Научная статья на тему 'Современные проблемы реформирования отечественных вузов'

Современные проблемы реформирования отечественных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ОПОРНЫЕ ВУЗЫ / ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев А. А., Фираго В. И.

Вопросы реформирования отечественных вузов постоянно находятся в поле зрения всего общества, исследователей и практиков. Отечественные вузы уже перешли на подготовку бакалавров и магистров «по зарубежным лекалам», но ожидаемого результата нет. Постоянно меняются образовательные стандарты но качество подготовки студентов желает лучшего. Сегодня возникло «новое веяние» административного аппарата любой ценой создать опорные региональные вузы. Однако четкого понимания реализации данного проекта нет даже у самих вузов. Все это повышает напряженность, как в самих вузах, так и в обществе, и актуализирует проблему «нового» реформирования вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реформирования отечественных вузов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

обосновывать свои суждения и действия [2].

Деловые игры многообразны по содержанию, формам проведения, субъектному составу и т.д. Так, например, блиц-игры не требуют предварительной подготовки и тренируют навыки принятия решений в экстремальных ситуациях, а с предварительной подготовкой формируют навыки планирования и системного анализа первоначальных данных.

Наряду с вышеописанными методами широко применяются тренинги, то есть обучение с основным упором на практическую отработку изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Характерной особенностью данного метода является сочетание индивидуальной работы студена по проблеме и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы, что, в свою очередь, способствует определению межпредметных связей.

В целях стимулирования поиска решения новых проблем, открытия новых для субъекта знаний используется метод контрпримера, позволяющий быстро распознать информацию с точки зрения её истинности и ложности, проанализировать её, отобрать и использовать. Чтобы доказать обучающимся эффективность контрпримеров, необходимо убедить их в том, что для доказательства ложности утверждения достаточно построить только один контрпример. На начальной стадии использования этого метода преподаватель должен достаточно обстоятельно показать примеры создания контрпримеров, но в дальнейшем это должно стать делом самих обучающихся [1].

Таким образом, применение на практике различных интерактивных методов обучения способствуют формированию навыков совместной и индивидуальной конструктивной исследовательской работы студента, проявлению творческих возможностей, совершенствованию личностных и профессиональных качеств. Список использованной литературы:

1. Валеева М.А. Использование интерактивных методов обучения студентов в образовательной среде вуза // Философия образования. - Новосибирск, 2010. — № 2 (31). - С. 75 - 82.

2. Максимова Н.Л., Афанасьева И.М. Деловые игры в системе преподавания медико-экологических дисциплин в архитектурно-строительном университете Нижнего Новгорода / Н.Л. Максимова, И.М. Афанасьева. // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.

3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

4. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В.Власюк и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. -М.: Высшая школа, 2006.

5. Стопников С О. Моделирование с точки зрения профессионального образования / С.О. Стопников // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.

© Кашаева Е.М., 2015

УДК 65.01

А.А. Киселев, к.п.н, профессор В.И. Фираго, к.э.н, доцент Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация

Вопросы реформирования отечественных вузов постоянно находятся в поле зрения всего общества,

225

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

исследователей и практиков. Отечественные вузы уже перешли на подготовку бакалавров и магистров «по зарубежным лекалам», но ожидаемого результата нет. Постоянно меняются образовательные стандарты - но качество подготовки студентов желает лучшего. Сегодня возникло «новое веяние» административного аппарата - любой ценой создать опорные региональные вузы. Однако четкого понимания реализации данного проекта нет даже у самих вузов. Все это повышает напряженность, как в самих вузах, так и в обществе, и актуализирует проблему «нового» реформирования вузов.

Ключевые слова

Реформирование отечественных вузов, качество подготовки студентов, опорные вузы, проблемы реформирования.

