МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
2410-6070
обосновывать свои суждения и действия [2].
Деловые игры многообразны по содержанию, формам проведения, субъектному составу и т.д. Так, например, блиц-игры не требуют предварительной подготовки и тренируют навыки принятия решений в экстремальных ситуациях, а с предварительной подготовкой формируют навыки планирования и системного анализа первоначальных данных.
Наряду с вышеописанными методами широко применяются тренинги, то есть обучение с основным упором на практическую отработку изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Характерной особенностью данного метода является сочетание индивидуальной работы студена по проблеме и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы, что, в свою очередь, способствует определению межпредметных связей.
В целях стимулирования поиска решения новых проблем, открытия новых для субъекта знаний используется метод контрпримера, позволяющий быстро распознать информацию с точки зрения её истинности и ложности, проанализировать её, отобрать и использовать. Чтобы доказать обучающимся эффективность контрпримеров, необходимо убедить их в том, что для доказательства ложности утверждения достаточно построить только один контрпример. На начальной стадии использования этого метода преподаватель должен достаточно обстоятельно показать примеры создания контрпримеров, но в дальнейшем это должно стать делом самих обучающихся [1].
Таким образом, применение на практике различных интерактивных методов обучения способствуют формированию навыков совместной и индивидуальной конструктивной исследовательской работы студента, проявлению творческих возможностей, совершенствованию личностных и профессиональных качеств. Список использованной литературы:
1. Валеева М.А. Использование интерактивных методов обучения студентов в образовательной среде вуза // Философия образования. - Новосибирск, 2010. — № 2 (31). - С. 75 - 82.
2. Максимова Н.Л., Афанасьева И.М. Деловые игры в системе преподавания медико-экологических дисциплин в архитектурно-строительном университете Нижнего Новгорода / Н.Л. Максимова, И.М. Афанасьева. // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.
3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
4. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В.Власюк и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. -М.: Высшая школа, 2006.
5. Стопников С О. Моделирование с точки зрения профессионального образования / С.О. Стопников // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.
© Кашаева Е.М., 2015
УДК 65.01
А.А. Киселев, к.п.н, профессор В.И. Фираго, к.э.н, доцент Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация
Вопросы реформирования отечественных вузов постоянно находятся в поле зрения всего общества,
225
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
исследователей и практиков. Отечественные вузы уже перешли на подготовку бакалавров и магистров «по зарубежным лекалам», но ожидаемого результата нет. Постоянно меняются образовательные стандарты - но качество подготовки студентов желает лучшего. Сегодня возникло «новое веяние» административного аппарата - любой ценой создать опорные региональные вузы. Однако четкого понимания реализации данного проекта нет даже у самих вузов. Все это повышает напряженность, как в самих вузах, так и в обществе, и актуализирует проблему «нового» реформирования вузов.
Ключевые слова
Реформирование отечественных вузов, качество подготовки студентов, опорные вузы, проблемы реформирования.
