменьшился на 47%, пропуск сточных вод на 31%, отпуск тепловой энергии на 28%.
Беляев М.К.
докт. экон. наук, профессор
Добродеев А.В.
аспирант
Волгоградский
государственный
архитектурно-
строительный
университет
рыно\
куслуг
1в
_сложность
_управления
отраслью на селе
_обусловлена его
_спецификой
и неоднородностью
Характерная для всех районов области незначительная доля многоквартирной жилой площади (порядка 20% от общего жилищного фонда) свидетельствует о доминировании частных одно- и двухквартирных домов с приусадебными участками, что определяет специфику управления ими.
Надо сказать, что в состав районов входят сельские населенные пункты, столь же неоднородные в плане развития ЖКХ. Одни их них характеризуются практически полным отсутствием какого-либо ЖКХ, а другие наличием стандартного набора ЖКУ. Основными производителями и поставщиками ЖКУ на селе являются муниципальные многоотраслевые предприятия. В Волгоградской области их доля составляет порядка 80%. Следует тить, что из года в год растет число убы-ных предприятий. Если в 2004 году этот уровень равнялся 72%, то уже в 2005 г. данный показатель был превышен. В целом можно отметить отрицательную динамику по основным показателям, характеризующим развитие отрасли в сельской местности Волгоградской области.
На сегодняшний день, управление отраслью осуществляется в трех вариантах: первый - обслуживание сел из райцентра; второй - управление путем делегирования полномочий;
третий - управление на местах. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Однако, как показало проведенное нами экономическое исследование, в том числе структурно-организационных сторон деятельности ЖКХ в сельской местности, сегодня указанные варианты управления отраслью не соответствуют уровню развития рыночных отношений, а, следовательно, требуют совершенствования.
В структурном плане совершенствование должно осуществляться в нижеследующих направлениях.
1. Совершенствование структуры управляемой подсистемы, то есть предприятий и объектов ЖКХ.
российское предпринимательство
2. Совершенствование структуры управляющей _
подсистемы. _
3. Совершенствование структуры системы по- _
лучения, передачи и обработки информации; _
4. Совершенствование структуры системы под- _
готовки и переподготовки кадров. _
В СУ ЖКХ важной методологической основой _
является разделение функций между собствен- _
ником объектов ЖКХ, управляющей компани- _
ей и обслуживающими организациями.
Сегодняшний уровень развития СУ ЖКХ харак- _
теризуется частичным разделением. Данный _
вывод сделан на основе анализа существующих в сельских районах области структур управления. Установлено, что, начиная с 1993 г., во всех _
районах (в структуре районной администра- _
ции) области были созданы муниципальные уч- _
реждения (МУ) - служба «Заказчика». Надо ска- __Литература
зать, что создание служб «Заказчика» было нача- 1. Гавриленко В. Достиже-
то и полностью оправдано на первом этапе ре- ния или потери? // Ком-
формирования отрасли. Прекращение выпол- мунальный комплекс Рос-
нения функций заказчика подрядными эксплу- сии. 2005, №6, С. 10-12_
атационными организациями позволило пе- 2. Гутман ГВ. Совершен-
рейти к их конкурсному отбору, особенно в час- ствование системы уп-
ти проведения работ по капитальному ремонту. равления жилищно-ком-
По нашему мнению, необходима реорганиза- мунальным комплексом в
ция службы «Заказчика» за счет изменения ее условиях рыночных ре-
организационно-правовой формы в ЗАО форм. / ГВ. Гутман, А.М.
(ООО), где в собственности местных властей Саралидзе, ИБ. Шатрун;
будет находиться от 50 плюс одна акция до Мин-во образования РФ.
100% акций. В результате этого будет создана Владимирский государ-
полноценная управляющая компания, которая ственный университет -
в большей степени, чем МУ, соответствует сов- Владимир: 2001. - 151с_
ременным экономическим условиям и создает 3. Кирилюк АМ. Создание необходимые стимулы для формирования ка- жилищно-коммунальных чественных и наиболее эффективных договор- служб в сельской местных отношений. ности // Журнал руково-Также необходимо обязательная классифика- дителя и главного бухгал-ция районов и сельских населенных пунктов тера ЖКХ. - 2003, №3 -по уровню развития и структуре ЖКХ. Это поз- часть 1, С. 40-46 волит провести поэтапное реформирование 4-Хохлов СН. Современные отрасли, создать базовые модели управления и экономические модели уп-повысить уровень регионального и местного равления в ЖКХ. //Журнал мониторинга. руководителя и главного
рынок услуг