Уже длительное время в России продолжается реформирование высшего профессионального образования. Это происходит в условиях перехода отечественной экономики на новые условия хозяйствования. Тем не менее, проблемы в отечественном высшем профессиональном образовании продолжают нарастать. Во-первых, ушло в прошлое распределение выпускников отечественных вузов на работу. И сегодня большинство выпускников отечественных вузов уверены в том, что найти «хорошую» работу по специальности можно только «по знакомству». Это не способствует активизации работы студентов по повышению качества своей подготовленности, так как он стремится в процессе учебы получить хоть какой-то стаж работы. Полагаем, что решением данной проблемы могло бы стать выделение вузам мест на распределение лучших выпускников в крупные государственные организации. А производство получило бы новый импульс развития в виде молодых и креативных профессиональных кадров. Во-вторых, отечественные вузы перешли на подготовку бакалавров и магистров «по иностранным лекалам». Считалось, что подготовка бакалавров должна обеспечить большую практико-ориентированную профессиональную подготовленность выпускника вуза. Однако возникла идея прикладного бакалавриата, которая плохо «приживается» в отечественной практике. При этом работодатели воспринимают бакалавров как «недоученных» специалистов и желают получать на работу уже только магистров. Полагаем, что можно было бы подумать о том, чтобы ориентироваться не на иностранные стандарты в образовании, а вернуться к отработанной годами отечественной практике подготовки специалистов. При этом, выполняя обязательства по Болонскому процессу, одновременно можно было бы выдавать студентам отечественных вузов и диплом бакалавра (на предпоследнем курсе) и диплом специалиста (по окончанию вуза). В-третьих, сегодня идет «новая волна» реформ в высшем профессиональном образовании, связанная с созданием опорных вузов. При этом складывается ощущение, что это делается не в целях повышения эффективности подготовки студентов, а в «физическом» сокращении вузов. Так, например, в срочном порядке со стороны администрации образования Ярославской области была сделана попытка создания опорного вуза путем присоединения государственного технического университета, то есть его уничтожения его как учебного заведения, к государственному университету, по своей дающему экономическое и гуманитарное образование. При этом никаких регламентирующих документов, проработанных и просчитанных результатов такой реформы, обобщения уже имеющегося опыта, к сожалению, нет. Да и никакой социальной составляющей данный проект не имеет. Более того, уже имеющийся опыт подобных преобразований, на наш взгляд, показал пагубность такого реформирования. Так, например, вследствие объединения разнопрофильных вузов в Архангельской и Вологодской областях большая часть молодых людей из этих областей едут для получения технического образования в Ярославль. Следовательно, сегодня нужно не «любой ценой», в первую очередь, через сокращение специализированных вузов, создавать опорные вузы, а продумать и просчитать возможность создания опорных вузов по направлениям подготовки: инженерных, педагогических, медицинских и др. При этом главным принципом должно быть правило - не навреди.

Таким образом, современная практика требует более взвешенного подхода к реформированию отечественных вузов. Необходимо решать не конъюнктурные вопросы, а реальные вопросы по повышению качества подготовки студентов в отечественных вузах на основе реальных потребностей экономики страны.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

При этом реформирование вузов должно проходить после тщательной проработки, одобрения всего общества и профессионального обоснования необходимости проведения реформ. Список использованной литературы:

1. Киселев А.А, Косарев А.В., Коробов В.А. Проблемы формирования управленческих компетенций у студентов технических специальностей / Современные концепции развития науки: сб. статей межд. науч.-практ. конф. (18 сентября 2015 г.). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 108-110.

2. Киселев А.А. Создание «опорных» региональных вузов: проблемы и перспективы / Образование: традиции и инновации: Материалы IX межд. науч.-практ. конф. (8 октября 2015 года). - Прага: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2015. - С. 244-245.

© Киселев А.А., Фираго В.И., 2015

УДК-378

Л.А.Кузнецова

К.п. н., доцент, факультет технологии, предпринимательства и сервиса Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл, РФ

О.Г. Лысаг

Старший преподаватель, факультет технологии, предпринимательства и сервиса Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл, РФ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье даётся общий обзор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в инновационном образовании: Интернет, ICQ, Skype, электронная почта, социальные сети (ВКонтакте, Facebook и т.п.), база среды Moodle и т.д.

Ключевые слова

Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет, образовательного процесса,

«компьютерные технологии».

Современный уровень развития общества требует от образования активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека, проникали во все сферы человеческой деятельности. Сегодня в ходе образовательного процесса широко используются электронные библиотеки, мультимедиа, системы оперативного поиска, обработки и передачи информации, электронная почта и Интернет, всем этим сегодня пользуются как студенты, так и преподаватели.

ИКТ должны стать не дополнением в образовательном процессе, а неотъемлемой его частью, которая в значительной степени повысит его эффективность. В последнее десятилетие применение ИКТ в сфере образования вызывает повышенный интерес у представителей педагогической науки. Значительный вклад в разработку проблемы использования компьютерной технологии в обучении внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Использование компьютера при изложении нового материала позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что трудно воспринимается на статичных рисунках. Схожие возможности есть у видео фильмов. Но фильмы, лишены интерактивности, они не позволяет преподавателю изменять параметры модели в соответствии с возникающими в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.