Уже длительное время в России продолжается реформирование высшего профессионального образования. Это происходит в условиях перехода отечественной экономики на новые условия хозяйствования. Тем не менее, проблемы в отечественном высшем профессиональном образовании продолжают нарастать. Во-первых, ушло в прошлое распределение выпускников отечественных вузов на работу. И сегодня большинство выпускников отечественных вузов уверены в том, что найти «хорошую» работу по специальности можно только «по знакомству». Это не способствует активизации работы студентов по повышению качества своей подготовленности, так как он стремится в процессе учебы получить хоть какой-то стаж работы. Полагаем, что решением данной проблемы могло бы стать выделение вузам мест на распределение лучших выпускников в крупные государственные организации. А производство получило бы новый импульс развития в виде молодых и креативных профессиональных кадров. Во-вторых, отечественные вузы перешли на подготовку бакалавров и магистров «по иностранным лекалам». Считалось, что подготовка бакалавров должна обеспечить большую практико-ориентированную профессиональную подготовленность выпускника вуза. Однако возникла идея прикладного бакалавриата, которая плохо «приживается» в отечественной практике. При этом работодатели воспринимают бакалавров как «недоученных» специалистов и желают получать на работу уже только магистров. Полагаем, что можно было бы подумать о том, чтобы ориентироваться не на иностранные стандарты в образовании, а вернуться к отработанной годами отечественной практике подготовки специалистов. При этом, выполняя обязательства по Болонскому процессу, одновременно можно было бы выдавать студентам отечественных вузов и диплом бакалавра (на предпоследнем курсе) и диплом специалиста (по окончанию вуза). В-третьих, сегодня идет «новая волна» реформ в высшем профессиональном образовании, связанная с созданием опорных вузов. При этом складывается ощущение, что это делается не в целях повышения эффективности подготовки студентов, а в «физическом» сокращении вузов. Так, например, в срочном порядке со стороны администрации образования Ярославской области была сделана попытка создания опорного вуза путем присоединения государственного технического университета, то есть его уничтожения его как учебного заведения, к государственному университету, по своей дающему экономическое и гуманитарное образование. При этом никаких регламентирующих документов, проработанных и просчитанных результатов такой реформы, обобщения уже имеющегося опыта, к сожалению, нет. Да и никакой социальной составляющей данный проект не имеет. Более того, уже имеющийся опыт подобных преобразований, на наш взгляд, показал пагубность такого реформирования. Так, например, вследствие объединения разнопрофильных вузов в Архангельской и Вологодской областях большая часть молодых людей из этих областей едут для получения технического образования в Ярославль. Следовательно, сегодня нужно не «любой ценой», в первую очередь, через сокращение специализированных вузов, создавать опорные вузы, а продумать и просчитать возможность создания опорных вузов по направлениям подготовки: инженерных, педагогических, медицинских и др. При этом главным принципом должно быть правило - не навреди.
Таким образом, современная практика требует более взвешенного подхода к реформированию отечественных вузов. Необходимо решать не конъюнктурные вопросы, а реальные вопросы по повышению качества подготовки студентов в отечественных вузах на основе реальных потребностей экономики страны.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
При этом реформирование вузов должно проходить после тщательной проработки, одобрения всего общества и профессионального обоснования необходимости проведения реформ. Список использованной литературы:
1. Киселев А.А, Косарев А.В., Коробов В.А. Проблемы формирования управленческих компетенций у студентов технических специальностей / Современные концепции развития науки: сб. статей межд. науч.-практ. конф. (18 сентября 2015 г.). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 108-110.
2. Киселев А.А. Создание «опорных» региональных вузов: проблемы и перспективы / Образование: традиции и инновации: Материалы IX межд. науч.-практ. конф. (8 октября 2015 года). - Прага: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2015. - С. 244-245.
© Киселев А.А., Фираго В.И., 2015
УДК-378
Л.А.Кузнецова
К.п. н., доцент, факультет технологии, предпринимательства и сервиса Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл, РФ
О.Г. Лысаг
Старший преподаватель, факультет технологии, предпринимательства и сервиса Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл, РФ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье даётся общий обзор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в инновационном образовании: Интернет, ICQ, Skype, электронная почта, социальные сети (ВКонтакте, Facebook и т.п.), база среды Moodle и т.д.
Ключевые слова
Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет, образовательного процесса,
«компьютерные технологии».
Современный уровень развития общества требует от образования активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека, проникали во все сферы человеческой деятельности. Сегодня в ходе образовательного процесса широко используются электронные библиотеки, мультимедиа, системы оперативного поиска, обработки и передачи информации, электронная почта и Интернет, всем этим сегодня пользуются как студенты, так и преподаватели.
ИКТ должны стать не дополнением в образовательном процессе, а неотъемлемой его частью, которая в значительной степени повысит его эффективность. В последнее десятилетие применение ИКТ в сфере образования вызывает повышенный интерес у представителей педагогической науки. Значительный вклад в разработку проблемы использования компьютерной технологии в обучении внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Использование компьютера при изложении нового материала позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что трудно воспринимается на статичных рисунках. Схожие возможности есть у видео фильмов. Но фильмы, лишены интерактивности, они не позволяет преподавателю изменять параметры модели в соответствии с возникающими в процессе